Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Проблема предмета и границ исследования взаимоотношений социальных групп

2024-01-18 420
Проблема предмета и границ исследования взаимоотношений социальных групп 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Теперь, более отчетливо представляя логику развития человека и человеческих групп с точки зрения формирования межгрупповых отношений, мы можем более ясно очертить предмет нашего изучения и те основные ориентиры, которые будут направлять наш анализ в соответствующее русло.

Общие выводы, которые можно сделать из предыдущих рассуждений, заключаются в том, что взаимодействие социальных групп является продуктом развития механизмов отражения и реагирования, сложившихся в ходе эволюции природы. Переход от физического к биологическому взаимодействию элементов взаимодействующих систем сопровождался на определенной стадии развития организмов появлением моделирования воздействия, то есть психики (163). Сохраняемая в памяти организма, модель позволяет реагировать не на абсолютную величину воздействия, а на структуру этого воздействия.[38] Простое чередование воздействий вещей преобразуется в организацию взаимодействия, при котором немедленная и пассивная реакция на воздействие может быть замещена реакцией отсроченной и целесообразной. Появляется возможность принципиально новой организации взаимодействия на основе поведения особи, обладающей психикой и опосредования связи этой особи с окружающим ее миром сигналами.

Таким образом при исследовании систем, в которых одним из взаимодействующих элементов является живой организм, мы вынуждены выделить относительно самостоятельный, психологический уровень организации взаимодействия .

Чтобы понять, как осуществляется этот уровень организации, мы вынуждены обратиться к исследованию биопсихологических связей. Эти связи обеспечивают индивидуальную (хотя нередко проводимую в границах группы родственных особей) жизнь субъекта.

Психологические отношения, став кардинальным фактом развития человека, приводят к появлению у него свойства социальности, поднимающей человеческого индивида до уровня личности. Это делает реальным существование группового субъекта, появление социально-психологических отношений между социальными группами и, следовательно, развитие общества и государства. Поэтому для того, чтобы понять основу развития и детерминированности психикой социологических процессов, происходящих в обществе, истоки и закономерности человеческой деятельности, мы должны переместить центр своего внимания с биопсихологических на психосоциальные явления. Ядро этих явлений составляют закономерности поведения групп в социальной системе их взаимодействия.

 В качестве принципа устройства социальной системы выступают межгрупповые социально-психологические отношения участников взаимодействия в процессе осуществления ими своей жизнедеятельности или, иными словами, их взаимоотношения.

Таким образом, объектом нашего исследования служат человеческие группы, которые являются перед нами как физические, психологические и социологические объединения людей.

Эти группы могут быть представлены нам и как совокупности физических тел, тождественных в определенном, группообразующем смысле друг другу, и как совокупности особей, представителей животного мира, получающих групповую детерминацию реакций через свою биологическую сущность, и как социальнопсихологическое единство, превращающее отдельных индивидов в группового субъекта, и как общественное объединение - продукт и главную движущую силу культурно-исторического развития человечества.

Поскольку знания о развитии общества являются для нас наиболее актуальными и связаны с возможностью преодоления современных кризисных процессов, основная аналитическая работа должна быть сконцентрирована в сфере взаимодействия групп как социальных образований. Они хотя и представляют собой абстракт реальных, социологических групп и, в известной мере, не зависят от конкретных условий, сложившихся в обществе, зато позволяют выделить те фундаментальные тенденции и явления, которые развиваются в ходе формирования и функционирования любых социологических систем.

Взаимодействие групп порождается и регулируется их взаимоотношениями. Поэтому, чтобы понять содержательную сторону взаимодействия групп, мы избрали групповые взаимоотношения в качестве предмета изучения, то есть в качестве тех элементов объекта, которые и придают ему содержательную специфику. Иными словами, предметом нашего исследования служат взаимоотношения человеческих групп, включенных в процесс реализации ими свойств принципиально новой системы организации универсума,основанной на принципе социального взаимодействия[39] .

Основной путь исследования, который делает явным ключевые моменты процесса функционирования межгрупповых взаимоотношений в структуре взаимодействия - это путь исследования их развития. В своем развитии явления последовательно проходят те качественные этапы, которые затем, в известной мере, симультанно разворачиваются во взаимодействии.

Поэтому один из главных ориентиров анализа взаимоотношений групп основан на идее взаимообусловленности развития и взаимодействия.

 

 Диалектичность.

Любое новое качество субъекта взаимодействия - следствие перестройки его внутренней структуры, вызванное требованиями взаимодействия. Оно появляется как продукт обмена отношениями, происходящего в процессе функционирования компонентов взаимодействия. Перестройка внутренней структуры субъекта расширяет возможности взаимодействия и ведет к трансформации его цели. Так, обмен психологическими отношениями людей приводит к возникновению свойства социальности и создает потенциал для развития личности. Это свойство в свою очередь порождает обмен взаимоотношений, который взамен утратившего силу биогенетического единства формирует группы как социально-психологические единства, обладающие способностями активного субъекта отношений.

Взаимодействие групповых субъектов и, следовательно, обмен межгрупповыми отношениями дает импульс к образованию социальной организации и трансформирует внутригрупповые структуры в соответствии с организационными потребностями. Это способствует развитию новых групповых свойств, делающих группы пригодными членами организации. "Реально взаимодействие и развитие составляют неразрывное единство: развитие во всех случаях опосредствуется взаимодействием, поскольку продукт развития всегда является продуктом взаимодействия; однако и само взаимодействие находится в тесной зависимости от развития; если развитие нельзя понять, не зная законов взаимодействия, то и взаимодействие вне развития остается непонятным..." (162, с.22).

Взаимодействие социальных групп является итогом эволюционного развития различных уровней организации универсума. Их соответствующая роль и влияние сохраняются в скрытой или очевидной форме в любом акте взаимодействия [40]. Поэтому учет влияния различных уровней формирования взаимоотношений на взаимодействие субъектов становится критически важным для нас..

Закономерное эволюционное развитие каждого уровня организации универсума происходит на основе свойств, реализованных предыдущими уровнями. Общественный уровень при этом "выступает как способ развития природного в человеке, а не как противостоящее природному (даже доминирующее) качество" (К.А.Абульханова-Славская) (32, с.120). Биологический уровень "определяется физическими свойствами и "законами", которые регулируют эти (биологические) функции: тело является субъектом гравитационных сил; животному требуется пища для энергии и т.д." (364, с.72).

Таким образом, анализ взаимоотношений социальных групп подразумевает смену принципа организации универсума и реинтеграцию предшествующих механизмов осуществления универсума на новом организационном основании, вызванном появлением свойства социальности. В этом заключен путь постепенного разворачивания потенциала Природы, в котором социальные группы представляют собой закономерную и необходимую вещь.

Поскольку истоки свойства социальности мы нашли в сфере психического отражения, то психологический уровень организации взаимодействия становится центральным в нашем исследовании. Он смыкает своими границами группу физическую, биологическую и социологическую, заставляя нас каждый раз добавлять к определению характера анализа соответствующего уровня частицу "психо-"[41].

Организация взаимодействия социальных групп включает в себя физические связи и отношения, такие например, как пространственные характеристики групповых границ. Мы вправе использовать для исследования таких связей законы и аналогии физического мира. Однако ценность для нас эти знания приобретут тогда, когда мы увидим - как физические переменные затрагивают психологические механизмы регуляции поведения групп и, обратно, как психология групп и изменения психологических отношений между ними меняют их физические свойства. Таким образом внутри уровневая физическая проблема превращается в психо\физическую [42].

Социальная система сохраняет в себе и такие свойства, которые обеспечивают функцию выживаемости человеческой особи и человеческого вида за счет приспосабливаемости к окружающей среде путем самоорганизации и организации своего окружения. Итогом оптимизации этой функции служит появление субъективной сферы психологических отношений. Эта сфера, в частности, в своих психических моделях отражает объективные характеристики межгрупповых связей, придавая им индивидуальный смысл, порождаемый проблемой самосохранения. В этом случае биологическая проблема межгруппового взаимодействия превращается в психо\биологическую.

Но самым важным для нас является социологический уровень организации взаимодействия групп, то есть уровень конкретной реализации межгрупповых отношений. Он стал возможен с появлением сферы интерсубъективного, в которой происходит не только индивидуальное психическое отражение объективных связей, но и отражение субъективного мира другого участника взаимодействия, в качестве которого в первую очередь выступают социальные группы, включенные в социальную систему взаимодействия. Познание закономерностей формирования и развития межгрупповых взаимоотношений в этом случае должно опираться на психо\социальный[43] анализ взаимодействия групп[44].

В практике применения разноуровневого анализа часто возникает проблема корректности дифференциации соответствующих уровней. Взаимопроникновение различных уровней организации взаимодействия друг в друга делает эту проблему чрезвычайно трудной. Тем не менее изучение диалектики отношений групп и групповых свойств должно проводиться с учетом того уровня, на котором они берутся и проверяться на адекватность этому уровню, чтобы не допустить неправомерных аналогий и гипотез.

На основе уже обсужденного материала мы можем сейчас сформулировать в виде сравнительной таблицы некоторые итоги физического, психо\биологического и психо\социального развития системы взаимодействия человеческих групп, когда они последовательно выступают как: объединения физических тел; объединения особей (индивидуальных субъектов); социальные единства (групповые субъекты). Учет изменения характеристик системы при переходе от одной аналитической плоскости к другой может послужить хорошей опорой для понимания дифференцирующих признаков, необходимых в ходе дальнейшего исследования (см.таблицу).

Следующий ориентир определяется двойственностью личности как носителя социального, так как она интегрирует в себе как индивидуальную, так и общественную суть человека.

 

Таблица


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.