Предисторическое развитие человека как следствие дифференциации психологических отношений от предмета. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Предисторическое развитие человека как следствие дифференциации психологических отношений от предмета.

2024-01-18 137
Предисторическое развитие человека как следствие дифференциации психологических отношений от предмета. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сделаем попытку теоретически представить логическую цепочку следствий, которые вызывает факт отделенности и относительной независимости психологических отношений от предмета. Может ли он (этот факт) действительно стать предпосылкой смены системного основания и необходимым условием, поднимающим биологическую организацию взаимодействия на социологический уровень?[21]

Одно из самых важных изменений в биоорганизации человека связано с тем, что по сравнению с животными он потерял остроту ощущений ряда важных физических стимулов, снизил пороги выносливости, утратил скорость некоторых реакций. Но приспособляемость его не только не ухудшилась, но возросла многократно. Это объясняется тем, что необходимость согласования своего организма с "императивными" стимулами природы трансформировалась в возможность преобразования этих стимулов в соответствии с потребностями человека.

Если детерминанты приспособления зарождаются в пространстве окружающей среды, то детерминанты преобразования должны появиться в пространстве субъективного мира.

Непосредственных следов, "впечатлений", которые получает животное в процессе своего соприкосновения с "предметами" окружающей среды, для создания такого мира явно недостаточно. Психологических отношений, сугубо психологического феномена, сопровождающего отражение этих "предметов", тоже недостаточно. Несмотря на то, что они возникают внутри организма и служат "мостиком" между животными и окружающей средой, обеспечивают живому организму функцию развертывания генетической программы в конкретных условиях существования и "подсказывают" соответствующую ситуации модель поведения, они (психологические отношения) не могут обеспечить программу преобразования.

Чтобы такая программа появилась на свет, необходимо преодолеть интегративную слитность психологического отношения с предметом, вызвавшим его, то есть "осуществить своеобразное дистанцирование (Fernstellung) и субстантивирование "окружающего мира" (245, с.55). Вне этого процесса вещи для животного не имеют константного значения (45, с.158). Для животного вообще "нет никаких "предметов", оно лишь экстатически вживается в свой окружающий мир, который оно в качестве структурны носит всюду, куда ни пойдет, как улитка свой дом" (245, с.55). Для того, чтобы реальность предстала перед животным независимой от его ощущений, психологическое отношение должно отделиться от предмета или явления и предстать как внутреннее ощущение, порожденное внешним миром, но противостоящее ему.

Такая относительная автономность делает психологическое отношение способным к обобщению и дальнейшей интеграции его в систему . психологических отношений человека к разным сторонам действительности.

Новый процесс опредмечивания отношений с психическими состояниями и переживаниями субъекта превращает человека из особи, управляемой инстинктами и средой, в субъекта преобразования реальности, мотивируемого своим уникальным внутренним миром.

Таким образом, с автономизацией психологических отношений меняется сам принцип соотношения элемента биосистемы и окружающей его природы. Это изменение отражено на рисунке. Выйдя из природы и противопоставив себя ей, человек с помощью интеллекта может познавать ее как целостность . Он может познавать объективные связи между явлениями и вещами независимо от своих природных потребностей, а иногда и вопреки этим потребностям.

Знания с этого момента могут приобрести свойства объективности и инвариантности[22]. Последние, порождают свойства универсальности и категориальности знания [23].

Теперь знания могут передаваться другим, быть приняты другими и накапливаться благодаря труду многих поколений. Таким образом, появляется со-знание объективных закономерностей, по которым развивается жизнь людей.

.

Факт появления ощущения отделенности психологических отношений значителен у уникален для развития человека. Он не просто позволяет смотреть объективно на явления действительности, но коренным образом меняет все психические процессы, состояния и свойства человека, подчиняя их внутрисубъектно формируемым целям[24] . Человек создает для себя сферу "свободных" содержаний, объединенных категориальными рамками и развернутых не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

Пространство может быть представлено внутри человека бесчисленным количеством отраженных объективных связей, в центре которых находится сам человек. Последовательность впечатлений организуется в восприятие времени, восприятие изменений явлений во времени. Вместо изолированных стимулов среды постепенно начинает возникать картина эволюции предметов и явлений, размещенных в определенных местах универсума и всеобщая взаимозависимость их.

Пространство вырывается за пределы непосредственного опыта индивида. Он в состоянии воспринимать Землю, Природу, Космический мир. Он уходит от полного принуждения природой. Новый уровень мышления позволяет ему предвидеть ситуацию и при необходимости самому создавать свое окружение. Это становится условием его равновесия со средой. Стремление не только сохранить себя, но и охватить непрерывную пространственную цепь, преобразовать ее в своих целях, становится внутренним стимулом движения человека. Природа нашла себе новый вектор развития и организации самой себя.

Очевидно, что человек, благодаря отделенности психологических отношений получает способность системного восприятия мира (связей и отношений элементов объективной действительности)[25] , то есть возможность взглянуть на вещи нематериально, так как система "сама по себе нематериальна в том смысле, что она неизмерима, несводима...к массе или энергии" [26] (134, с.71).

Формирование системного взгляда на мир служит толчком для превращения совместного знания о мире в сознательное отношение к миру.

Итак, если появление способности выделять и анализировать объективные отношения мы можем отнести к этапу развития интеллекта, то способность выделять психологическое отношение к этапу развития сознания [27]. С этого момента, по мнению таких авторитетов в области человеческого сознания как С.Аш и С.Керкьегор, человек является как частью природы, так и отлученным от природы; это единственное животное, которое осознает свою отлученность и тождественность, которое начинает осознавать свое несовершенство и свою "виновность".

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.