Становление групповой перцепции. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Становление групповой перцепции.



Системность и категориальность мироощущения меняют восприятие субъектом групп людей. Становится потенциально возможным перейти от отражения отдельных общих признаков особей, принадлежащих определенной группе, к обобщенному восприятию группы в целом и от отдельных, хотя возможно и идентичных отношений, к обобщенным отношениям к соответствующим группам. Таким образом развиваемая нами цепочка следствий эволюции человека не противоречит уже выдвигавшемуся ранее в социальной психологии предположению о первенстве представлений о группе в сознании человека как о самостоятельной и независимой целостности (164).

Но восприятие  группы как целостного субъекта активности еще не придает нам уверенности в том, что объективно проявляющиеся отношения человеческих групп порождают социальное свойство и превращают биологические группы в социологические. Для этого человек должен пройти еще некоторый путь своего развития.

Параллельно с развитием познания внешнего мира идет эволюция внутреннего мира субъекта. Важнейшую роль в этом процессе играет принцип биполярности (дихотомичности) психического отражения, как следствие тотальной опосредованности мировосприятия сознанием субъекта. Становится возможным одновременное ощущение воспринимаемого как того, что принадлежит "Я" и "не-Я". Развивается не только отражение некоторого объекта, но и отражение этого отражения - рефлексия. Психическое отражение становится единством арефлексивного и рефлексивного[28] .

Появление рефлексивного содержания допускает анализ того, что принадлежит субъекту и того, что принадлежит объекту взаимодействия. Такая субъект\объектная дихотомия создает условия для своеобразного "выталкивания" психологического отношения в сферу самостоятельного рефлексивного анализа, как связующего "мостика" между миром субъекта и миром объектов.

Оценочный и смысловой характер отражения становится присущим не только процессу восприятия внешней, объективной реальности, но и процессу ощущения собственных психологических отношений к этой реальности. Буквально говоря, совершается оценка оценки, то есть формируется отношение к отношению. Психологические отношения сами становятся не меньшей реальностью для человека, чем вещи и явления внешнего мира. Человек не только стал способен реагировать в соответствии с психологическими отношениями, но и сам стал создавать их, изменять и ставить непосредственной целью активности. В результате анализа (оценки и сравнения) психологических отношений создается иерархическая структура отношений человека к окружающей действительности и себе. Иными словами, возникает потенциал для становления духовного мира человека.

Нарушения сознания личности, требующие вмешательства психотерапевта, связаны в первую очередь с деформацией иерархии психологических отношений. Коррекционная работа по оздоровлению психики во многих случаях может быть сделана безотносительно к конкретному предмету, вызвавшему  нарушение отношений, которые затем могут быть перенесены на этот или новый предмет уже без патологических реакций. Это удивительно проявляется в случае трансференса, возникающего в процессе психотерапии и заключающегося в неожиданном перенесении чувства любви пациента на психотерапевта.

Итак, новым важным моментом, вслед за отделенностью психологического отношения от предмета или явления и развитием сознания становится момент превращения психологического отношения в объект человеческого познания.

Можно предположить к каким следствиям привел процесс рефлексии психологических отношений на уровне групповых образований. Противопоставив себя окружающей среде, взаимодействующая совокупность людей почувствовала жесткий барьер между собой и природой и невозможность обратного пути. Поэтому эволюция предложила им альтернативу. Группа была вынуждена замкнуть свои психологические границы в сознании индивидов и придти к рефлексии. Став способной рефлексировать, сравнивать и оценивать, группа стала дана самой себе . Эта данность могла проявиться по крайней мере в элементарной дихотомии "мы \ они". ("Они" - все прочие, но уже не стихия природы, а в чем-то равные "нам").

"Насколько генетически древним является это переживание, можно судить по психике ребенка. У маленьких детей налицо очень четкое различение всех "чужих", причем, разумеется весьма случайное, без различения чужих опасных и неопасных и т.п." (164 с.82).

Первое переживание "мы\они" в сознании человека становится первым толчком в формировании межгрупповых отношений [29]. Но это - скорее антитеза социальности, содержащая в своем отрицании позитивный импульс к подъему человеческого сознания на новый, групповой уровень своего существования.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.