Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2024-01-18 | 234 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Первая линия развития социально-психологических знаний связана с поэтапным включением субъекта в усложняющееся поле его активности.
Атрибутивно-описательный этап пожалуй характерен лишь для периода становления социальной психологии как самостоятельной науки. В отечественной психологии к таким работам можно отнести работы Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, то есть скорее практиков-воспитателей, чем социальных психологов.
Второй этап связан с помещением предмета исследований в сферу субъект/объектного воздействия или взаимодействия. Начало этого этапа отмечено появлением в 20-е годы работ В.М.Бехтерева, В.А.Артемова, А.С.Залужного, Б.В.Беляева и других (14, 22, 29, 67). Психология взаимодействия доминировала в исследованиях до 60-х годов, когда В.Н.Мясищев писал о том, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности или личности в деятельности (136). В конце 60-х, начале 70-х годов появилась большая группа экспериментальных работ, которые хотя и ставили перед собой задачу изучения реальной деятельности, своей методической частью предусматривали довольно несложную структуру взаимодействия субъектов. Это - работы, выполненные с применением таких приборов как "гомеостат", "Арка", "групповой сенсомоторный интегратор", а также работы по исследованию межличностных отношений (см. напр. 54, 93, 127,140, 141, 221).
Третий этап расширения исследований структуры активности связан с включением в научный анализ деятельности субъекта. Начало его можно обозначить второй половиной 30-х, сороковыми годами, когда С.Л. Рубинштейн выдвинул идею о действии как о единице анализа всей психики, а затем сформулировал один из основополагающих методологических принципов психологии: принцип единства сознания и деятельности (12, 179, 180, 183). Несколько позже в школе А.Н.Леонтьева разрабатывалась своя концепция деятельности (106, 107). Работа этих двух крупных научных школ привела к появлению в 70-х годах большого количества как теоретических, так и эмпирических исследований, в которых личность и группа рассматривались как субъекты или объекты сложной, в основном трудовой, деятельности, обусловленной общественными отношениями (см. напр. 1, 83, 108, 148, 202).
|
Истоки четвертого этапа развития социально-психологических исследований лежат в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, философских концепциях С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева. Но началом его можно считать выход трудов Б.Г. Ананьева "Человек как предмет познания" и "О проблемах современного человекознания" (6, 7). Суть этапа заключается в расширении сферы анализа до анализа жизнедеятельности субъекта. "...активность совместной деятельности далеко не исчерпывает всего объема возможных форм межгруппового ( тем более, межиндивидуального -И.С.) обмена и взаимодействия - если только не включать их в содержание понятия "деятельность", которая в этом случае становится синонимом жизнедеятельности" (252 ,с.18). Понятие жизнедеятельности дает реальную основу для интеграции новых дисциплин и знаний о человеке, "как новый подступ к фронтальному наступлению науки на непознанные еще явления и законы человеческого развития, как важнейший момент, предшествующий великим открытиям в этой области" (7, с.18).
Вторая линия развития социально-психологических исследований связана с уровнем организации исследуемого явления.
На первом уровне (не по сложности, а по хронологии) в центре внимания находилось целостное явление (личность, группа, процесс, состояние и т.д.). Эта позиция характерна для начального периода развития социальной психологии, а также для момента появления принципиально новых направлений исследований и выяснения места изучаемых феноменов в структуре психологического знания.
|
Второй уровень организации стал актуальным при обращении внимания психологов к внутренней сложности явления и в связи с реализацией системно-структурного подхода (Е.В.Шорохова) в социальной психологии в конце 60-х ,начале 70-х годов (82, 130, 151, 171, 256).
Третий уровень вызван привлечением внимания к взаимодействующей единице, будь то пара, триада или целая команда взаимодействующих индивидов или групп. Субъект-субъектные отношения начинают изучаться как одни из основных детерминант психологических явлений. К таким работам можно отнести исследования организации совместной деятельности (66, 194, 222, 243), межличностных отношений (52, 141) и межгрупповых отношений (4, 97, 206).
И, наконец, четвертый уровень восприятия психологического явления отмечен возвращением в конце 70-х, в 80-х годах к его целостности, но уже помещенной в структуру социальной системы, элементом которой он служит.
Если подвести итог сказанному, то в наших рассуждениях заметна определенная тенденция движения социально-психологических исследований, которую графически можно представить в следующем виде:
1 - атрибутивно-описательный этап;
|
|
4 - этап анализа жизнедеятельности.
|
Рис. Тенденции развития отечественных социально-психологических исследований.
К настоящему времени определилась внутренняя логика исследований человека и групп в отечественной социальной психологии, по которой накопление знаний идет от простой целостности и атрибутивного описания ее к включению объекта в социальную систему в процессе осуществления его жизнедеятельности.[2]
Анализ этих тенденций показывает, что в нашем конкретном случае перспективной основой исследования закономерностей формирования межгрупповых отношений служит включение групп в социальную систему и анализ их активности как проявления жизнедеятельности личности.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!