Первый круг познания предмета: социальная система как вещь — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Первый круг познания предмета: социальная система как вещь

2024-01-18 152
Первый круг познания предмета: социальная система как вещь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧАСТЬ 1. Эволюционные основания развития взаимоотношений социальных групп

 

 

1.1. ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ

Первая трудность, с которой мы сталкиваемся, начиная исследование взаимоотношений между человеческими группами, появляется тогда, когда мы оцениваем правомерность разговора о психологии групп в принципе. Существуют ли группы как самостоятельный психологический феномен?

Доминирующую точку зрения на группы, которая до сих пор  лежит в основе научных исследований можно выразить словами, сказанными еще Сен-Симоном: "Общество состоит из индивидуумов, поэтому развитие общественного разума может быть лишь воспроизведением развития индивидуального разума в большем масштабе." (Цит. по 155, с.91).

Одна из первых задач нашей работы заключена в том, чтобы показать вероятную логику эволюционного появления социальных групп как целостных субъектов активности, которые не просто затрагивают поведение индивида, но сами представляют собой принципиально новый способ организации универсума.

Однако даже положительный ответ на вопрос о субъектности групп не избавляет нас от необходимости искать адекватный уровень организации человеческого бытия, анализ которого дал бы нам наиболее сущностную информацию, раскрывающую фундаментальные закономерности развития взаимоотношений человеческих групп. Группы как специфический феномен, особые субъекты активности, могут стать для нас очевидными, но суть их может быть скрыта на любом уровне организации жизни.

Критерии выделения феноменологически самостоятельных уровней организации человеческой жизни достаточно неопределенны и зависят как от проницательности исследователя, так и от предмета его изучения (см. напр. 152, 163, 175). Состояние исследований нашей проблемы позволяет нам опереться только на очевидное и легко наблюдаемое в человеческой практике и, отталкиваясь от него, придти к необходимому. Такими очевидными группы предстают перед нами как: (1) физические объединения; (2) биологические объединения; (3) социологические объединения.[3]

Если мы примем во внимание распространенную точку зрения на эволюцию способов организации бытия, то универсальные цели взаимодействия этих объединений со своим окружением предстанут перед нами в следующем возможном виде как изображено на рисунке:

Логика теоретических рассуждений этого этапа убеждает нас в том, что такие уровни организации взаимодействия групп как физический, биологический и социологический должны быть выделены для первоначального их анализа. Знаки вопроса отмеченные на рисунке говорят о возможности выделения и других уровней организации.[4] Однако корректность выделения любого из них, даже такого, казалось бы очевидного, как психологический, носит пока дискуссионный характер.[5]

Поскольку наша главная задача не чисто методологическая, нам нет необходимости приводить полное и глубокое обоснования всех возможных гносеологических подходов к проблеме межгрупповых отношений. Мы можем позволить себе начать с выделения физического, биологического и социологического уровней анализа, отдавая себе отчет в том, что это не более чем научная абстракция по отношению к общественной системе. Отталкиваясь от очевидных проявлений упомянутых сторон взаимодействия групп и взвешивая необходимость и достаточность условий для их возникновения, мы постараемся одновременно ответить на два вопроса: во-первых, увидеть в линии развития универсума вероятность появления психологического феномена группы; во-вторых, очертить тот возможный уровень его организации, на котором лежит точка отсчета групповой жизни и начинают действовать фундаментальные законы построения взаимоотношений человеческих групп.

Уверенность в эффективности такого подхода основана на предположении, что группы, как любая вещь, проходили эволюционный путь развития, характеризующийся закономерной сменой одного уровня организации универсума другим. Каждый последующий уровень не просто надстраивается и подчиняет себе все предыдущие, но полностью вбирает их в себя в трансформированном виде, становясь новой сущностью этой вещи.

Таким образом, речь может идти не о появлении принципиально нового свойства (группообразующего свойства), а о смене принципа управления (построения) системы, то есть о последовательном разворачивании "зародышей" организации универсума. В итоге, интегрируя в себе сменяющие друг друга ступени эволюции, группы становятся активными субъектами воздействия, определяя свое поведение тем внутренним духовным миром, который сложился в результате исторического и культурного развития этих групп.

Но для того, чтобы такое событие (смена системного основания) наступило, необходим механизм, подготавливающий его и направляющий развитие бытия по новому пути. Если мы сможем обнаружить такой механизм и определим, что он связан с моментом появления феномена группы, тем самым мы с большей уверенностью сможем говорить о межгрупповых отношениях как о специфическом предмете исследования и сможем оценить обоснованность выделения какого-либо из уровней  организации человеческого бытия как уровня, детерминирующего сущность этих отношений. Концентрируя в дальнейшем свое внимание на этом уровне мы постараемся избегать маскирующего влияния всего яркого, но не существенного, являющегося продуктом лишь изменчивых обстоятельств и неправомерных аналогий.

Итак, для первоначального анализа мы избрали три ипостаси: группу физическую, группу биологическую и группу социологическую. Все эти стороны человеческого бытия в той или иной мере затрагивались психологией при изучении проблемы взаимоотношений человеческих групп. Они дали достаточно широкий спектр фактов и концепций, которые мы должны учесть, выстраивая свою концептуальную модель. И актуальная наша задача - оценить то, какую роль играет каждая из трех сторон в изучении закономерностей развития отношений между группами.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.