Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Либретто Ф.М. Пьяве н А Бойто

2021-01-29 144
Либретто Ф.М. Пьяве н А Бойто 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Действующие лица

 

В прологе

Симон Бокканегра, корсар на службе Генуэзской республики (баритон)

Якопо Фиеско, генуэзский патриций (бас)

Паоло Альбиани, золотых дел мастер (баритон)

Пьетро (бас)

В опере

Симон Бокканегра, первый дож Генуи (баритон)

Мария Бокканегра, его дочь под именем Амелии Гримальди (сопрано)

Якопо Фиеско, под именем Андреа (бас)

Габриэле Адорно, генуэзский дворянин (тенор)

Паоло Альбиани, приближённый дожа (баритон)

Пьетро, другой приближённый (бас)

Капитан арбалетчиков (тенор)

Служанка Амелии (сопрано)

Пролог. Генуя. Ночь окутала город. Несмотря на поздний час, генуэзцы не спят, взволнованные предстоящими событиями:

ждут избрания дожа. Всех, кто собрался в эту ночь на площади, волнуют одни и те же вопросы. Кто победит на выборах?

Восторжествуют ли силы справедливости и разума, или верх возьмут силы реакции? Победит ли ставленник плебеев, представитель народа Симон Бокканегра, или место дожа займёт аристократ? Об этом беседуют между собой двое молодых людей – Паоло Альбиани и Пьетро. Оба они простолюдины. Паоло охвачен честолюбивыми мечтами, он рассчитывает возвыситься, если к власти придёт Симон Бокканегра. Его верный друг Пьетро целиком разделяет эти надежды.

В тревожном ожидании толпа постепенно расходится. На площади появляется фигура незнакомца. Эго Симон Бокканегра. о котором сейчас говорит весь город. Он только что вернулся из дальнего плавания. Бокканегра уже в курсе происходящих событий. Страстно любя свою родную Геную, он понимает, что в напряжённой обстановке, которая царит сейчас в городе, партия патрициев, возглавляемая бывшем дожем Фиеско, не в состоянии избавить народ от междоусобиц и кровопролитий. Но сложные чувства испытывает Симон Бокканегра к своему политическому противнику. Ведь дочь Фиеско, Мария, – возлюбленная Симона, мать его ребёнка. Но гордый аристократ Фиеско не желает признать этот брак. Мария опозорила аристократический род, связав свою судьбу с плебеем. В наказание Фиеско заточил дочь во дворец. Симон надеется, что, может быть, избрание его дожем приведёт к примирению. Но его надежды напрасны, напрасны просьбы и мольбы о прощении, с которыми обращается Симон Бокканегра к вышедшему на балкон дворца Фиеско. Разгневанный патриций не только не желает слушать никаких просьб, но требует, чтобы Бокканегра отдал ему ребёнка Марии. Симон Бокканегра в отчаянии – за время его отсутствия дочь была похищена, и все попытки разыскать её остались безуспешны. В ответ Фиеско прерывает разговор, он не желает иметь каких‑либо дел с низким плебеем. Пусть даже Бокканегра будет избран дожем, но пропасть между ним и Фиеско останется непроходимой.

Фиеско уходит. В Симоне просыпается гнев и ярость. Он силой ворвётся во дворец и освободит Марию. Но какой жестокий удар ждёт Симона, когда он, потеряв терпенье, врывается в дом Фиеско: он видит Марию в гробу, она умерла, и теперь у отца и мужа нет ни жены, ни дочери. Ничего не видя перед собой, потрясённый роковым известием, Бокканегра выходит на площадь. Здесь его неожиданно окружает ликующая толпа. Ничего не понимая, Бокканегра в изумлении смотрит на окружающие его радостные лица, на факельное шествие. Наконец до его сознания доходит причина этого полночного торжества

– он, Симон Бокканегра, избран дожем Генуи!

Действие первое. Близ Генуи, на берегу моря, живописно раскинулось поместье аристократов Гримальди. Вечер. Тенистый парк, цветники, фонтаны – всё окутывает вечерний сумрак. В парке появляется юная Амелия. Она в нетерпенье ждёт своего возлюбленного Габриэле Адорно. Что могло задержать его'. Уж не разлюбил ли он свою Амелию?

Но вот появляется Габриэле. Он просит простить его за опоздание, дела дворянской чести, от которых, быть может, зависит и благополучие патрицианского дома Гримальди, задержали юного аристократа. Но почему же Амелия вcё так же грустна? Со слезами на глазах девушка рассказывает о причине своей печали: она с тревогой ждёт приезда дожа, который должен явиться в поместье, чтобы просить руки Амелии для своего секретаря Паоло Альбиани. Могущественному правителю Генуи невозможно отвечать отказом! Возмущение и ревность охватывают Габриэле. Он никому не уступит своей любимой, Амелия должна принадлежать ему. Есть выход: не теряя времени, обвенчаться. Габриэле знает, кто им поможет – патер Андреа.

Свидание прервано появлением слуги, который сообщает, что во дворец Гримальди прибыл дож. Амелия должна уйти. Между тем Габриэле, увидев появившегося в конце аллеи патера Андреа, устремляется к нему навстречу.

Патер Андреа – никто иной, как Фиеско, бывший дож. Годы изменили его, но не смирили в нём былой жажды мести. Вот уже многие годы непримиримый старец скрывается под личиной духовного пастыря в поместье Гримальди. Старательно плетёт он паутину заговора против своего заклятого врага Симона Бокканегры. В числе участников заговора и юный Габриэле Адорно, которому Фиеско готовит особую роль в предстоящем свержении дожа. Тем важней для Фиеско помочь сейчас молодому аристократу. Он готов тайно обвенчать Амелию и Габриэле, но при одном условии – Габриэле должен быть готовым в любую минуту отдать свою жизнь за интересы патрициев. Слышатся чьи‑то шаги. Фиеско и Габриэле спешат скрыться в глубине парка.

В аллее появляются Симон Бокканегра и Амелия. Они ведут тихую беседу. Суровому дожу, чья жизнь до края заполнена государственными заботами, радостна и одновременно грустна эта встреча с юной прекрасной девушкой. Мысли дожа уносятся к тем счастливым дням юности, когда он был вместе с Марией. Печальные и светлые мысли о возлюбленной, об их ребёнке охватывают Симона Бокканегру. Почувствовав доверие к суровому дожу, видя, как он с ней ласков и внимателен, Амелия решается открыться и рассказывает о том, что сердце её принадлежит другому. Она просит не принуждать её к браку с нелюбимым человеком. Ещё больше осмелев, Амелия начинает рассказывать о своей жизни. Сопоставляя подробности этого рассказа, Симон Бокканегра вдруг догадывается, что перед нам его похищенная дочь! Догадка переходит в уверенность, ведь

Амелия так похожа на Марию в дни её юности! Чувства обретённого счастья переполняют сердце дожа.

В саду появляется Паоло Альбиани. Он уже уверен в победе и торопится услышать благополучный ответ на своё предложение.

Увидев Паоло, Амелия спешит удалиться. Оставшись наедине со своим секретарём, дож сообщает ему, что брак не состоится, ибо девушка дала уже слово другому. Альбиани в ярости. Заняв за время правления Бокканегры высокий пост, он не привык к отказам. В чёрной душе честолюбца давно уже возникают коварные планы. Паоло замыслил предать партию плебеев и породниться с аристократами. Отказ Амелии не остановит его, он похитит девушку, и тогда семья Гримальди вынуждена будет дать согласие на брак. Паоло призывает верного Пьетро и приказывает снарядить корабль для похищения.

Зал заседаний сената во дворце дожа. Здесь проходят обсуждения важнейших государственных дел. В числе прочих вопросов, которые призван решать сенат, – вопрос заключения мира с Венецией. Дож и его сторонники стоят за мир, против кровопролития, партия патрициев выступает за войну. Спор разгорается всё острее. В эту минуту в зал с возмущёнными криками входят горожане и вводят Габриэле и патера Андреа. Они сообщают, что молодой аристократ только что убил одного из приближённых Паоло Альбиани. Габриэле не скрывает причастности к убийству, но он был вынужден это сделать, защищая свою возлюбленную, которую хотели похитить. Новый взрыв взаимной ненависти плебеев и патрициев, который вот‑вот перерастёт в вооружённое столкновение, стремится приостановить Симон Бокканегра. Он взывает к рассудку и совести, ведь междоусобные распри подрывают могущество Генуи! Властность дожа, сила его авторитета заставляет обе враждующие партии отступить. Дож назначает расследование совершённого похищения Амелии. Кто б ни был похититель, он должен быть наказан.

Пока же Габриэле и патер Андреа берутся под арест.

Действие второе. Кабинет Симона Бокканегры во дворце. Паоло Альбиани, боясь возмездия и всё ещё лелея свои честолюбивые планы, готовит новое преступление: всыпает медленно действующий яд в кубок дожа. Но и этого ему кажется мало. Чтобы наверняка погубить Бокканегру, он решает использовать орудием убийства арестованных Габриэле Адорно и патера Андреа. Но не просто склонить к подлому убийству гордого старого аристократа. Скрывающийся под маской патера

Фиеско уже смог убедиться в благородстве побуждений и мудрости Симона Бокканегры, а, кроме того, он никогда не опустится до подлости. Паоло вынужден обратиться к Габриэле со своим коварным планом. Он решает использовать пылкость молодого человека, захваченного чувством любви к Амелии. Ревность – вот верный рычаг! Паоло клевещет на дожа, он клянётся, что

Бокканегра соблазнил Амелию и сделал её своей любовницей. Если Адорно не верит Паоло, то может сам в этом убедиться.

Пусть Габриэле останется в кабинете Бокканегры и сам увидит, что Паоло не лжёт.

Скрывшись за ширмой, Габриэле видит, как в кабинет проникает Амелия. Девушка не успевает ничего объяснить своему возлюбленному, как уже слышны шаги дожа. Габриэле вновь скрывается и теперь становится свидетелем нежной встречи отца с дочерью. Ничего не зная об их тайне, не слыша, о чём беседуют между собой Амелия и Бокканегра, Габриэле пылает ревностью и решается убить дожа. Между тем разговор Амелии с отцом идёт о Габриэле. Девушка говорит о своей любви к молодому патрицию. Если он будет казнён, погибнет и она. Бокканегра уже знает о существовании заговора и о той роли, которую должен сыграть в нём Габриэле, но, видя безутешное горе дочери, не принимает пока окончательного решения. Они расстаются. Оставшись один, Бокканегра погружается в суровые думы. Утомлённый дневными заботами, он выпивает отравленный кубок и засыпает.

Исполненный обиды, ревности и гнева из‑за ширмы появляется Габриэле. Он готов уже нанести роковой удар кинжалом, как вдруг возвращается Амелия и бросается между возлюбленным и отцом. Она объясняет Габриэле, кто для неё дож Генуи.

Потрясённый Габриэле в раскаянии просит Бокканегру простить его и клянётся преданно служить благородному правителю.

Действие третье. Зал для торжественных приёмов во дворце дожа. Патера Андреа освобождают из‑под стражи. Он не виновен. Андреа‑Фиеско потрясён благородством и великодушием своего врага. В это время через зал ведут на казнь осуждённого в государственной измене Паоло Альбиани. В неистовой злобе, слыша как из капеллы дворца доносятся торжественные песнопения в честь бракосочетания Амелии и Габриэле, он торжествующе сообщает Фиеско о том, что Симон

Бокканегра отравлен, и часы жизни его сочтены.

Кончается церковная служба, в зал входят счастливые Амелия и Габриэле. Побеждённый благородством и великодушием дожа, Фиеско не таит больше зла ни на правителя Генуи, ни на мужа своей дочери. Наступает примирение межи старыми врагами. Общее ликование охватывает присутствующих. Но скоро радость сменяется тревогой: изменившись в лице, дож опускается в кресло. Фиеско сообщает, что Бокканегра отравлен. Мужественно, без жалоб расстаётся с жизнью благородный дож. Он благословляет новобрачных, завещает правление Генуей молодому Адорно. Бокканегра просит выполнить лишь последнее желание – отнести его к окну, чтоб он мог видеть свою любимую Геную, чтоб мог проститься с величественным, спокойным морем.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.