Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-01-29 | 144 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Первое представление состоялось в Москве на сцене театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича‑Данченко 2
ноября 1947 года (первая редакция) и 11 марта 1951 года (вторая редакция).
Действующие лица
Тарас (бас)
Евфросинья, его жена (меццо‑сопрано)
Настя, его дочь (сопрано)
Степан, сын Тараса (баритон)
Андрей, сын Тараса (тенор)
Антонина (сопрано)
Павка, комсомолец (тенор)
Назар (тенор)
Дед Семен, лесник (бас)
Рабочий (бас)
Немецкий полковник (бас)
Немецкий лейтенант (баритон)
Немецкий конвойный (тенор)
Комсомолки, комсомольцы, колхозники, колхозницы
Первое действие. Первая картина. К небольшому рабочему городку приближаются полчища гитлеровских войск. Старый, заслуженный мастер металлургического завода Тарас прощается со своими сыновьями Степаном и Андреем, уходящими на борьбу с врагом. Не знает Тарас, что старший сын Степан должен по заданию партии остаться в тылу – возглавить партизанское подпольное движение. Не знает отец, что и дочь его – юная школьница Настя готовится быть участницей всенародной партизанской борьбы. Юноша Павка, близкий друг Насти, организует подпольный комсомольский отряд, молодежь примет самое деятельное участие в борьбе с ненавистным врагом.
Наступает трагическая минута: старые рабочие уходят взрывать родной завод, чтобы гитлеровцы не воспользовались им. С
горечью и болью прислушиваются жена и невестка Тараса к близким взрывам, сливающимся с гулом вражеской канонады.
Небо залито багряным заревом пожарищ. Пулеметная дробь уже совсем близко. Гитлеровцы занимают город.
Вторая картина. Наглухо заперты двери и занавешены окна в доме Тараса. На шум в сенях из комнаты выглядывает встревоженный Тарас, успокаивается: это вернулась куда‑то уходившая Настя. Снова стук – на этот раз пришел старый друг
|
Тараса, мастер Назар. «Прямо дот, а не квартира» – усмехается Назар. Он не понимает, как может Тарас в столь тяжелое время замкнуться, уйти в себя, отгородиться от народа. Горьким упреком звучит притча Назара о мужике, который также уединился от односельчан, когда на деревню повадился ходить страшный медведь; не помогли мужику ни замки, ни запоры – он первым пал жертвой зверя… Насмешка Назара взволновала Тараса. А когда гитлеровцы проводят мимо окон плачущих женщин, угоняемых в фашистское рабство, не выдерживает старый Тарас. Он торжественно клянется с этой минуты всего себя посвятить борьбе с врагом, никогда не покоряться фашистам!
Второе действие. Первая картина. Лесная глушь, поздняя осень. Возле полуразрушенной избушки одинокий старый лесник распевает протяжную песню. А в избушке – подпольная явка. Здесь руководитель партизанского движения в районе Степан встречается с руководителями отдельных отрядов, дает им боевые задания. Сюда же пришел и комсомолец Павка – Степан поручил ему организовать взрыв фашистского штаба.
В поисках связей с подпольщиками‑большевиками пришел сюда и Тарас со своим верным другом Назаром. Обрадовался старый Тарас, неожиданно встретившись с сыном и узнав про славные его дела. Гордостью разгорелось сердце отца, когда он почувствовал, с какой верой в народное дело идут к его Степану десятки и сотни людей из городов и деревень. Обновленным человеком ушел домой Тарас. Его, как и партизан, глубоко воодушевил вдохновенный рассказ Степана о победах Красной
Армии, о великих сталинских планах победы над врагом.
Вторая картина. Дома Тараса ждет неожиданное горе. Младший сын Андрей опозорил честное имя отца. В трудную минуту он испугался смерти и сдался в плен фашистам. Хитростью вырвавшись из лагеря и вернувшись домой, Андрей и сейчас не понимает своей вины перед Родиной. Тарас гневно изобличает Андрея, отвергая все его просьбы о прощении. Напрасны мольбы Антонины за своего мужа, напрасны и жалкие оправдания недостойного сына. Тарас вырвал Андрея из своего сердца – нет у отступника ни отца, ни семьи, пока не смыт его тяжкий позор подвигом во имя Родины. Полный отчаяния, со словами – «Передайте отцу, он обо мне еще услышит» – Андрей покидает родной дом.
|
Третье действие. Первая картина. За высокой оградой, в здании бывшей школы, где сейчас расположен фашистский штаб, происходит пьяная оргия гитлеровских офицеров. Из дома внесется танцевальная музыка.
У ограды собрались комсомольцы, среди них – Павка и Настя. Павка передает приказ Степана, приказ партии: взорвать фашистский штаб. Проникновенно и горячо звучит боевая клятва молодых сталинцев: «Готов за Родину, готов за Сталина жизнь свою отдать!»
Настя остается на страже у входа в здание, глядя вслед ушедшим на подвиг друзьям. Несколько тревожных минут ожидания, – и оглушительный взрыв, высоко вознесшиеся столбы пламени, вопли в осином гнезде фашистов свидетельствуют о том, что юные герои с честью выполнили боевое задание.
Вторая картина. На разрушенный, недавно взорванный завод фашисты пригнали старых мастеров. Под угрозой смерти их пытаются заставить ремонтировать искалеченные под Сталинградом фашистские танки. Пришел час смертного испытания для старого Тараса и его друзей. Русские рабочие‑мастера – не предатели и никогда ими не будут! Тарас смело заявляет гитлеровскому полковнику, что русские люди не будут ремонтировать вражеские танки. Выстрелом из револьвера гитлеровец тяжело ранит Тараса в руку. Мастера поддерживают товарища. Перед лицом, казалось бы, неизбежной смерти советские патриоты запевают «Интернационал». Их спасает неожиданное известие, полученное фашистским полковником: советские войска прорвали фронт, необходимо принять меры к срочной эвакуации штаба. С проклятиями и угрозами гитлеровцы покидают завод.
Четвертое действие. Первая картина. В доме раненого Тараса собрался комсомольский отряд: молодежь получает последнее подпольное задание от тайно прибывшего сюда Степана. Гитлеровцы отступают, необходимо взорвать мост, чтобы отрезать им пути отхода. Юные патриоты готовы выполнить это задание. Павка мечтает о будущей счастливой мирной жизни.
|
Расходясь, комсомольцы запевают свою любимую школьную прощальную песню.
Павка задерживается, чтобы перед расставанием – после освобождения города он уйдет в Красную Армию – попрощаться с любимой Настей.
Неожиданная беда настигает Настю. Гитлеровцы напали н» след комсомольцев, они обвиняют Настю во взрыве штаба, требуют выдачи сообщников. С гордо поднятой головой идет Настя на смерть. Издали слышится взрыв – задание выполнено, мост уничтожен, гитлеровцам отходить некуда.
Горько оплакивают Тарас и Евфросинья свою любимую дочку, чудесную девушку‑героиню Настю.
Вторая картина. Радостно встречает население города Красную Армию‑освободительницу. На переднем танке, открывшем дорогу пехоте – советский воин Андрей. Он искупил вину перед Родиной, на груди его сверкает боевая медаль. Не стыдно сейчас Андрею взглянуть в глаза взыскательному отцу.
Старый Тарас обращается к согражданам с горячей патриотической речью. Он призывает советских людей не щадить сил для полной победы над врагом, чтобы потом с еще большей энергией бороться за прочный, кровью завоеванный мир.
Сервилия
Опера в пяти действиях
Либретто Н. А. Римского‑Корсакова
Действующие лица
Софроний Тигеллин, префект преторианцев (бас)
Тразея Пет, сенатор (тенор)
Соран Бареа, сенатор (бас)
Паконий Агриппин, сенатор (бас)
Гельвидий Приск, сенатор (бас)
Монтан (тенор)
Валерий Арулен Рустик, народный трибун (тенор)
Эгнатий, отпущенник сенатора Сорана (баритон)
Фульциний Афер, горожанин (тенор)
Авидий Гиспо, горожанин (бас)
Цест, горожанин (бас)
Велокс, горожанин (бас)
Мелла, горожанин (тенор)
Старик (бас)
Претор (бас)
Глашатай (тенор)
Центурион (бас)
Раб (тенор)
Сервилия, дочь сенатора Сорана (сопрано)
Антония, кормилица Сервилии (меццо‑сопрано)
Локуста, волшебница (меццо‑сопрано)
Неволея, невольница Локусты (сопрано)
Призрак (меццо‑сопрано)
Продавец поленты, мальчик (меццо‑сопрано)
Девочка‑цветочница (сопрано)
Сенаторы, трибуны, жрецы, канефоры, писцы, преторианцы, гладиаторы, музыканты и музыкантши, певцы, плясуньи, рабы, невольницы, прохожие, народ.
|
Действие происходит в Риме в 67 году.
Действие первое. Римский форум. Утро. Несколько граждан беседуют между собой о лживом доносе на сенаторов и на трибуна Валерия Рустика. Решив предупредить своих патронов, они расходятся. Глашатай объявляет: «По случаю торжеств и шествия в честь праведной Минервы… Нерон… велел открыть для игр и для зрелищ театр и цирк…» Толпа ликует. Но вот проносится слух о том, что в окрестностях Рима вновь появились христиане. Народ встревожен, однако в это время появляется священная процессия. В религиозном благоговении все падают на колени, лишь один старец продолжает неподвижно сидеть на скамье. Вдруг он поднимается и с горящими глазами обращается к народу: «Безумцы… Ваши боги – мрамора осколок». С
этими словами он разбивает посохом изваяние Дианы. Поняв, что старик – христианин, народ устремляется на него с каменьями и ножами. С террасы дома сенатора Сорана дочь его Сервилия в волнении следит за происходящим. Неожиданно в толпу врывается трибун Валерий и повелительным жестом останавливает толпу: «Забыли вы, что нет самоуправства, что только кесарь наш имеет право на жизнь и смерть?» – восклицает он. Сервилия поражена красотой, силой и благородством молодого трибуна. Валерий обращает свой взгляд на Сервилию, и в его сердце зажигается любовь к ней.
Действие второе. Бесчинства и произвол, чинимые всесильным префектов Тигеллином, переполнили чашу народного терпения; сенаторы во главе с Паконием пишут письмо Нерону. Эгнатий, вольноотпущенник сенатора Сорана, должен передать это письмо цезарю. Но Эгнатий оказывается предателем. За потайной дверью он спрятал Тигеллина и раскрыл ему тайные замыслы сенаторов. Тигеллин удивлён: что толкает Эгнатия на предательство: «…какая страсть твой разум окрыляет? Месть?..
жажда власти?.. ненависть?..» – «Любовь», – отвечает Эгнатий.
Действие третье. Дом Сорана. Сервилия сидит за пяльцами. Соран сообщает дочери о своём решении выдать её замуж за своего друга Тразею. Сервилия в отчаянии: ведь она любит Валерия.
Появившийся Тразея говорит Сорану, что его приёмный сын Валерий томится от любви к Сервилии. Тразея готов отказаться от
Сервилии во имя счастья молодых. Приходит Валерий. Он более не может скрывать своего чувства к Сервилии. Тразея и Соран благословляют их. Счастью Валерия и Сервилии нет границ. Но радость их омрачается внезапным приходом центуриона.
Именем цезаря Сорана и Тразею обвиняют в измене Риму.
Дейетвие четвёртое. В дом волшебницы Локусты приходит Эгнатий. Он знает, что сюда должна прийти Сервилия, и поджидает её.
Сервилия приходит узнать, какая участь готовится её отцу. Эгнатий признаётся Сервилии в любви, но она с гневом отвергает его. Тогда, объявив ей, что Валерий якобы погиб от руки убийцы, Эгнатий уходит, заперев Сервилию в логове Локусты.
|
Сервилия хочет умереть, чтобы избежать позора, но невольница Локусты, христианка Неволея, освобождает её.
Действие пятое. Капище Венеры. Трибунал судит Сорана и Тразею. Их обвиняют в измене и приговаривают к изгнанию, а
Сервилию поручают Эгнатию. B этот страшный миг появляется Валерий и, пользуясь своим правом народного трибуна, налагает «вето» на решение суда.
Отныне Сервилия свободна, но силы покидают её, и она умирает на руках Валерия.
Сестра Анджелика
Опера в одном действии
Либретто Дж. Форцано
Действующие лица
Сестра Анджелика (сопрано)
Княгиня (меццо‑сопрано)
Девушка из знатной семьи, родив внебрачного ребёнка, оказалась в монастыре, став монахиней по воле родных, осудивших её грех. С тех пор прошло семь лет. Анджелика смирилась со своей судьбой, её терзают только мысли о сыне, о котором она ничего не знает. Неожиданно приезжает княгиня, её тётка, чтобы заставить Анджелику отказаться от наследства. Она сообщает
Анджелике о смерти сына. Потрясённая этим известием, монахиня принимает яд. Уже находясь при смерти, ей в бреду кажется, что Мадонна возвратила ей сына.
Счастливый обман
Либретто Джузеппе Фоппа
Придворный герцога Бертрандо по имени Ормондо влюблён в жену своего патрона, хочет соблазнить её, а та остаётся верной своему мужу. Потом атмосфера накаляется ещё больше. Ормондо клевещет на герцогиню Изабеллу, обвиняя её в нарушении святости брака. А затем нанимает убийцу Батоне, чтобы разделаться с непокорной герцогиней. Изабеллу спасает предводитель горняков Таработто. Она живёт в его доме под видом племянницы Низы. Проезжающий мимо герцог узнаёт жену. Он рад, а злодей Ормондо опять хочет убить Изабеллу. Но Таработто уговаривает Батоне отказаться от злого умысла. Герцог прощает исправившегося Батоне, а Ормондо приказывает казнить. И все счастливы.
Северная звезда
Опера в трёх действиях
Либретто Эжена Скриба
Действующие лица
Эрик, фантастический шведский король (баритон)
Жорж Ведерби, столяр (тенор)
Христина, его сестра (сопрано)
Петерсон, пирожник (тенор)
Нериция, невеста Жоржа (сопрано)
Арвид, унтер‑офицер (бас)
Фредэжио, маркитантка (сопрано)
Фредерика, маркитантка (меццо‑сопрано)
Флеминг, генерал
Ранкитто, унтер‑офицер
Действие происходит в Швеции в начале XVIII века.
Действие первое. Селение на берегу реки. Рабочие‑рудокопы отдыхают от трудов; продолжает работать лишь таинственный незнакомец, называющий себя Эриком. Пирожник Петерсон балагурит с рабочими, продавая им пирожки. Рабочие пьют вино и подшучивают над склонностью Эрика к маркитантке Христине, сестре столяра. Рабочие пьют за здравие датского короля, но
Петерсон, как добрый швед, пьёт за короля шведского; Эрик поддерживает Петерсона. Звон, созывающий рудокопов на работу, и вмешательство женщин прекращают завязавшуюся было ссору. Все, кроме Эрика, удаляются. Эрик под окном
Христины играет на флейте её любимый напев. Но вместо Христины выходит Жорж, столяр и музыкант, брат Христины, который хвалит игру Эрика. Впрочем, вскоре приходит и Христина, она по поручению брата ходила свахой к родственнику Нериции, которую любит Жорж; брак уладится, если Жорж даст этому родственнику немного денег. Христина готова для этой цели отдать своё приданое, так как её мать была пророчицей и предсказала, что звезда Христины заблестит на севере выше всех других звёзд благодаря браку с великим героем. А пока Христина кокетничает с Эриком и упрекает его за вспыльчивость и неукротимый нрав. В испуге вбегает Нериция, невеста Жоржа; за ней гонятся буйные шведские солдаты. Христина наскоро одевается цыганкой, объявляет себя колдуньей, гадает суеверным солдатам и таким образом успокаивает их. Эрик в восторге от хладнокровия и находчивости Христины и объясняется ей в любви. Христина, ссылаясь на предсказание своей матери, велит
Эрику искать лавров на поле битвы. Эрик уходит. Нериция плачет о том, что Жорж должен идти на войну и что свадьбе не бывать. Христина обещает всё устроить: она сама, в мужском костюме, пойдёт вместо брата на войну. Во время приготовления к брачным обрядам Христина, закутанная в плащ, уплывает на корабле вместе с другим и новобранцами.
Действие второе. Военный шведский лагерь. Унтер‑офицеры Арвид и Ранкитто воспевают кавалеристов и пехотинцев.
Проходит генерал, командующий войсками, которые отдают ему честь. Христина стоит на часах у палатки Эрика, уже заслужившего эполеты капитана, и Петерсона, тоже ставшего офицером. Эрик, к особенному удовольствию Христины, пьёт за её здоровье, не подозревая о её присутствии. Эрик зовёт в палатку маркитанток Фредэжио и Фредерику. Происходит сцена попойки и разгульных песен. Христина с негодованием видит, что Эрик целуется с маркитантками. Ранкитто желает сменить часового, так как дежурство Христины кончилось; но ревнивая Христина не желает отходить от палатки и, когда Ранкитто пробует насильно увести её, она даёт ему пощёчину. Эрик велит расстрелять часового за этот проступок, но крик Христины напоминает ему возлюбленную; он велит повременить с исполнением приговора. Тем временем генерал Флеминг объявляет войску о прибытии короля. Эрик открывает своё инкогнито; все в восторге. Приходит новая весть – о приближении врага. Но тревога оказывается ложной: это идут на помощь свои земляки, стокгольмские гренадёры. Эрик призывает свои войска к победе и ведёт их на неприятеля.
Действие третье. Богатая комната королевского дворца. Эрик, уже в королевской одежде, мечтает о Христине. Петерсон точно знает, что Христина жива и находится во дворце, но до поры до времени помалкивает и утешает Эрика. Входит Ранкитто, который просит себе награду за ратные подвиги. Ранкитто при этом упоминает о пощёчине, полученной от ректура Жоржа, и о том, что рекрут бежал из‑под ареста но был ранен его пулей. Эрик, yже догадавшийся про маскарад Xpистины, в гневе чуть не убивает Ранкитто, а затем велит ему немедленно разыскать нового рекрута, иначе Ранкитто будет расстрелян. Эрик, убитый горем, уходит в сопровождении Петерсона. Входят Жорж и Нериция; узнав имя Жоржа и его фамилию, Ведерби, Ранкитто в восторге: хотя это не тот рекрут, который дал ему пощёчину, но можно выкрутиться из опасности, ведя под расстрел этого
Жоржа Ведерби. Нериция и Жорж в отчаянии. Teм временем появляется Христина, обезумевшая от пережитых волнений. Тогда начинается представление, аранжированное умным Петерсоном для того, чтобы привести в порядок мысли Христины.
Отворяются стеклянные двери, и в глубине слепы видна декорация первого действия: рабочие‑рудокопы просят у Христины, как маркитантки, вина; Петерсон в костюме пирожника торгует пирожками; Эрик играет на флейте любимый мотив Христины.
Рассудок возвращается к Христине, она падает в объятия Эрика, который приветствует в ней свою будущую супругу и новую
"северную звезду".
Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность
Опера в четырёх действиях
Действие происходит в Севилье в XVII веке.
Действие первое. Граф Альмавива влюблён в воспитанницу доктора Бартоло Розину, которую старый опекун ревниво оберегает, так как сам хочет на ней жениться. Граф, не имея возможности видеться с Розиной, собирается спеть ей ночную серенаду. С огорчением он замечает приближающегося человека, который может помешать серенаде. Но пришедший оказывается старым знакомым графа. Это Фигаро, цирюльник по профессии, а кроме того поэт, интриган, весельчак, сводник и гроза мужей.
Фигаро с увлечением рассказывает графу о своих скитаниях по свету. Граф завидует беспечной философии цирюльника.
В окне появляется Розина, счастливая, что опекун на минуту оставил её в покое. Она ненавидит несносного старика, преследующего её на каждом шагу. В руках у Розины письмо. Она ждёт прекрасного незнакомца, который в этот час приходит к её окну. Внезапно появляется доктор Бартоло. Он замечает бумажку в руках Розины и пытается разузнать её содержание.
Напрасно Розина уверяет его, что это переписанная ею песня. Бартоло хочет проверить. Розина, увидев графа, как бы невзначай роняет письмо из окна. Доктор Бартоло тщетно спешит на поиски упавшей бумажки, вовремя поднятой графом, понявшим хитрый маневр Розины. В письме Розина требует, чтобы её кавалер открыл ей своё имя. Граф называет себя
Линдором, человеком незнатного происхождения. Предприимчивый Фигаро решает помочь Розине и графу встретиться.
Действие второе. Доктор Бартоло подозревает Фигаро в каких‑то коварных замыслах против него. Он допытывается у своих слуг о цели визита цирюльника, когда его, Бартоло, не было дома. Слуги не могут дать ему ответ. Бартоло гневно разносит их, подозревая, что и они в заговоре с Фигаро. Появляется Дон Базилио, учитель пения Розины, хитрый старый монах. Бартоло жалуется Базилио на Розину: стоит ему отлучиться, как у него исчезает со стола бумага, а пальцы Розины оказываются в чернилах. И всегда она находит себе оправдание. Бартоло грозит запирать Розину в своё отсутствие на десять замков.
Во время этого разговора в квартире Бартоло появляется граф, переодетый солдатом, с ордером на постой. Подошедшая
Розина узнаёт в солдате Линдора. Бартоло подозрительно следит за поведением мнимого солдата и Розины. Граф хочет передать Розине письмо. Одним ударом он сбрасывает бумаги доктора Бартоло, лежащие на столе. Бартоло, возмущённый таким наглым поступком, требует удовлетворения. Дуэль? Граф очень рад, это по его части. Во время приготовления к дуэли он бросает письмо, которое Розина не успевает поднять. Письмо оказывается в руках Бартоло, но граф не даёт ему прочесть его.
Бартоло требует немедленного удаления графа. Последний знаком даёт понять Розине, что скоро вернётся. Бартоло подозревает заговор, он яростно угрожает уличить преступника. Розина молит небо сжалиться над ней.
Действие третье. Бартоло не знает, что делать с Розиной. Что за нрав у этой девушки. Ничем ей не угодишь. Она не хочет даже брать уроков пения у Дона Базилио. Размышления Бартоло прерываются громким стуком в дверь. Входит граф в одежде монаха. Он желает доктору Бартоло «мир и радость». Его зовут Дон Алонзо. Он должен сегодня заниматься с Розиной вместо заболевшего Дона Базилио. Начинается урок. Розина поёт о своём горе – она взаперти, не знает, где её любимый Линдор.
Внезапное появление Дона Базилио вызывает смятение. Присутствующие хором уверяют Дона Базилио, что он болен. Сбитый с толку монах не понимает, чего от него хотят. Граф незаметно передаёт ему кошелёк с деньгами. Смекнувший в чём дело Дон
Базилио признаёт себя больным и послушно уходит. Урок продолжается. Фигаро всячески старается отвлечь внимание Бартоло от Розины. Воспользовавшись этим, граф уславливается с Розиной, что он похитит её через окно. Несмотря на все старания
Фигаро, Бартоло ухитряется подслушать разговор графа с Розиной. Наконец‑то заговор открыт. Розина теряет самообладание и высказывает всю свою ненависть опекуну. Бартоло задыхается от злости.
Действие четвёртое. Розина в отчаянии. Письмо, написанное ею Линдору, попало в руки графа Альмавивы. Когда граф н
Фигаро приходят за Розиной, как условлено, чтобы её похитить, последняя упрекает своего возлюбленного в неверности и требует объяснения, почему написанное ему письмо попало к графу Альмавиве. Граф открывает Розине своё настоящее имя.
Сияющая Розина готова бежать с ним. Но тут Фигаро обнаруживает исчезновение лестницы, через которую они проникли в дом и по которой должны были бежать. Розина признаёт свою вину. Заподозрив Линдора в измене, она с отчаяния рассказала
Бартоло о своём плане. Обрадованный горестным признанием Розины, Бартоло побежал за нотариусом, чтоб закрепить свой союз с ней и заодно привести стражника для ареста похитителя.
Воспользовавшись тем, что Дон Базилио и нотариус приходят раньше Бартоло, граф уверяет нотариуса, что он вызван для составления брачного контракта Розины с графом. Нотариус вписывает в готовый контракт требуемые имена. В качестве свидетелей расписывают Фигаро и Дон Базилио, поощрённый ещё одним кошельком. В это время вбегает запыхавшийся
Бартоло в сопровождении полиции. Но представитель порядка узнаёт графа Альмавиву и заявляет, что не может его арестовать.
Бартоло удивлён превращением Линдора в графа. Вежливо, как того требует обращение с «высокопоставленной» особой, Бартоло просит графа оставить его дом. Граф объявляет о своём браке с Розиной. Уничтоженному Бартоло приходится признать себя побеждённым.
Севильский цирюльник
Опера в трёх действиях
Действующие лица
Альмавива, граф (тенор)
Бартоло, доктор медицины, опекун Розины (баритон)
Розина, его воспитанница (сопрано)
Фигаро, цирюльник (баритон)
Дон Базилио, учитель музыки Розины (бас)
Фиорелло, слуга графа (баритон)
Слуги Бартоло: Амброжио (бас), Берта (меццо‑сопрано)
Офицер, алькад, нотариус, альгвазилы, солдаты, музыканты.
Действие происходит в Севилье (Испания) в XVIII веке.
Улица в Севилье. Дом доктора Бартоло. Ночь. Граф Альмавива, влюблённый в красавицу Розину, изливает в серенаде свои чувства. Но старания его напрасны – дверь балкона так и не открылась. Издали слышны приближающиеся звуки песни. Это
Фигаро – цирюльник, лекарь, музыкант, неистощимый выдумщик. От него граф узнаёт, что Розина не родная дочь, а воспитанница Бартоло, и что сам опекун, охотясь за её богатым приданым, намерен на ней жениться. Тем временем рассвело.
На балкон с запиской в руках выходит Розина, вслед за ней – Бартоло. Записка вызывает у него подозрения. Розина уверяет, что это всего лишь ария из новой оперы, но опекун догадывается об обмане. Он решает поспешить с женитьбой и отправляется к нотариусу, чтобы сделать необходимые приготовления. Теперь граф, назвавшийся Линдором, может объясниться с Розиной, которая не скрывает своего расположения к нему. Альмавива просит Фигаро помочь ему проникнуть в дом Бартоло.
Изобретательный цирюльник предлагает графу переодеться солдатом, притвориться пьяным, явиться в дом доктора и требовать квартиру для постоя.
Пользуясь отсутствием Бартоло, Фигаро приходит к Розине с поручением от графа, но хозяин появляется вскоре вместе с доном Базилио, обучающим Розину пению. Хитрый плут Базилио успел проведать про Альмавиву. Он предлагает отделаться от соперника при помощи испытанного средства – клеветы. Фигаро подслушивает их разговор и предупреждает Розину.
Раздаётся громкий стук в дверь, и под видом пьяного солдата в дом вваливается Альмавива. Между ним и Бартоло завязывается яростная перепалка. На шум сбегаются Розина, Фигаро, дон Базилио, слуги. Граф пытается незаметно передать
Розине записку, но опекун замечает это, и суматоха возобновляется с новой силой. Скандал привлёк внимание офицера, проходившего мимо с командой солдат. Он хочет арестовать мнимого солдата, но граф тихонько называет своё имя, и, к изумлению Бартоло, офицер, почтительно раскланявшись, удаляется.
После этой неудачной попытки Альмавива решает проникнуть в дом Бартоло под видом монаха – ученика дона Базилио. Он сообщает, что Базилио заболел и прислал его вместо себя. Но Бартоло молодой монах кажется подозрительным. Тогда граф показывает записку Розины и говорит, что нашёл её случайно в доме Альмавивы. Негодованию Бартоло нет предела. А граф доволен – цель его достигнута: во время урока музыки он сможет поговорить с Розиной. Фигаро старается отвлечь внимание опекуна от влюблённых. Неожиданно появляется дон Базилио. Его приход грозит расстроить ловкий обман. Фигаро, граф, Розина уговаривают его идти домой и лечь в постель: ведь у него такой плохой вид. Почувствовав в руке увесистый кошелёк, всё ещё ничего не понимающий, дон Базилио послушно удаляется. Между тем Бартоло подслушивает разговор Альмавивы и
Розины, из которого узнаёт что воспитанница должна быть этой ночью похищена. Обман разоблачён, и граф вынужден скрыться.
Опекун решает использовать против влюблённых записку, переданную графом. Ему удаётся убедить Розину, что Линдор – обманщик, выполняющий поручение Альмавивы. Розина возмущена, и когда в дом через балкон проникают Фигаро и
Альмавива, она отказывается следовать за ними. Но тут же выясняется, что Альмавива и Линдор – одно лицо. Тем временем появились дон Базилио с нотариусом, которых пригласил Бартоло, решив немедленно подписать брачный контракт. Но опекуна нет дома; обеспокоенный вестью о предстоящем похищении Розины, он пошел за стражей. Воспользовавшись этим, Фигаро сообщает нотариусу, что тот должен составить брачный контракт для Розины и Альмавивы. Дон Базилио пытается возражать, но, получив от графа ещё один кошелёк, смолкает и подписывает контракт как свидетель. Возвратившийся со стражей опекун в отчаянии: он лишился богатств Розины, но Альмавива великодушно отказывается от приданого, уступая его одураченному старику.
Сицилийская вечерня
Опера в пяти действиях
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!