Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вадим, или пробуждение двенадцати спящих дев

2021-01-29 251
Вадим, или пробуждение двенадцати спящих дев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Опера в трёх действиях с прологом

Либретто С. П. Шевырева

 

Пролог. Село на берегу Днепра. Вдали за рекой виден Киев. Поселяне и поселянки веселятся на празднике Лады. У хижин стоят бочки с мёдом и брагой. Старики и старухи с маленькими детьми сидят под деревьями. Девушки с берёзовыми венками и юноши поют и пляшут в хороводе, величая Ладу. Общее веселье. Внезапно в середину хоровода вбегает в странной одежде с бубенчиками, бородатый волхв, сопровождаемый толпой ребятишек Пляски прерываются. Народ теснится около волхва, предлагающего за награду поворожить красным девицам. Девушки, по настоянию волхва, целуют его. Волхв собирается начать ворожбу, но одна из старух опасается, как бы это не вызвало гнев пустынника, который всегда говорит им о боге, «что выше всех наших богов». Начальник селения успокаивает её: ведь добрый пустынник учит не делать зла, и молодым не мешает забавляться. Девушки заводят песню и пляску. Волхв обходит девушек: взяв у одной пояс, у другой серьги, у третьей зеркальце, он каждой отгадывает жениха, а вещи забирает себе. Поворожить просит и старая дева Пламида. Волхв поёт в ответ шуточную песню о молодице, которая в одиночестве тосковала, надеясь выведать от кукушки, долго ль ещё мыкать ей тоску.

Входит старый пустынник. Старики и старухи почтительно кланяются ему. Заметив волхва, пустынник выражает своё недовольство: недавно волхв дал ему зарок больше не обманывать народ. Начальник селения заступается за волхва, пустынник же напоминает, как дочь самого начальника чуть не умерла от снадобья, которое дал ей такой же знахарь. Он призывает отказаться от всех волхвов и кудесников: в них действует сила вражья, злая. Волхв скрывается, а пустынник повествует о кудеснике Громобое, которому за богатство пришлось платить бесу душой. Когда пришёл час расплаты, бес на десять лет отсрочил казнь за души двенадцати дочерей Громобоя. Через десять лет бес опять явился, но небеса предотвратили гибель невинных дев, определив им сон, пока не придёт искупление и не загладит преступление грешника. С тех пор вот уже двести лет дочери Громобоя спят непробудным сном, и каждую полночь одна из них поёт о сладкой надежде на близящийся час освобождения. Разбудить же спящих дев может вера в бога, – заканчивает пустынник, указывая на небо, и скрывается.

Появляются бирючи. Они возвещают, что великий князь Святослав сзывает к своему двору «бояр богатых, богатырей могучих, гридню храбрую, купцов и гостей именитых, поселян честных»: княжескую дочь Гремиславу похитил колдун‑богатырь Чёрный

Вепрь, и кто разобьёт его разбойничью берлогу и возвратит прекрасную Гремиславу в родительский терем, тому будет наградой она, а с ней полцарства. Ещё возвещают бирючи, что князь Святослав спрашивает, не знает ли кто, где живёт славный витязь, который убил разорявшего всю русскую землю страшного Полкана‑богатыря и которого князь приказал звать в погоню за

Чёрным Вепрем. Начальник селения отправляет одних искать богатыря, победителя Полкана, а других в погоню за чародеем

Вепрем. Мужчины расходятся в разные стороны. Женщины желают им вернуться с победой. Прерванные танцы возобновляются.

Действие первое. Глухая местность в лесу. Справа – пещера, у входа в которую на камне спит новгородский витязь Вадим.

Слева в кусте стоит враждебный Вадиму дух Аривой; дух обеспокоен, как бы витязь не открыл тайны, что в нём самом сокрыто спасенье дочерей Громобоя. Тем временем лес преображается в роскошный чертог, среди которого в страшных мучениях, с искажённым лицом, сидит Громобой. Затем с разных сторон появляются двенадцать молодых красавиц, окружающих Громобоя и на коленях простирающих руки к небу, как бы молясь о спасении отца. Видение скрывается. Вадим в смятении просыпается:

опять ему привиделся сон, который заставил покинуть родной Новгород; что это значит, где найти ответ? Внезапно раздаётся звон колокола. Аривой с шумом проваливается. Издали слышится пение старого пустынника о ждущих искупления девах. Звон колокола умолкает, входит пустынник. Вадима терзают те же муки и наяву. Он рассказывает, как однажды, измученный и уставший, уснул, возвращаясь после тяжкой битвы в Новгород; шумел сердитый Волхов, и Вадиму приснился сон, будто он – на берегу Днепра, близ Киева, при унылом отдаленном звоне, видит стоящего перед ним сейчас пустынника. Вадим просит старца ответить, кто он. Пустынник говорит, что живёт в лесу и каждый день идёт к чертогу, где спят двенадцать прекрасных юных дев, ждущих прихода избавителя; ночью одна ив них с печальной песнью обходит терем, и пустынник на рассвете спешит на встречу к ней с отрадной вестью о грядущем освобождении. Вадим поражён: он видел сейчас дев в волшебном сне.

Девы будут непробудно спать, – продолжает старец, – пока не явится потомок Громобоя и не разрушит их сон. Но освободитель должен быть чист душою, молод, храбр и способен бескорыстно посвятить себя подвигу искупления; только тогда он победит, а если соблазнится или дрогнет перед силами ада, то погибнет сам. Вадим готов идти на этот подвиг. Пустынник в восторге удаляется, не отвечая более на расспросы Вадима: придёт время, и витязь узнает всё; пусть он не забывает, что в нём одном спасение несчастных дев.

Слышна удалая песни. Не желая сейчас встречаться с людьми, Вадим уходит в пещеру. Появляется множество киевских витязей. Стемид и Гудок тихо уговариваются изобличить хвастуна Рулафа, который выдает себя за победителя

Полкана‑богатыря. Стемид вызывает Рулафа на рассказ о том, как он сразил Полкана и затем целые два года пропадал. По просьбе Стемида Рулаф еще раз подтверждает, что именно он – убийца Полкана‑богатыря. Тогда Стемид объявляет, что

Святослав приказал расстрелять из луков убийцу Полкана, так как одна колдунья предрекла князю смерть от руки убийцы

Полкана. Рулаф пугается, а когда витязи хотят взять его, становится на колени и признаётся, что солгал. Витязи делают вид, будто не верят его объяснениям, и начинают привязывать Рулафа к дереву; тот на коленях молит о пощаде.

Из пещеры выходит в наличнике Вадим, обнажая меч. Он – подлинный победитель Полкана, меч которого является знаком победы над страшным богатырём. Вадим готов отрубить голову тому, кто посягнёт на князя. Но Стемид пошутил лишь для того, чтобы обличить хвастунишку Рулафа. Он зовёт Вадима ко двору Святослава, который желает видеть победителя Полкана.

Вадим узнаёт своего старого друга Стемида, но отказывается от приглашения: он не может следовать за витязями. Стемид настаивает, и Вадим уже готов согласиться, как вдруг слышен вдали звон, останавливающий Вадима. По просьбе Стемида он поднимает наличник, и друзья обнимают друг друга. Стемид зовёт витязей побрататься с его старым товарищем. Вадим просит развязать Рулафа, издеваясь над которым Гудок поёт шуточную песню. Стемид поручает витязям приготовить угощение в пещере, а сам, оставшись наедине с Вадимом, спрашивает, что не позволяет его другу идти с ними в Киев. Вадим рассказывает Стемиду, как ещё в прежние дни, среди молодецкого разгулья, на него нападала тоска, причину которой не мог разгадать сам Вадим – безродный сирота, найденный бурную ночь на берегу Днепра и вскормленный чужими. Стемид не видит в рассказе ничего такого, что бы могло опечалить Вадима и отвадить его от витязей: ведь и у Стемида давно нет ни отца, ни матери, ни рода, ни племени; Вадим не знает, а Стемид не помнит своих родителей. Он зовёт Вадима побрататься, тем более что у них обоих есть «одна любимая мать – матушка Русская земля». Вадим не может больше противиться, но снова слышит звон и вырывается из объятий друга. «Священные обеты влекут меня», – говорит Вадим не слышавшему звона Стемиду, опускает забрало шлема и прощается.

Слышен шум. В сопровождении незнакомца вбегает Гремислава с мольбой спасти её и падает в беспамятстве. Поражённый красотой княжны, Вадим бросается к ней на помощь и старается привести в чувство. Витязи выбегают из пещеры.

Сопровождающий Гремиславу воин объясняет, что он – дружинник Чёрного Вепря. Красота и невинность Гремиславы разжалобили его, и он увёл княжну во время отдыха дружины, когда Вепрь спал крепким сном. Однако Чёрный Вепрь скоро проснётся и по свежим следам, пока беглецы ушли недалеко, бросится в погоню. Придя в чувство, Гремислава бросается к

Вадиму, надеясь найти в нём своего спасителя, который возвратит её отцу. Стук и шум. Гремислава приближается к Вадиму, умоляя не оставить её. Слышится звон. В исступлении Вадим обещает либо умереть, либо спасти прекрасную княжну; он зовёт витязей на бой.

С толпой воинов вторгается Чёрный Вепрь. Вадим поручает Стемиду охранять Гремиславу, а сам вызывает Вепря на бой. Во время сражения из куста появляется невидимый для всех Аривой; он сообщает, что Чёрный Вепрь – отец Вадима и будет им убит, но Вадим уже не воскресит дев. Вадим поражает Вепря, воины которого бегут. Витязи славят победителя

Полкана‑богатыря и хищного Вепря, а благодарная княжна зовёт витязя к своему отцу. Стемид обещает проводить Гремиславу, так как его друг не может. Но Вадим прерывает слова Стемида: судьба его решена, и он не оставит княжну. Из пещеры при общем смехе выходит Рулаф, улизнувший от боя; он объясняет, что должен был спрятаться, так как иначе некому было бы донести о случившемся Святославу, если бы всех витязей перебили. Под звуки песни о радости предстоящей встречи все удаляются.

Появляется пустынник. Напрасно звучал колокол: Вадим не внимал ему и не спешил освободить спящих дев. Поддавшись чарам любви, Вадим совершил отцеубийство. Но пустынник пойдёт вслед за Вадимом, чтобы спасти его.

Действие второе. Картина первая. Великолепная гридница князя Святослава. Из внутренних комнат выходят бояре, витязи, мамы, няни Гремиславы, сенные девушки, гридня. Входит Святослав, держа одной рукой дочь, а другой Вадима; за ними

Стемид и другие витязи. Святослав объявляет потеху и пир в честь Вадима, убившего Полкана‑богатыря и спасшего

Гремиславу от Чёрного Вепря. Гости кланяются Вадиму. Стемид с хором величает его, а затем, по просьбе князя, поёт песню о богатыре, возвращающемся после битвы на любимую родину. Князь поднимает кубок за здоровье будущего зятя и велит боярам начинать песни. Один из них подходит к Вадиму с просьбой поведать о своём роде: обычай велит, прославляя подвиг витязя, начинать от дел его предков. Вадим в замешательстве: он предлагает петь о нём самом, а если он – «скудный предмет», пусть боян не поёт. Боян просит Вадима хотя бы назвать своего отца, чтобы величать по его имени витязя. Ещё более смущённый, Вадим отказывается: он не может и не хочет исполнить эту просьбу бояна. Тогда князь велит прославлять

Вадима без родительского имени: раз он принял Вадима в сыновья, не спрашивая об его отце, то боян, конечно, может воспевать просто Вадима Новгородского.

Издали слышен голос пустынника: он идёт на княжеский пир и будет величать витязя, род которого знает. Все в изумлении обращаются туда, откуда выходит пустынник. Вадим поражён. Старец поднимает первый кубок в честь князя Киевской земли.

Затем старец славит витязя, но открывает, что Вадим – отцеубийца. Общий ужас. Гремислава падает в обморок, пустынник поспешно уходит, а Вадим бросается за ним, чтобы выведать ужасную тайну. Все уходят, желая узнать, кто был неизвестный старец. Гремислава отсылает окружающих её женщин, кроме няни Малуши, которая успокаивает княжну. Гремислава с первого взгляда полюбила витязя и никогда его не разлюбит; она убеждена, что Вадим – жертва клеветы, и грустит о разлуке с любимым.

Присланный князем Стемид сообщает княжне, что её отец вместе со своими богатырями и храброй гридней отправился вслед за Вадимом и неведомым волхвом. Со своей стороны Стемид, как друг и брат Вадима, заверяет княжну, что седой чернокнижник оклеветал витязя: душа Вадима чиста, подобно днепровской волне. Стемид и Малуша утешают Гремиславу, которая плачет и горюет, предчувствуя беду. По просьбе княжны, желающей узнать тайну о Вадиме, Стемид берётся доставить

Гремиславу к князю. Малуша соглашается отпустить княжну, которая весело бросается обнимать няню.

Картина вторая. Ад. Сатана дремлет на троне. Всюду полно духов «всех видов, возрастов и лет»; они поют и пляшут.

Вельзевул приносит «телеграмму» Сатане, который, рассвирепев, приказывает прекратить глупые песни и пляски: старый плут

Аривой, занимавшийся только одним делом, всё‑таки не смог окончить его благополучно; однако он – старый чёрт и заслуживает почёта за прошлое. Сатана велит устроить торжественную встречу Аривою, и черти в беспорядке бросаются прочь.

Марш. Торжественная процессия. Аривой даёт отчёт, как он выполнил приказание Сатаны уничтожить потомство Громобоя. В

живых остался только один младенец, которого Аривой перенёс в отдалённый край, надеясь погасить в нём геройский дух. Но это не удалось Аривою: младенец вырос и вышел победителем из грозной битвы; это произошло оттого, что «зловещий звон его вожатым был». Когда же, наконец, Аривой обольстил потомка Громобоя страстной любовью, тот позабыл свой обет. Сатана в нетерпении прерывает Аривоя: долго ли он намерен городить «чёрта в стуле». Аривой ещё не кончил: чтобы запятнать чистую душу ужасным грехом, он заставил сына поднять меч на отца и стать отцеубийцей. Но молодой герой внезапно узнал тайну;

забыв славу и любовь, он спешит спасти спящих дев и добьётся этого, так как старец и звон направляют его шаги. Сатана недоволен Аривоем. «Всё скверно от начала до конца, – негодует он, – какого чёрта ты говоришь со мной такими подлыми стихами». Пусть решение небес нельзя изменить, но тогда Вадиму победа достанется тяжким путём. Аривой должен явиться витязю в образе отца, и Вадим не устоит. Духи торжествуют, предвкушая близкую гибель Вадима. Снова начинаются песни и танцы.

Действие третье. Дикая скалистая местность. Дремучий лес. Вдали на скале виден замок Громобоя, освещённый луной.

Всюду в скалах гнездятся нечистые духи, заграждающие путь к замку, на стене которого показывается одна ив спящих дев.

Она взывает к желанному избавителю. Появляется старец. Он отсылает деву к спящим сёстрам: час освобождения близок, избавитель недалёк, уже пробил срок волшебным чарам. Слыша доносящийся издали хор язычников, поющих о кровавой человеческой жертве, которую они собираются принести, старец негодует. Приходит Вадим. Схватив старца за руку, он требует и умоляет открыть ему всё. «Ты сын греха, ты матери позор, рука твоя в крови отца дымится», – говорит старец и рассказывает, что Вадим – сын Ольги, дочери боярина Буслая, потомка Громобоя. В то время Чёрный Вепрь, кудесник и друг Сатаны, наводил страх и ужас вокруг; он похитил много девушек, ставших жертвами его сластолюбия и томившихся в страшных вертепах злого колдуна. Среди них была и Ольга; не в силах снести свою несчастную участь, она умерла, дав жизнь Вадиму.

Старец совершил над ним обряд крещения и посвятил на подвиг, завещанный потомку Громобоя. Ад послал искушение чистому и непорочному Вадиму, которого пленило «младой красы земное обольщенье». Сатана уже торжествовал свою победу, но бог помог витязю. Невинный, он мог спасти дев и сам не погибнуть, виновный же – может спасти, но заплатит жизнью за свой подвиг. Слышен призывный звон. Старец указывает на замок. Вадим волен выбирать: земное счастье в объятьях Гремиславы или смерть за избавление спящих дев и «жизнь на небесах». Вадим готов умереть; он просит благословения старца на подвиг и обнажает меч.

Появляются Гремислава, Стемид и свита. Княжна останавливает Вадима. Старец предупреждает его: ещё одна минута, и всё навек погибло. Гремислава бросается на колени перед Вадимом и умоляет сжалиться: она любит витязя и умрёт, если Вадим покинет её. Вадим торжественно признаётся, что убил отца своего, спасая княжну, и теперь идёт на смерть; пусть княжна забудет его и возвратится домой. Гремислава упрекает Вадима: он не любит и не любил её. Нет, Вадим любит её больше жизни, и разлука с любимой для него ужаснее смерти. Гремислава бросается к Вадиму, но витязь отвергает падающую без чувств княжну. Старец благословляет Вадима на подвиг.

Витязь идёт. Начинается буря. Отовсюду являются адские духи, призывающие гибель на голову Вадима. Ударом меча витязь разгоняет бросающихся к нему навстречу духов. Деревья валятся, скалы обрушиваются, и из них появляются новые чудовища. Сражающиеся духи взывают о помощи к могучему Вепрю, и тень Чёрного Вепря является перед замком Громобоя.

Видя приближающуюся тень отца, Вадим отступает. «Не верь ты козням ада!» – предупреждает витязя старец. Вадим бросается с мечом. Тень отступает, духи окружают её и сражаются. Буря усиливается. Огненный дождь. Вадим сражается в пламени. Духи проклинают сына‑палача, поднявшего меч на своего отца. Вадим поражает духов. Перед стенами замка осталась одна тень Чёрного Вепря, которую Вадим также поражает. Подземный удар. Всё исчезает. Вадим стоит в оцепенении.

Терем спящих дев разваливается; пробуждённые девы славят своего избавителя. Небесные духи благословляют «любви святое искупленье». Гремислава приходит в чувство и проливает слёзы благодарности: её любимый остался жив. Старец подводит Вадима к княжне и соединяет их руки: Гремислава – награда небес за совершённый подвиг. Вадим обнимает невесту.

 

Турандот

Опера в трёх действиях


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.