Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-06-23 | 71 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
22 июля японское правительство констатировало, что подписание совместного заявления будет означать признание Великобританией «нового порядка» в Китае, отказ от помощи Чан Кайшн и невмешательство в действия Японии на оккупированной территории (см. Асахи. — 1939. — 22 июля).
512
22 июля это совместное заявление было парафировано обеими сторонами (DBFP. 1919 — 1939. — Third Series. — Vol. IX. — P. 313). 24 июля 1939 г. премьер-министр Великобритании Невиль Чемберлен, выступая в палате общин, ознакомил английскую общественность с текстом заявления.
Это заявление вошло в историю как «соглашение Арита — Крейги». Характерно, что в соглашении речь шла не только о Северном Китае, а обо всей оккупированной Японией территории. Крейги в интервью иностранным корреспондентам 24 июля откровенно признал, что «английское правительство с самого начала (японо-китайской войны — 7 июня 1937 г.) не имело в виду мешать Японии». На вопрос корреспондента, относится ли соглашение ко всему Китаю, Крейги ответил: «Принципиальное соглашение предусматривает районы, захваченные японской армией в Северном, Центральном и Южном Китае» (Иомиури. — 1939. — 25 июля).
Великобритания, таким образом, признала «законность» японской агрессии в Китае, согласилась на пребывание японских войск в этой стране в течение неопределенного срока и обязалась не мешать установлению в Китае «нового порядка». В то же время никаких обязательств по отношению к Великобритании Япония на себя не брала.
В условиях, когда Япония вела военные действия против СССР и МНР в районе реки Халхин-Гол, соглашение Арита — Крейги, являвшееся частью политики «дальневосточного Мюнхена», укрепляло позиции Японии и положение японских войск в Китае на том плацдарме, с которого они действовали против СССР и МНР. Советское государство оказалось, таким образом, перед непосредственной опасностью войны одновременно в Европе и на Дальнем Востоке, причем без союзников.- 1—60, 550, 556, 557, 560, 587; 2—336, 342
|
33 12 января 1939 г. министр иностранных дел Венгрии И Чаки объявил о решении правительства присоединиться к «антикоминтерновскому пакту». 16—18 января 1939 г. состоялся визит Чаки в Германию. Во время визита Чаки был принят Гитлером, который записал в своем дневнике, что регент Венгрии М. Хорти поручил Чаки сказать Гитлеру, что пока он (Хорти) стоит во главе Венгрии, «Германия может рассчитывать на Венгрию как на преданнейшего друга. Это заявление является главной целью его поездки...» (Документы министерства иностранных дел Германии. — Вып. 1; Германская политика в Венгрии (1937 — 1942 гг.). — М., 1946. — С. 84). В результате этого визита влияние Германии на внутреннюю и внешнюю политику Венгрии значительно усилилось. Выступая в парламенте 22 февраля 1939 г., премьер-министр Венгрии Телеки заявил, что Венгрия в своей политике опирается прежде всего на державы «оси». Присоединением к «антикоминтерновскому пакту», сказал он, Венгрия желает доказать, что она согласна с целями этих держав.
Подписание протокола о присоединении Венгрии к «антикоминтерновскому пакту» состоялось 24 февраля 1939 г. в Будапеште.— 1—63.
34 Стремление оградить национальные и имперские интересы своих стран от угрозы агрессии со стороны Германии, Италии и Японии явилось главной движущей силой сближения Великобритании и США во второй половине 30-х годов. «Карантинная речь» Ф. Рузвельта 5 октября 1937 г., англо-американские штабные переговоры по вопросам обороны Тихого океана в начале 1938 года были первыми шагами в этом направлении. Великобритания и франция координировали свою политику сближения с США, особенно в вопросах вооружения. Серьезным препятствием для этого сближения являлось американское законодательство о нейтралитете (1937 г.), которое запрещало экспорт вооружения и военных материалов воюющим государствам. На практике это эмбарго, как показали итальянская агрессия в Абиссинии и война в Испании, играло на руку агрессорам — в военной помощи прежде всего нуждались их жертвы.
|
4 января 1939 г., обращаясь с посланием к конгрессу, Рузвельт потребовал отмены эмбарго на вооружение и высказался за применение различных мето-'дов помощи демократическим странам, исключая участие США в войне. Однако первая попытка пересмотра закона о нейтралитете не удалась. Конгрессмены — «изоляционисты» добились решения отложить его рассмотрение до следующей сессии конгресса (ее открытие намечалось на 3 января 1940 г.)'.
Разразившаяся 1 сентября 1939 г. война в Европе (США 5 сентября провозгласили нейтралитет) потребовала срочно вернуться к пересмотру закона о нейтралитете. Опрос населения в сентябре 1939 года показал, что 80% граждан
33 Зак. N» 183 513
высказались за победу Великобритании, Франции и Польши и поражение нацистской Германии. Достигнув компромисса с лидерами конгресса, Рузвельт и его сторонники добились отмены эмбарго на условии принципа «кэш энд кэрри» («плати наличными и вывози сам»), что явилось серьезной поддержкой Великобритании вплоть до принятия закона о ленд-лизе (11 марта 1941 г.).
Новый закон о нейтралитете, принятый 4 ноября 1939 г., устанавливал вместе с тем запретную зону для плавания американских судов (одно из условий компромисса с «изоляционистами»), которая охватывала значительные районы Атлантического океана, что устраняло для гитлеровских военно-морских сил опасность столкновения с американским флотом на английских коммуникациях и способствовало началу Германией неограниченной подводной войны против Великобритании и Франции (см. Наджафов Д. Г. Нейтралитет США 1935 — 1941 гг. — М., 1990).
В ноябре 1939 г. в США был создан англо-французский закупочный совет. В Лондоне учреждалась англо-французская комиссия координации. На 1 января 1940 г. Англия разместила заказы в США на 1450 самолетов. Импортировалась и другая продукция, но в целом размеры американского экспорта были по ряду причин ограниченными, около 2 млн. долл. ежемесячно. Тем не менее за первый год войны примерно 45% американского экспорта было направлено в сторону Великобритании и ее имперских владений, в то время как поставки США в Германию были фактически прекращены. Попытки прогерманских сил в США, в частности, американского посла в Лондоне Д. Кеннеди, добиться посредничества США в заключении мира с Германией (т. н. «план Кеннеди»), были Рузвельтом отклонены. Подталкивали США к сближению с Великобританией и события на Дальнем Востоке, хотя администрация Рузвельта и отказывалась брать на себя твердые обязательства о помощи Великобритании в случае нападения Японии на ее азиатские владения. Реальное формирование американо-британского военного союза было еще впереди, (см. Поздеева Л. В. Англо - американские отношения в годы второй мировой войны. — М., 1964; История США. — Т. 3. — М., 1985). — 1—66, 86, 215, 244, 297; 2—127, 339, 403.
|
35 Посол Италии в СССР А. Россо 17 октября 1938 г. поставил перед В. П. Потемкиным вопрос, не примет ли Советское правительство посредничество итальянцев в деле освобождения захваченных испанскими мятежниками экипажей некоторых советских теплоходов в обмен на задержанных в СССР итальянских подданных и советских гражданок — жеи итальянцев (АВП РФ, ф. Oil, on. 2, п. 20, д. 207, л. 89 — 91).
27 января 1939 г. Потемкии пригласил Россо и сообщил ему, что Советское правительство принимает предложение посла о содействии итальянского правительства освобождению из плеиа советских моряков теплоходов «Комсомол», «Катаяма», «Цюрупа» и «Макс Гельц» и согласно, со своей стороны, освободить и выслать из СССР 10 итальянцев и разрешить выезд двум советским гражданкам — жеиам итальянцев, о которых ходатайствовало посольство (АВП РФ, ф. Oil, on. 4, п. 24, д. 6, л. 56).
26 и 30 апреля 1939 г. МИД Италии уведомил советское полпредство в Риме, что власти генерала Франко готовы немедленно отпустить 95 моряков, снятых с теплоходов «Катаяма», «Цюрупа» и «Макс Гельц» и передали 7 моряков теплохода «Комсомол» в распоряжение Германии для обмена иа арестованных в СССР германских граждан (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 10, д. 99, л. 113, 122 — 123). В результате переговоров Потемкина с германским послом в СССР Шулеибургом была достигнута договоренность об освобождении и возвращении в СССР 7 моряков теплохода «Комсомол» (АВП РФ, ф. 011, on. 4, п. 24, д. 7, л. 128). 95 моряков теплоходов «Катаяма», «Цюрупа» и «Макс Гельц» вернулись на Родину 4 июля 1939 г., а 7 моряков теплохода «Комсомол» возвратились в СССР 6 сентября 1939 г. (см. Известия. — 1939. — 5, 8 июня и 8 сент.). — 1—76, 300, 314, 372, 400, 514; 2—241, 422.
|
36 В 1939 г. в Советском Союзе находилось 3165 испанских детей (АВП РФ, ф. 097, on. 1, п. 103, д. 37, л. 39; АВП РФ, ф. 048 з, on. 146, п. 2, д. 1, л. 2226, 226). Для иих были созданы школы-интериаты с преподаванием иа родиом языке. Все приехавшие в СССР испанские дети получили общее и профессиональное образование, причем значительная часть — высшее. Многие из них в годы
514
Великой Отечественной войны пошли добровольцами в Советскую Армию и с оружием в руках защищали свою вторую родину.— 1—76, 152, 615; 2—241.
37 Версальский мирный договор в отделе 10 (ст. 99) — о Мемеле (Клайпеде) — определил, что Германия отказывалась в пользу главных союзных и объединившихся держав от всяких прав и правооснований на территорию Мемеля (Клайпеды). Таким образом, этот договор лишь отделял Мемель от Германии, но не устанавливал его государственной принадлежности (см. Версальский мирный договор. — М., 1925).
Согласно Версальскому мирному договору и решению конференции послов 1923 г., Англия и Франция были обязаны оказать помощь Литве. 8 мая 1924 г. представители Франции, Великобритании, Италии и Японии подписали в Париже Клайпедскую (Мемельскую) конвенцию, разработанную комиссией Совета Лиги наций, согласно которой Клайпедская область признавалась составной частью Литвы. В конвенции говорилось: «Право суверенитета над Клайпедой или его исполнение не может быть изменено без согласия высоких договаривающихся сторон».— 1—82, 208.
38 Балтийская Антанта — блок Прибалтийских государств: Эстонии, Латвии и Литвы, созданный на основе военного союза между Эстонией и Латвией, заключенного в 1923 г., и оформленный договором о согласии и сотрудничестве между Эстонией, Латвией и Литвой от 12 сентября 1934 г.
В дневнике от 6 февраля 1939 г. временный поверенный в делах СССР в Литве Н. Г. Поздняков сделал запись о встрече с министром иностранных дел Литвы Ю. Урбшисом, который информировал его о только что закончившейся конференции Балтийской Антанты: «Главные итоги конференции сводятся к тому, что она одобрила политику «нейтралитета» своих членов и определила ее главной формой участие членов Балтийской Антанты в мирной работе других стран. Кроме того, конференция приняла предложение эстонцев о хозяйственном сотрудничестве на случай войны и учредила для этого специальный комитет экспертов, который уже теперь (в мирное время) должен заняться выработкой основ такого сотрудничества».
|
Далее Н. Г. Поздняков заметил, что «у Урбшиса сложилось впечатление, что издавна существующая напряженность между эстонцами и латышами (на национальной, хозяйственной и др. почве) привела, кажется, эстонцев к тому, что они стали недовольны военным союзом с латышами».
Урбшис заявил, что латыши и эстонцы вопроса о военном сотрудничестве «не поднимали, а литовцы и тем более; они знают, как ревниво Латвия и Эстония избегали (из-за Клайпеды и Вильно) военного соглашения с Литвой».
«...Я спросил, как толковать законы о нейтралитете Литвы, Латвии и Эстонии с точки зрения Балтийской Антанты. Например, как поступят два члена Антанты, если третий член подвергается нападению агрессора. Останутся они нейтральными или же окажут ему военную помощь. Урбшис ответил, что такой вопрос возник и в его голове, но он его не поставил на обсуждение своих коллег. Поэтому положение остается для него столь же неясным, как и для меня» (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 12, д. 125, л. 18-19). — 1—84.
39 Малая Антанта — политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии, созданный после первой мировой войны при содействии Франции.
Договорными актами, явившимися юридическим основанием для создания Малой Антанты, были чехословацко-югославский, чехословацко-румынский и югославо-румынский договоры, заключенные в 1920—1921 гг. Франция заключила в 1924—1927 гг. со странами — членами Малой Антанты военно-политическое соглашение.
Мюнхенское соглашение и последовавшее расчленение Чехословакии Германией положили конец существованию Малой Антанты.— 1—93, 432., 40 Союз Греции, Румынии, Турции и Югославии, заключенный 9 февраля 1934 г. в Афинах. Вступил в силу в июле 1934 г.
Приход к власти в Германии Гитлера и активизация устремлений фашистской Италии содействовали сближению четырех Балканских стран, заинтересованных в сохранении статус-кво на Балканах и ориентировавшихся в своей внешней политике, главным образом, на Францию. В феврале 1934 г. они выработали общий документ — пакт, в котором говорилось о желании способствовать укреп-
33*
515
Лению мира на Балканах и подчеркивалось, что стороны взаимно гарантируют безопасность своих балканских границ. Дополнительный секретный протокол предусматривал оказание помощи в случае нападения на одну из стран — участниц пакта. Это положение ие распространялось иа случай нападения иа азиатские границы Турции. В специальной декларации Турция оговорила, что пакт не противоречит ее договорным отношениям с СССР. Болгария и Албания отказались примкнуть к пакту.
В условиях, сложившихся после начала второй мировой войны, Балканская Аитаита прекратила свое существование. — 1 — 93, 165, 192, 222, 333, 334, 343, 414, 458, 612; 2 — 29, 35, 92, 245, 261, 269, 278, 285, 450, 454, 469.
41 Текст меморандума следующий:
«Ввиду наступления войск генерала Франко, в настоящее время происходит массовый переход каталонского населения во Францию и в последние дин многие тысячи испанцев уже перешли французскую границу. Испанское правительство просило французское правительство принять уже теперь около 150 тыс. женщин и детей, но надо предвидеть увеличение волиы беженцев, если нажим войск националистов усилится.
Французское правительство, которое из гуманитарных соображений уже широко открыло свою границу, решило предоставить убежище бойцам и лицам, жизни которых угрожала бы опасность. Из тех же соображений оио будет снабжать продовольствием, насколько оио сможет, женщин и детей ие только иа французской территории, ио в зоне Испании, примыкающей к границе. Французское правительство рассмотрит совместно с испанским правительством все меры, которые позволили бы совместить его гуманитарные обязанности с его материальными возможностями. Все же уже теперь представляется ясным, что эти возможности окажутся недостаточными при положении, дальнейшее развитие которого трудно предвидеть.
Французское правительство ие сомневается, что и другие правительства не преминут присоединиться к делу срочной помощи, которая требуется, принимая со своей стороны меры, с вытекающими отсюда тяготами. Оно было бы радо узнать, каковы намерения Советского правительства перед лицом той же проблемы.
Французскому правительству было бы важно знать, намерено ли правительство СССР принять участие в этом иеотложиом гумаиитариом деле в какой бы то ии было форме (финансовая помощь, посылка продовольствия и медикаментов и, в особенности, допущение иа свою территорию некоторого числа беженцев и т. д.)» (АВП РФ, ф. 06. on. 1, п. 2, д. II, л. 55 — 57). — 1 — 93, 152.
4 а M. M. Литвинов в своем письме полпреду СССР в Великобритании И. М. Майскому 19 февраля 1939 г. писал: «[...] Согласно полученным т. Сурицем точным сведениям, большинство членов французского кабинета возражало против немедленного признания Франко де - юре. Часть членов кабинета настаивала иа предварительной эвакуации иностранцев. Большинство сошлось иа том, что ие следует признавать раньше англичан и взвалить иа Францию всю ответственность, как этого добивается Чемберлеи. Принято решение пока послать Берара, ио без полномочий, договориться о признании. Однако Бойне мог дать за спиной кабинета дополнительные полномочия Берару. Как Бонне, так и Чемберлеиу приятнее было бы заручиться согласием на прекращение военных действий со стороны Негрииа, что обеспечило бы им признание даже в том случае, если Фраико отвергнет условия Негрииа > (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 4, д. 34, л. 28). — 1 — 95.
43 В телеграмме в НКИД СССР от 29 января 1939 г. С. Г. Марченко сообщал: «Падение Барселоны, хотя и считалось неизбежным, произошло, однако, раньше, чем думали. Объясняется это, во - первых, провалом всех попыток укрепления Барселоны и сооружения баррикад, население было охвачено апатией [ партия ] ПСУК и ее руководство в последнее время вело, по существу, пораженческую [ хвостистскую) политику, [ партия ] Эскерра, анархисты саботировали сопротивление; во - вторых, в самый последний момент предательским распоряжением министра внутренних дел из города были отозваны части гражданской гвардии. Город был сдай без боя. Как в Барселоне, так и в смежных городах, за исключением Сабделя, военные объекты и имущество не были уничтожены, и попали в руки противника до 15 миллионов литров бензина, склад только что прошедших границу пулеметов и винтовок, авиационный завод на ходу с тремя готовыми самолетами и т. д. В руки противника попали также скрытые ПСУКом от рес -
516
публиканского правительства текстиль и другие товары, и в частности даже оружие (700 винтовок, несколько десятков пулеметов и тысячи револьверов). После падения Барселоны тыл охвачен все возрастающей паникой, правительство оторвано от фронта и беспомощно в тылу, перманентно заседает. Совершенно парализовано движение на дорогах, забитых беженцами и дезертирами, частью вооруженными, на пограничных пунктах непроходимые пробки. Не хватает бензина и продовольствия, в значительной мере из-за дезорганизации и саботажа. Кадры коммунистической партии выехали из Барселоны, но разбросаны и несколько растерянны. Газеты пока не выходят и население во власти самых диких слухов, распускаемых фашистами. Виделся сегодня с Негрином. Он интересовался, как было принято в Москве сообщение о падении Барселоны. Я ответил, что сведений не имею, но думаю, что, хотя Москва и видела опасность, угрожающую Барселоне, но не могла предполагать, что падение ее будет сопровождаться вышеуказанными позорными обстоятельствами. Он заявил мне, что об оставлении авиазавода и нового оружия он ничего не знал и что бензина оставлено всего около 4 миллионов литров. Я убеждал Негрина в принятии самых энергичных и суровых мер по наведению порядка в тылу, ибо иначе стихия паники может захлестнуть все и Каталония будет полностью потеряна Советовал ему помимо этого лично заняться такими вопросами, как транспорт и снабжение. Сегодня есть уже слабые признаки упорядочения транспорта, в остальном улучшений пока нет» (АВП РФ, ф. 059, on. I, п. 294, д. 2032, л. 22 — 23). — 1—97, 101.
44 С декабря 1938 г. шли активные франко-германские экономические переговоры. «Насколько велика заинтересованность промышленных и парламентских кругов в экономическом сближении и сотрудничестве между двумя странами,— писал 21 февраля 1939 г. советник посольства Германии в Париже Кампе о своей встрече с представителями министерства иностранных дел Франции,— видно из того, что при поддержке министра иностранных дел Бонне предполагается создать франко-германский экономический центр, руководство которого будет состоять из видных парламентариев и президентов крупнейших французских торговых палат... Даладье распорядился, чтобы программа дальнейших переговоров была составлена под его личным руководством» (ADAP. 1918 — 1945. — Serie D. — Bd. IV. — S. 434 — 436). Предусматривалось, что французские и немецкие монополии создадут консорциум для эксплуатации французских колоний, строительства портов в Южной Америке, дорог, мостов на Балканах, разработки металлорудных месторождений в Марокко, Гвинее и других местах. В записке советника министерства иностранных дел Германии Кройтцвальда следующим образом оценивалась эта деятельность французского правительства. «Французы, конечно, надеются, что в результате этого сырьевой голод Германии будет несколько утолен и тем самым политические желания Германии по колониальному вопросу станут умереннее» (Ibid. — S. 438 — 439). 11 марта 1939 г. французское правительство предложило Германии заключить обширное франко-германское соглашение (Ibid. — S. 444 — 447).
У французских правящих кр>гов имелась конкретная программа широкого экономического сговора с Германией. Этот курс устраивал политиков и стратегов фашистского рейха. Убаюкивающая себя надеждами на осуществление «дранг нах остен» Франция становилась фактически пособником фашистских держав в подготовке к реализации их обширных захватнических планов.— 1—98; 2—68.
45 Член ЦИК Гоминьдана Чжан Чун в беседе с драгоманом полпредства СССР в Китае Т. Ф. Скворцовым, состоявшейся 29 января 1939 г., сообщал: «1) На пленуме происходило весьма оживленное обсуждение внешней политики Китая. Выступая по этому вопросу, Чан Кайши сказал, что «вечным другом Китая является СССР». Поясняя понятие «вечным», Чан Кайши сказал, что на протяжении дальнейшей его жизни, примерно лет 30, отношения Китая с СССР все время будут укрепляться. Я не знаю, как будет после моей смерти, добавил Чан Кайши.
Коснувшись разрыва отношений Китая с СССР, Чан Кайши сказал, что в этом виноваты сами китайцы, в частности Ван Цзинвэй и Чэнь Дусю, которьк выслали меня (Чан Кайши) из Китая, а также лично Бородин, неправильно Ироводивший политику Коминтерна, но не СССР. Чан Кайши говорил о том, что СССР оказывает помощь Китаю без какой-либо захватнической мысли. Сравни-
517
вая отношение Японии к Маньчжурии и СССР к Внешней Монголии, Чан Кайши сказал, что Япония использует Маньчжурию для захватов китайской территории, а Внешняя Монголия возвратится под суверенитет Китая, как только положение на Дальнем Востоке укрепится, о чем СССР делал неоднократные заявления...
Следующим другом Китая является Америка. Она помогает нам и является первой державой, подписавшей пакт 9 держав. Этот пакт для Китая имеет очень большое значение. Поэтому с Америкой надо укреплять дружественные отношения, сказал Чан Кайшн.
Что же касается Англии н Франции, хотя онн нам помогают мало, но нх интересы на юго-западе очень велики, поэтому с ними надо укреплять дружественные отношения, сказал Чан Кайши.
В отношении Германии н Италии предложений об улучшении или разрыве отношений Чан Кайши не вносил...» (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 10, д. 106, л. 103 — 105). — 1 — 100, 102, 359, 407; 2—271.
46 Политическая программа Сунь Ятсена «революционные три народных принципа» была выдвинута нм в конце 1923—начале 1924 г. Основное содержание этих трех принципов было сформулировано следующим образом:
1. Национальное освобождение, что предполагает борьбу за освобождение самого китайского народа, полное равенство между всеми национальностями Китая, борьба широких масс народа против империализма.
2. Демократия, что означает народовластие всего народа, а не только меньшинства. Всякий гражданин имеет не только избирательное право, но и право на вето, на инициативу, отзыв правительственных лиц.
3. Народное благоденствие, которое главным образом заключается в следующих понятиях: уравнение прав на землю («каждому пахарю — свое поле»), улучшение жизни рабочих и ограничение капитала.
Эти принципы органически включали три основные политические установки, показывающие пути претворения в жизнь трех принципов, а именно: союз с Советской Россией, союз с КП Китая, опора на рабоче-крестьянские массы (см. Ефимов Г. Очерки по новой и новейшей истории Китая. — М. 1951. — С. 322). — 1 — 101; 2—289.
47 16 апреля 1939 г. Сунь Фо, прибывший в Москву в качестве специального полномочного посла Китая и личного представителя Чан Кайши, вновь поставил перед советской стороной вопрос об оказании Советским Союзом помощи Китаю в разработке нефтяных месторождений и строительстве железной дороги. При этом было сообщено, что Сунь Фо намерен лично обратиться к И. В. Сталину с просьбой об оказании содействия в решении вопроса о строительстве железной дороги. Эти вопросы ранее неоднократно поднимались китайскими представителями (см. т. XXI, док. 56, 150, 184, прим. 24, 68; док. 31, 39, 113, 122, 320, 447). В этот же день Сунь Фо передал советской стороне 2 меморандума по этим вопросам (см. АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 10, д. 106, л. 165 — 168).
МЕМОРАНДУМ № 1
«С начала национально-освободительной войны в Китае против японского агрессора товарные перевозки между Китаем и Союзом ССР значительно оживились. Главным средством транспорта в Северо-Западном Китае являются автомобили. Поэтому вопрос о снабжении бензином получил Первостепенное значение.-
В мае 1938 года советский посол в Китае г-н Луганец-Орельский посоветовал Китайскому правительству создать в провинции Ганьсу собственную нефтяную промышленность для получения на месте потребного количества бензина. В связи с этим по распоряжению Китайского правительства Комитет по мобилизации экономических ресурсов страны организовал Особый комитет по добыче и обработке ганьсуйской нефти. Разработка нефти должна была происходить в районе Юймынь, куда с этой целью были переведены из нефтяного района провинции Шэньси 2 бурильные машины.
Однако машины эти оказались в условиях района Юймынь непригодными, ибо нефть залегает там на глубине 1 400 метров, бурильная же способность указанных машин не превышает 400 метров. Поэтому Комитет по мобилизации экономических ресурсов обратился к Советскому послу в Китае г-ну Луганец-Орель-скому за содействием в приобретении в СССР 2-х комплектов оборудования для глубокого бурения указанной мощности.
518
В начале октября того же года Советское правительство, идя навстречу желаниям Китайского правительства, командировало в Китай 2-х специалистов нефтяного дела инженеров — Чарыгина и Нековырина. Обсудив необходимые вопросы с руководителями Комитета по добыче и обработке ганьсуйской нефти, эти инженеры заявили, что Советское правительство охотно поможет китайской нефтяной промышленности оборудованием и техническим содействием, и обещали, что по возвращении в СССР они сами выберут самое подходящее для условий работы в данном районе оборудование со всеми необходимыми принадлежностями и запасными частями. Причем приобретению этого оборудования должно предшествовать соглашение между правительствами обеих стран. На этом основании Комитет по мобилизации экономических ресурсов Китайской Республики обратился с соответствующей нотой 18 ноября 1938 года к Советскому послу в Китае и повторил свое обращение 22 декабря того же 1938 года. Но ответа до сих пор не получил.
Ввиду сего Китайское правительство обращается к Советскому правительству с убедительной просьбой об оказании содействия в создании нефтяной промышленности в указанном выше районе и о незамедлительной продаже 2-х комплектов оборудования по бурению нефтяных скважин на глубине 1 500 метров со всеми необходимыми принадлежностями и запасными частями с доставкой в кратчайший срок в указанный район, дабы можно было безотлагательно приступить к бурению.
Желая также пригласить для работы в том же районе 2-х советских специалистов по нефтяному делу — геолога-нефтеразведчика и инженера-бурильщика с тем, чтобы они прибыли одновременно с упомянутым оборудованием, Китайское правительство просит Советское правительство не отказать в выборе этих специалистов и командировании их в Китай. Китайское правительство просит Советское правительство самому установить размеры вознаграждения для этих специалистов и прочие условия их работы.
О вышеизложенном Китайское правительство имеет честь просить Господина Полномочного и Чрезвычайного Посла Союза ССР не отказать иметь суждение со своим Правительством и о результате такового поставить в известность Китайское правительство» (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 2, д. И, л. 238 — 239).
МЕМОРАНДУМ № 2 «В целях разработки недр Северо-Западного Китая и развития сообщений между Китаем и Союзом ССР Верховным Советом Государственной Обороны Китая 23 марта с. г. было вынесено постановление о постройке Северо-Западной железной дороги. На основании этого Административный Совет обязал министерство путей сообщения в срочном порядке организовать изыскательные работы и начать их немедленно.
Означенная линия по намеченному плану должна идти от одного из пограничных с СССР пунктов через Цинхэ, Усу, Суйлай, Урумчи, Турфан, Шаньшань, Хами, Аньси, Дбюцюань, Чжан-И, Пинлу до ст. Сенян — конечного пункта Лунхайской железной дороги. Общее протяжение проектируемой дороги — около 3 000 километров.
Китайское правительство желало бы, чтобы Советское правительство оказало ему следующую помощь в постройке этой дороги:
1) Кредит на покупку строительных материалов. Все материалы, как-то: шпалы, рельсы, мосты, локомотивы, вагоны и т. д.— будут приобретены в Союзе ССР. Вследствие этого Китайское правительство просит Советское правительство предоставить ему для приобретения вышеперечисленных предметов кредит на следующих приблизительно условиях:
A. Общая сумма кредита должна быть достаточна для приобретения в полном размере всех строительных и других материалов, необходимых для постройки дороги и всего эксплуатационного имущества. На первое время установить указанный кредит в сумме 30 миллионов американских долларов.
Б. Погашение предоставленного Советским правительством кредита начнется со дня открытия движения ио всей линии дороги и будет полностью закончено в течение 10 лет с этого момента, причем постройка дороги и всех при ней сооружений будет закончена в 3-летний срок.
B. Годовой процент устанавливается в размере 0,3%.
519
Г. Основная сумма кредита и проценты будут выплачиваться китайскими товарами и сырьем.
2) Китайское правительство желало бы, чтобы Советское правительство выбрало и указало желательный пункт на линии Турксиба, откуда может быть проведена ветка до китайской границы для смычки советских железных дорог с проектируемой китайской Северо-Западной железной дорогой» (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 2, д. 11, л. 238 — 241). — 1 — 101, 361; 2—315.
48 И. Т. Луганец-Орельский в телеграмме от 18 марта 1939 г. сообщал в НКИД СССР, что французский посол в Китае заявил ему, что «Франция помогает Китаю тем, что пропускает через Ханой громадное количество грузов, главным образом немецких и итальянских фирм (около 90 тыс. т ежемесячно по железной дороге и вдвое больше по шоссейным), но не допускает провоза вооружения». На мой вопрос, разве Франция не помогает оружием и чем вызывается запрещение провоза вооружения, ведь нет же другого удобного пути, посол прямого ответа не дал, а сказал, что «лучше, если вооружение будет провозиться по северо-западной дороге» (АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 311, д. 2142, л. 30). — 1 — 101, 169; 2—315.
49 15 декабря 1938 г. И. Т. Луганец-Орельский в беседе с Чан Кайши сообщил ему, что посол Китая в США Ху Ши «своими выступлениями в печати и беседами с различными деятелями вызывает удивление всех друзей Китая. Так, например, 2 ноября 1938 г. на приеме журналистов он говорил, что Китай не рассчитывает на помощь со стороны СССР, так как ему (СССР) угрожает Германия, а кроме того, внутриполитическое положение СССР неустойчиво, он занят чисткой партии. Ху Ши одобрял линию агрессивных стран в разрешении вопросов на мюнхенской конференции, высказывался о желательности посреднического выступления третьих держав для разрешения японо-китайского вопроса, говорил о стоимости покупаемого у СССР вооружения.
Чан Кайши сказал, что он еще не имеет сообщений об этом, но примет меры к расследованию» (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 10, д. 106, л. 50 — 55). — 1 — 101.
50 В телеграмме в НКИД СССР от 30 января 1939 г. С. Г. Марченко сообщал: «Виделся ночью с Негрином. Он был уставшим и в подавленном состоянии. Пригласил меня, видимо, только чтобы поделиться. Рассказал, что фронт еле держится, в тыл бежало 60—80 тысяч солдат, еще один прорыв фронта — и наступит катастрофа. В Каталонии армия чувствует себя как в оккупированной стране, ибо население относится безразлично или враждебно. У правительства нет сил даже для обеспечения порядка в тылу, который во власти слухов и паники. Одни лишь коммунисты помогают правительству, но их мало, у них нет собственной базы в Каталонии, все остальные партии и организации, в том числе и ПСУК, провалились. Негрин приходит к выводу, что в Каталонии уже не удержаться, надо вывести силы и продолжать войну в центральной Испании. Он думает, что можно будет наладить транспортировку туда оружия. Я ему ответил, что, на мой взгляд, в случае падения Каталонии условия войны в центральной зоне будут во много раз более тяжелыми, чем сейчас. Трудности со снабжением оружием будут почти непреодолимыми из-за транспорта. К тому же, если прибывшее сейчас оружие попадет в руки фашистов, то, естественно, дальнейший отпуск оружия немыслим без гарантии, что оно не будет брошено, а такой гарантии испанское правительство не может дать ввиду реакции, которая наступит в центральной зоне в случае катастрофы на восточном фронте. К тому же при настоящем хаосе нечего и думать сколько-нибудь об организованном выводе войск из Каталонии. Сохранение каталонского «тет-де-пона» [плацдарма] абсолютно необходимо в политическом и военном отношении. Оно возможно, если правительство возьмется за дело железной рукой и не будет тратить время на заседания. Паника всегда следует за поражением, но ее можно преодолеть, ибо армия и народ, в частности херон-ские крестьяне, не хотят Франко (бегут от него). Для восстановления армии и порядка при отсутствии ненадежного и дезорганизованного государственного аппарата нужны чрезвычайные меры. Спасти положение может и должно правительство, и в первую очередь сам Негрин. Нужно разослать в города, в деревни и на фронт преданных, энергичных людей для разъяснительной работы, для борьбы с фашистской провокацией, для сбора и организации деморализованных солдат. С другой стороны, нужны быстрые и немедленные меры в отношении предателей,
520
саботажников и дезертиров, какие бы высокие посты они ни занимали. Нужно также прекратить бесконечные заседания совета министров, которые сводятся к тому, что Негрин успокаивает перепуганных министров, следовало бы разослать их на места, сам он должен заняться практической оперативной проверкой и разрешением неотложных вопросов. Иначе неизбежно бесславное и катастрофическое падение Каталонии уже в ближайшие дни. Негрин соглашался с этими ясными доводами нехотя. Жаловался на отсутствие преданных людей, на партии, но он заявил, что будет делать все для того, чтобы удержать Каталонию» (АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 294, д. 2032, л. 26 — 28). — 1 — 101, 125.
51 Германским дипломатом, ясно представлявшим себе катастрофу, которую принесет народам гитлеровская агрессия против Советского Союза, был посол Фридрих Вернер граф фон дер Шуленбург, вступивший на свой пост в Москве в 1934 г., в момент глубокого спада в германо-советских отношениях. Вряд ли кто-либо еще с немецкой стороны столь решительно пытался предупредить катастрофу в ее преддверии. Сопротивление посла Шуленбурга подготовке гитлеровской агрессии приобрело большую историческую значимость на фоне отсутствия достаточно влиятельных других сил в Германии, способных противостоять военным замыслам и воле Гитлера в конце 30-х годов
Политический расчет оправдывал в глазах нацистского руководства пребывание Шуленбурга на посту посла в Москве Стремясь по мере своих сил к улучшению отношений Советского Союза с Германией, Шуленбург понимал, что трудности в деле нормализации отношений исходят прежде всего от самой Германии и ее гитлеровского правительства. Шуленбург не скрывал критического отношения к берлинскому руководству внеш
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!