По вопросу о сроках покрытия китайцами их доли капитала остаются прежние указания . — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

По вопросу о сроках покрытия китайцами их доли капитала остаются прежние указания .

2021-06-23 87
По вопросу о сроках покрытия китайцами их доли капитала остаются прежние указания . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3. Постарайтесь убедить китайцев в правильности наших предпожений и их приемлемости. Избегайте поспешных выводов, ведите переговоры спокойно и терпеливо. Сообщите, сколько уже состоялось бесед. Систематически информируйте о результатах каждой встречи» (АВП РФ, ф. 059, on, 1, п. 311, д. 2144, л. 125). — 1 — 135, 168, 494, 566; 2 — 430.

67 Возможность улучшения отношений между СССР и Японией вызвало беспокойство и тревогу у китайского руководства. Эта мысль красной нитью проходит через многочисленные телеграммы И. Т. Луганца - Орельского в НКИД СССР. В частности, в телеграмме от 18 марта 1939 г. сообщалось: «В китайских кругах, и особенно военных, близких к Чан Кайши, чувствуются выжидательные настроения к результатам наших переговоров с Японией по рыболовной конвенции; оживает надежда на возможность войны между СССР и Японией, что сразу же снимет с них (китайцев) бремя борьбы против японцев. Это настроение главным образом является причиной того, что назначенное на начало марта наступление в ряде пунктов фронтов оттягивается под благовидными предлогами на апрель месяц. Крепко еще сидит в голове Чан Кайши и его окружения надежда на победу не путем мобилизации своих сил и средств, а через международные комбинации, главным образом войны Японии против СССР» (АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 311, д. 2142, л. 31 — 32). — 1 — 169.

м И. Т. Луганец - Орельский в телеграмме от 25 января 1939 г. информировал НКИД СССР о том, что, по имеющимся данным, группа Ван Цзинвэя в Гонконге опубликовала постановление о реорганизации Гоминьдана на следующих основах: 1) Оживление группы реорганизационистов с признанием лидером Гоминьдана Ван Цзинвэя. 2) Борьба против диктатуры за демократию. 3) Мир с Японией. 4) Борьба против СССР и против коммунизма. 5) Союз с Германией, Италией, Англией, Францией. Имеются данные, что якобы Ван просит китайское правительство выдать ему заграничный паспорт для выезда в Европу (АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 311, д. 2141, л. 72). — 1 — 117, 169.

09 Следуя по пути «политического умиротворения», Великобритания не менее активна была в проведении курса «экономического умиротворения», предоставляя Германии ряд экономических преимуществ.

Финансовой основой этой политики, как отмечают английские историки, было англо - германское платежное соглашение, заключенное казначейством еще в 1934 г. Оно фактически предоставляло односторонний клиринг для Германии. Английские товары последняя оплачивала не свободной валютой, которой у нее не хватало, а частью своего экспорта. При этом Германия не только экономила валюту, но и получала ее еще дополнительно из Англии, так как примерно 35% германского экспорта (превышающего английский экспорт в Германию) оплачивалось английской стороной свободной валютой (Newman S. March 1939: the British Guarantee to Poland. — Oxford, 1976. — P. 82). Эти средства использовались Германией прежде всего для закупки дефицитных стратегических материалов.

Даже в английском посольстве в Берлине обратили внимание на тот факт, что такое «экономическое умиротворение» Германии способствует ее вооружению. В конце 1938 — начале 1939 г. коммерческий атташе в Берлине Маговэн представил два меморандума, в которых предлагал Уайтхоллу пересмотреть принципы платеж -

528


ного соглашения 1934 г., чтобы положить конец «ситуации, когда мы сами усиливаем германские вооружения» (Public Record Office, FO, 371/21648, Memorandum by Magowan.1938.6 dec).

Однако эта попытка посягнуть на мюнхенские основы англо-германских экономических связей сразу же вызвала бурный отпор со стороны казначейства, министерства торговли, Английского банка и Торговой палаты.

В феврале — марте 1939 г. в Дюссельдорфе проходили переговоры между «Федерацией британской промышленности» и немецкой «Имперской промышленной группой». Их участниками были официальные представители двух самых влиятельных и мощных объединений капиталистов Германии и Великобритании. Это было совещание подлинных хозяев двух европейских держав. Лондонский журнал «Экономист» имел веские основания назвать дюссельдорфские переговоры «беспрецедентными в истории в смысле масштабов».

15 марта 1939 г, в день, когда Германия завершила ликвидацию чехословацкого государства, в Дюссельдорфе было подписано совместное заявление, вошедшее в истории как «Дюссельдорфское соглашение»

Проект его был подготовлен английской делегацией, возглавлявшейся У. Лар-ком. Совместное заявление провозглашало необходимость развития торговли между обеими странами и содержало далеко идущие соглашения, практически - картельный сговор в ряде отраслей К этому времени уже существовали многочисленные картельные соглашения между немецкими и английскими фирмами, однако представители немецких фирм были весьма скептически настроены по поводу того, достаточно ли будут действенны эти соглашения в случае перехода на мирную продукцию Даже перспектива получения английских кредитов не казалась для немецких промышленников особенно привлекательной (Teichova А. Die geheimen britisch-deutsche Ausgleichversuche am Vorabend des zweiten WeltkriegesZeitschrift f ü r Geschichtswissenschaft1959. — Nr 7).

«Дюссельдорфское соглашение» было задумано как очередной шаг к политическому сближению с гитлеровской Германией. В этом смысле соглашение было своего рода экономическим дополнением мюнхенского сговора в сентябре 1938 г.

«Дюссельдорфское соглашение» явилось отражением курса британских правящих кругов, рассчитанного на поощрение германской экспансии на Восток Европы.— 1 — 172.

"' Нота первого заместителя премьер-министра МНР, министра иностранных дел МНР X. Чойбалсана временному поверенному в делах СССР в МНР А. С. Скрипко:

«Министерство Иностранных Дел МНР имеет честь послать Вам 1 экземпляр списка необходимых специалистов, приглашенных ранее из дружественной страны — Советского Союза, для работы в 14 различных министерствах и организациях нашей Республики, т. е.: Минпрос, Минздрав, Минскотзем, Минфин, Минюст, Минторгтранс, Минпромстрой и Научно-исследовательский комитет, Госиздат, Комитет по делам искусств, Управление связи и друг., вместо уехавших в 1938 году, а также уезжающих в этом году специалистов.

Поэтому, Уважаемый Поверенный в делах СССР в МНР гр. Скрипко, в порядке дружественных взаимоотношений Министерство Иностранных Дел просит ускорить в кратчайший срок приезд в МНР вышеуказанных специалистов в количестве 605 специалистов и этим самым оказать исключительную помощь в улучшении работы вышеуказанных организаций.

Пользуясь случаем, прошу принять уверение в моем глубоком и искреннем к Вам уважении».

Заявки на советских специалистов для МНР на 1939 г. были направлены в Минскотзем, Минздрав, Комитет по делам искусств, Ученый комитет, Минюст, Минфин, Монголбанк, Минпромстрой, Госиздат, Горсамоуправление, Минпрос, Управление связи, ЦК МНРП, Минторгтранс (АВП РФ, ф. 0111, on. 20, п. 164, à. 7, л. 87 — 88). — 1 — 175.

' 7| 3 марта 1939 г. М. М. Литвинов сообщил И. В. Сталину, что «японцы через прессу и через парламент пустили слух о значительном усилении наших гарнизонов на Сахалине и о посылке туда 5000 войск НКВД, вследствие чего японская армия, мол, изучает необходимые меры. Не подлежит сомнению, что Япония пустила слух с целью оправдания намеченной ею посылки значительных войск на Сахалин с целью оказать на нас давление в рыболовных переговорах.

34 3ük м, 183                                                                                                               529


Я считал бы целесообразным опровергнуть теперь же японское сообщение, касающееся посылки наших войск на Сахалин» (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 2, д. 11, л. 124). — 1 — 182.

72 Имеется в виду следующая нота германского посла: Перевод с немецкого

ГЕРМАНСКОЕ ПОСОЛЬСТВО                                     Москва, 16 марта 1939 г.

№ А/465/39

Господин Народный Комиссар,

По поручению моего правительства имею честь сообщить правительству Союза Советских Социалистических Республик нижеследующее:

Чешский президент по своему желанию был принят вечером 14 марта фюрером и германским рейхсканцлером. На состоявшемся совещании достигнуто соглашение, точный текст которого гласит:

«Фюрер и рейхсканцлер в присутствии министра иностранных дел фон Риббентропа сегодня приняли чехословацкого президента доктора Гаха и чехословацкого министра иностранных дел доктора Хвалковского по желанию последних. Во время этой встречи было с полной откровенностью подвергнуто рассмотрению серьезное положение, создавшееся в результате событий последних недель на бывшей до сих пор чехословацкой государственной территории. Обеими сторонами единодушно было высказано убеждение, что целью всех усилий должно быть обеспечение спокойствия, порядка и мира в этой части Центральной Европы. Чехословацкий президент заявил, что для достижения этой цели и для окончательного умиротворения он с полным доверием передает судьбы чешского народа и страны в руки фюрера германского государства. Фюрер принял это заявление и высказал свое решение взять чешский народ под защиту германского государства и гарантировать ему соответственное его особенностям автономное развитие его народной жизни. В удостоверение сего данный документ изготовлен и подписан в двух экземплярах.

Берлин, 15 марта 1939 года

Адольф Гитлер                                                               Фон Риббентроп

Доктор Гаха                                                                      Доктор Хвалковский».

В соответствии с вышеизложенным соглашением, вчера4 в 6 часов утра германские войска перешли чехословацкую границу и будут заботиться о восстановлении порядка в Чешской области. Доктор Гаха и доктор Хвалковский согласились со всеми необходимыми мероприятиями, которые будут нужны для прекращения какого-либо сопротивления и избежания пролития крови.

Соответствующие указания даны подлежащим военным и гражданским чешским учреждениям.

Таким образом, нужно полагать, что процесс занятия и освобождения страны совершится в полном спокойствии и порядке.

Примите и пр.

Шуленбург (АВП РФ, ф. Об, on. 1, п. 7. д. 62, л. 10 — 11). — 1—195, 199, 202, 209, 220, 226, 272,

73 После состоявшихся во Владивостоке торгов посол Японии в СССР С. Того и народный комиссар иностранных дел СССР M. M. Литвинов обменялись нотами следующего содержания:

Нота посла Японии в СССР С. Того от 19 марта 1939 г.

«Господин Народный Комиссар,

Нотой от 5 января сего года за № 8 я заявил Вам о незаконности одностороннего устройства Советским Правительством торгов рыболовных участков, несмотря на продолжающиеся переговоры по заключению рыболовного соглашения между Японией и СССР. Кроме того, я неоднократно обращал Ваше серьезное внимание в этом смысле. Однако теперь стало известно, что «Дальрыба» по распоряжению Советского Праьительства ставила на торги, имевшие место 15-го сего марта во Владивостоке, многие рыболовные участки, являющиеся предметами споров, продолжающихся между обеими сторонами по рыболовному соглашению. Такое действие Советского Правительства нельзя не квалифицировать как нелояльным, и Императорское Правительство не может обойти молчанием этот факт. Тем более достойно удивления Императорского Правительства, что Советское Правительство допустило советским рыбопромышленникам заторговать

530


на означенных торгах 4 участка, которые японские подданные до сих пор получалл и эксплуатировали без торгов и по дальнейшей аренде которых в прежнем порядке ныне ведутся переговоры, а также 6 участков, которые Советское Правительство предлагало представить японским подданным в замену за некоторые из рыболовных участков, об исключении которых предлагала советская сторон;|

Ввиду вышеизложенного я, согласно инструкциям от своего Правительства, должен заявить Советскому Правительству решительный протест по этому поводу и вместе с тем еще раз подтверждаю свое заявление, что Императорское Правительство не признает результатов торгов, ныне произведенных во Владивостоке, ибо вопрос о сдаче в аренду указанных участков должен быть урегулирован переговорами между обоими Правительствами и нарушение односторонним актом Советского Правительства рыболовных прав японских подданных в советских Дальневосточных водах абсолютно недопустимо.

Прошу Вас, господин Народный Комиссар, принять уверения в моем совершенном к Вам уважении» (АВП РФ, ф 06, on. 1, п. 22, д. 250, л. 28 — 29)

Нота народного комиссара иностранных дел СССР M. M. Литвинова послу Японии в СССР С. Того от 23 марта 1939 г.

«Господин Посол,

В ответ на Вашу ноту от 19-го сего месяца считаю нужным напомнить, что еще в своей ноте от 8 января сего года я Вас просил, господин Посол, принять к сведению, «что назначение торгов на рыболовные участки на советском побережье и в советских территориальных водах не может быть иным, чем односторонним актом Советского Правительства в осуществление суверенных прав своего государства». Подтверждая это заявление, я вынужден отклонить Ваш протест, господин Посол, как необоснованный и не вытекающий из каких-либо советских обязательств

Что касается заторгованных четырех японских участков, то я в свое время Вас предупреждал, господин Посол, что в случае отсутствия на торгах японских соискателей советские рыболовные организации, не стремясь к значительному расширению своих промыслов за счет японских участков, все же могут проявить интерес к приобретению некоторых таких участков. То же может случиться в случае отсутствия японцев на вторичных торгах, намеченных на 3 апреля.

Тем же отсутствием японцев на торгах приходится объяснить заторгование упоминаемых Вами шести участков, которые находились в аренде у советских рыболовных организаций и которые Вам было обещано поставить на торги, чтобы предоставить возможность японцам заторговать их Поскольку японцы не явились, прежние арендаторы, естественно, вновь заторговали свои участки.

Прошу Вас, господин Посол, принять уверения в моем совершенном к Вам уважении» (АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 23, д. 251, л. 81 — 82). — 1 — 195.

74 Ф. Шуленбург передал следующую ноту: Перевод с немецкого

ГЕРМАНСКОЕ ПОСОЛЬСТВО                                Москва, 17 марта 1939 года

№ А/47 А

Господин Народный Комиссар!

По поручению германского правительства имею честь нотифицировать правительству Союза Советских Социалистических Республик нижеследующий указ от 16 марта 1939 года об установлении протектората Богемии и Моравии:

«В течение тысячелетия богемско-моравские земли являлись жизненным пространством германского народа. Насилие и неразумность вырвали их из их старого исторического окружения и создали, путем включения их в искусственную формацию Чехословакии, очаг постоянного беспокойства. С каждым годом росла опасность, что из этой области, как однажды было в прошлом, возникнет новая чудовищная угроза для мира в Европе, потому что чехословацкому государству и его властителям не удалось разумным образом организовать сосуществование групп народностей, произвольно объединенных в нем, и пробудить и поддержать интерес всех участников к сохранению их общего государственного целого. Таким образом, чехословацкое государство доказало свою внутреннюю нежизненность, и поэтому оно теперь и подверглось фактическому распаду. Но германская империя не может терпеть длительных неустройств в столь важных областях, которые являются решающими как для ее собственного спокойствия и безопасности, так и

34*                                                                                                                               531


для всеобщего благополучия и всеобщего мира. Державе, более всего заинтересованной и наиболее угрожаемой в силу своего исторического и географического положения, пришлось бы рано или поздно нести тяжелые последствия. Поэтому вполне соответствует принципу самосохранения, если германская империя решила вмешаться категорическим образом в целях восстановления основ разумного порядка в Центральной Европе и принять вытекающие из этого меры, поскольку германская империя уже доказала в течение своего тысячелетнего исторического прошлого, что она в силу как своих размеров, так и качеств германского народа только одна призвана разрешить эту задачу. Будучи воодушевлен серьезным желанием служить подлинным интересам населяющих это жизненное пространство народов, обеспечить германскому и чешскому народу национальную самобытную жизнь, принести пользу миру и всеобщему социальному благополучию, я, именем германской империи, в качестве основы для будущего совместного существования жителей этих областей, приказываю следующее:

Статья 1. Части территории бывшей Чехословацкой Республики, занятой германскими войсками в марте 1939 года, принадлежат отныне к территории великой Германской империи и поступают в качестве «протектората Богемия и Моравия» под ее защиту. Поскольку этого требует защита империи, вождь установит для отдельных частей этих областей отличный от настоящего порядок.

Статья 2. Национально-немецкие жители протектората становятся германскими гражданами, и, согласно предписаниям закона об имперском гражданстве от 15 сентября 1935 года, имперскими подданными. Для них обязательны постановления об охране немецкой крови и немецкой чести. Они подлежат германской юрисдикции. Остальные жители Богемии и Моравии становятся гражданами протектората Богемии и Моравии.

Статья 3. Протекторат Богемия и Моравия автономен и самоуправляется. Он осуществляет принадлежащие ему суверенные права в рамках протектората в соответствии с политическими, военными и хозяйственными интересами империи. Эти суверенные права осуществляются собственными органами и собственными учреждениями с собственными чиновниками

Статья 4. Глава автономного управления протектората Богемии и Моравии пользуется защитой и почетными правами главы государства. Глава протектората нуждается для выполнения своей должности в доверии вождя и имперского канцлера.

Статья 5. В качестве блюстителя имперских интересов вождь назначает имперского протектора в Богемии и Моравии. Его резиденцией является Прага. Имперский протектор, как представитель вождя и как уполномоченный имперского правительства, имеет своей задачей заботиться о соблюдении политической линии вождя. Члены правительства протектората утверждаются имперским протектором.

Утверждение может быть отозвано.

Имперский протектор вправе информироваться о всех мероприятиях правительства протектората, а также давать ему советы. На мероприятия, способные повредить империи, он может наложить запрет, а в случаях, не терпящих отлагательства, принимать необходимые решения, учитывая общие интересы.

Опубликование законов, распоряжений и иных правовых предписаний, равно как и исполнение административных распоряжений, а также вошедших в законную силу судебных решений, приостанавливаются по протесту со стороны имперского протектора.

Статья 6. Внешними сношениями протектората, в частности защитой его граждан за границей, ведает империя.

Империя будет вести внешние сношения в соответствии с общими интересами. Протекторат будет иметь представителя в имперском правительстве в ранге «посланника».

Статья 7. Империя оказывает протекторату военную защиту. Для этой защиты империя содержит в протекторате гарнизоны и военные сооружения. Для поддержания внутренней безопасности и порядка протекторат может организовывать свои собственные части. Имперское правительство определяет их структуру, мощность, численность и вооружение.

Статья 8. Империя осуществляет прямой надзор над путями сообщения и всеми средствами связи.

532


Статья 9. Протекторат входит в состав таможенной территории германской империи и подлежит ее таможенному суверенитету

Статья 10. Законным платежным средством наравне с имперской маркой остается, впредь до особого распоряжения, крона. Соотношение обеих валют определяется имперским правительством.

Статья 11. Империя может издавать правовые предписания для протектората, если этого требуют общие интересы. В случае общей потребности империя может взять в свое ведение отдельные отрасли управления и учреждать необходимые для этого общеимперские органы.

Имперское правительство может принимать меры, необходимые для поддержания безопасности и порядка.

Статья 12. Действующее ныне в Богемии и Моравии право сохраняет силу, поскольку оно не противоречит смыслу принятия защиты их германской империей. Имперский министр внутренних дел издает по согласованию с заинтересованными имперскими министрами правовые и административные распоряжения во исполнение и развитие данного указа».

Указ подписан вождем и канцлером германской империи, имперским министром внутренних дел, имперским министром иностранных дел и начальником имперской канцелярии

Согласно статье 6 настоящего указа, империя ведает внешними сношениями протектората, в частности защитой его граждан за границей

Дипломатические представители Чехословакии за границей отныне более не правомочны осуществлять должностные функции.

Примите, господин Народный Комиссар, уверения в моем совершеннейшем почтении.

Граф фон дер Шуленбург (АВП РФ, ф Об, on. 1, п. 7, д. 62, л. 2 — 6). — 1 — 199, 202, 209, 220, 226, 272; 2—472.

75 Позднее, 9 мая 1939 г., в полпредство СССР в Германии поступила вербальная нота МИД Германии, в которой, в частности, говорилось, что «в соответствии с § 1 статьи 6 указа фюрера и рейхсканцлера о протекторате Богемия и Моравия от 16 марта 1939 года все внешние сношения протектората осуществляются Германской империей. Из этого следует, что при правительстве протектората не могут состоять представительства иностранных государств. Этому же положению соответствует и превращение в консульство аккредитованной при прежнем чехословацком правительстве миссии Вашей страны...

Ввиду того что с момента опубликования указа от 16 марта 1939 г. прошло почти семь недель, Министерство Иностранных Дел считает себя вынужденным просить дипломатические представительства в Берлине», чтобы они «закончили свои дела в возможно кратчайший срок», так как с 25 мая им не будет предоставляться право экстерриториальности (АВП РФ, ф. Oil, on. 4, п. 28, д. 68, л. 9). — 1—203, 220, 226.

7Ь В телеграмме в НКИД СССР от 25 марта 1939 г. И. Т. Луганец-Орельский сообщал, что министр иностранных дел Китая Ван Чунхой по поручению Чан Кайши просил передать следующее:

«СССР предложил созвать конференцию шести держав для обсуждения положения в Европе. Считая совершенно правильными выступления представителей СССР о неделимости мира, китайское правительство просит СССР как инициатора созыва конференции шести держав увязать вопрос о мире в Европе с миром на Дальнем Востоке. Такое же обращение от имени китайского правительства будет сделано и к правительствам Англии и Франции. Обращение к правительству Америки будет сделано в зависимости от решения американского сената относительно закона о нейтралитете. В дипломатическую комиссию сената, по сообщению китайского посла в Америке, уже внесено предложение сенатором Питманом об отмене закона о нейтралитете; это предложение, полагаю, держится в секрете» (АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 311, д. 2142, л. 38 — 39; Год кризиса... — Т. 1. — С. 294 — 295). — 1—206.

77 В телеграмме в НКИД от 18 марта 1939 г. полпред СССР во Франции Я- 3. Суриц писал: «Только что меня вызвал к себе Бонне и просил срочно снестись с Вами и выяснить, можно ли рассчитывать на поддержку и помощь со стороны СССР в пользу Румынии, если последняя подвергнется нападению со стороны Гер-

533


маннн, а Англия и Франция придут ей на помощь. В случае получения от Вас положительного ответа Бонне предлагает совещание генеральных штабов.

Я был уже подготовлен к этому разговору, так как от Манделя узнал, что вчера по этому вопросу было совещание с Гамеленом, на котором было решено обратиться к нам н Польше...» (АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 302, д. 2089, л. 131). — 1—206.

78 28 декабря 1933 г. Советское правительство выдвинуло предложение о заключении регионального соглашения о взаимной защите от агрессин со стороны Германии (Восточного регионального пакта), в котором приняли бы участие СССР, Франция, Чехословакия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия и Бельгия. Впоследствии было решено (по предложению Англии) пригласить к участию в пакте также и Германию. Заключение Восточного пакта могло явиться важнейшей мерой по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Германия выступила, однако, против заключения Восточного пакта (меморандум германского правительства от 8 сентября 1934 г.), не без основания считая, что он будет препятствовать осуществлению ее агрессивных планов. Восточный пакт мог бы быть, правда, заключен и без участия Германии, как это с самого начала и предлагало Советское правительство. Однако Польша заявила 27 сентября 1934 г., что она не может принять участия в Восточном пакте, если в нем не будет участвовать Германия.— 1—210.

7!| Передавая в НК.ИД содержание беседы с Галифаксом, полпред СССР в Великобритании И М. Майский писал в телеграмме от 19 марта 1939 г.: «...Еще следующий шаг рисуется в фюрме совещания между членами «большой четверки» (Англия, Франция, СССР, Польша) более конкретного характера на тему о том, как, чем и в какой форме каждая нз названных стран обязуется оказывать помощь в случае германский агрессии против одного из участников всей большой комбинации. Галифакс, впрочем, оговорился, что все это пока лишь его собственные мыслн и что в данный момент вопрос конкретно стоит лишь о совместной декларации четырех» (АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 300, д. 2075, л. 198 — 199). — 1—212.

80 Временное правительство Чехословакии было сформировано в июле 1940 г. в Лондоне. Оно продолжало деятельность Чехословацкого национального комитета в Париже, сформировавшегося в ноябре 1939 г. Временное правительство должно было в будущем обеспечить преемственность власти в стране, и поэтому оно сохраняло связь с представителями правительства протектората (см. Документы и материалы по истории советско - чехословацких отношений.Т. 4.С. 116.). — 1—212, 230; 2—79.

"' 22 марта 1939 г. гитлеровцы навязали правительству Литвы договор о передаче Клайпеды Германии. Договором предусматривалось предоставление Литве «свободной зоны» в Клайпе^дском порту, а также обеспечивался сбыт литовских сельскохозяйственных продуктов на германском рынке. Согласно статье 4 договора, обе стороны обязались не применять силу друг против друга (ADAP. 1918 — 1945. — Serie D.- Bd.V-S.440- 441). — 1 — 214, 223, 226, 245, 270, 301, 373.

82 31 августа 1935 г. конгресс Соединенных Штатов Америки принял закон о нейтралитете, который устанавливал, что в случае войны между какнмн-лнбо странами запрещалась продажа им военных материалов. Этот закон, изданный за несколько дней до нападения фашистской Италии на Эфиопию (Абиссинию), поставил жертву агрессии в трудное положение, так как Эфиопия лишалась В01МОЖНОСТИ закупать оружие в Соединенных Штатах Америки.

В связи с гражданской войной н иностранной интервенцией в Испании 8 января 1937 г. конгресс принял дополнение к закону о нейтралитете, устанавливавшее, что действие закона распространялось на страны, где шла гражданская война. Этот новый закон ущемлял права законного правительстваГИспании и был на руку мятежникам и интервентам — Италии и Германии. Франко, комментируя действия США, заявил, что американское «законодательство о нейтралитете, прекращающее экспорт военных материалов обеим сторонам, быстрота, с которой оно было принято и осуществлено, являются жестом, который мы, националисты, никогда не забудем» (Bendiner R. The Riddle of the State Department. — N. Y., 1942. — P. 56).

1 мая 1937 г. конгресс принял новый закон о нейтралитете, который, сохраняя на неопределенное время основные положения предшествующих законов,

534


устанавливал на два года в отношении закупок иностранными государствами военных материалов в США так называемый принцип «плати и вези».

Рузвельт констатировал на пресс-конференции 7 марта 1939 г., что законодательство США о нейтралитете не содействовало делу мира (The Public Papers and Addresses of Franklin D Roosevelt, 1939. — N. Y., 1941. — P. 155). Впоследствии Рузвельт признал, что «эмбарго на экспорт оружия действительно содействовало ускорению возникновения войны в Европе в результате поощрения, которое оно давало агрессивным странам». «Я не могу сказать,— писал он,— что сама отмена этих положений об эмбарго на экспорт оружия остановила бы войну. Однако я твердо верю, что она, по крайней мере, была бы сильным фактором в предотвращении такого  быстро; о развязывания войны» (Ibid.

Р. XXXVI, XXXI)

Период с сентября 1935 г, когда США официально провозгласили нейтралитет в войнах между другими странами, по декабрь 1941 г., когда они вступили во вторую мировую войну, известен как период американского нейтралитета. Нейтралитет предопределил в целом выжидательную позицию этой крупнейшей державы мира в критическое для цивилизации время, что имело далеко идущие отрицательные последствия (см. Наджафов Д. Г. Нейтралитет США. 19351941 ггМ., 1990. — С. 3 — 58).

Изоляционизм — политическое течение, возникшее в США еще в XVIII в. Изоляционисты выступали против осуществления правительством США активной политики вне пределов Американского континента. Возникновение и развитие изоляционизма, политический смысл которого со временем менялся, в значительной степени связан с такими факторами, как географическая обособленность Американского континента, наличие у США обширных рынков внутри страны и на Американском континенте, а также многочисленной прослойки мелкой буржуазии, мало заинтересованной во внешних рынках. Изоляционистские тенденции взяли верх в политике США после первой мировой войны, когда американский конгресс отказался ратифицировать статут Лиги наций, инициатором создания которой выступал президент В. Вильсон.

Изоляционизм часто служил политической платформой для различных течений — от действительных противников империалистической политики до крайних реакционеров, использовавших лозунги изоляционизма в своих интересах (Год кризиса... — Прим. 30). — 1—37, 45, 215, 296, 404, 422; 2—73, 354, 359, 403.

83 В «межвоенный период» в политике США четко прослеживались колебания от линии международного сотрудничества к традиционному изоляционизму.

Итогом явилась политика выжидания — американский нейтралитет, объективно способствовавший развязыванию второй мировой войны. Эта мысль была выражена в речи президента Ф. Рузвельта 21 сентября 1939 г. на чрезвычайной сессии конгресса США.

Центральные американские газеты характеризуют послание Ф. Рузвельта конгрессу «как твердое желание президента держать США в стороне от происходящей ныне европейской войны и как гарантия для США не быть вовлеченными в эту войну».

В телеграмме в НКИД от 23 сентября 1939 г. временного поверенного в делах СССР в США сообщалось, что на совещании лидеров обеих палат накануне открытия сессии «обсуждались основные статьи закона, который мог бы гарантировать недопустимость вовлечения США в европейскую войну... Если же США хотят действительно помочь этим странам, а отмену существующего закона об эмбарго надо так и рассматривать, то в таком случае должны быть брошены в эти страны все ресурсы США. А это значит: гибель миллионов лучших людей США и в конце концов более чем вероятная потеря «демократического» строя здесь, в Америке, во имя спасения европейской «демократии». Такова позиция крайних изоляционистов. Как известно, Рузвельт и его сторонники стремятся к полной отмене эмбарго, считая, что проведение в жизнь законопроекта о нейтралитете на основании общих норм международного права дает ему большую возможность предохранить страну от международных конфликтов» (АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 296, д. 2049, л. 100 — 104). — 1 -215.

84 Имеется в виду письмо В. И. Ленина эмиру Афганистана от 27 ноября 1919 г. Ниже публикуется текст, напечатанный с фотокопии письма В. И. Ленина, находящегося в фонде Г. В. Чичерина:

535


«Его Величеству Эмиру Афганскому.

Получив высокоценное письмо Вашего Величества через Вашего Чрезвычайного Посла, достоуважаемого Мамет Вали Хана, спешу поблагодарить Вас за приветствие и за Ваш почин для установления дружбы между великими народами — русским и афганским.

С первых дней славной борьбы афганского народа за свою независимость Рабоче-Крестьянское правительство России не замедлило признать новый порядок вещей в Афганистане, торжественно признало его полную независимость и отправило свое посольство для создания постоянной и неослабной связи между Москвой и Кабулом В настоящее время цветущий Афганистан является единственным в мире независимым мусульманским государством, и судьба посылает афганскому народу великую историческую задачу объединить вокруг себя все порабощенные мусульманские народы и вести их на путь свободы и независимости.

Рабоче-Крестьянское правительство России поручает своему посольству в Афганистане вступить в переговоры с правительством афганского народа для заключения торговых и иных дружественных договоров, целью которых является не только укрепление добрососедских отношений, для вящей пользы обоих народов, но и совместная с Афганистаном борьба с самым хищным империалистическим правительством в мире, Великобританией, интриги которой, как справедливо Вы указываете в Вашем письме, до сих пор мешали мирному и свободному развитию афганского народа и отдаляли его от самых близких соседей

Из бесед с Вашим Чрезвычайным Послом, досточтимым Мамет Вали Ханом, я узнал, что Вы готовы приступить к переговорам о дружественных соглашениях в Кабуле, а также о желании афганского народа получить военную помощь русского народа против Англии. Рабоче-Крестьянское правительство склонно оказать афганскому народу эту помощь в самых широких размерах и, сверх того, восстановить справедливость, попранную правительством бывших русских царей Нами предложено Вашему Послу и приказано нашим туркестанским властям образовать смешанную комиссию для исправления русско-афганской границы, в смысле расширения афганской территории, ot новываясь на праве, справедливости и свободном волеизлиянии народов, населяющих пограничные области. Мы надеемся, что эта комиссия, с Вашего одобрения, немедленно же приступит к работам, чтобы закончить их одновременно с заключением переговоров о русско-афганском соглашении в Кабуле.

Наше правительство, по желанию Вашего Посла, снеслось по радио с правительствами соседних с Россией государств, чтобы обеспечить дальнейший проезд Афганского Посольства в Европу и Америку, но, к сожалению, интриги той же заинтересованной державы, о которой Вы упоминаете в Вашем высокоценном письме, не дали возможности осуществить этого плана Вашего Величества, и Ваше Посольство принуждено избрать другой путь. Отпуская его со всеми благо-пожеланиями русского народа, я от имени Рабоче-Крестьянского правительства свидетельствую сердечный привет Вам и всему афганскому народу. Председатель Совнаркома В. Ульянов (Ленин) 27 ноября 1919 г. Кремль, Москва>. (АВП РФ, ф. 04, п. 51, д. 7/2, л. 83 — 84). — 1—217, 248.

85 В развитие советско-французского договора 1935 г. правительство СССР было готово вести с Францией переговоры по выработке конкретных условий взаимопомощи в борьбе с агрессией, т. е. о заключении соответствующей военной конвенции. Так, в начале 1937 г. на запрос французского генштаба о формах и размерах помощи, которую СССР мог бы оказать в случае германского нападения на Францию и Чехословакию, полпред и военный атташе СССР в Париже сообщили начальнику французского генерального штаба, а затем и премьер-министру Франции следующий ответ Генштаба СССР:

«Военная помощь СССР может иметь два варианта.

1. Если Польша, состоявшая в союзе с Францией, и Румыния, сос


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.