Научный руководитель – Безродная Елена Алексеевна — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Научный руководитель – Безродная Елена Алексеевна

2019-06-06 159
Научный руководитель – Безродная Елена Алексеевна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. Учитель должен не только научить школьников добывать знания, развивая широкие интересы, инициативу, любознательность, мотивы познания и творчества, но и применять их в разных видах и формах деятельности, контролировать и оценивать себя. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в окружающем мире. Ребенок нуждается в самооценочных умениях не только для успешного учения, но и для развития качества личных взаимоотношений. Музыкальный дневник становится возможностью осмыслить поток информации на уроках музыки в школе, выразить отношение к своим способностям, возможностям, личностным качествам.

Цель исследования: обосновать возможности использования музыкального дневника как средства развития самооценочных умений второклассников на уроках музыки в школе.

Задачи исследования:

1. Изучить представление о самооценке в общей и музыкальной психологии;

2. Раскрыть особенности формирования самооценки второклассников в школе;

3. Рассмотреть опыт использования музыкальных дневников как средства развития самооценочных умений второклассников на уроках музыки в школе;

4. Выявить начальный уровень формирования самооценочных умений второклассников на уроках музыки в школе;

5. Включить музыкальный дневник в уроки музыки с целью формирования самооценочных умений второклассников;

6. Выявить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования: процесс развития самооценочных умений второклассников на уроках музыки в школе.

Предмет исследования: музыкальный дневник как средство развития самооценочных умений второклассников на уроках музыки в школе.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что музыкальный дневник является эффективным средством развития самооценочных умений второклассников на уроках музыки в школе при выполнении следующих условий:

1) учитель в процессе обучения систематически использует различные приемы контроля и самоконтроля;

2) учитель формирует умения самостоятельной оценки своей успешности у младших школьников;

3) учитель знает психологические особенности младших школьников и учитывает индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Наиболее полную разработку теоретических аспектов самооценки мы находим в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Липкиной, Л.А. Рыбак. В работах обсуждаются такие вопросы, как индивидуальное развитие самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как формирующая личностная характеристика. Чаще всего в психологической литературе (С. Куперсмит, Л.В. Бороздина, В. Зинченко, А.В. Захарова и др.) встречается разделение самооценки на: заниженную (признаки: самокритичность, неуверенность); среднюю или адекватную (самоуважение, объективность); завышенную (самовлюбленность, самоуверенность, самонадеянность).

В процессе экспериментальной работы были проведены уроки музыки с применением дневника как средства развития самооценочных умений второклассников. Использовались методики А.И.Рыбак «Оцени себя», Т.Ф. Ушевой «Q-сортировка», опросник из 15 утверждений А.В.Карпова. Исходный уровень развития самооценочных умений на констатирующем этапе выявил высокий уровень у 6 человек (22%), средний уровень – 18 человек (66%), низкий уровень –3 человека (12%). По данным исследований констатирующего этапа учащихся 2 класса получены результаты: высокий уровень – 7 человек (26%), средний уровень – 20 человек (74%), низкий уровень – 0 человек (0%).

Можно сделать вывод: проведение уроков музыки с использованием дневников самооценки вызывает интерес у второклассников, увлекает их шифрованием учебного музыкального материала в определенные таблицы, рисунки, символы; помогает учителю совместно с учащимися последовательно и грамотно раскрыть содержание учебного материала урока, способствует качественному сосредоточению ребенка на выполнении и самооценке разных видов учебной деятельности.

Библиографический список

1. Захарова, А.В. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности [Текст] / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова.- Москва: АСТ, 2006. – 162 с.

2. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак – М.: 1968. – 141с.

3. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей. Проблемы рефлексии [Текст] / Н.И. Поливанова. – Новосибирск, 2007. – 445 с.

4. Ушева, Т.Ф. Диагностика сформированности рефлексивных умений у младших школьников [Текст] / Т.Ф. Ушева. – Москва: Алгоритм, 2007. – 145 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.