Научный руководитель – Лаврик Галина Генриховна — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Научный руководитель – Лаврик Галина Генриховна

2019-06-06 157
Научный руководитель – Лаврик Галина Генриховна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В XX-XXI веках самые различные науки обращались к проблеме феномена детской игры, дополняя и выявляя ее новые значения в разных сферах человеческой деятельности, в том числе, и в искусстве. Обращение композиторов к теме игрушки (игр, связанных с ними) было подготовлено определенными культурными процессами:

1) в XIX веке к периоду детства начинают относиться как важному этапу в становлении личности человека, определяя ребенка как самоценную личность;

 2) возникновение культуры детства связано с налаживанием производства игрушек и созданием специальной литературы для детей;

3) музыка, адресованная детям, явилась сферой отражения основных тематических линий мира детства, в том числе: игры «как особой формы, в которой, отражались проблемы взрослого мира и проблемы бытийственные» [2; 181].

Музыка, посвященная теме игрушки, является значительной и самостоятельной областью творчества композиторов XIX-XX веков. Рассмотрев перечень программных названий в детских альбомах разных композиторов, мы остановились на теме куклы, как одной из ключевых игрушек, запечатленных музыкальными средствами. Проблема нашего исследования связана с трудностью понимания языка «игрушки в музыке» современными детьми, которая определяется следующими факторами: а) отсутствию понятийной и чувственно-предметной конкретности в музыке; б) отсутствию необходимых связей содержания образа куклы с жизнью современных детей.

Актуальность связана с методическим вооружением будущего педагога-музыканта. Произведения, посвященные этой теме, относятся к шедеврам русской музыки XIX-XX веков и имеют образовательный потенциал, позволяющий педагогу-музыканту реализовывать формирование системы ценностей детей.

Цель: раскрыть образное содержание произведений, посвященных кукле через исторические закономерности музыки в рамках XIX-XX веков.

Объект: образное содержание темы куклы в музыке.

Предмет: значение образного содержания темы куклы в музыке в музыкальном образовании детей.

Базовыми для отечественного музыкального образования детей дошкольного возраста являются циклы композиторов П.И.Чайковского и Д.Д. Шостаковича. Они составляют основу постижения интонационного языка музыки, посвященного миру игрушки. Этот факт подтверждает мысль М.В. Базилевич: «каждому типу и виду кукол: игровой, театральной и декоративной в музыке соответствует специфический круг жанровых моделей и музыкальных лексем»[1]. Музыковед А.В. Ляхович указывает на то, что музыкальное содержание произведений – «это синтез музыкальных и внемузыкальных смыслов, в основе содержания которых модель мира и человека» [4].

Для XIX века типично запечатление лирического состояния ребенка глазами взрослого, что обусловлено историческими закономерностями музыки как искусства. Это нашло подтверждение в содержании «Детского альбома» П.И. Чайковского: мини-трилогии, посвященной кукле («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»). Освоение ее содержания представляет собой определенную проблему для педагога-музыканта: заявленные названия свидетельствуют о далеко не «детской проблеме». При сравнении версии, созданной автором и опубликованной, мы выявили, что от перестановки пьес издателем П.И. Юргенсоном поменялась общая концепция кукольной трилогии внутри драматургии цикла. Используемые композитором жанровые модели музыки: вальса – как символа мечты (интонаций радости и восторга) и марша (с чертами скорби о невозвратной потере) являются важными для понимания психограммы содержания текста. Точку ставит не радостная пьеса, а мрачный траурный марш, который только подчеркивает скорбь от первой утраты.

Если у П.И. Чайковского пьесы, посвященные кукле, вводятся в цикл для раскрытия особых, тонких движений детской души – глубоко сострадающей (болезни куклы), скорбящей (о потере куклы), сорадующейся (новой кукле), то Д.Д. Шостакович в пьесе «Заводная кукла» (из «Детской тетради»), выявляет театральные качества куклы. Как пишет В.Лебедева кукла «все чаще предстает марионеткой сценического действа» [2; 183]. Для этого используются другие интонационные основы и жанровые модели в музыке. Приведем перечень средств выразительности, характерных для XX века: механистическая мелодия, жесткие гармонии, неожиданные динамические перепады, которые передают танец существа с резкими, неловкими движениями. Это связано с появлением машин и интереса творцов ко всему механическому.

Идея оживающей куклы получает звучание в цикле для фортепиано «Танцы кукол». В данном произведении композитор опирается на театральную логику балетных спектаклей. Изучая особенности данных жанровых моделей (заключенных в названии) и средств выразительности мы пришли к выводу, что все они обладают живой, общительной интонацией. Благодаря зримости этих музыкальных образов, к ним обращаются режиссеры анимационных фильмов, например, И. Ковалевская (1985). Их включение в музыкальное образование детей позволит педагогу-музыканту содействовать прочтению музыки через диалог с другими видами искусств в познании образа игрушки в музыке.

Разное содержание музыки, посвященной теме куклы в творчестве композиторов XIX-XX веков, имеет собственное значение для музыкального образования современных детей. Изучение образов куклы в музыке связано с нахождением эффективных способов донесения этого содержания и установления коммуникативного диалога между ребенком, музыкой и его жизнью.

Таким образом, материал нашего исследования может выступать:

1) как историческая ретроспектива, знакомство детей с традициями использования игрушек в деятельности;

2) как средство познания языка музыки, в которой образ куклы имеет свои средства выразительности (на основе определённых жанровых моделей), исходя из программы;

 3) как содействие рефлексивному мышлению дошкольников во владении миром человеческих отношений.

Библиографический список

1. Базилевич, М.В. Образы куклы в детской фортепианной музыке XIX – XX веков /http://cheloveknauka.com/obrazy-kukly-v-detskoy-fortepiannoy-muzyke-xix-xx-vekov /

2. Лебедева, В.В. Детский программный фортепианный цикл в русской музыке [Электронный ресурс] /В.В.Лебедева// Музыкальная Академия №1/2008.

3. Лесовиченко, А.М. Детская музыка как феномен музыкальной культуры и её освоение в условиях педагогического вуза и колледжа [Электронный ресурс]/Лесовиченко А.М. – 2013. – С.100-105.

4. Ляхович, А.В. Музыкальное содержание и музыкальное бессознательное/ http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=1064&pop=1&page=1375&Itemid=46. /

 

 

СÖСТÖМ КОМИ Ю ВЫЛЫН ЧЕРИ КЫЙÖМ. РЫБАЛКА НА ЧИСТОЙ КОМИ РЕКЕ

Лапина Агния Андреевна


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.