Предмет исследования: механизм чтения нот с листа как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя музыки. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Предмет исследования: механизм чтения нот с листа как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя музыки.

2019-06-06 176
Предмет исследования: механизм чтения нот с листа как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя музыки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи:

1. Проанализировать сущность и содержание профессиональной компетенции будущего учителя музыки;

2. Рассмотреть особенности механизма чтения с листа, на основе компонентов по модели К. Цатурян;

3. Выявить исходный уровень сформированности умений чтения с листа у обучающихся на 1 курсе ГПОУ «СГПК», согласно трем уровням: без подготовки, с частичной допрофессиональной подготовкой, с подготовкой в рамках разных предметных специализаций в ДМШ;

4. Апробировать механизм чтения нот с листа в ходе проведения тренинговых занятий с группой первокурсников;

5. Выявить итоговый уровень сформированности умений чтения нот с листа и составить рекомендации по формированию данного компонента деятельности, как основы профессиональной компетенции.

Гипотеза: Обеспечение первокурсников знаниями о механизме чтения нот с листа на основе специальных методов и приемов восприятия/воспроизведения незнакомого текста и внедрения в их подготовку специальных упражнений, ускорит процесс формирования основы профессиональной (исполнительской) компетенции будущего учителя музыки.

Содержание нашего исследования и разработанные материалы тренингов опирались на положения следующих ученых и методистов: А. Алексеев, Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Т. Беркман, Р. Верхолаз, Г. Коган, А. Камаев, Т. Камаева, М. Лерман, Б. Милич, М. Фейгин, К. Цатурян, Г. Цыпин и на сущность профессиональной исполнительской компетенции будущего учителя музыки, которая раскрыта во ФГОС СПО [1]. Исходя из содержания механизма чтения нотного текста с листа в исполнительской деятельности, нами сделан вывод, что его освоение необходимо для формирования профессиональной компетенции будущего учителя музыки. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» (специальность 53.02.01 «Музыкальное образование»). Сроки проведения эксперимента: конец октября 2018 года – январь 2019 года.

На констатирующем этапе исследования перед нами стояла цель: выявить особенности включения обучающихся в процесс чтения нот с листа; выявить исходный уровень умения чтения с листа у группы первокурсников.

Методами диагностики явились:

1) Анкетирование с целью выявления включения обучающегося в деятельность по чтению нотного текста с листа. В процессе обработки данных выявлено: отсутствие системы деятельности обучающихся по данной проблеме подготовки, низкий уровень самооценки в данном виде деятельности у всех категорий обучающихся, высокий уровень понимания важности приобретения данного навыка для будущей профессиональной деятельности.

2) Диагностическое задание на выявление уровня воспроизведения незнакомого текста в исполнительской деятельности. Для этого нами был подобран индивидуальный диагностический материал, который отвечал наличию подготовки у обучающихся. Оценивание происходило по трехуровневой шкале, в основу которой положено содержание оценивания исполнительской деятельности на экзамене по МДК 03.03. (ПМ.03, 1 семестр) и требований к самоанализу. По результатам диагностики у обучающихся отмечены: незнание нот басового ключа и плохая пространственная координация (тактильное знание клавиатуры). Поэтому, мы сочли необходимостью проведение специально организованной практической работы с обучающимися в данном направлении.

 Целью формирующего этапа исследования было апробирование механизма чтения нот с листа, в ходе проведения тренинговых занятий с группой первокурсников. Особенностью его проведения являлась предварительная работа, организованная нами для включения всех обучающихся 1 курса в эту деятельность. В ходе семинара «Организация индивидуальной самостоятельной работы во внеурочное время», проведенного 19.10.18, было презентовано содержание буклета по содержанию механизма чтения нот с листа, продемонстрированы специальные упражнения по подготовке к этой деятельности. В процессе индивидуальной работы с экспериментальной группой было проведено по пять внеурочных занятий, в ходе которых участники знакомились с механизмом на основе модели К. Цатурян «вижу – слышу – переживаю – ищу нужные движения – играю», согласно всем его компонентам (звуковысотным, клавиатурным, графическим, эмоционально-смысловым). Обучающиеся выполняли разные задания согласно постижению основных методов восприятия нотного текста: «относительное чтение» – зрительное восприятие «нотной картины»; «обобщающее чтение» – мысленное прочтение текста, на основе его предварительного анализа по алгоритму; «структурно – логическое чтение» – распознание единиц текста (фраз, предложений, повторяющихся построений различных масштабов).

Итак, в ходе проведенного исследования обучающиеся ознакомились с механизмом чтения нот с листа, научились проводить анализ нотного текста на основе зрительного прочтения по алгоритму; зрительно воспринимать «нотную картину» целиком; видеть структурные элементы нотного текста и мысленно опережать свои двигательные действия. Комплекс подготовительных упражнений, рекомендованный нами, помог выработать навыки ориентировки на клавиатуре без помощи центрального «прямого» зрения. Положительные результаты были подтверждены в ходе экзамена по МДК.03.03, практической частью которого являлась демонстрация умения чтения с листа. В этом и заключается практическая значимость и новизна данного исследования.

Библиографический список

1. ФГОС СПО /http://ivo.garant.ru/#/document/70737282/paragraph/192:2

2. Теория и методика обучения игре на фортепиано [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под общ. Ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

НЕТ ЛЕДЯНЫМ СТАЛАКТИТАМ

Рочев Вячеслав Сергеевич


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.