Научный руководитель – Шмакова Наталья Дмитриевна — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Научный руководитель – Шмакова Наталья Дмитриевна

2019-06-06 188
Научный руководитель – Шмакова Наталья Дмитриевна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современном мире экологические проблемы вышли на первое место. Идут масштабные вырубки лесов, осуществляется варварская добыча полезных ископаемых, отходы химической и нефтеперерабатывающей промышленности загрязняют почву, воду и воздух, океан становится громадным хранилищем мусора. Всё это приводит к тому, что нарушаются экосистемы лесов, водоемов, сужается ареал обитания животных, а многие представители животного мира находятся на грани вымирания. Усугубляет положение и промышленный вылов, отстрел животных, ведущий к исчезновению целых видов животных.

Конфликт между человеком и природой стал настолько острым, что экологическое воспитание населения, главной целью которого является формирование экологической культуры, должно выйти на новый уровень. Очень важно начинать этот процесс как можно раньше, а именно – с дошкольного детства. Ведь это именно тот период, когда закладываются основы становления личности, формируется осознанно-правильное отношение к природе. В этом возрасте дети отличаются высокой впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью. Используя эти особенности дошкольников за основу, мы имеем уникальную возможность сформировать нормы и правила взаимодействия с природой, воспитать любовь к природе, умение сопереживания к ней.

Природа – это великий учитель и великий воспитатель.

 Знаменитые педагоги прошлого придавали большое значение природе: Я. А. Коменский, видел в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития [3, с. 6].

Природа удивительна и многогранна. Особое место в ней занимает животный мир. И только от человека зависит сохранность, приумножение и качество жизни братьев наших меньших. Для того чтобы успешно решить эту проблему, каждому человеку с самых ранних лет необходимо приобрести определённый запас естественнонаучных знаний.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, в частности, и о животных.

Данная проблема изучалась и продолжает изучаться исследователями в области дошкольного воспитания. Так, установлено,
что к семи годам дошкольники накапливают много разнообразных, но
разрозненных и поверхностных знаний о животных. Это проявляется в
том, что дети могут узнать, назвать животных, рассказать о наиболее
ярких признаках их внешнего вида или поведения. Однако они имеют
мало сведений об особенностях их жизни, о местах обитания, питании,
образе жизни в разные времена года. В исследованиях Е. Ф. Терентьевой установлено то, что дети старшего дошкольного возраста лучше знают птиц и зверей, хуже — рыб, земноводных, насекомых. Исследования Е. И. Болотовой подтверждают, что для детей 5-6 лет характерны неглубокие, неотчётливые знания о разнообразных жизненных проявлениях животных. В исследованиях Л.С. Игнаткиной выяснилось, что термин земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие дети старшего дошкольного возраста не знают [4, с. 90].

По мнению С. А. Веретенниковой отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, насекомых. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Очень важно, чтобы дети в дошкольном возрасте получили верные представления о природе, в частности, и о животных. [2, с. 6].

Исследования Н. Н. Кондратьевой доказывают, что если дошкольники усвоят систему знаний о живом организме, то они поймут недопустимость нанесения какого-либо вреда живому существу. Исследователь отмечает: именно знания о живом организме, его целостности, связи со средой обитания оказывают влияние на формирование у детей бережного, заботливого отношения к животным, к сохранению среды их жизни [4, с. 106].

Возможность усвоения детьми дошкольного возраста
системных знаний доказана исследованиями психологов (Л. С. Выготский,
А. В. Запорожец), и педагогов (Н. Н. Подъяков, Е. И. Радина, А. П. Усова) [6, с. 47].

Систему знаний о животном мире у детей дошкольного возраста можно сформировать с помощью традиционных (наглядных, практических, словесных) методов обучения. Их выбор зависит от возрастных особенностей детей, учитывая которые возможно действенно и эффективно добиться нужного результата.

Однако на современном этапе развития дошкольного образования идёт активный поиск и внедрение в практическую деятельность с дошкольниками новых средств обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса. Одним из этих средств может стать лэпбук.

Лэпбук – это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, мини-гармошками, конвертами разных форм, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определённой теме [5]. 

Детали папки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать нужную информацию в компактной форме.

Преимущество использования лэпбука в дошкольном образовании заключается в следующем:

- лэпбук для детей – интересная, насыщенная, «загадочная книжка», хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к ее содержимому;

- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями;

- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал собственного ребенка, проявить свое творчество, принять участие в жизни группы, детского сада;

- лэпбук для дошкольной образовательной организации – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития самого педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов [1].

 Лэпбук полностью соответствует требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно - развивающей среде. В России лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Однако в сети интернет можно встретить многочисленные примеры готовых авторских интерактивных папок, которые можно брать за основу или приобретать готовые, подходящие по теме и соответствующие возрасту детей, и использовать их в работе. Исходя из этого, лэпбук может стать доступным и понятным источником информации в процессе формирования у детей дошкольного возраста представлений о животном мире.

Библиографический список

1. Буторина, С.Н. Лэпбук как средство развития представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.Н. Буторина.- Режим доступа:https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/1321

2.Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: Учебник для учащихся пед. Училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / С.А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. И доп.-М.: «Просвещение», 1980.–272 с.

3.Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / О.М. Газина, В.Г. Фокина. — М.: Прометей, 2013. — 254 с.

4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.

5. Нурисламова, А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Электронный режим] / А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазоваю. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9915/

6. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т.А. Серебрякова. – Н. Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.

 


ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ЯЗЫКОЗНАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.