Научный руководитель – Наталья Андреевна Гузаревич, преподаватель психологии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Научный руководитель – Наталья Андреевна Гузаревич, преподаватель психологии

2019-06-06 191
Научный руководитель – Наталья Андреевна Гузаревич, преподаватель психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Невербальная коммуникация – форма общения с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов или особей, дополнительный источник информации к собственно вербальному общению [1;3].

Выделяют следующие виды невербального общения [2;3]:

— голос, жесты, внешний вид (включающий одежду, положение тела);

— выражения лица (наличие улыбки, направление взгляда);

— движения (кивок или мотание головой, раскачивание конечностями, имитирование некоторого поведения и др.);

— походка, касания, объятия, рукопожатия, личное пространство.

Первой книгой, полностью посвященной жестам, была работа Д. Балвера «Хирология: или естественный язык руки и хирономия, или искусство риторики рук». А Френсис Бэкон предложил даже создать науку о жестах. В России первой работой, посвященной языку тела, является сочинение С. Волконского, в котором автор излагает свою точку зрения на семиотику жестового общения как выражение внутреннего состояния человека.

В ходе исследований средств невербального общения были разработаны различные классификации жестов. Одна из них – по физической природе. В соответствии с ней жесты можно разделить на две большие группы: головные и мануальные (ручные). Мануальные делятся также на подгруппы жестов, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жестов, различающихся по активно используемой части руки: кистевых, локтевых, пальцевых, плечевых, смешанных [3;3].

Также в ходе исследований установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

• биологическая эволюция;

• культура.

Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами общения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. Д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. П.). Об эволюционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, иногда прямо противоположное значение: кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собеседник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т.д. Такого рода наблюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и поведения[4;3].

В рамках исследовательской работы был проведен сравнительный анализ мануальных жестов в английском и русском языках. Приведем некоторые примеры:

- «High five» – «дай пять».

Жест поддержки, используемый и в руссковорящей культуре – жест называется «дай пять». У этого жеста есть несколько вариантов: «air five» («воздушное пять») – на расстоянии, «low five» («низкое пять») – на уровне талии, «high ten» («дай десять») – двумя руками.

- Скрещенные указательный и средний пальцы.

Означает, что человек врет. Используется скрытно от собеседника. Использование данного жеста при обещании чего-либо означает, что обещание не считается. Этот же жест может означать пожелание удачи. В последнем случае его, как правило, показывают открыто.

В русскоговорящей же культуре принято «скрещивать пальцы» (указательный и средний) на удачу, а также распространен жест «держать кулачки» с этим же значением.

- Счет на пальцах.

Если мы считаем что-то, то загибаем пальцы к кулаку. Такой жест жителям Америки покажется смешным, ведь они считают, отгибая пальцы от кулака.

- «Victory sign» – «знак победы».

Указательный и средний пальцы направлены вверх и формируют букву V, ладонь повернута к собеседнику. Этот английский жест означает слово «victory» – победа. Позже он стал также означать не только победу, но и мир.

- «Blah-blah gesture» – «бла-бла-бла».

Одна рука имитирует движения говорящего рта: большой палец попеременно смыкается и размыкается с остальными. Такой жест используется, когда собеседник слишком много говорит, и вы уже устали от его болтовни и не хотите слушать. Одновременно можно зевнуть, подчеркивая скуку, или проговорить: «blah-blah-blah». Как правило, его используют близко общающиеся люди – друзья и родственники, которые не обидятся на этот знак.

- «Listen up» – «послушайте».

Данный жест используется в англоязычной культуре для привлечения внимания. Когда человек собирается что-что сказать, он ударяет тыльной стороной ладони одной руки по открытой ладони другой. В русскоязычной культуре для привлечения к себе внимания в аналогичной ситуации стучат окружающими предметами, например, ложкой о стакан или ручкой по столу.

Так как жестовая речь является частью культуры страны изучаемого языка, в ходе исследования было выдвинуто предположение, что изучение языка без изучения жестов не является достаточно результативным.

С целью выявления значимости жестовой речи в общении и значимости изучения жестов в процессе овладения иностранным языком было проведено анкетирование 88 учащихся 2 и 3 курсов Пинского колледжа «БрГУ им. А. С. Пушкина», обучающихся на специальности «Иностранный язык». Среди учащихся 2 курса 52,2% опрошенных считают очень важным, 47,8% опрошенных считают желательным использование и понимание жестов в речи, среди учащихся 3 курса 16% учащихся считают использование и понимание жестов в речи очень важным, 68% - желательным. 96% учащихся 3 курса считают важным изучение жестов при освоении иностранного языка. Среди учащихся 2 курса этого мнения придерживается 87% опрошенных.

Таким образом, большинство учащихся считают важным использование жестовой речи в общении и изучение жестов в процессе овладения иностранным языком. Библиографический список

1. Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. – М., 2002.

2. http://psihomed.com/neverbalnoe-obshhenie/

3. Кузнецов, И. Н. Мимика и жесты. – Мн., 2007.

4. http://medic.studio/spetsialnaya-psihologiya/proishojdenie-neverbalnyih-sposobov-47878.html


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.