Научный руководитель – Мусрепова Хадича Культасовна , педагог-психолог высшей категории — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Научный руководитель – Мусрепова Хадича Культасовна , педагог-психолог высшей категории

2019-06-06 131
Научный руководитель – Мусрепова Хадича Культасовна , педагог-психолог высшей категории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Профессиональная компететность и компетенции современного учителя заключаются не только в знании, но и в умении применять знания на деле»

                   Аристотель

Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области образования, соответствующие мировым тенденциям, следование их опыту развития. Успех модернизации образования в Казахстане напрямую связан с уровнем профессионально-личностной готовности педагогов к работе в условиях изменившейся парадигмы образования, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно - образованные, нравственно - воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

       Важнейшими институтами социализации являются учреждения системы среднего профессионального образования, формирующие профессиональную культуру и профессиональную компетентность будущих специалистов. Среднее профессиональное образование – важная составная часть казахстанского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена. Современный этап развития средней профессиональной школы характеризуется устойчивой тенденцией к расширению масштабов подготовки специалистов. Изменяются требования к содержанию среднего профессионального образования. Перед ним ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной культуры, функциональной грамотности, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности.

       Современные представления о подготовке педагога как специалиста связаны с его компетентностным подходом к профессиональной деятельности. Модель профессиональной компетентности будущего педагога выступает как единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально – экономическое и духовное развитие общества.        

       «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», — писал В.А.Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. Корпус культуры представлен многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, социальных ценностей и ориентаций, хранение и передача которых в системе образования осуществляется через учителя. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является компетентность.

Компетентность – способ использования знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации, нахождению своего места в мире, вследствие чего образование предстает высокомотивированным и в подлинном смысле личностно ориентированным, обеспечивающим максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости.

Профессиональная компетенция – это система профессиональных знаний, умений и обобщенных способов профессиональных действий, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешения типовых проблемных ситуаций в профессиональной деятельности в соответствии с предоставленными полномочиями.

Выделяют несколько ключевых компетенций, являющихся слагаемыми профессионально-педагогической компетентности: когнитивная (профессионально- педагогическая эрудиция); психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость); коммуникативная (культура общения и педагогический такт); риторическая (профессиональная культура речи); профессионально-техническая.

Компетенций, являющихся слагаемыми профессионально-педагогической компетентности:

1) когнитивная – это компетенция, проявляемые в процессе познавательной деятельности, связанной с обработкой информации для достижения какой-то цели, обычно для решения проблем или задач.

2) психологическая-это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-коллектив», «человек-большие социальные группы»

3) коммуникативная – это способность и реальная готовность к адекватному общению, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Ее составляющими, как отмечает Е. А. Быстрова, являются знания о речеведческих понятиях и коммуникативные умения репродуктивного и продуктивного уровней. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанровостилистической и типологической принадлежности

4) риторическая компетентность правильно говорить для поддержания необходимых эффективных контактов с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание общения. Риторическая компетентность рассматривается как система знаний, умений и навыков, необходимых для построения эффективного риторического действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Риторический акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности

5) профессионально-техническая-совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

       Одной из важных задач профессионально – технического образования, на мой взглядявляется – подготовка компетентного специалиста, а миссия нашего учебного заведения – это обеспечение качественного образования и повышение уровня подготовки специалистов, соответствующих требованиям рынка труда, формирование высокопрофессиональной и социально успешной личности.

Для достижения данной цели преподавателями колледжа в процессе учебно –воспитательного процесса проводятся интересные занятия, используются различные методы и приемы в результате которых, студенты учатся ставить перед собой цели и задачи, решать ситуационные и проблемные вопросы. Активно используются преподавателями такие методы работы как «Метод дискуссий», «Цепочка», «Мозговой штурм», «Кластеры», «Метод сложных и простых вопросов», виды работ групповые, парные, индивидуальные, которые способствуют формированию у студентов умений вступать в контакт в общении, соблюдать нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение, что позволяет обучающимся свободно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, а также устанавливать связь теории с практикой. Преподаватели больше внимания уделяют самостоятельной творческой деятельности студентов, которые согласно требованиям новой обновленной программы учатся самостоятельно добывать знания, умеют логически размышлять, найти выход из сложившихся различных жизненных ситуаций, учатся работать в команде и применять свои знания в практической деятельности. Особенно нравится студентам такие виды работ как: защита презентаций, создание и демонстрация компьютерной презентаций, участие в конференциях, разработка и защита проектов, целью которых являетсяформирование у будущих специалистов профессионально –педагогическую компетентности.

Я, являюсь студенткой 2 курса, моя будущая специальность «Учитель русского языка и литературы» профессия мне нравится, как будущий специалист свои теоретические знания я апробирую на практике в школе. Так во время практики мною были проведены занятия по русскому языку и литературному чтению, а также воспитательные мероприятия такие как: «Выбор профессии- выбор будущего», викторину «Занимательный русский язык», а также КВН на тему «Великий русский язык» среди 4-ых классов, она проходила в виде соревнований по предмету русский язык. В процессе урока и внеклассных мероприятиях использовала такие методы и приемы как: «Инсерт», «Синквейн»,например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное» использовала метод «Синквейн» целью данного метода являлась активизация умственной деятельности учеников, развитие критического мышления, через чтение и письмо

                                                Весна

Теплаясолнечная

Приходитоживляетрадует _

Даритсчастьеи _ радость

Использование таких методов помогало учащимся интерпретировать, систематизировать знания, побуждалоинтерес к занятию,способствовало развитию диалогической речи и коммуникативных способностей учащихся. 

 Изучив вопросы о подготовке конкурентоспособного и компетентногоспециалиста, мною был сделан вывод, что наиболее эффективными являются методы профессионально-технического обучения.

Я, как будущий специалист, понимаю, что только профессионально компетентный педагог достигнет высоких результатов в обучении и воспитании учащихся и чтобы быть таким он должен постоянно совершенствоваться и быть восприимчивым к педагогическим инновациям.Следовательно, сущность профессиональной компетентности применительно к педагогической деятельности заключается в интегральной характеристике личности и профессионализме педагога, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях.

Библиографический список

1. Журнал среднее - профессиональное образование № 3, 2017 г., 29 с.

2. Республиканский методико-педагогический журнал № 6, 2017 г., 35с.

3. Проблемы модернизации системы технического и профессионального образования в республике Казахстан. 2013г.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 320 с.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.