Научный руководитель – Ковятинец Галина Леонтьевна — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Научный руководитель – Ковятинец Галина Леонтьевна

2019-06-06 136
Научный руководитель – Ковятинец Галина Леонтьевна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предпосылками возникновения волонтёрского движения являются традиционные для белорусов и всего цивилизованного мира такие проявления общественной жизни, как попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, оказание помощи религиозными общинами и братствами людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Идея добровольного служения обществу наиболее успешно реализуется в студенческой молодёжной среде, поэтому первыми участниками волонтёрского движения стали учащиеся и студенты школ и профессиональных образовательных учреждений страны. В советский период добровольческие студенческие отряды благоустраивали дворы и улицы городов, оказывали помощь нуждающимся категориям граждан, проводили широкую профилактическую работу по решению социальных проблем.

Новым импульсом развития добровольческого движения в социальной сфере Республики Беларусь послужило признание волонтёрства на правовом уровне, о чём свидетельствует принятие Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании». Сегодня в Беларуси волонтерские проекты реализуют ученические и студенческие объединения в средних школах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях.

С первых дней функционирования нашего колледжа забота о ветеранах войны и труда, детях-сиротах, людях с особенностями психо-физического развития была составной частью воспитательной системы педагогического учреждения. Современные волонтёры объединяются в отряды и осуществляют свою деятельность на основе принципов адресного подхода к гражданам с учетом их индивидуальных потребностей в конкретной ситуации, гуманности и уважительного отношения к гражданам, доступности и добровольности, конфиденциальности информации о гражданах, социального равенства и социальной справедливости. [1]

Целевыми группами волонтёров являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; люди с особенностями психофизического развития; безнадежно больные дети и взрослые; малообеспеченные и неблагополучные семьи; многодетные семьи; пожилые люди и ветераны.

Возможность участия в волонтёрском движении помогает формировать и развивать ценности молодых людей, усваивать социальные нормы, знания, обогащать социальный опыт. Волонтёрская деятельность способствует вовлечению эмоциональной сферы структуры личности в познавательную активность, а также развитию субъективной мотивации к восприятию знаний, благодаря чему получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость [3].

Результаты исследований В.Ш. Масленникова, С.С. Тетерского, О.В. Косточкиной позволяют заключить, что для успешного формирования профессионально значимых личностных качеств будущих педагогов важно студентам включаться в волонтерскую деятельность. Будущие учителя и воспитатели приобретают личный опыт профессионально ориентированной деятельности, получают возможность проследить свой личностный и профессиональный рост. 

По нашему мнению, волонтерская деятельность в процессе обучения помогает овладеть многими профессионально-педагогическими компетенциями, является одной из эффективных форм профессиональной подготовки, способствует развитию необходимых жизненных и профессиональных качеств: стремления к деятельности, развитию лидерских способностей, умения работать в команде, заинтересовать и организовать людей, и т. П. Участие молодежи в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для дальнейшего трудоустройства [2].

В процессе участия в волонтерских проектах, по мнению Ю. В. Орловой, студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т. Д. [4]. Педагогическое волонтёрство приобретает на современном этапе особую значимость в условиях реализации идеи инклюзивного образования.

В колледже существует несколько волонтёрских клубов для работы с разными целевыми группами людей («Пролеска», «Наследие», «Милосердие» и др.).

 Волонтёрский клуб «Радость» организован с целью оказания помощи в проектной деятельности детям с особенностями психо-физического развитии в ГУО «Ясли-сад №10 г.Пинска».

Прежде чем приступить к работе, мы прошли через несколько подготовительных этапов: планирования, отбора волонтёров и их обучения. Отбор волонтёров осуществлялся с помощью индивидуальной работы с каждым кандидатом с помощью собеседования, анкетирования, тестирования, изучения мотивации. Причины, приводящие студентов в волонтерское движение, различны, начиная от высоких идей о долге по отношению к нуждающимся в их помощи людям до общих человеческих потребностей к состраданию и милосердию. Помощь родным, близким, друзьям – привычное дело для каждого. Но, будучи волонтером, человек хочет оказывать общественно значимую помощь как член организации, где по достоинству оценят его энергию, знания, умения.

На этапе обучения волонтёров с нами были проведены инструктирование, консультирование, обеспечение информацией. Волонтёры должны знать не только, как следует выполнять работу, но и что не следует делать, а также как поступать в случае происшествия и непредвиденной ситуации. Мы изучили правила общения с детьми и людьми с особенностями психофизического развития: никогда не показывать им свое превосходство; общаясь с ребёнком в инвалидной коляске, нужно постараться сделать так, чтобы наши глаза находились с его глазами на одном уровне; разговаривая с плохо слышащим, нужно стать напротив этого человека и во время общения смотреть прямо на него, а не на того, кто «переводит» ему наши слова; с умственно отсталыми людьми нужно общаться на «их» языке и уж точно не стоит их бояться, потому что умственно отсталые люди, особенно с синдромом Дауна, необыкновенно добрые и отзывчивые. Для участия в проектах разрабатывался сценарий, организовывались репетиции, каждый раз мы корректировали свою деятельность под конкретную аудиторию детей.

Волонтёры были активными участниками совместных образовательных проектов, семинаров, конференций. Дошкольное учреждение посещали ежемесячно с концертными номерами, театрализованными представлениями, участием в проектной деятельности и в благотворительных акциях. Мы приняли участие в областном семинаре руководителей методических объединений по интегрированному воспитанию и обучению детей; организовали и провели совместно с сотрудниками детского сада театрализованное представление для детей «Рождественская звёздочка»; выступили на открытом проблемном семинаре «Духовно-нравственное образование и воспитание в учреждениях дошкольного образования» (с участием представителей Православной Церкви) и на заседании городской педагогической лаборатории «Практика, ориентированная на успех»; приняли участие в социально-педагогических проектах «Наш город-город друзей», «Удивительные профессии будущего», «Разноцветная страна счастья», «Малая Родина» и др.

Руководитель волонтёрского клуба контролирует качество нашей работы, так как именно от него зависит, правильно ли подобран человек для той или иной деятельности, чётко ли поставлена задача, налажена ли обратная связь. Завершается программа признанием вклада каждого волонтёра и оценкой результатов дела. Результативности работы клуба «Радость» дана положительная оценка не только руководством колледжа, но и администрацией детского сада, представителями городского отдела образования, местными журналистами. Мы не ограничиваемся работой с детьми: в нашем клубе налажено сотрудничество с городской организацией по защите животных, активное участие мы принимаем в благоустройстве и озеленении внутреннего дворика колледжа.

Мы понимаем, что приобрели бесценный опыт совместной деятельности, в процессе которой формируется мировоззрение человека, его отношение к себе и окружающим, происходит становление социально ответственного поведения. Участие в волонтёрском движении дало возможность каждому стать активными и деятельностными субъектами жизнедеятельности.

В результате совместной работы мы стали коллективом единомышленников, приобрели навыки работы с детьми с особенностями психо-физического развития, воспитали в себе необходимые профессиональные и личностные качества: эмпатию, милосердие, сострадание, толерантность. Причастность к важному делу рождает чувство ответственности перед людьми, помогает воспитывать студентов в духе гуманного отношения к людям, обеспечивать уважение к человеческой личности и способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.

Библиографический список

1. Алтынцева, Е.Н. Волонтерское движение: взаимодействие с детьми-сиротами: учеб.-метод. Пособие / Е.Н. Алтынцева, О.В. Косточкина; Белорус. Гос. Пед. Ун-т. – Молодечно: Победа, 2007. – 100 с.)

2. Крутицкая Е. В. Компетентностный подход к организации волонтерской деятельности молодежи в высшей школе // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтер». Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2013. № 1-2. С. 11 – 21. 3

3. Медведева Е. С. Участие в волонтерском движении как фактор профессионального становления будущего специалиста // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2013. № 11. 

4. Орлова Ю. В. Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента // Вестник ЮурГУ. 2013. № 4. Т. 5. С. 110 – 113.

ЭЛЕМЕНТЫ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.