Научный руководитель – Бибикова Наталья Алексеевна — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Научный руководитель – Бибикова Наталья Алексеевна

2019-06-06 160
Научный руководитель – Бибикова Наталья Алексеевна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными организациями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Многие исследователи занимались этой проблемой. Л.С. Выготский отмечал, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значимой степени определяет результативность образовательной деятельности в детском саду.

Проблемой развития воображения занимались О.М Дьяченко, Л.С Выготский, Е.А Кравцева. Разработкой методов и приёмов для развития воображения занимались Е. А. Флёрина, Н. П. _Н_ев_енн, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко и другие.

С.Л. Рубинштейн писал, что «воображение – связано с нашей способностью и необходимостью, творить новое». Е.И. Игнатьев отмечал, что основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления.

Воображение считается важнейшей стороной жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Воображение является познавательным психическим процессом, который основан на переработке прошлого опыта, в результате которого создаётся что-то новое, необычное. Психологи выделяют такие виды воображения, как: пассивное, в таком виде новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха». Активным воображением является преднамеренное построение образов, которое требует постановки цели и волевые усилия. Репродуктивное – это воспроизведение того, что существует в действительности с помощью уже имеющегося опыта, творческое мышление – это создание новых образов в процессе какой-либо деятельности.

 Формами развития воображения являются:

- комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов совершенно новых комбинациях. Частный способ комбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путем «склеивания» разных объектов или их свойств.

- акцентирование – подчеркивание тех или иных черт свойств частей объекта. Этот способ лежит в создании карикатур и шаржей. При акцентировании используют следующие приемы:

А) утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешности человека;

Б) преувеличение или преуменьшение;

В) типизация – обобщение и эмоциональная насыщенность образа.

Развитие воображения детей дошкольников начинается ещё в раннем возрасте. О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Ребёнок переходит от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой, осознавая при этом созданную им воображаемую ситуацию, соблюдая определённый порядок действий. Первая стадия развития воображения – от 2 до 4 лет. Главной особенностью этого возраста является непроизвольный характер возникновения представлений. Чаще всего в этот период у ребенка представления воображения формируются спонтанно в ситуации, в которой он находится. Таким образом, это стадия характеризуется преобладанием репродуктивного воображения. Следующий этап развития воображения от 4 до 6 лет – связан с появлением активных форм, когда воображение становится произвольным. Изначально такое воображение формируется с помощью инициативы взрослого человека, позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослого. Поэтому данный возраст определяется, как переход от воображения непроизвольного к произвольному. Развитие воображения способствует творческому мышлению ребёнка, которое поможет ему в будущем находить креативные способы решения ситуаций, выполнение каких-либо работ. Развивать воображение можно с помощью некоторых методов приёмов. Самый эффективный метод развития воображения – это сюжетно-ролевая игра, потому что ребенок в такой игре действует не по сценарию и указаниям, а так, как хочется ему, это свободная игра. В сюжетно-ролевой игре создается воображаемая ситуация «как будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н.Н. Палагиной, является исходной формой воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Так же к методам развития воображения относят такие методы и приемы, как: использование продуктивных видов деятельности. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). Для этого метода подойдут задания: «Дорисуй», «Нарисуй то, чего никто никогда не видел», «Волшебное животное». Чтение художественной полезно тем, что ребенок воспринимает происходящие ситуации в литературе на слух, он пытается представить это у себя в голове, создать образы, развивается репродуктивное воображение. Пересказы и сочинения новых сказок развивает творческое воображение, но детям тяжело сочинять новые сказки, придумывать что-то своё, поэтому ребенка нужно учить сюжетосложению. К Так же к методам относят игры, различные упражнения. Любую деятельность ребёнка необходимо объективно поощрять, не стоит скептически относится к творчеству ребенка, но и не стоит перехваливать ребенка, иначе он не научится критически оценивать свою деятельность в дальнейшем. 

Итак, взрослому человеку следует способствовать развитию воображения у детей, так как воображение для человека играет огромную роль. Практически все педагоги и психологи считают, что этот психический процесс, способствующий всестороннему развитию человека. Начинать развивать воображение необходимо с дошкольного возраста, так как задатки воображения появляются у детей еще в раннем возрасте. В младшем дошкольном возрасте воображение ребёнка пассивное, непроизвольное, репродуктивное. Если ребёнку помогать развивать этот психический процесс, то к старшему дошкольному возрасту у него начнёт формироваться активное воображение, произвольное и творческое воображение. Психологами и педагогами были разработаны различные методы и приёмы, которые помогут в развитии воображения ребёнка, в формировании полноценной личности.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. Очерк: _Н. Для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997 – 96 с.

2. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112 с.

3. Дьяченко, О.М, Воображение дошкольника. [Текст] / О.М. Дьяченко – М.: Знание, 1986. – 96с. – (Нар. Ун-т. Пед. Фак.; №5).

4. Дьяченко, О.М, Веракса, Н.Е, «Чего на свете не бывает?» [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса – М., Знание, 1994. – 160с.»

5.  Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006.

6. Пси­хо­ло­гия до­школь­ни­_Н: хре­сто­ма­тия: для сту­ден­тов сред­них пед. Учеб. За­ве­де­ний [и пед­ин­сти­ту­тов] / сост. Г. А. Урун­та­е­ва. – М.: Academia, 1997. – 377 с.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.