Развитие пространственной ориентировки у детей — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Развитие пространственной ориентировки у детей

2019-06-06 168
Развитие пространственной ориентировки у детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

С БУМАГОЙ В ТЕХНИКЕ «ОРИГАМИ»

Федорова Полина Владимировна

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж

Имени И.А. Куратова»

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4курс Научный руководитель – Хабарова Людмила Павловна

Известно, что ориентировка в пространстве– одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Обусловлено это тем, что успешность интеграции человека с зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли [1; 64].

Проблему ориентировки в пространстве изучали многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги и психологи, но, несмотря на это, данная проблема остается актуальной при обучении детей, как с сохранным развитием, так и у детей с нарушением зрения.

У дошкольников с нарушением зрения значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. И хотя проблема развития пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения нашла отражение во многих трудах педагогов-дефектологов, таких как, А.Г. Литвак, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина, Т.И. Нагаевой, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной и др., она до сих пор является актуальной. По мнению Л.И. Плаксиной, занятия по ручному труду являются важным средством в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения [2; 285].

Большой популярностью во всем мире пользуется искусство оригами, которое никого не оставляет равнодушным, особенно детей. Отечественные педагоги Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина и др. отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. По их мнению, складывание из бумаги активно способствует развитию ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом [3; 6-7], что и делает изучение возможностей использования оригами в детском саду, актуальным для исследования, в частности для развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения.

Пространственное видоизменение плоского листа позволяет детям легко, играя, запоминать пространственные термины и отношения, учит читать чертежи, по которым складываются фигурки, и представлять по ним изделия в объеме.

Таким образом, развивать ориентировку в пространстве возможно не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах деятельности, в частности в процессе работе с бумагой в технике «оригами».

Цель исследования: определить эффективность развития пространственной ориентировки у детей 5-6 лет с нарушением зрения в процессе работы с бумагой в технике «оригами».

Для разработки диагностических заданий и содержания формирующего этапа мы опирались на требования образовательных областей «Художественно- эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» (раздел «Формирование элементарных математических представлений») программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)» под редакцией Л.И. Плаксиной.

Целью констатирующего этапа являлось выявление уровня развития пространственной ориентировки у детей 5-6 лет с нарушением зрения.

Итоговые результаты констатирующего этапа исследования: максимальный уровень развития пространственной ориентировки показали 21,4% детей, оптимальный уровень – 50% детей, минимальный уровень – 28, 5% детей.

Работа на формирующем этапе велась с детьми поэтапно.

1 этап – подготовительный. Цель: познакомить детей с техникой оригами, историей его возникновения, базовыми формами, условными обозначениями, вызвать интерес к работе с бумагой в технике «оригами». На первом этапе проведена беседа на тему «Оригами. История появления и развития». В свободной деятельности был организован просмотр презентации «Базовые формы».

2 этап – основной. Цель: формировать умение производить пространственный анализ, синтез, самостоятельно использовать в речи пространственные термины и предложения, передающие не только линейные, но и промежуточные отношения; учить детей изготавливать поделки в технике «Оригами»; учить работать с технологическими картами. На данном этапе был было проведено 8 занятий по ручному труду, на которых дети изготавливали различные поделки в технике «оригами». В свободной деятельности проводили работу с лэпбуком «Мир оригами»

3 этап – заключительный. Цель: совершенствовать навыки пространственной ориентировки в процессе изготовления атрибутов к сказке для настольного театра. На третьем этапе была проведена совместная деятельность по ручному труду по сказке «Теремок».

Поделки успешно применялись в создании выставок, дидактических панно, в украшении интерьера, в качестве подарков, в игровой деятельности детей.

Экспериментальная апробация системы работы позволяет говорить об эффективности разработанных мероприятий, что проявляется в существенном улучшении у детей 5-6 лет с нарушением зрения показателей уровня развития пространственной ориентировки: максимальный уровень показали 50% детей, оптимальный уровень – 50% детей, детей с минимальным уровнем развития пространственной ориентировки выявлено не было.

Библиографический список

1. Подколзина, Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 64-68.

2. Специальная педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.

3. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка. [Текст] / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.