Тренинг. Искусство дефиниции. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тренинг. Искусство дефиниции.

2022-02-10 37
Тренинг. Искусство дефиниции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Леонидас Донскис. Малая карта опыта – Михаил Гефтер (http://gefter.ru/archive/18711):

Нам нередко кажется, что власть портит человека исподволь, постепенно. Неправда. Она портит молниеносно, только человек еще какое-то время наблюдает и не спешит демонстрировать свой настоящий голос и обнажать свои действительные ценности.

Может ли власть растлить благородного человека? Исключая особенно редкие случаи, когда человека выручает хорошее чувство юмора и старание не слишком серьезно к себе относиться, – да, может, и растлевает. Возникает соблазн отождествлять добродетель с могуществом, истину – с силой.

Когда власть не растлевает? Тогда лишь, когда человек, попавший в поле власти, ведет себя там как врач или преподаватель после работы, – он ведь не обязан общаться с близкими, оперируя их или читая им лекции. Важно не отдавать всю свою личность этому полю, не идентифицироваться с ним окончательно и сознательно поддерживать релятивные отношения с самим собой. Иначе ты станешь живым памятником и будешь говорить не с людьми, а с историей и вечностью, готовить себя для музейной экспозиции или еще как-нибудь позорить себя перед подлинной человечностью. Не будем становиться заложниками воображения людей, возводящих памятники и музеи самим себе.

Логика войны такова, что сила становится правдой. Как и абсолютная власть, победа на войне ставит знак равенства между силой и истиной.

Человек рождается, не имея ни свободы, ни национальности; его жизнь соединяет эти понятия или разделяет.

Идентичность – хрупкая мечта стать похожим на тех, с кем хочешь идентифицироваться, и вместе с тем — мечта неповторимо от них отличаться.

Ненависть – невыносимая двойственность, когда одновременно мечтаешь о гибели кого-то, чьего существования не выносишь, и скрытно жаждешь, чтобы этот кто-то остался, не оставил тебя, охранив от пустоты и бессмысленности.

Шекспир, Ceрвантес и Моцарт – гениальные сороки-воровки. Они подобны своим современникам, только ярче их. Мазаччо, Данте, Бах, Рембрандт, Хальс, Вермеер – иные. Они уникальны и далеко превосходят свои истоки. Что-то схожее роднит возникающий ниоткуда гений Рембрандта с неизвестно откуда взявшимся и создавшим себя кондотьером в наемной армии Возрождения. Кто возник ниоткуда в Литве, кого не могут объяснить его окружение и истоки? Kристийонас Донелайтис.

Политический абсолютизм и фанатизм – близнецы. Лишь ненасытная жажда власти и доминирования может вызвать желание преобразовать других в себя. Это все равно что рассматривать других людей как представителей нашей воли или распространителей чужой, то есть нашей, индивидуальности.

Незнание, как жить и что делать с самим собой, обычно порождает исключительно ясное мнение о том, кто такие другие и что с ними делать.

Что значит – не уметь убедительно рассказать о себе? Одностороннюю сентиментальность к себе и невозможность найти адекватный язык.

Антисемитизм – всеобъемлющий страх, что все, что не связано с евреями, обречено на забвение, бессилие и провинциализм. Это ужас от осознания своей незначительности, сопровождаемый фантазиями о тех, кто силен и влиятелен из-за своего происхождения или принадлежит к высшим сферам власти.

Toлерантность – понимание, что не для того я родился и живу, чтобы исправлять самосознание и жизнь других людей. Мне дано корректировать лишь себя одного – всю жизнь.

Мы ценим мгновение из-за его конечности и неповторимости. Если оно становится единственной в нашей жизни интонацией, это уже не мгновение, а бессмысленно и монотонно тикающие часы жизни, – точное и аккуратно дозируемое предчувствие смерти.

Когда мы осознаем, что счастье – в тишине, паузах, деталях и интервалах между путешествиями и планированием жизни? Тогда, когда нас настигает болезнь или мы теряем близких. Или тогда, когда реализация амбициозных планов радикально меняет образ нашей жизни, заставляя исподволь менять окружение на как бы нужное, но до отвращения чужое и постепенно разрушающее нашу личность.

Не надо путать экзистенциальную детскую открытость с инфантилизмом, который спровоцирован и поддерживается глобальной массовой культурой, ведь она создает нравственно и психологически незрелого, манипулируемого и бесчувственного потребителя – подростка в социокультурном смысле. Этому подростку система не дает созреть, контролируя его и формируя за него его нужды и мечты. Создаваемый массовой культурой инфантилизм прекрасно уживается с жестокостью и нравственным бесчувствием.

Стремление превзойти другую группу людей физически и количественно, то есть просто числом новорожденных, обнажает культурное бессилие или обыкновенное варварство: получается, превзойти поголовьем – это все, что мы можем.

Подлость – сознательный перевод всего на язык безнравственности. Подлость рассуждает о нормах на языке, который их отрицает, и совершает поступки во имя норм, ежеминутно их попирая.

Прекрасным нам кажется то, что напоминает или открывает, кем мы были или кем могли стать, – природа, вот проекция нашей души и памяти.

Краткосрочная ненависть – тайная надежда обнаружить в своей негативной зависимости коридор, ведущий к любовной или иной привязанности.

Долгосрочная ненависть – вялотекущая форма самоубийства. Подобно тому, как долгий взгляд мужчины и женщины неизбежно заканчивается поцелуем, так и долгая ненависть заканчивается уничтожением и врага, и себя самого – это слияние в ненависти, поцелуй разделенной смерти.

Смелость – сестра и наследница любопытства и открытости перед своей смертью. Сестра и наследница закрытости перед своей смертью и любопытства к чужой жизни и смерти – трусость, жестокость. Именно потому смелость не жестока – жестоки трусливость и коварство.

Приличия – нравственное тождество самому себе, желание жить по высшим возможностям и отказ быть кем-то иным, поскольку такая жизнь не удовлетворяет.

Идеализм – это реализм, обращенный в будущее или прошлое.

Любовь – это отказ считать себя единственной действительностью. Заодно – преодоление страха и ненависти к миру.

Юный консерватор – это ранний мизантроп. Старый социалист – запоздалый визионер. Что их связывает? Обоим противен не только их собственный возраст, но и время, в котором они живут.

Стыд – первичная этическая догадка, что я никогда и нигде не остаюсь один.

Совесть – ощущение, что там, где встречаются двое, всегда есть и третий.

ВЕДОМОСТИ – Игра с шулером, или Лягушка в молоке (http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/08/06/603689-shulerom#/.VcKQqtgB6mU.twitter):

Вопрос «зачем участвовать в выборах, которые невозможно выиграть?» кажется резонным, однако за ним стоит ложное представление о том, кто, собственно, играет и во что. Напомним базовое свойство гибридного авторитаризма: он имитирует как диктатуру, которой по сути не является, так и демократию, чьи институты в нем полноценно не функционируют. У гибридов нет репрессивного аппарата и целостной идеологии тоталитаризма, отсутствует в них и сменяемость власти посредством открытой законной процедуры.

Большого ума не надо, чтобы догадаться, что выборы в режимах этого типа не являются ни свободными, ни прозрачными, ни законными, ни демократическими. Дойдя до этого очевидного заключения, граждане и аналитики склонны делать вывод, что выборы являются «фикцией» и «формальностью» и участвовать в этом бессмысленно. Это логическая ошибка, причина которой – непонимание того, что такое выборы в недемократической системе.

Из того, что выборы недемократичны, не следует, что это формальное мероприятие. Напротив, это значимый политический процесс.

См. https://baumands.files.wordpress.com/2011/02/test-final.pdf:

Часть 2. Логическое мышление.

Раздел 1. Раздел состоит из 30 пунктов. Каждый пункт имеет вид:

– Условие

первое следствие

второе следствие

третье следствие

«Условие» – это условие задачи, некоторые обстоятельства, которые считаются ранее каким-то образом доказанными и всегда истинными. «Следствие» – это логическое следствие из условия. Из трех следствий одно и только одно правильно. Ваша задача – проверить свою способность отделять правильные логические следствия от неправильных. Тест не требует специальных математических знаний. Все слова в тесте надо толковать так, как это делается в обычном повседневном русском языке, но не так, как в математике или иной специальной области. Все слова в тесте надо толковать буквально, никаких метафор или намеков в тесте не предусмотрено. В тесте вы можете обнаружить незнакомые слова, такие, как «куздра». Эти слова предназначены для того, чтобы оценить вашу способность к логическому мышлению, отделив ее от других ваших знаний об окружающем мире. Считайте, что эти слова могут означать все, что угодно, но так, чтобы фраза в условии была правдивой по смыслу. Например, если написано, что «куздра бежит», это означает, что куздра действительно умеет бегать и, по-видимому, имеет ноги или лапки, это может быть к примеру человек, животное или шагающий механизм. Иногда в тесте встречаются противоположные по смыслу слова и выражения, например «умеют» и «не умеют», «большой» и «маленький» и т.п. Во всех таких случаях предполагается, что промежуточные варианты («умеет, но плохо», «средний») не рассматриваются.

1. Шмурдик боится как мышей, так и тараканов.

a. шмурдик не боится тараканов;

b. шмурдик боится мышей;

c. шмурдик боится мышей больше, чем тараканов, но и тараканов боится тоже.

2. Известно, что грымзик обязательно или полосат, или рогат, или то и другое вместе.

a. грымзик не может быть безрогим;

b. грымзик не может быть однотонным и безрогим одновременно;

c. грымзик не может быть полосатым и безрогим одновременно.

3. Если запырку отравить, то она сразу начнет пускать пузыри.

a. если запырка пускает пузыри, то она была отравлена;

b. если запырку не отравить, то она не будет пускать пузыри;

c. если запырка не пускает пузыри, то она не отравлена.

4. Все охлотушки умеют играть в шашки.

a. не бывает охлотушек, которые не умеют играть в шашки;

b. все, кто умеет играть в шашки, являются охлотушками;

c. не бывает охлотушек, которые умеют играть в шашки.

5. Дубараторы бывают либо хорошими, либо плохими. Неправда, что этот дубаратор не плохой.

a. этот дубаратор хороший;

b. этот дубаратор средненький;

c. этот дубаратор плохой.

6. В природе обнаружено более десятка тиалей. Все обнаруженные тиали сплошь красного цвета.

a. по крайней мере некоторые из тиалей красного цвета;

b. по крайней мере некоторые из тиалей зеленые;

c. некоторые тиали (из тех, что уже обнаружены) могут оказаться не красными.

7. Существуют шакалы с больной мухропендией.

a. не всякий шакал может похвастаться здоровой мухропендией;

b. не всякий шакал может похвастаться больной мухропендией;

c. существуют шакалы со здоровой мухропендией.

8. Неправда, что наша тумельница большая и круглая.

a. наша тумельница маленькая и некруглая;

b. наша тумельница маленькая, или некруглая, или то и другое вместе;

c. наша тумельница маленькая, или некруглая, но не то и другое вместе.

9. Джон всегда либо урдит, либо мурлит.

a. Джон иногда урдит;

b. Джон иногда урдит, а иногда мурлит;

c. Джон никогда не занимается одновременно и урдением, и мурлением.

10. Журналисты наврали, что бздыш болотный безграмотен и нахален.

a. на самом деле бздыш болотный образован и тактичен;

b. на самом деле бздыш болотный безграмотен, но не нахален;

c. те журналисты солгали.

11. Если тряхнуть бурдылькой, то начнется стрельба. Бурдылькой тряхнули.

a. стрельба уже началась;

b. стрельба начнется когда-нибудь;

c. стрельба начнется когда-нибудь или уже началась.

12. Если тряхнуть перпелькой, то немедленно начнется стрельба. За последний час стрельбы не было.

a. в течение последнего часа перпелькой не трясли;

b. в течение последнего часа перпелькой трясли;

c. а нечего было трясти чем попало.

13. Огромный бутряк напугал деревенского старосту.

a. старосте приснился ночной кошмар;

b. староста попробовал некачественной выпивки;

c. староста был напуган.

14. Если почесать угубку за ухом, он начнет довольно шипеть. Если угубок довольно зашипит, то молоко поблизости скиснет.

a. если не чесать угубка за ухом, то молоко поблизости не скиснет;

b. если почесать угубка за ухом, молоко поблизости скиснет;

c. молоко вдалеке никогда не скисает от чесания угубков.

15. Всех, кто громко обуривает, обязательно съедают. Все ухмырки постоянно громко обуривают.

a. все, кто громко обуривает,- ухмырки;

b. всех ухмырков обязательно съедают;

c. некоторых ухмырков не съедают.

16. В реках близ Тимуграда обитает и вобла, и щука.

a. в реках близ Тимуграда не бывает воблы;

b. в реках близ Тимуграда обитает щука;

c. в реках близ Тимуграда обитает только вобла и щука.

17. Все пуфелки радуют умом или красотой, а иногда даже и тем, и другим.

a. пуфелка не может быть глупой;

b. не бывает глупых некрасивых пуфелок;

c. не бывает умных красивых пуфелок.

18. Когда вы спите, вы всегда мухряете.

a. если вы мухряете, значит, вы спите;

b. если вы не спите, вы не мухряете.

c. если вы не мухряете, значит, вы не спите.

19. Все болельщики любят ыгу.

a. не бывает болельщиков, которые не любят ыгу;

b. все, кто любит ыгу, болеет за кого-нибудь;

c. не бывает болельщиков, которые любят ыгу.

20. Есть только два вида здунцов: красные и синие. Что касается этого конкретного здунца, то он оказался вовсе не синим.

a. этот здунец синий;

b. этот здуней синекрасный;

c. этот здунец красный.

21. Найдено множество останков быдлозавров. Но все они очень плохо сохранились.

a. некоторые останки быдлозавров очень плохо сохранились;

b. по крайней мере некоторые останки быдлозавров в отличном состоянии;

c. некоторые найденные останки быдлозавров сохранились хорошо.

22. Некоторые лапухондрии не стабильны.

a. не всякая лапухондрия не стабильна;

b. существуют стабильные лапухондрии;

c. не всякая лапухондрия стабильна.

23. Говорили, что дукни и острые, и твердые. Оказывается, это вовсе не так.

a. на самом деле дукни тупые и мягкие;

b. на самом деле дукни тупые или мягкие или то и другое сразу;

c. на самом деле дукни тупые или мягкие, но не то и другое сразу.

24. Кафля всегда либо бегает, либо дышит.

a. Кафля дышит на бегу;

b. Кафля не дышит стоя;

c. Кафля не дышит на бегу.

25. Информация о том, что завтрашнее совещание будет посвящено альным утятам, оказалась ложной.

a. информация оказалась ложной;

b. совещание будет посвящено не утятам;

c. совещание будет посвящено утятам, но вовсе не альным.

26. Если облить уузку водой, она испортится сразу же. Эта уузка не испорчена. Сейчас я оболью ее водой.

a. не надо обижать уузку;

b. уузка испортится;

c. уузка не испортится.

27. Если облить уузку водой, она испортится сразу же. Эта уузка не была испорчена.

a. уузку не обливали;

b. уузку обливали;

c. да отстаньте вы от уузки.

28. Вася бросил проходить этот тест, ответив только на 28 вопросов.

a. Вася устал, проходя тест;

b. Вася заколебался, проходя тест;

c. Вася не закончил тест.

29. Если покормить бушку, она успокоится. Спокойную бушку можно доить.

a. если бушку не кормить, ее нельзя будет доить;

b. бушку можно доить, но не кормить, она сама чего-нибудь найдет и съест;

c. после кормления бушку можно доить.

30. Если обрадовать бушку, она даст молока. Бушка обрадуется, если дернуть ее за хвост.

a. если дернуть бушку за хвост, она даст молока;

b. никто не обрадуется, если дернуть его за хвост;

c. если не дернуть бушку за хвост, она не даст молока.

Раздел 2.

Этот тест направлен на определение вашей способности к логическому мышлению. Необходимо определить формальную правильность того или иного логического умозаключения на основе определенного утверждения (или ряда утверждений). Реальная действительность не играет при этом никакой роли (это немного усложняет тест, поскольку содержание утверждений абсурдно, но логически безупречно).

1. Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.

a. Правильно

b. Неправильно

2. Все крокодилы умеют летать. Все великаны являются крокодилами. Значит, все великаны могут летать.

a. Правильно

b. Неправильно

3. Некоторые головки капусты – паровозы. Некоторые паровозы играют на рояле. Значит, некоторые головки капусты играют на рояле.

a. Правильно

b. Неправильно

4. Две поляны никогда не похожи одна на другую. Сосны и ели выглядят совершенно одинаково. Значит, сосны и ели не являются двумя полянами.

a. Правильно

b. Неправильно

5. Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.

a. Правильно

b. Неправильно

6. Все вороны собирают картины. Некоторые собиратели картин сидят в птичьей клетке. Значит, некоторые вороны сидят в птичьей клетке.

a. Правильно

b. Неправильно

7. Только плохие люди обманывают или крадут. Катя – хорошая.

a. Катя обманывает

b. Катя крадет

c. Катя не крадет

d. Катя обманывает и крадет

e. Ни одно из вышеперечисленных

8. Все воробьи не умеют летать. У всех воробьев есть ноги.

a. Без ног воробьи не могут летать

b. Некоторые воробьи не имеют ног

c. Все воробьи, у которых есть ноги, не могут летать

d. Воробьи не могут летать, потому что у них есть ноги

e. Воробьи не могут летать и у них нет ног

f. Ни одно из вышеперечисленных

9. Некоторые люди – европейцы. Европейцы имеют три ноги.

a. Люди с двумя ногами не являются европейцами

b. Европейцы, которые являются людьми, иногда имеют три ноги

c. Европейцы с двумя ногами иногда являются людьми

d. Людей не европейцев, с тремя ногами не бывает

e. Люди имеют три ноги потому что они европейцы

f. Ни одно из вышеперечисленных

10. Цветы – это зеленые звери. Цветы пьют водку.

a. Все зеленые звери пьют водку

b. Все зеленые звери являются цветами

c. Некоторые зеленые звери пьют водку

d. Зеленые звери не пьют водку

e. Зеленые звери не являются цветами

f. Ни одно из вышеперечисленных

11. Каждый квадрат круглый. Все квадраты красные.

a. Бывают квадраты с красными углами

b. Бывают квадраты с круглыми углами

c. Бывают круглые красные углы

d. Углы и квадраты – круглые и красные

e. Ни одно из вышеперечисленных

12. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь. Начальник не может быть и хорошим, и плохим одновременно.

a. Плохие начальники летят с неба вниз

b. Хорошие начальники, которые умеют летать – могут петь

c. Некоторые плохие начальники не могут петь.

d. Некоторые хорошие начальники – плохие, так как они умеют петь

e. Ни одно из вышеперечисленных

Раздел 3.

1. В некоторой определенной стране автомобилисты часто жалуются, что ситуация с пробками на дорогах сейчас хуже, чем была 20 лет назад. Никаких реальных измерений, оценивающих пробки 20 лет назад не существует, но жалобы автомобилистов наверняка не обоснованы, ведь вместимость автомагистралей за последний 20 лет увеличилась в три раза, благодаря развернутой дорожной кампании, в то время как количество зарегистрированных автомобилей выросло только на 75%. Какое из следующих утверждений, если верно, наиболее значительно подрывает данный аргумент?

a. Большинство поездок на автомобиле носят локальный характер и совершаются в пределах одного города, а возможности городских дорог мало изменились за последние 20 лет.

b. Цены на бензин высоки, и количество миль, которое в среднем проезжает автомобиль за год, незначительно изменилось за последние 20 лет.

c. Города в данной стране имеют хорошо развитую сеть общественного транспорта, которая справляется с перевозкой большинства людей, которые ездят на работу в город и после работы – домой.

d. Средний возраст автомобилей, зарегистрированных в стране, сейчас ниже, чем был 20 лет назад.

e. По радио уже давно передают сводки, информирующие автомобилистов о ситуации на дорогах.

2. Физически активный образ жизни, вероятно, увеличивает продолжительность жизни. В Уистере, регионе Белларии, средний срок жизни существенно выше, чем в других уголках страны. Все дело в том, что Уистер – единственный горный регион Белларии. Горный ландшафт заставляет прикладывать значительные усилия даже для выполнения таких простых действий, как прогулка на свежем воздухе, так что людям там волей-неволей приходится быть физически активными. Очевидно, эта особенность и объясняет высокую продолжительность жизни жителей Уистера. Какое из следующих утверждений, если верно, наиболее значительно подрывает данный аргумент?

a. В Белларии все медицинские услуги покрываются государством, так что доход в незначительной степени сказывается на качестве получаемой медицинской помощи.

b. Уистер – наименее населенный регион Белларии.

c. Большинство людей, проживающих в Уистере, переехали туда в среднем возрасте или уже после выхода на пенсию.

d. Большое количество возможностей для занятий туризмом, лыжами и другими активными видами спорта на свежем воздухе сделало Уистерские горы популярным туристическим направлением, которое многие жители Белларии выбирают для проведения своих выходных и каникул.

e. Расходы на рекреацию (отдых, восстановление сил) на душу населения в Уистере не выше, чем в других регионах Белларии.

3. В 80-е и 90-е ежегодное количество туристов, посещающих Сорэлльские горы, непрерывно увеличивалось, и было построено много новых лыжных курортов. Тем не менее, за тот же период количество туристов, попавших под сход лавин, уменьшилось, несмотря на то, что сама частота схода лавин в горах осталась неизменной. Какое из утверждений, если соответствует действительности, наиболее хорошо объясняет уменьшение числа туристов, попавших под сход лавин?

a. Лавины наиболее часто происходят, когда большой слой нового еще не утрамбованного снега ложится на более старый слой.

b. Каждый год лавины разрушают хотя бы несколько сооружений в Сорэлльских горах.

c. Проектировщики новых горных спусков и курортов использовали более точную, чем раньше, информацию о том, в каких местах частый сход лавин наиболее вероятен.

d. Средний период, на который туристы приезжают в Сорэлльские горы, слегка увеличился.

e. Строительство новых лыжных курортов часто приводит к вырубке лесных массивов, которые мешают сходу лавин.

Проект. Карты аргументов.

Проект. Комикс к аргументу.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.