Учимся задавать информационные запросы (ИЗ) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Учимся задавать информационные запросы (ИЗ)

2022-02-10 41
Учимся задавать информационные запросы (ИЗ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Прочтите статью в газете вместе с вашими коллегами по команде или с членами дебатного клуба. Если бы вы должны были задать автору вопрос или поспорить с ним, что бы вы сказали? Поупражняйтесь в составлении ИЗ. Можете ли вы позадавать подвопрос, доводы или факты? Упустил ли автор какую-то важную информацию?

2. Пусть один из дебатеров выступит с 3-4 минутной импровизированной речью. Попросите слушателей задать ему несколько ИЗ. Спикер должен суметь предзадавать свои аргументы, не сбиваясь, даже после того, как принял ИЗ.

В чем причина?

Перепишите каждое заявление из ниже приведенного списка на отдельный лист бумаги и придумайте ему объяснение. Помните о том, что ваше обоснование должно быть убедительным и четко связанным с заявлением.

• У детей не должно быть кредитных карточек, потому что…

• Все школьники должны уметь играть на музыкальных инструментах, потому что…

• Люди не должны покупать внедорожники, потому что…

• Обучение в школах должно быть круглогодичным, потому что…

• Если вы заболели, нужно обратиться к врачу, потому что…

• Нужно разрешить законно скачивать музыку, потому что…

• Лучше отдавать, чем получать, потому что…

• Россия должна снизить уровень загрязнения воды, потому что…

• В школах нужно запретить мобильные телефоны, потому что…

• Важнее учить математику, чем английский, потому что…

Что такое заявление?

Ниже приведен список обоснований. Вы должны подобрать заявление, которое бы поддерживалось этим обоснованием. Например, при обосновании «потому что употребление газированных напитков вредит здоровью детей» вы можете заявить «в школах не должны продавать газированные напитки». Для каждого обоснования не существует единственно правильного утверждения. Выберите то, которое считаете самым лучшим.

• Потому что главные дороги нашего города в выбоинах.

• Потому что в компьютерных играх слишком много насилия.

• Потому что употребление психотропных веществ становится более популярным среди молодежи.

• Потому что минимальная заработная плата слишком мала для того, чтобы содержать семью.

• Потому что чтение книг очень важно.

• Потому что свобода слова должна поощряться в школах.

• Потому что стоимость обучения в университетах слишком высока.

• Потому что завтрак важен для здоровья и хорошего самочувствия.

• Потому что во многих школах нет компьютеров.

• Потому что важно защищать право на личную жизнь.

Приведите пример

Ниже представлен список утверждений о различных происшествиях из повседневной жизни. Каждый из них заканчивается фразой «Например, …». Завершите каждое предложение примером поведения, идеи или проблемы, о которой в нем говорится.

• Люди употребляют недостаточно полезной пищи. Например, …

• Транспортное сообщение в нашем городе ужасное. Например, …

• Зачастую в школах не учат детей тому, что будет полезно им в жизни. Например, …

• Все должны изучать хотя бы один иностранный язык, потому что это пригодится в жизни. Например, …

• Большинство людей не интересуются политикой. Например, …

• Свобода слова важна. Например, …

• Люди постоянно нарушают закон. Например, …

• Есть вещи, которые нельзя запланировать. Например, …

• Иногда вам нужно иметь терпение. Например, …

Объясните последствия

Ниже представлен список событий. Выберите одно и придумайте три результата. Выступите с 1-2-минутной речью, в которой презентуйте событие и его потенциальные последствия. Например, если ваша тема «землетрясение», можно предположить, что оно разрушит дома, посеет панику и приведет к многочисленным смертям. В вашем выступлении вы расскажете о каждом из этих последствий, тем самым помогая слушателям представить то, что могло случиться. Не забудьте о вступлении и выводах.

• Сильное наводнение.

• Выигрыш в лотерею.

• Лесной пожар.

• Поступление в лучший университет.

• Призыв в армию.

• Уборка в доме.

• Перелом руки.

• Прогулка с собакой.

Объясните причины

Придумайте минимум три события, которые могли привести к каждому из последствий из нижеприведенного списка. Помните, что событию может предшествовать более одной причины, и одни причины могут быть важнее других.

• Вы решили поступать в академию.

• Вы едите на обед салат.

• Саша выключил телевизор.

• В вашей школе выборы.

• В школьных столовых прекратили подавать еду из полуфабрикатов.

• Правительство вашей страны разрешило всем носить огнестрельное оружие.

• Учащиеся не пользуются мобильными телефонами в школе.

• Вы сломали руку.

Почти каждое опровержение можно построить, следуя методу четырех этапов:

Этап 1: «Они говорят, что…».

Ссылайтесь на аргумент, который вы готовитесь опровергнуть, чтобы судья мог следовать за ходом вашей мысли. В отличие от приведенного выше примера, в дебатах много аргументов. Если вы не будете четко ссылаться на аргументы, которые будете четко обсуждать, то рискуете запутать слушателей. Замешательство – это не самая лучшая техника в попытке выиграть дебаты. Если вы научитесь правильно делать заметки, вы сможете легко отслеживать аргументы. Ссылайтесь на аргументы ваших оппонентов быстро. Перефразируйте аргумент, который собираетесь опровергнуть несколькими словами, чтобы сэкономить время: «Они говорят, что благотвори- тельность помогает экономике, но…»; или «Они говорят, что Бэтмен лучше Супермена…».

Этап 2: «Но мы не согласны…».

Объявите свое встречное заявление. Оно может просто быть противоположным заявлению ваших оппонентов. Оно также может иметь форму атаки обоснования или доказательств ваших оппонентов. Сформулируйте свою идею четко, чтобы судья, слушатели и оппоненты могли ее легко запомнить.

Этап 3: «Потому что…».

Предоставьте обоснование, чтобы усилить ваш контраргумент. Ваше обоснование может быть независимой поддержкой вашего заявления, как в выше приведенном примере (Апельсины лучше, чем банан, потому что…). Вы также можете предоставить обоснованную критику аргументов оппонента.

Этап 4: «Таким образом, …».

В заключении, сравните ваше опровержение с аргументом оппонента, и покажите, почему ваша идея сильнее его идеи. Вы можете это сделать, оценив его доказательства, относительную силу его обоснования или и то, и другое.

Чтобы добиться успеха в дебатах, вы должны разработать несколько стратегий оценки аргументов. Вы должны показать, что ваш аргумент лучше, чем у оппонентов, поскольку:

•  Он лучше обоснован. Возможно, в логике или обосновании их аргументов есть ошибка. Спорьте убедительно!

•  Он лучше доказан. Возможно у вашего аргумента больше доказательств. Возможно, ваши источники авторитетнее, а ваши доказательства актуальнее.

•  Он более эмпиричен. Когда мы говорим, что аргумент эмпирически доказан, мы имеем в виду, что он подтверждается историческими примерами. Возможно, ваш аргумент доказан опытом прошлого, а их – нет.

•  Он учитывает их аргумент. Иногда ваш аргумент может учесть их идею и развить ее еще дальше: «Даже если они правы относительно пользы тренировок с использованием арбалетов, это будет слишком опасно для уроков физкультуры в школе».

•  Он существеннее. Вы можете заявить, что ваш аргумент существен- нее, поскольку он имеет большее значение или применим к большему количеству случаев. Например, если взять такую серьезную тему, как вопрос жизни и смерти, ваш аргумент значимее даже в отдельном случае. Если же проблема не так важна, как непосредственно жизнь или смерть, например, как эпидемия, но ваш аргумент учитывает большее количество людей, он также может быть важным. Лучшие аргументы имеют большое значение как в отдельных, так и во многих случаях (экологический кризис, чрезвычайное положение, войны и вооружен- ные конфликты, безработица, банкротство банков и т.п.).

Рекомендованные упражнения

Сыграйте в игру «Я не согласен»

1. Попросите каждого учащихся написать предположение. Положите их в корзину и пустите по кругу. Пусть каждый учащийся достанет предположение, и вслух его опровергнет при помощи метода четырех этапов. Повторите это упражнение в парах. Пусть один учащийся выскажет предположение, а второй его отобьет. Поменяйтесь местами после десяти предположений.

2. Используя метод четырех этапов, опровергните каждое из следующих заявлений:

• Жестокие видеоигры нужно запретить.

• Все несовершеннолетние дети должны быть дома после 20.00.

• Служба в армии должна быть оплачиваемой работой.

• Родители не должны покупать детям игрушки.

• Телевидение плохо влияет на детей.

• Правительство должно увеличить налоги.

• В школах должна быть обязательная школьная форма.

• Насилие никогда не оправдано.

• Нужно объединить уроки физики, химии и биологии в один предмет.

Основные вопросы при анализе проблемы

Задайте себе следующие вопросы:

• Что вы знаете о проблеме?

• Чего вы не знаете об этой проблеме?

• На кого эта проблема влияет?

• Как эта проблема на что-то влияет?

• Почему эта проблема важна?

Анализ проблемы

Заполните форму анализа проблемы для каждой из следующих тем. Сравните свою форму с формой одноклассников. Задали ли вы одинаковые вопросы? Были ли у учащихся идеи, которые ответили на некоторые ваши вопросы? Поработайте с двумя другими учащимися над изучением темы и найдите ответы на ваши вопросы. Потом презентуйте ваши ответы всему классу.

1. Телевидение плохо влияет на детей.

2. Все школьники должны носить школьную форму.

3. Необходимо понизить возрастной ценз для голосования.

4. Интернет больше вредит, чем развивает.

Поиск по ключевым словам

Воспользуйтесь интернетом, чтобы найти ключевые слова для термина «климатология». Составьте список ключевых слов и фраз, которые помогут вам в поиске информации о проблемах глобального потепления и изменении климата. Задайте эти ключевые слова нескольким поисковым системам, и сравните результаты. Нашли ли вы полезную информацию по теме?

Библиотечный квест

Воспользуйтесь школьной или общественной библиотекой для поиска следующих материалов или информации. Вы должны использовать разные материалы и способы поиска для того, чтобы вам это удалось.

• Словарь терминов, относящихся к окружающей среде.

• Две политические цитаты, описывающие ценность демократии.

• Уровень безработицы и количество безработных в вашей стране.

• Важное историческое событие на Ближнем Востоке в 70-х годах.

• Количество абитуриентов, которые не поступают в университеты.

• Страну с самой низкой детской смертностью.

• Синоним слова «бездействие» в идеографическом словаре.

• Ежегодную статистику смертей от огнестрельных ранений, отравлений и ДТП.

• Изменение в цене золота с 1980 года по настоящее время.

• Список стран-членов НАТО.

Последствия

Объясните, почему каждое из нижеперечисленных последствий негативно:

• засуха;

• преступление;

• голод;

• наводнение;

• лесные пожары;

• глобальное потепление;

• тюремное заключение;

• неравенство;

• ограничение свободы слова;

• сексизм;

• рабство

Конкурирующие последствия

Ниже представлен список из пар конкурирующих последствий. Сравните их, используя вышеизложенные приемы. Выберите одно последствие из пары, и покажите, почему оно важнее другого. Теперь докажите обратное. Не забывайте делать ваши аргументы значимыми и содержательными. Не забывайте начинать ваше Утверждение похожим предложением: «Землетрясение хуже наводнения, потому что …». Когда вы закончили это сравнение, попробуйте наоборот: «Наводнение хуже землетрясения, потому что…».

• Плохая стрижка – плохой стиль.

• Списывание на контрольной – обман родителей.

• Землетрясение – наводнение. • Экономический спад – экологическая катастрофа.

• Потеря 100$ – потеря 1000$.

• Потеря руки – потеря ноги.

• Торнадо – цунами.

• Благосостояние – бедность.

• Загрязнение воды – загрязнение воздуха.

Назовите проблему

Представьте по одному контраргументу против каждого предложения в ниже представленном списке. Для того, чтобы это сделать, вы должны придумать одну проблему, которая это предложение создаст, и показать ее негативные результаты. Например:

Предложение: Мы вырубаем слишком много лесов. Мы должны полностью запретить вырубку деревьев, чтобы сохранить наши леса.

Проблема: Если мы полностью запретим вырубку лесов, деревообрабатывающая промышленность остановится, а ее рабочие пополнят ряды безработных.

Результат: Миллионы людей останутся без работы, будут жить бедно, не смогут прокормить свои семьи. Помните, что единственно правильного ответа в этом упражнении нет, ведь предложение может повлечь за собой несколько проблем. Если вы не можете придумать проблему, обратитесь к навыкам ее анализа и подумайте о следующих вопросах: «Кто в нее вовлечен?» «Почему эти люди в нее вовлечены?» «На кого предложение повлияет?»

• Предложение: У нас слишком много полных детей. Мы должны перестать продавать сладости детям до 18 лет. Таким образом, дети будут худее, перестанут болеть кариесом.

• Предложение: Атлантастан разработал ядерное оружие. Для того, чтобы его уничтожить, мы должны ввести в эту страну войска. И тогда Атлантастан не сможет его применить.

• Предложение: Учащиеся нашей школы плохо знают математику. Необходимо ввести ежедневный тест по математике для всех классов. Благодаря ему все учащиеся начнут больше внимания уделять этому предмету.

• Предложение: В нашем районе слишком загазованный воздух. Мы должны запретить индивидуальное транспортное средство. Надо создать объединение владельцев легковых автомобилей для совместного поочерёдного пользования ими. Чем меньше будет машин на улицах, тем ниже будет уровень загрязнения воздуха.

• Предложение: Политики получают большую денежную помощь от заинтересованных лиц. В результате этого, группы лиц, объединенных общими интересами, имеют большое влияние на политику. Мы должны запретить финансирование политических кампаний третьими лицами. Тогда кандидаты смогут использовать только личные сбережения при участии в выборах.

• Предложение: Дети видят слишком много насилия по телевизору. Мы должны сделать так, чтобы программы, содержащие сцены насилия, показывали после полуночи. Таким образом, дети не будут видеть сцен насилия по телевизору.

Упущенные возможности

Определите цену возможностей каждого из следующих предложений и объясните, почему упущенная возможность исключает изначальное предложение. Вы должны объяснить, почему вы не можете использовать обе возможности, или почему их комбинация приведет к негативным последствиям.

Например:

Предложение: Мы должны поехать в субботу в торговый центр. Упущенная возможность: Мы могли бы провести субботу в библиотеке. Они взаимоисключающие, потому что: Если мы поедем в субботу в торговый центр, мы не сможет провести ее в библиотеке, а мы узнаем значительно больше, если проведем субботу в библиотеке.

• Предложение: Тебе нужно потратить карманные деньги на новый магнитофон.

• Предложение: Мы должны потратить 100 000 000 долларов на полет на Марс.

• Предложение: Наша страна должна запретить продажу всех внедорожников (намек: всех?).

ПАРАДОКСЫ НАУКИ – Мастерская своего дела (http://msd.com.ua/misc/paradoksy-nauki/):

Варьирование продуктивно и с чисто психологической позиции. Даже если видоизменения темы, подхода к явлению и не прибавляют знания, они полезны тем, что поддерживают интерес к проблеме. Сосредоточившись на одном варианте, ученый скорее устает, становится безразличным, так как чем однообразнее информация, тем пассивнее ее восприятие и тем меньше она вытесняет старую информацию. Р. Фейнман, получая Нобелевскую премию, отмечал следующее. Описывая неизвестное, мы всегда опираемся на имеющееся знание. И вот здесь важно, чтобы ученый располагал несколькими концепциями по одному и тому же вопросу. В научном отношении они могут быть равноправны, отличаясь лишь тем, что основаны на различных физических представлениях. Но они оказываются неодинаковыми психологически, когда, опираясь на них, исследователь желает шагнуть в неизведанное. Ведь с разных точек зрения открываются разные возможности для модификаций. Варьирование ценно и еще в одном значении. Если задача продумана со всех сторон, во всевозможных вариантах, она прочнее входит в сознание ученого, овладевает всеми его помыслами. А в этом, как мы помним по предыдущей главе, залог успеха, поскольку решение может прийти лишь к тому, кто неотступно об этом думает, сживается с проблемой, «заболевает» ею. Прием видоизменения широко используется в практике научных открытий. Изобретатель «электрической свечи» (прозванной парижскими газетами «русским светом») П. Яблочков долго не мог найти способа упростить ее стем, чтобы удешевить производство. Дело заключалось в том, что угли располагались в свече наклонно друг к другу. Поэтому в процессе их сгорания вольтова дуга растягивалась и лампочка гасла. Для их сближения необходимо было вмонтировать сложное, стоящее немалых денег устройство....Как-то в ресторане П. Яблочков в ожидании гарсона машинально перекладывал с места на место нож и вилку. Но вот он положил их строго параллельно. Положил и не поверил – это же решение! Угли надо ставить не под углом, как обычно делали, собирая вольтову дугу, а параллельно. И чтобы они не расплавились, можно проложить между ними изолирующее вещество, способное выгорать при расходовании электродов. В этом случае их не надо сближать по мере сгорания. Значит, отпадает и необходимость в дорогостоящем приспособлении. Трудность решения была сосредоточена как раз в том, что задача осознавалась узко, в рамках лишь заданного условия. А оно диктовало наклонное положение углей. Почему именно наклонное, над этим как-то не задумывались. Привыкли. Возможно, это узаконил сам А. Вольта, который действительно располагал их под углом, а возможно, и кто-то другой, уже позднее. Стоило видоизменить условие и подойти к задаче с точки зрения более широкой, общей, как обнаружилась перспектива для неожиданных решений. И тут открытию сопутствует счастливое стечение обстоятельств. Столовый прибор подан, но обед задержался. В этой ситуации, читатель, вы делали бы, верно, то же самое, что П. Яблочков (и что проделывают тысячи посетителей): перекладывали ножи и вилки. Однако случай характеризует лишь внешние отношения. Изобретатель постоянно искал. Очевидно, искал и в этот раз, бессознательно перекладывая столовый набор. Случайная комбинация только выявила давно зревшее решение.

См. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/467/62467/32586?p_page=8:

 ТРЕНИНГ «ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИЯ»

Участникам тренинга предлагается две роли: «ответчик» – человек, дающий пресс-конференцию; отвечающий на вопросы и задающий вопросы – «журналист».

В ходе тренинга в роли «ответчика» отрабатываются навыки: Формирование позиции по спорному вопросу; Представление позиции в рамках временного регламента; Формирование ответов в рамках высказанной позиции за ограниченное время; Защита позиции.

В роли журналиста приобретаются навыки:

Критического восприятия высказываемой позиции; Уточнение высказанной позиции; Опровержение путем приведения оппонента к логическому противоречию.

Проведение тренинга

Тема «пресс-конференции». Предлагается несколько тем на выбор, для формирования позиции ответчиков, члены группы могут предлагать свои темы.

Оптимальная группа должна включать такое количество участников, которое дает возможность каждому из них побывать в роли «ответчика» за отведенное для тренинга время.

Размещение участников тренинга. Наилучший способ организации группы – это выделение горячего места, занимаемого ответчиком (стоя или сидя). Все остальные частники тренинга располагаются напротив ответчика, лицом к нему; в зависимости от их количества их можно расположить в ряд или полукругом. Обязательно ответчик должен видеть всех участников тренинга. Ведущий  может располагаться за журналистами или рядом с ответчиком.

В течение тренинга группа задает ответчику вопросы. Участник желающий задать свой вопрос поднимает руку, если вопросов нет, то ведущий играет роль журналиста. Этот «теннис» своего рода поддержка всей игры.

Ход пресс-конференции. Ведущий объясняет правила игры. Из группы выбирают ответчика. Ответчик выбирает тему для формирования своей позиции и готовится к ней в течение 2-3 минут. Ответчик в течение двух минут объясняет позицию – задача ведущего следить за соблюдением регламента. В течение следующих 2 минут участники тренинга задают ответчику вопросы, направленные на уточнение различных аспектов его позиции, ответчик должен сформулировать и дать ответ на вопрос в течение 30 секунд. Затем в течение трех минут группа задает вопросы, сформулированные таким образом, чтобы он мог дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ.

По окончании пресс-конференции ведущий благодарит участников и дает короткий комментарий, указывая на наиболее удачные моменты пресс-конференции.

ТРЕНИНГ «ЦЕПОЧКА АРГУМЕНТОВ»

В ходе тренинга участники отрабатывают навыки: Доказательства и опровержения исходного тезиса; Лаконичная презентация тезиса; Отслеживание хода дискуссии.

 Проведение тренинга:

Тема «Цепочки аргументов». Ведущий должен предложить группе несколько спорных утверждений, подразумевающих большое количество широко трактуемых доводов. Этот список может быть дополнен идеями участников тренинга.

 Группа. 11-15 человек – предельная группа для данного тренинга, группа должна включать нечетное количество участников, если количество участников четно, то ведущий сам принимает участие в тренинге.

Размещение участников. Все участники располагаются по кругу, так чтобы они все без труда видели друг друга, место ведущего не важно.

Основная фаза тренинга состоит из коротких (до одной минуты) речей участников, право произнесения речей передается по очереди, задача ведущего – следить за соблюдением регламента.

 Ход тренинга: Ведущий объясняет группе правила первой части тренинга. Ведущий предлагает выбрать утверждение для игры. Первый игрок приводит 1 довод в защиту утверждения. Второй опровергает довод 1. Третий восстанавливает довод 1 (новые доводы в игру не вводятся!!!)…

«Цепочка» считается полной, если каждый выступал по два раза, т.е. был на стороне утверждения и опровержения. На этом заканчивается первая часть тренинга.

Следует короткое обсуждение итогов.

Вторая часть тренинга. Ведущий объясняет правила с дополнениями. Теперь ведущий может произвольно прервать цепочку и просит очередного участника восстановить цепочку в прямом и обратном порядке. После следует обсуждение итогов.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ

«Лимерики»

 Составить стихотворные произведения, рифма которых образуется по типу «аавва». Содержание: 1 строка: презентация героя, с указанием в конце места, откуда он родом; 2 строка: сообщается о странном поступке/ свойстве героя  3 строка и все оставшиеся (до7): изображается реакция окружающих на этот поступок или свойство.

 Пример:

Образованный джентльмен с Лонг-Бич

Произнес беспорядочный спич.

Ему дали огарок

И сказали: «Был ярок,

Но мучительно долог ваш спич!»

 «Прорыв»

Участники игры делятся на две группы, каждая из которых образует две концентрические окружности: наружный круг и внутренний круг. Игрокам, стоящим во внутреннем круге дается одна минута на размышление, к кому подойти из внешнего круга и как убедить его выпустить из круга. Задача, участников внешнего круга – не поддаться на уговоры, т.е. не выпускать никого. Времени на прорыв дается 2 минуты, после чего идет рефлексия действий и прорывающихся и державших границу на замке.

 «Зеркало мысли»

Участники должны выразить одну и ту же мысль (например, предстоит долгая зима), не исказив ее смысла, разными путями, словами которые не повторяются в разных предложениях. За этим следит хранитель информации. Побеждает тот, кто предложил наибольшее число вариантов.

ЗАДАНИЯ НА ИНТОНИРОВАНИЕ

Мысленно разыграйте несколько жизненный ситуаций, в которых вам приходится говорить слово «да»:

Спокойно и благожелательно

Спокойно и жестко

Резко

Удивлено

С дрожью в голосе

С раздражением

Сделайте то же для фразы «Вы для чего пришли?»

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МИМИКИ

 «Разговор через стекло». Участники делятся на пары и по очереди пытаются лишь с помощью жестов договариваться о чем-то. Тема сообщается только одному из пары. При этом крайне важно передать полученную информацию, чему мешает звуконепроницаемое стекло.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ

Попробуйте написать (сформулировать), чем во время того или иного выступления грозит провал перед публикой. Потерей авторитета? О Вас, как вам кажется, думали лучше, а вы оказались не такими? Потерей самоуважения? Что вы потеряете, если плохо выступите? Надо помнить, что плохие выступления забываются очень быстро, а вот хорошие запоминают на долго. Составьте текст для аутотренингого занятия под названием «Я не боюсь провала» или «в случае провала, я ничего не потеряю». Постарайтесь ощутить провал. Это даст вам возможность понять это ощущение, перестать его боятся. Ведь мы боимся чаще того, что нам незнакомо. Вы также можете дико экспериментировать со своим внешним видом (например, носить две рубашки сразу, покрасить волосы в яркий и неестественный цвет и пр.). Главное, понимание собственной независимости от чужого мнения, даже за счет эпатажа. Есть еще хорошие способы, избавится от страха во время выступлений. Например, смотреть поверх голов публики, или представить себе, что все присутствующие должны вам как минимум миллион рублей. Вообще, старайтесь избавиться от страха, через свободу для себя, но не принижение других.

ЗАДАНИЯ НА ТРЕНИРОВКУ ГОЛОСА

 «Выдох через соломинку». Выдох следует производить медленно и таким образом, чтобы была подвижна лишь диафрагма и область живота, тогда как грудь оставаться неподвижной. Следует заметить, что это упражнение позволяет почувствовать опору звука, т.е. служит одним из основных упражнение для постановки голоса. Представьте себе, что вы выдыхаете через тонкую соломинку: губы собрали в хоботок, выдыхаете воздух с усилием, так что начинает ощущаться движение брюшной полости и спины. Можно спеть так что-нибудь.

ЗАДАНИЯ НА ТРЕНИРОВКУ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА

 «Эмпатия». Один из участников выходит на минуту из аудитории. Остальные участники называют три лучшие черты характера или внешности, вышедшего из комнаты. Хранитель информации» записывает, кем и что было сказано. Задача игрока, вернувшегося в комнату, ориентируясь на мимику, глаза, определить, кто же назвал ту или иную черту, о которой сказал ему хранитель информации» Группа помогает подсказками: «горячо», «тепло», «холодно». Участников игры следует предупредить, что нужно называть только положительные качества.

ИГРЫ

«Найди человека, который…». Всем участникам раздаются анкеты с забавными вопросами. Необходимо опросить как можно больше людей – 5 мин.

«Опишите себя». Используя только глаголы и прилагательные, Опишите себя от имени Вашего соседа, Опишите себя от имени частей своего тела (волосы, ногти и т.п.) 2-ой вариант: Участники разбиваются на пары и через 5 мин описывают напарника от своего имени. 3-ий вариант: Преподаватель{Инструктор} семинара приветствует каждого и предлагает начать сессию игрой. первый игрок описывает любого другого человека в группе и указывает для ответа имя описанного человека. При этом все знают человека, о котором идет речь и отвечают на вопросы игрока. Он должен угадать, и если ему это удается, он садится и человек, имя которого предполагалось, продолжает игру, описывая качества другого человека. Никакие повторения не позволяются, поскольку время ограничено, и число людей в группе может быть большим. Цели: люди продолжают узнавать друг друга лучше и настраивать себя для людей, с которыми они должны будут работать в следующих частях сессии. Также развейте навыки признания и способность устранения.

«Я президент». Убедить принять свою кандидатуру.

«Каждому свое». Необходимо раздать небольшие одинаковые предметы, затем собрать. Каждый должен выбрать свой. Как правило, начинается бурный спор.

«Титаник». Все находятся на «Титанике». Убедить, что именно Вы достойны места в спасательной шлюпке. (В более сложном варианте на корабле имеется пистолет, тот, кто его возьмет, должен аргументировать свои решения).

«Необитаемый остров». Двое желающих оказываются на необитаемом острове и имеют право взять с собой лишь несколько вещей. Всем остальным раздаются бумажки с названиями (клизма, зубочистка и др.). Необходимо убедить взять именно эту вещь.

«Снежный ком». Тренер называет свое имя и прилагательное (фрукт и т.п.), начинающееся на ту же букву. Следующий должен назвать свое имя, прилагательное (фрукт и т.п.) и то, что говорили все предыдущие и т.д.

«Испорченный телефон». Желающих выходят из комнаты, остальным рассказывается история. Затем ее пересказывают первому добровольцу, затем входит второй, слушает историю от первого и пересказывает третьему и т. д. В результате от первоначальной истории из-за невнимательности ничего не остается.

«Мокрый платочек». Желающие зачитывают аудитории одно и то же четверостишие в разных жанрах. Задача аудитории – угадать жанр.

«Котенок». Все становятся вкруг и обращаются к воображаемому котенку, затем необходимо сказать все то же самое рядом стоящему.

«Волшебный стул». Все описывают свое состояние с помощью погоды. Человек, назвавший самую низкую температуру, садится в центр на стул и ему говорят то хорошее, что о нем думают.

«Фруктовый салат». Все разбиваются на 3 группы и садятся на стулья. Одного стула не хватает. Когда ведущий называет фрукт, то эта группа меняется местами. Тот, кому стула не хватило, становится ведущим. При слове фруктовый салат все участники должны поменяться местами.

«Ливень». Все становятся в круг. Ведущий произносит шипящие и свистящие звуки, участники повторяют по очереди. Получается красивая звуковая волна.

«Имя». По команде все пишут свое имя в воздухе сначала рукой, затем рукой и ногой, головой и т.п.

«Имена». Это широко распространённое упражнение, которое облегчает группе начало знакомства. Участники в игровой форме заучивают имена друг друга. Нередко сами участники бывают удивлены тому, насколько легко происходит запоминание. Все встают в круг. Ведущий называет своё имя и прилагательное, которое должно начинаться с той же буквы, что и имя. Стоящий слева называет имя ведущего с этим прилагательным, а потом свое и тоже с прилагательным, которое также должно начинаться с буквы его имени. Желательно прилагательным не повторяться. Так если сразу следуют две Наташи, то одна Наташа может назваться «новой», а другая «надёжной». Знакомство идёт по часовой стрелке, в итоге ведущий(или тот, кто начинал круг первым) должен повторить имена всех с прилагательными. Итак, пример того как по цепи идёт знакомство: 1) Я – «Наташа-новая», 2) «Наташа-новая», я – «Наташа-надёжная», 3) «Наташа-новая», «Наташа-надёжная», я – «Света-смелая»...

«Опрос». Это упражнение помогает почувствовать настроение каждого члена группы, поделиться эмоциями, создать доверительную атмосферу. Тренер спрашивает группу: «С каким настроением вы начинаете это занятие?» Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?». Вопросы могут быть следующими: Какое животное сейчас отражает ваше настроение? Какое растение? Какой цвет? Какая местность? Какое блюдо? Какое транспортное средство? Какое время года? Какое название книги? Какой знак препинания? Какая геометрическая фигура?

«Поиск сокровищ». Это замечательная разминка для первой встречи с новой группой. Основное внимание уделяется обмену информацией о личных интересах и пристрастиях участников. Попросите участников записать три их увлечения, не связанных с педагогикой (футбол, домашние животные, сад/огород, музыка...), а затем предложите им найти в аудитории по крайней мере двух человек со сходными пристрастиями.

«Приятные записки». Раздайте участникам небольшие листочки (замечательно, если это будут «липучки», с клеем на обороте) и попросите их: 1) обратить внимание на сидящего слева человека; 2) заметить в нем что-то хорошее (внешность, поведение... что угодно); 3) написать этому человеку короткую записку, связанную этим приятным наблюдением; 4) подписаться и передать записку этому человеку. Позже я прошу участников семинара писать приятные записки любому человеку в аудитории.

«Человеческий узел». Эта разминка уместна, когда надо снять напряжение в аудитории и помочь участникам расслабиться, чтобы они могли вернуться к задачам семинара. Попросите участников разбиться на группы по восемь человек. Каждая группа образует круг. Быстро, не успев заметить, кто где стоит, каждый участник протягивает правую руку в круг и хватает первую попавшуюся руку. Затем тоже самое проделывается левой рукой. А теперь попросите участников распутать получившийся узел, перелезая через по-прежнему сцепленные руки или подныривая под них. Перед группами не ставится задача «распутаться» раньше других, это не соревнование. Главное - в конце концов – преуспеть. Поэтому пускай обязательно «распутываются» до победного конца.

«Сходное/уникальное». Участники обмениваются информацией о своих личных интересах и пристрастиях. Разбейте участников на группы по четыре человека. Каждую группу снабдите большим листом бумаги и маркерами или фломастерами. Попросите участников разделить каждый лист на четыре части, а в центре пусть нарисуют средних размеров круг. Члены каждой группы рассказывают партнерам о своих интересах, особых умениях, о семье и т.д. В центре участники должны изобразить то общее, чем обладает каждый из членов малой группы, а по углам – каждый изображает то уникальное, что характеризует именно его и никого больше.       Дальше происходит презентация получившихся рисунков на всю аудиторию. Лучше всего, если все члены малой группы встанут и по очереди пояснят то, что касается их собственного рисунка.

«Догадайся, что ты только что услышал». Эта разминка хороша для тех моментов


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.