Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-05-23 | 469 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Из общеисторических факторов, которые необходимо учитывать при оценке социально-экономического развития башкирского общества в XIII—XVI вв., кроме обрисованных выше особенностей хозяйства и разнообразия природно-географических условий, необходимо отметить еще два момента. Первый из них — много-компонентность этнического состава башкир и различия в уровнях социального развития племен, принявших участие в башкирском этногенезе. Кочевники-скотоводы, сыгравшие в конечном итоге ведущую роль в сложении социально-политической структуры башкирского общества, принадлежали к степному миру, в котором начальные процессы классообразования фиксируются примерно с первой половины I тыс. н. э. Местные лесные охотничьи племена или мотыжные земледельцы лесостепей, явившиеся существенным компонентом в составе башкир, к началу II тыс. н. э. не вышли из стадии патриархально-родового строя, хотя и с заметными признаками протекающей у них имущественной дифференциации. Отмеченные обстоятельства — одна из причин (установленных по документальным источникам применительно к XVI—XVIII вв.) различий в системе землепользования и уровне социально-экономического развития отдельных групп башкирского общества. Второй момент — влияние на башкир внешних исторических обстоятельств; прежде всего имеется в виду политическая зависимость Башкирии от Золотой Орды и возникших на ее развалинах ханств. Непосредственным результатом господства завоевателей было включение башкирских племен в систему феодальной эксплуатации, характерную для указанных образований (Греков, Якубовский, 1950, стр. 96—121). Из этого факта следует, что башкир в XIII—XVI вв. в социально-экономическом аспекте было бы неверно рассматривать как обособленное общество; многие институты социальной жизни башкирских племен утвердились в рамках степного феодального строя средневековых ханств, возникших здесь с началом монгольского завоевания.
|
Основным содержанием процесса феодализации является, как известно, разрушение в ходе длительной борьбы общинного права собственности на землю и постепенное превращение этого права в привилегию нарождающегося феодального сословия. Специфика этого процесса в башкирском обществе заключалась в сохранении формы родо-племенной собственности на земли при существенной трансформации социального содержания этой традиционной правовой нормы. Феодализация шла на базе узурпации земельных прав башкирской общины. Большое значение в этом процессе имела
I
политическая власть башкирской родо-племенной знати — биев, которая, судя по генеалогиям, задолго до рассматриваемой эпохи стала наследственной (БШ, стр. 31, 32 и др.)- Наличие власти было одним из важных условий, облегчающих родо-племенной аристократии узурпацию общинного права распоряжения и распределения пастбищ и кочевий. Совершенно естественно, что нарождающаяся система в момент становления и позже была существенно осложнена многочисленными и имеющими нередко реальное значение элементами патриархально-родового уклада.
Яркие и противоречивые картины действия в реальной жизни -феодально-патриархальной системы распределения земель дают башкирские шежере. В середине XVI в. Татигас-бий — племенной вождь юрматынцев и родовые вожди Кармыш, Азнай и Илсек-тимер разрушают традиционное разделение земель между древними юрматынскими родами и устанавливают новое распределение пастбищ, которое базируется на фактической силе и влиянии родовых вождей и поддерживающих их боевых дружин (БШ, стр. 35). Аналогичные события происходят в ту же эпоху в племени мин (БШ, стр. 52—53). Однако новое распределение земель оформляется в обоих случаях решениями народных собраний юрматынцев или.минцев. Родовые вожди получают от народных собраний неограниченные права распоряжаться пастбищами и полностью освобождаются от участия в уплате царского ясака. Таковы примеры сложного переплетения развивающихся феодальных отношений с разрушением родо-племенной системы землепользования и в то же время с сохранением патриархально-родовых институтов, которые, однако, меняли старые функции и обретали новую социально-экономическую сущность.
|
Феодальную верхушку башкирского общества составляли бии — родо-племенные вожди, батыры — военные предводители и тарханы. Институт тарханства на башкирской почве возник, видимо, еще в булгарскую эпоху, однако его расцвет относится к XIII— XV вв., когда золотоордынские, а позднее ногайские и казанские ханы раздавали тарханные грамоты с земельными и иными привилегиями поступившей к ним на службу родо-племенной аристократии башкир.
Определенную роль в социальной структуре башкирского общества играли рабы. Институт рабства у пришлых в Башкирию кочевников имеет давнее происхождение, хотя он никогда не перерастал рамки патриархального, домашнего рабства. Еще в X в. башкиры нападали на хазар, северные племена и даже на славян с целью захвата рабов и продажи их, по сообщению Ал-Мукаддаси,
32 Р. Г. Кузеев
на знакомые им среднеазиатские рынки (Якубовский, 1932, стр. 97; Бартольд, 1963, стр. 295). На опасность столкновения с воинственными башкирами указывает Ибн-Фадлан (1939, стр. 67).
В рабство башкиры продавали и своих соплеменников. Ал-Омари сообщает о продаже башкирами и булгарами в рабства своих детей (Тизенгаузен, 1884, стр. 231—235). С развитием производительных сил и углублением социальной дифференциации открылась возможность для некоторого применения труда рабов и в самом башкирском обществе. Рабами были пленные, в том числе,, судя по некоторым источникам, и башкиры других племен. Так, у бия усерганцев Джумакая, который «несчетным богатством владел» и стада которого «кишели как рыба», пастухом был раб из племени катай (БШ, стр. 85). В целом, однако, рабство у башкир в связи с господством кочевого или полукочевого хозяйства не могло стать основой производства или вообще занять сколько-нибудь существенное место в социально-экономической жизни башкирского общества. Но в условиях определившейся тенденции феодализации общества рабство ускоряло этот процесс, способствовало более четкому оформлению социальной градации внутри башкир и появлению новых форм зависимости и эксплуатации рядовых кочевников. В XIII—XVI вв. институт рабства в башкирском обществе был пережитком более чем тысячелетней истории кочевников, той стадии их развития, которую С. П. Толстов характеризовал как «военно-рабовладельческую демократию» (Толстов, 1948).
|
Основой башкирского общества в XIII—XVI вв. были общинники — мелкие собственники скота, свобода которых постоянна подвергалась узурпации со стороны феодальной классовой верхушки. Формы зависимости были различные, но всегда прикрывались идеологией «родового единства», взаимопомощи и покровительства сородичам и т. д. Рядовые общинники несли всю тяжесть уплаты ясака и других многочисленных поборов, обязаны были выступать в набегах и походах, помогать в хозяйстве богатого покровителя и т. д. В соответствии с родо-племенной структурой башкир формируется целая иерархия феодальной и феодализи-рующейся знати, которая внешне нередко выступает в прежней роли вождей племени, родов и мелких подразделений. Эта иерархия богатеющей верхушки под прикрытием еще прочных патриархальных традиций ведет наступление на экономические права рядовых общинников и их личную свободу. П. И. Рычков приводит башкирскую хронику о батыре Кусюме, который «так усилился и самовластен был над башкирцами, что тех, кои в про-
тивность воли его поступали, вешал на деревьях и утоплял в воде, бросая в проруби» (Рычков, 1887, стр. 380).
Формирование сословно-иерархической феодальной земельной собственности в башкирском обществе надо рассматривать в качестве определившейся тенденции, но не утвердившейся системы. Феодальная собственность, кроме случаев получения тарханных грамот, не была оформлена и не являлась стабильной. Никаких источников о наличии до XVI в. в башкирском обществе частной земельной собственности нет. Наследственной передачи земельных угодий или, точнее, права распоряжаться ими не существовало. Наследовалась власть и как атрибут власти потенциальная при-вилигея распоряжаться родо-племенными вотчинами, которая в каждую (эпоху и в каждом случае могла реализоваться по-разному. Земельная собственность феодальной знати складывалась, следовательно, как сословная и длительное время соседствовала мли переплеталась с общинной собственностью на пастбища. В XV—XVI вв. в Башкирии, особенно в северных лесных районах, немало было общин, члены которых действительно пользовались земельными (пастбищными или охотничьими) угодьями на паритетных началах, хотя обязаны были платить ясак в ханскую казну.
|
В XIII—XVI вв. наверху сословно-иерархической лестницы башкирского общества стояли феодалы-завоеватели: золотоордын-ские, затем ногайские и казанские ханы. Верховным собственником земель номинально был хан, в пользу которого с подвластного населения собирался ясак. Те1рритория Башкирии была роздана ханом наместникам — родственникам и приближенным, находившимся в вассальной зависимости от хана и занимавшими то или иное положение в военной системе ханства. Башкирские бии были в вассальной зависимости от наместников хана, но сами в свою очередь выступали сюзеренами по отношению к мелким владетелям. Таким образом, военно-феодальный характер внутренней структуры Золотой Орды и образовавшихся позже ханств целиком характеризовал и социально-экономическую жизнь башкирского общества. Рядовые общинники в период военных походов становились воинами, зависимыми от военных предводителей, в мирное время — скотоводами и плательщиками ясака, зависимыми от хана. Собранный ясак, размеры которого до присоединения Башкирии к Русскому государству строго не регламентировались, в различных пропорциях оседал у башкирской знати и наместников хана.
Башкирский народ, таким образом, оказался под двойным гнетом: собственной классовой верхушки и ханов-завоевателей, инте-
32*
ресы которых сомкнулись. От тяжести феодального гнета, утвердившегося в Башкирии в XV—XVI вв., сохранилось немала источников. П. И. Рычков передает старинное башкирское сказание «о ногайском хане Акназаре» 9, который «землями владеть,, також и через реку Белую переходить не допущал», «скот и пожитки, так и детей их (т. е. башкир. — Р. К.) к себе отбирал». Башкиры «принуждены были давать ему ясак с каждого человека по лисице, по бобру и по кунице, от чего, наконец, пришли они в самое крайнее истощение и убожество» (Рычков, 1896, стр. 69).
Углубляющийся процесс феодализации, четко обозначившаяся социальная градация общества, громоздкая иерархия эксплуататоров из числа завоевателей и собственной знати сочетались в башкирском обществе с еще прочными устоями патриархально-общинного уклада.
|
Как отмечалось, внутренняя родо-племенная структура башкир уже задолго до XIII—XVI вв. не выражала сущности родового строя. Башкирские племена и роды являлись лишь по форме-продолжением архаичной родовой структуры, будучи по содержанию социальными организмами, отражающими определенное переходное состояние общества к классовому строю. Анализ родо-племенного состава башкир отчетливо показал, что племена не были генетическими организациями, так же как в большинстве* случаев и родовые организации. Только самое мелкое звено «генеалогической» родо-племенной структуры — родовое подразделение — оставалось объединением родственных семей.
Факторами, удерживающими у кочевников-башкир окончательный распад родо-племенной системы, с глубокой древности были социально-политические условия военно-демократического характера и совместное владение общеплеменными землями. По мере развития общества первый фактор размывался, трансформируясь в новые принципы классовой организации общества. В XV— XVI вв. в башкирском обществе такие архаичные институты, как народное собрание, совет старейшин, идеология родовой солидарности, роль батыров (военных предводителей), набеги с целью* захвата скота и пленных и т. д., еще сохранялись, однако они были инструментами в руках социальной верхушки общества,, динамично стремящейся к концентрации власти и богатства. С присоединением Башкирии к Русскому государству эти институты вскоре окончательно были утрачены или имели значение не* более чем пережитков. Совершенно иной оказалась историческая: судьба традиции родо-племенного владения землями. В связи с гос-
9 Речь, очевидно, идет об одном из наместников ногайского хана.
подством пастбищно-кочевой системы ведения хозяйства и высоким удельным весом промысловой охоты, коллективизм или его видимость в эксплуатации пастбищных и охотничьих угодий оказался устойчивым и явился основной причиной специфического развития социально-экономических отношений в башкирском обществе.
Социальное содержание института родо-племенной системы земельного владения постоянно развивалось, хотя и чрезвычайно медленно. К XV—XVI вв. оно претерпело существенные метаморфозы. В традиционную структуру родо-племенного земельного владения внедрялась, постепенно ломая ее изнутри или подчиняя новым отношениям, сословно-иерархическая феодальная земельная собственность, сложившаяся в Башкирии на базе господства завоевателей и внутреннего общественного развития. Эти обстоятельства имеют существенное значение для понимания некоторых особенностей общественного строя башкир накануне их присоединения к Русскому государству.
Исторический процесс разложения родо-племенной формы владения землей идет по линии сужения круга семей, участвовавших в эксплуатации общей вотчины. В XVI в. в башкирских шежере субъектом владения землей, как правило, выступает не племя, а род или эквивалентная ей по форме неродственная организация. В XVI—XVII вв. установившееся разделение племенных земель на родовые было закреплено «договорными письмами» и «раздельными грамотами», в которых точно и детально были очерчены границы новых вотчин (БШ, стр. 33—34, 223—224). Башкирский род представлял собой совокупность семейно-родственных групп (подразделений рода), т. е. организаций, являвшихся на протяжении длительного времени главными носителями реальных функций патриархально-родовых отношений. Родовое подразделение в XVI в. включало группу (до 30—40) родственных семей/ которые вели индивидуальное хозяйство, имели скот в частносе-мейной собственности, но в то же время были тесно связаны сознанием единства происхождения и традициями взаимопомощи. Входдщие в состав рода подразделения могли быть неродственными между собой или же чаще находились в отдаленных родственных связях, не имеющих в реальных отношениях социального значения. Нередко в состав рода, как показано в предшествующих главах, вливались семейно-родственные группы из других башкирских племен и родов или вообще из иной этнической среды. Таким образом, башкирский род приобретал вид соседской общины, в которой сочетались архаичные черты патриархальной общины, концентрирующиеся в структуре и функциях семейно-родственных групп, и более поздней сельской общины с прису-
щими ей индивидуальным хозяйствованием семей, территориальными связями семейно-родственных групп, периодическими перераспределениями пастбищных угодий между ними в зависимости от самых различных политических и экономических обстоятельств. В таком состоянии башкирскую общину XV—XVI вв. правильно характеризовать как находящуюся в состоянии развития. Однако важно подчеркнуть совершенно четко определившуюся тенденцию ее развития, основным и главным содержанием которой было разрушение коллективистских традиций собственности и укрепление сословно-иерархической, а позднее и частной собственности на основные средства производства. В рассматриваемую эпоху родовая форма башкирской общины была еще устойчивой, но по источникам XVII в. уже хорошо прослеживается дальнейшее дробление родовых вотчин и сложение самостоятельных социальных функций хозяйственных аулов, как основы сельских общин обычного типа.
Итак, общественный строй башкир в XIII—первой половине XVI в. представлял собой сложное явление. Сословно-иерархиче-ская феодальная собственность на землю сочеталась с реальным значением древней башкирской общины, развивающейся в направлении к обычной сельской общине. В недрах башкирской общины сохранялись, однако, архаичные ячейки, унаследованные от патриархально-родового строя. Основу башкирского общества составляли общинники, которые эксплуатировались и ставились в различные формы зависимости феодальным сословием завоевателей и башкирской феодальной аристократией. Имущественная и социальная дифференциация в башкирском обществе протекала в рамках сохраняющейся родо-племенной системы, которая окончательно распалась лишь в последующую эпоху. В целом башкирское общество XIII—начала XVI в. можно характеризовать как многоукладное; господствующие позиции принадлежали в нем феодальным отношениям; в то же время это было общество, отягощенное реальными атрибутами патриархально-общинных отношений, но находящееся в рамках жесткой феодальной системы эксплуатации завоевателей, установленной еще в золотоордынскую эпоху и существовавшей вплоть до середины XVI в.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!