Историко-этнографические материалы о южных связях башкир — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историко-этнографические материалы о южных связях башкир



Этнические связи предков башкир с Северным Кавказом и Причерноморьем отложились в историко-этнографических мате­риалах. В сказаниях башкир имеются многочисленные сведения о приходе предков с Каф-тау, о древних «башкирских» кочевни­ках у Кавказских гор, о «родственных» племенах у Черного моря или «в стороне» Крыма. В середине XVI в., накануне присоеди­нения Башкирии к Русскому государству, башкирская и ногай­ская родовая знать, обеспокоенная падением Казанского ханства, обсуждала вопрос о возвращении башкир на земли «предков», на Кубань. Эта весьма существенная деталь из истории этногео-


графических представлений башкир зафиксирована в нескольких шежере. В юрматынском шежере говорится: «Наши деды при­шли с Кубани из-за земли и воды» (БШ, стр. 28). Исследовате­лями уже высказывалась мысль, что печенеги, занявшие главным образом южнорусские степи, могли частью осесть значительно южнее Дона (Щербак, 1971, стр.ЛЭ). Территорией «южнее Дона» был бассейн Кубани, куда проникла, очевидно, и часть бадж-гардов. Кроме историко-этнографических материалов, это под­тверждается установленными А. А. Камаловым (1969, 1971) близкими соответствиями в оронимии и гидронимии Башкирии и Северного Кавказа (Кубау, Машак, Иргиз, Каран и др.). В XVI в. часть башкир действительно покинула Башкирию и вслед за но­гайцами ушла на юг, на Кубань, хотя большинство ушедших вскоре вернулось на Урал (БШ, стр. 33, 108, 206).

Специального изучения заслуживают некоторые аналогии в тотемистической мифологии башкир и в древних сюжетах севе­рокавказского происхождения. Предание о волке в мифологии тюркских народов имеет два основных элемента: волк — праро­дитель тюрков и волк — покровитель и путеводитель тюрков. Последний сюжет особенно хорошо сохранился, как мы видели, в башкирском фольклоре. Тотем — покровитель и путеводитель — хорошо известен также в мифологии и в преданиях древних венг­ров. Д. Дьёрффи передает рассказ старых венгерских хроник о том, как Hunor и Mogor, сыновья предка венгров Menrot'a, преследуя во время охоты молодого оленя, открыли путь через болота Меотиды (Азовские лиманы) на свою новую родину — в Лебедию или Ателькузу (Gyorffy, 1948, стр. 181—182). Вариант этого предания с любопытными деталями содержится в сочинении Прокопия Кесарийского (середина VI в.). В древности, рассказы­вает Прокопий из Кесарии, когда «великое множество гуннов» занимало обширные территории Северного Кавказа и прилегаю­щих равнин, у гуннского царя «было двое сыновей, один по имени Утигур, другому было имя Кутригур». Однажды юноши во время охоты «гнали лань; она, убегая от них, бросилась в эти воды. Юноши... последовали за этой ланью и не отставали от нее, пока вместе с ней не достигли противоположного берега». Особенно примечателен следующий сюжет: как только юноши достигли другого берега Меотиды, «преследуемое животное тот­час же исчезло» (Прокопий из Кесарии, 1950, стр. 385—386). Аналогичный рассказ содержится в сочинении византийского исто­рика VI в. Агафия (1953, стр. 147—148). В связи с гуннами при­водит это предание и Иордан (VI в.): «Охотники из этого пле­мени, выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутрен-




ней Мэотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошел в озеро и, то ступая вперед, то приостанавливаясь, пред­ставлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Мэотийское озеро, которое [до тех пор] считали непроходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез» (Иордан, 1960, стр. 90). Сюжетная линия предания, в котором животное служит чудесным проводником, была известна в сочинениях за­падных писателей уже в V в.: Созомена (Латышев, 1893, стр. 763), Зосима, Евнапия (Скржинская, 1960, стр. 271—273) и др.

Северокавказские предания о «чудесном» или «священном» животном-проводнике поразительно напоминают сказания юго-восточных башкир о переселении на родину вслед за волком, ко­торый, подобно северокавказской лани, исчезает, как только предки башкир, преодолев пустыню и безбрежные степи, дости­гают Урала. Совпадения и параллели центральноазиатского по происхождению предания с образом волка — прародителя и по­кровителя тюрков и монголов с северокавказским сказанием о чу­десном животном — проводнике и путеводителе гуннов, болгар или мадьяр являются существенным дополнением к письменным источникам о взаимосвязанности этнической истории древних племен на территории Азии и Восточной Европы. Сочетание и синтез центральноазиатских мотивов о волке-покровителе и восточноевропейского сюжета о чудесном животном-проводнике особенно явственны в историческом фольклоре юго-восточных башкир. Образ волка, культ волка принесены предками юго-вос­точных башкир с азиатской родины. Композиция башкирских ска­заний о нахождении новой родины, характерные детали преда­ния — северокавказского происхождения.








Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.004 с.