Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-05-18 | 387 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
«Наша жизнь — это огромное дерево с множеством ветвей и листьев. Забираясь на него, ты думаешь, на какую ветку вскарабкаться, чтобы не упасть вниз и не начать забираться заново. Так и в жизни. Ты стоишь перед выбором своей профессии, думаешь о своем будущем, ты задумываешься о своей индивидуальности, своем характере, своем имидже.
Еще в детстве я отличался организованностью и желанием что-нибудь придумать. Я старался походить на путешественников-первооткрывателей. Но, став старше, я выбрал спокойный образ жизни. Я читал Хемингуэя, усиленно занимался компьютерной графикой. Мои одноклассники практически забыли о моем существовании. Я прогуливал уроки, посещая курсы графики. Мой выбор пал на серьезную карьеру дизайнера. Но, в конце концов, я почувствовал отдаленность от сверстников и решил больше общаться, проводить время в веселых компаниях.
Таким образом, я стал студентом факультета журналистики, чему очень рад. Здесь меня уважают, ценят и все ко мне тянутся, ведь я сам себя так поставил».
Вопросы
Какова позиция юноши в отношении выбора профессии?
Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самореализацию человека?
Ограничения в применении технологий проблемного обучения:
1) применимо не на всяком материале, а только на таком, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования;
2) оправданно только на материале высокого уровня значимости (методологического, общенаучного, тематического), чтобы не акцентировать внимание на второстепенном материале;
3) ориентировано на «зону ближайшего развития» субъектов учебного процесса;
4) в реализации требует значительных затрат времени.
|
Тренинг «Эффективность проблемного обучения»
Цель:
• знакомство с основными понятиями проблемного обучения;
• способность описать основные понятия и специфику проблемного обучения;
• успешное применение основных понятий проблемного обучения на практике;
• помощь другим в закреплении и освоении полученных знаний и умений.
Задачи:
1) формирование у студентов целостного представления о проблемном обучении и его эффективности;
2) формирование навыка работы в группах.
Этапы проведения занятия
1. Вводное слово. Введение в цель и задачи занятия. Создание благоприятной атмосферы. Игра «Сосчитай до...».
2. Определение понятия «проблемное обучение». Техника «Послушать — сговориться — обсудить». Дискуссия о специфике проблемного обучения.
3. Работа в малых группах.
4. Работа в малых группах. «Дерево причин».
5. Рефлексия.
Описание методики
1. Создание благоприятной атмосферы. Игра «Сосчитай до...» Группа стоит в кругу. Задание — громко сосчитать до 20. Кто-то произносит «один», другой продолжает — «два», третий — «три» и т.д. Если какое-то число произносят двое и более человек, все начинается сначала.
Вопросы
Насколько эффективно и как быстро группа справилась с решением поставленной проблемы?
Что для этого потребовалось?
2. Определение понятия «проблемное обучение». Техника «Послушать — сговориться — обсудить».
Тренер задает вопрос: «Что вы понимаете под проблемным обучением?» и предлагает продумать и записать для себя ответ (запись ответа до его проговаривания усиливает эффект), сказать соседу (например, справа) и после согласования с ним высказать общее мнение для обсуждения всей группой. Предложенные варианты записываются на доске (листах и пр.) и затем обсуждаются всеми участниками.
Вопросы к обсуждению (дискуссии)
Какое из определений наиболее правильное? Почему?
Эффективность как качественная характеристика проблемного обучения — это...
|
3. Работа в малых группах. Группы выполняют два вида заданий параллельно.
1. Первая группа обсуждает вопрос «Эффективность — это количественный или качественный показатель?».
2. Вторая группа анализирует определения эффективности и соотносит их с определениями проблемного обучения.
Последовательная презентация результатов работы групп. Обсуждение.
4. Работа в малых группах. «Дерево причин»: «Почему проблемное обучение эффективно?». Презентация. Обсуждение.
Тренер делит всех участников на пять подгрупп, используя игру «Поиск общего».
Группа делится по двое в произвольном порядке. Каждая пара участников находит друг у друга определенное количество общих признаков. Затем тренер предлагает паре найти другую пару, с которой у них наибольшее число общих признаков. Таким образом, пары объединяются в четверки. Если число человек позволяет, то четверки, повторяя то же действие, объединяются в восьмерки. Игра длится до тех пор, пока не будет сформировано пять подгрупп с равным числом человек.
Тренеру для проведения игры «Дерево причин» потребуется пять листов ватмана, маркеры пяти цветов.
Описание игры
В течение 5 мин каждая подгруппа должна обсудить вопрос «Почему проблемное обучение эффективно?». Для этого необходимо в центре листа ватмана нарисовать овал и в него вписать название этой проблемы. Каждый игрок должен выбрать и записать основную, на его взгляд, причину эффективности проблемного обучения в виде ветки дерева, исходящей из овала с проблемой (рис. 2.1). На эту работу отводится 5 мин. Через 5 мин подгруппы должны поменяться своими рисунками для того, чтобы в течение следующих 2 мин другая подгруппа дописала к каждой причине фактор, способствующий ее возникновению (рис. 2.2).
Рис. 2.1. Первый круг игры «Дерево причин»
После того как рисунок «Дерево причин» пройдет через все подгруппы и вернется к началу, каждый игрок на рисунке своей подгруппы должен отметить знаком «+» те десять причин, которые он считает главными. Подгруппа, подсчитав плюсы, выписывает и представляет пять причин эффективности проблемного обучения, которые набрали максимальное количество «плюсов».
Рис. 2.2. Второй круг игры «Дерево причин»
5. Рефлексия. Итогом тренинга является рефлексия — активное обсуждение игры всеми участниками, сидящими кругом. Разрешается говорить тому, у кого в руках находится мяч (или другой небольшой предмет). Ведущий бросает мяч, и тот, к кому он попадает, в течение одной минуты отвечает на два вопроса: «Что мне понравилось в сегодняшней работе?» и «Что я узнал нового?». Ведущий подводит общий итог.
|
Карточка с определениями
Эффективность — достижение формальной цели, минимальное расхождение между поставленными целями и достигнутыми результатами в конкретно установленные сроки | ||
Эффективность — выражение того, каким образом степень, в которой цели можно считать достигнутыми, соответствует степени, в которой произведенные затраты можно считать приемлемым |
Литература
1. Агапова О.В. и др. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. СПб., 2003.
2. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогические технологии: учеб, пособие для студентов иед. вузов. Ростов н/Д, 2006.
3. Тин АЛ. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М, 2000.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб, пособие для вузов. М., 2004.
5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001.
6. Ильенков Э.В. Дидактика и диалектика // Вестник высшей школы. А1та тагег. 2005. № 1.
7. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: Подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): в 2 кн. М., 2000.
8. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М., 2003.
9. Леончтов В.Е. Проблемное обучение в вузе как фактор формирования информационного мировоззрения // Парадигмы XXI века: мировоззрение, информационная культура: материалы международ, науч. конференции. Краснодар, 2002. С. 339—401.
10. Мухина С А. Современные инновационные технологии обучения. М., 2008.
11. Роль проблемного обучения в преподавании естественных наук в условиях модернизации системы образования: сб. научи, тр. Курган, 2006.
12. Серафимович И.В. Применение творческого профессионального педагогического мышления для решения конкретных проблемных педагогических ситуаций в высшей школе // Качество образования, компетентность: профессионализм преподавателя, научная организация учебного процесса: сб. научи, ст. Ярославль, 2006.
|
13. Фоменко Н.В. Групповая работа как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов на практических занятиях // Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения: сб. научи, тр. Ч. 1. Таганрог, 2005.
14. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М., 2003.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!