Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-05-18 | 1064 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Хотя теория Р. Хекмана и Г. Олдхэма не содержит в себе данного компонента, мы сочли важным его включить в данную технологию развития мотивационного потенциала образовательной среды. Действительно, работу над формированием учебной мотивации студентов, вероятно, следует начинать с саморефлексии преподавателем качеств своей личности и тех действий, которые он предпринимает для создания мотивирующей среды, в которой разворачивается обучение студентов. В данном случае преподаватель должен задавать себе вопрос: «Что в моей личности, в моей преподавательской деятельности помогает мне мотивировать студентов, а что препятствует этому?»1
В процессе своей деятельности преподаватель имеет самую различную обратную связь от студентов, которая может указывать на его компетентность как специалиста в конкретной области знания и как педагога — транслятора этих знаний. Студенты сдают экзамены и зачеты, пишут контрольные работы и заполняют тесты, работают на семинарах и т.д., демонстрируя те знания и умения, которые они приобрели или приобретают у этого преподавателя. Однако не всегда преподаватель соотносит учебные результаты студентов с особенностями своей личности и качеством собственной деятельности, зачастую связывая их со способностями и усилиями самих студентов, особенно в случае низких успехов студентов.
Тщательная рефлексия собственных качеств и качества своей деятельности может подтолкнуть преподавателя к поиску новых, еще не использованных им ресурсов по повышению эффективности образовательного процесса. В этой связи интересно, каким бы хотели видеть преподавателя сами студенты. Так, К. Фелдман провел метаисследование более 30 работ, в которых студенты, а также и сами преподаватели выделили те характеристики, которые они считают важными для профессии преподавателя2. Фелдман выделил семь характеристик, которые получили наибольший вес как у студентов, так и у преподавателей, обнаружив таким образом большое совпадение в представлениях этих двух групп относительно качеств «идеального», или «лучшего», преподавателя.
|
Данные по отечественной выборке будут вряд ли существенно отличаться от данных Фелдмана. Так, опрос на эту тему, предложенный в виде эссе студентам 4-го курса математико-механического и физического факультетов СПбГУ, подтверждает эти требования к преподавателю и его деятельности. Таким образом, перечисленные Фелдманом характеристики вполне могут стать предметом рефлексии преподавателя, критериями самооценки его преподавательской деятельности.
1. Чуткость и внимание к уровню студентов, к их успехам:
• преподаватель разъясняет материал на уровне, который доступен для понимания студентов;
• учебник адекватен по сложности уровню студентов;
• преподаватель чуток к тому, насколько материал понят студентами;
• преподаватель выясняет, насколько проблема, возникшая с пониманием материала у одного студента, возникла и у других студентов;
• преподаватель осознает и реагирует, когда студентам становится скучно или они запутались в материале.
2. Готовность, организация курса:
• преподаватель хорошо готов к занятию;
• учебный курс организован логично;
• новая информация предъявляется логично и связана с уже изученными идеями;
• студенты воспринимают преподавателя как организованного человека;
• лекции достаточно легко конспектировать.
3. Знание предмета:
• преподаватель демонстрирует знание своего предмета;
• преподаватель знаком с литературой и современными исследованиями в этой области;
• преподаватель очень хорошо знает дисциплину, по которой он специализируется.
|
4. Увлеченность (своим предметом и преподаванием этого предмета):
• преподаватель производит впечатление заинтересованно в преподавании этого курса;
• преподавателя способен передать интерес и увлеченность к своему предмету;
• преподаватель активный и энергичный.
5. Ясность:
• преподаватель объясняет понятно и старается ответить на все вопросы;
• преподаватель системно представляет изучаемые концепции и теории, что помогает пониманию;
• преподаватель использует хорошо подобранные примеры для объяснений;
• преподаватель обобщает главные идеи;
• преподаватель понятно объясняет абстрактные идеи и теории.
6. Доступность и предупредительность:
• преподаватель предлагает студентам помощь, если они испытывают трудности;
• преподаватель доступен для консультаций вне занятия;
• у преподавателя есть взаимопонимание со студентами;
• преподаватель добросовестно относится к назначенным со студентами встречам.
7. Непредвзятая оценка студентов и качество экзамена (зачета):
• вопросы на экзаменах по темам, которые рассматривались на занятиях;
• экзамен требует от студентов больше, чем только воспроизведения фактологической информации;
• экзамен позволяет студентам адекватно продемонстрировать то, что было изучено в курсе;
• преподаватель предъявляет критерии, по которым студенты будут оцениваться;
• студенты удовлетворены способом их оценивания;
• студентов часто опрашивают;
• преподаватель заранее предупреждает о проведении тестов или опросов;
• преподаватель использует более одного способа оценивания.
Хотя данный список может стать точкой отсчета в процессе саморефлексии преподавателя, он не является достаточным для того, чтобы говорить о его эффективности. Интересными в связи с этим являются измерения эффективности преподавателя, выделенные П. Эштон1. Эштон утверждает, что ни один другой параметр деятельности или личности учителя не связан так тесно с успеваемостью учеников, как ощущение педагогом своей эффективности. При этом ощущение самоэффективности педагога, по ее мнению, складывается из следующих параметров:
1) чувство личного достижения. Преподаватель должен рассматривать свою работу как значимую и важную;
2) позитивные ожидания по отношению к достижениям студентов и их поведению в целом. Преподаватель должен ожидать от своих учеников успехов;
|
3) принятие личной ответственности за уровень знаний студентов;
4) наличие разработанных стратегий достижения целей. Преподаватель должен планировать обучение, ставить цели и знать стратегии их достижения;
5) наличие позитивных эмоций. Педагог должен иметь позитивное отношение к преподаванию, себе самому и студентам;
6) чувство контроля. Преподаватель должен верить, что он может влиять на обучение студентов;
7) чувство общности целей преподавателя и студентов. Учитель развивает общие с учениками действия для достижения целей;
8) демократическое принятие решений. Учитель вовлекает учеников в процесс принятия решения относительно целей и стратегий обучения;
Эти параметры в большинстве своем отражают субъективные ощущения и психологические установки преподавателя в отношении своей деятельности и студентов. Различные исследования показывают, что ощущение человеком самоэффективности является важнейшим предиктором успешности его профессиональной деятельности. Выделенные Эштон измерения эффективности представляют несомненную ценность для анализа преподавателем собственных установок относительно своей профессиональной деятельности, своего отношения к студентам.
Выделенные измерения могут восприниматься преподавателями как аксиомы. Вместе с тем есть параметры, которые требуют большей рефлексии от преподавателя, — например второй пункт — позитивные ожидания достижений студентов и их поведения в целом. В психологии давно установлена и подтверждена закономерность, которую называют эффектом «амореализующегося пророчества. В нашем случае если преподаватель будет относиться к своему ученику как ленивому, бездарному или пассивному, тот постепенно начнет соответствовать этим ожиданиям. Это отношение будет сквозить во всех наших действиях, замечаниях, взгляде и оценках. Студенты осознанно или неосознанно будут считывать это отношение и вести себя таким образом, что будут подтверждать отношение преподавателя. Для преодоления подобных предубеждений, даже если они имеют под собой основания, Е. Сидоренко предлагает использовать следующую методику. Вспомните человека, чья мотивация к работе кажется вам недостаточной или неправильной. Оставьте за порогом сознания все, что, как вам кажется, вы знаете о мотивации этого человека по прежней истории взаимодействия с ним. А теперь составьте для себя новый, «желаемый» портрет этого человека. Каким бы вы хотели его видеть? Какие у него должны быть цели? Какие мотивы? Представьте себе ярко и отчетливо, чем будет движим этот человек в желаемой для вас картине будущего. Пусть наше воображение будет смелым и свободным. Творите новый образ этого человека в своем воображении. Запишите, каким вы видите новый образ этого человека. К чему он стремится? Что его мотивирует? А теперь — действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть1.
|
Вслед за Е. Сидоренко стоит процитировать Гете: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть».
Еще один важный момент — заинтересованность преподавателя в своем предмете, позитивное отношение к преподаванию. Студенты чрезвычайно чутко воспринимают наличие или отсутствие интереса преподавателя к читаемой дисциплине. Если, в силу ряда причин, преподаватель не имеет интереса к предмету, находит материал скучным, то ему стоит попытаться скрыть собственное отношение к предмету, найти возможные пути интересного предъявления материала, воодушевиться хотя бы на момент подачи этого материала, как написала в своем эссе одна студентка 4-го курса математико-механического факультета: «...для начала, для успешной, т.е. интересной лекции нужен хотя бы один заинтересованный, пусть это будет даже сам лектор».
Дневник. Эффективным способом, способствующим анализу собственной деятельности, может стать ведение дневника. Особенно полезен этот метод саморефлексии для начинающих преподавателей.
Рекомендации к ведению дневника:
1. Планируя предстоящее занятие, напишите, какие цели вы стаВите
перед собой и каким образом вы собираетесь их реализовать.
2. Определите для себя, какими умениями, навыками и знаниями должны обогатиться студенты, покинув ваше занятие. Это поможет вам более четко определиться с используемыми стратегиями.
3. Сразу же после занятия проанализируйте, удалось ли достичь поставленных целей. Если что-то не удалось на занятии, то почему не удалось и как следует поступить в следующий раз. Также стоит записать какие-то отдельные наблюдения, касающиеся студентов, работы группы.
|
4. Неплохо вспомнить в этом журнале свой студенческий опыт, опыт своих преподавателей, их слабости и сильные стороны.
Аудиозапись или видеозапись занятия. Современные технические средства позволяют произвести аудиозапись или даже видеозапись лекции или другого занятия, которые могут помочь преподавателю в анализе собственного стиля преподавания, особенностей вербального и невербального общения, взаимодействия со студентами и многих других параметров, касающихся преподавательской деятельности.
Итак, саморефлексия может позволить преподавателю сознательно развивать собственный репертуар педагогических стратегий и техник, повысить осознание различных путей обучения. Периодический анализ собственной деятельности, саморефлексия — полезная привычка, которая способствует мониторингу профессионального роста и повышению чувства самоэффективности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте учебные задания, которые вы предлагаете студентам, в соответствии с характеристиками работы, выделенными Р. Хекманом и Г. Олдхэмом. Отвечает ли организуемая вами учебная деятельность студентов этим критериям?
2. Согласны ли вы с утверждением, что отсутствие выбора, полное ограничение самостоятельности, чрезмерный контроль уменьшают ощущение ответственности студентов за свои действия и, таким образом, полностью уничтожают внутреннюю мотивацию человека? Обсудите со своими студентами, как они оценивают степень своей автономии в учебном процессе. Влияет ли она и каким образом на степень ответственности студентов за свою образовательную деятельность и ее результаты?
3. Какова роль обратной связи в повышении мотивационного потенциала образовательной среды? Достаточно ли эффективно организована вами обратная связь со студентами? Обсудите этот вопрос со своими студентами.
4. Проанализируйте собственную деятельность в свете измерений эф-фективности преподавателя по П. Эштон и характеристикам успешного преподавателя по К. Фелдману. Согласны ли вы с выделенными ими характеристиками? Согласны ли ваши студенты со списком качеств успешного преподавателя по Фелдману?
Литература
1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006
2. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг: практ. руководство. СПб., 2006.
3. Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации уче-
ния. М., 1990.
ТЕХНОЛОГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Сущность технологии самопрезентации состоит в том, чтобы с помощью специальных донести до сознания слушающего важную и необходимую информацию, аргументированно изложить свою позицию, мнение, точку зрения. Использование технологии самопрезентации определяется необходимостью подготовки будущего специалиста к публичным выступлениям и написанию текста о себе на этапе прохождения конкурсного отбора при трудоустройстве. В связи с этим внедрение ее в практику высшего образования должно помочь студентам в следующем:
• изучить общие и специфические принципы построения презентации;
• освоить алгоритм подготовки материалов для выступления;
• ориентироваться в средствах и способах эффективного изложения информации;
• выявить преимущества, нюансы и сложности публичного сообщения;
• анализировать качество подготовленных для презентации материалов.
Публичные выступления, ставящие своей задачей донести авторскую позицию, можно разделить на три вида: по конечному результату презентации, степени личной заинтересованности, широте сообщения.
По конечному результату выделяют информирующую (носит обзорный характер) и продвигающую (направляет внимание на выигрышные стороны сообщения, преимущества и достоинства) презентацию.
По степени личной заинтересованность существуют персональные и общественные презентации. Последние ориентированы на изложение фактов, имеющих отношение к коллективной точке зрения.
По широте сообщения презентации могут быть общими и дискретными. Общие отличаются разносторонностью и многообразием сведений, поскольку направлены на формирование целостного представления о предмете обсуждения. Дискретные презентации освещают только часть вопроса, которая направлена на достижение поставленной студентом конкретной цели.
Наиболее частые ситуации, в которых требуется самопрезентация, — это устные и письменные знакомства-представления. Их основные характеристики приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2.
Характеристики самопрезентаций
Основные характери-стики | Краткая устная самопрезентация | Развернутая устная самопрезентация | Письменная самопрезентация (резюме) |
Когда воз- никает (место) | При любом публичном выступлении | При встречах, предполагающих дальнейшее сотрудничество | При трудоустройстве и получении рекомендаций |
Для чего необходима (цель) | Знакомство (адресность, если возникнет потреб-ность обращения), раскрытие ключевых компетенций | Знакомство, раскрытие ключевых компе-тенций, опреде-ление круга инте-ресов, согласова- ние возможностей и условий контактов | Представление, раскрытие ключевых компетенций, интерес к личности |
Что должна включать (обязательные элементы) | Фамилия, имя, отчество; профес-сиональные (социальные) и должностные фун-кции | Фамилия, имя, отчество; характер работы (род заня-тий, профиль, фу-нкции); ключевые компетенции (знания и опыт); проблемы, которые способны решать | Общие сведения, образование (с четким указанием факультета, специальности, курсов повышения квалификации и т.д.); опыт работы (наиболее значимые должности и круг обязанностей); профессионально важные качества |
Продолжи тельность | 3-5 мин | 5-15 мин | 1-2 страницы |
Типовые ошибки | Затягивание сообщения, отвлечение на другие темы, слишком личные акценты | Общность и нечеткость информации,, преувеличение или занижение личные акценты собственных возможностей | Многословие, нечеткость изложения, жаргонизмы, лиризм, излишнее использование терминологии, профессионализмов |
Следует помнить, что к письменным презентациям относятся не только «жизнеописания» (резюме), но и любые документы, предоставляемые аудитории: отчеты, тезисы, доклады, уведомления, письма и т.д. Их подготовка требует определенного навыка, позволяющего в условиях ограниченного времени сфокусировать информацию, добиться наилучшего порядка расположения основных мыслей и подбора аргументов для взаимопонимания с аудиторией.
Презентация включает в себя две важные стороны: содержание и процесс реализации. В совокупности они определяют результат — качество достижения поставленной цели. Каждая из них в отдельности представляет собой технологию подготовки и осуществления публичного выступления на практике.
Этапы презентации: подготовка, процесс и результат — имеют свое
держание и алгоритм решения задач, которые функционально в нем
заложены.
Й этап. Подготовка презентации
Подготовка презентации — этап, который аккумулирует в себе наиболее важные вопросы публичного выступления. Лучше всего они выражены в стихотворении Дж.Р. Киплинга (перевод С.Я. Маршака):
Есть у меня шестерка слуг —
От них я все узнал.
Зовут их Что, Где и Когда,
Кто, Как и Почему.
Ответив на эти вопросы, можно внести ясность в свое выступление — определить его цели, время и место, адресность, уточнить структуру и подобрать наиболее подходящую информацию. В этом смысле ответы на каждый из вопросов представляют собой алгоритм подготовки презентации:
1) постановка целей (почему?);
2) определение концепции (где и когда?);
3) выбор структуры (как?);
4) подбор материалов (что?);
5) оценка качества материалов (что и как?);
6) выбор средств и приемов для лучшего донесения информации (Кто?).
Постановка целей
Основная задача целеполагания — уточнить причину выступления. В таком случае появляется возможность установить соответствие между предоставляемой информацией и результатом, который должен быть получен в ходе выступления. Многие выступающие так до конца и не могут ответить самим себе на вопрос: «Зачем я сейчас говорю на данную тему с этой аудиторией (человеком)?» Это служит основной причиной формальных, затянутых и неинтересных презентаций.
Как следствие, в аудитории зреет непонимание и соответствующая реакция слушателей: «Я не уловил ни одной идеи в этом выступлении», «Что он хотел добиться своим сообщением?», «Вряд ли выступление может быть полезным для меня».
Чтобы избежать подобных ошибок, планирование презентации начинается с ответа на основной вопрос: «На что направлено мое выступление?», «Что я от него жду?» и постановки общей и поддерживающих целей.
Наиболее часто в качестве общих целей выступают информирование, убеждение и развлечение.
Информирование является целью выступления, когда презентация направлена на знакомство с чем-то новым или расширяет имеющиеся представления, обучает или описывает что-либо. Лекция в аудитории — точный пример информативного выступления. Результатом информирования становится знание чего-либо, понимание, анализ и оценка услышанного.
Убеждающие выступления направлены на разъяснение и принятие позиции, изменение взглядов слушателей, побуждение к действиям определенным способом. Поскольку такие презентации предполагают определенную реакцию (скрытую или явную) слушателя, она и выступает основным критерием эффективности достижения пост ленной цели.
Развлекательная цель предполагает получение слушателями удовольствия от выступления. Она так же, как и убеждающая, подразумевает соответствующую реакцию: интерес, активность, эмоциональную включенность аудитории.
Как показывает практика, хотя общие цели и рассматриваются как отдельные, большинство выступлений — это их сочетание с преобладанием ведущей линии. Таким образом, постановка общей цели оказывается на практике расстановкой акцентов, смещающих направленность выступления к тому или иному результату. Помочь определиться с их расстановкой может алгоритм ТВОРЧеской постановки целей:
• Технологичность:
Возможно ли ее достичь, есть ли для этого подходящий алгоритм, средства?
• Важность:
Насколько поставленные цели важны и согласуются с целями и интересами слушающих?
• Отношение аудитории:
Соответствуют ли цели потребностям и уровню аудитории?
• Рациональность:
Сколько людей? Сколько идей? Сколько времени? Каков объем информации?
• Четкость, конкретность, точность:
Что я делаю: информирую, сообщаю, развлекаю, формирую и т.д.?
Поддерживающие цели дополняют и конкретизируют общую. Их количество неограниченно, но каждая из них способствует получению запланированного результата на одном из четырех уровней: 1) понимания и принятия: «они поймут и согласятся...»; 2) применения: «они будут способны…»; 3) побуждения: «они захотят...»; 4) выполнения: «они сделают...».
Понимание достигается за счет адаптации сообщения (языка, терминологии, включения примеров, доказательств и наглядности).
Принятие идей и соглашение позиций происходит на основе следующего:
• прямого обращения к аудитории: «Я расскажу о том, как...»,
«Это обеспечит нам возможность оценки...»;
• использования местоимения «мы» и именных обращений;
• включения значимых выражений: «Для нас это означает...», «Давайте вместе разберемся в этом вопросе», «Как видите, польза...».
Возможность применения и выполнения обеспечивается конкретизацией результата и четким указанием места и алгоритма использования.
Побуждение осуществляется за счет осознания аудиторией значимости вопроса, неожиданным поворотом сообщения, важностью и необычностью полученного результата.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!