Профессиональной деятельности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Профессиональной деятельности

2017-05-18 269
Профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность использования технологии в вузе. Данная технология имеет своей целью активировать мотивацию эффективного профессио­нального обучения и личностного развития у студентов основного и завершающего этапов обучения и ознакомить их с методологическими приема» ми, способствующими реализации указанной цели.

В процессе освоения технологии у студентов формируются представления о задачах, которые необходимо решить в процессе развития уверенности и личностной готовности к самореализации. Технология позволяет отработать навыки владения психологическими техниками самоанализа и саморегуляции.

На основном и завершающем этапах профессиональной подготов­ки наиболее важно сформировать личностную готовность к самостоя­тельной деятельности и корректную стратегию самоутверждения. Не­обходимо поддерживать стремления студентов к принципиальности (последовательности и устойчивости) в проявлении таких социально значимых качеств, как уверенность в себе, целеустремленность и на­стойчивость в профессиональном и личностном росте, и в то же время сохранение психологической толерантности, социальной и личной ответственности, нравственности, обеспечивающих позитивную сис­тему отношений и созидательно направленную деятельность.

Указанные выше личностные характеристики в комплексе отра­жают степень личностной зрелости студентов, а каждая из них пред­ставляет собой уровень личностной компетентности.

Таким образом, можно констатировать, что уверенность и готов­ность к самостоятельной успешной профессиональной деятельности могут быть достигнуты благодаря развитию личностной компетент­ности студентов, в частности в том, что касается знаний, умений и на­выков по самоанализу (рефлексии) и саморегуляции.

Место технологии в образовательном процессе. Содержание технологии базируется на знаниях, полученных студентами при изу­чении вузовского курса психологии и педагогики, поэтому рекомен­дуется как практический цикл занятий; проводимый параллельно с тео­ретическим курсом или по его завершении.

Требования к реализации технологии. Подготовка студентов по данной технологии, как уже говорилось, может реализовываться как факультативный курс или кратковременный обучающий тренинг, жела­тельно на основном и завершающем этапах процесса обучения в высшей школе.

На основном этапе обучения (средние курсы в высшей школе), свя­занном с задачами профессиональной идентификации, могут возникать специфические задачи саморегуляции. На этом этапе саморегуляция связана с формированием профессионального «Я-образа» на основе анализа соответствия своих личностных характеристик профессиональ­но значимым и развитием профессионально важных качеств. Таким образом, на 3—4-м курсах целесообразно использование технологий саморегуляции самооценки и реконструкции отдельных характеристик ре­ального «Я» в более эффективные. Этот этап будет направлен на развитие и саморазвитие личностных характеристик, обеспечивающих позитивную систему отношений (с собой, со значимыми другими и обществом в целом).

Завершающий этап профессионального образования связан с под­готовкой студентов к самостоятельной деятельности. Поэтому важно развить в них готовность использовать конструктивные методы в пре­зентации своей профессиональной компетентности и готовности к прак­тической самореализации. Совершенно необходимо определить, каки­ми стилями самореализации владеют студенты и соответствуют ли эти стили той профессиональной деятельности, в рамках которой предсто­ит трудоустраиваться. Решение этой задачи саморегуляции, как нам представляется, будет способствовать большему проценту трудоустрой­ства в соответствии с полученным образованием.

Объем работы по технологам. Освоение технологии может прохо­дить в форме коллективных практических занятий по четырем темам и самостоятельной работы студентов. Целесообразно проведение одного занятия в неделю продолжительностью в два учебных часа. Объем еженедельных самостоятельных занятий студентов может составлять два—четыре учебных часа. Общая трудоемкость освоения технологии может составлять от 16 до 24 учебных часов.

Формы проведения самостоятельной работы по технологии. Самостоятельная работа студента может осуществляться как индиви­дуальная работа посредством направляемого «тренером» личностно­го самоанализа и саморегуляции деятельности, результаты которой могут отражаться в дневниках. Другой формой самостоятельной ра­боты может быть парная работа или работа в малых группах студен­тов, взаимно заинтересованных в результатах личностного роста каж­дого из участников процесса.

Принципы проектирования технологической программы:

1) добровольности, предполагающий свободу самоопределения студентов относительно их участия в процессе организации и реали­зации психолого-педагогической подготовки, ориентированной на раз­витие своей личностной компетентности;

2) партнерства и сотрудничества в проектировании и реализации психолого-педагогических программ с преподавателями и сокурсни­ками;

3) открытости, предполагающий включение в процесс всех жела­ющих способствовать его позитивному развитию;

4) «здесь и теперь», состоящий во включении развивающих ме­роприятий в конкретную социально-этапную и индивидуальную ситуацию участников процесса;

5) вариативности, гибкости в использовании инструментов и механизмов психологического развития в связи с этапом программы и лич­ностными особенностями ее участников;

6) самоконтроля эффективности программ развития личностной компетентности, предполагающий самооценку исходных и итоговых личностных характеристик средствами самонаблюдения и при необходимости психодиагностики.

Принципы адаптации технологии к конкретным условиям исполь­зования. Реализация технологии требует подготовительного этапа, со?1 держанием которого должно быть формулирование цели личностно зна­чимых аспектов саморегуляции с учетом конкретных возрастных, ситуационных и личностных особенностей студентов (уточнение внут­реннего и внешнего мотива самосовершенствования). Также необходима оценка исходного (до проведения технологии) уровня компетентности в постановке конкретных задач саморегуляции и нахождении способов их решения.

Содержание технологии. Задачи, соответствующие этапам реа­лизации технологии, отражены в табл. 4.6.

 

Таблица 4.6


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.