Технология гуманитарной экспертизы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Технология гуманитарной экспертизы

2017-05-18 1749
Технология гуманитарной экспертизы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ___________________________

 

Значимость гуманитарной экспертизы образовательных программ постоянно возрастает, так как образовательные учреждения и их задачи постоянно усложняются, с ростом инновационного движения и рефор­мированием отечественной образовательной практики появляется дос­таточно большое число новых, авторских образовательных программ.

В ходе экспертной оценки образовательных программ в настоящее время учитывается все больше факторов, которые не всегда однозначны, не всегда поддаются контролю. Кроме того, экспертиза предполагает не только и не столько контроль результатов освоения образовательной программы, сколько оценку общественной значимости, развивающего потенциала такой программы и особенностей ее реализации в условиях образовательного процесса, например в вузе.

Гуманитарная экспертиза — особый вид проводимой экспертизы, главным критерием оценки в которой является гуманитарность, на­пример, образовательной программы, ее личностная ориентированность и ценностно-смысловая направленность. Гуманитарная экспертиза об­разовательной программы — частный случай гуманитарной экспертизы, в котором осуществляется экспертиза только проекта содержания обра­зовательной деятельности, а не самой деятельности непосредственно и ее результатов. Эксперты в оценке образовательной программы делают предположение по поводу того, будет ли та или иная программа решать задачи гуманитаризации образования.

Таким образом, целью применения технологии гуманитарной экс­пертизы является оценка потенциала и ориентации образовательной программы на позитивные изменения в «личностном измерении» тех, кто ее будет осваивать. Экспертное заключение может включать в себя предложения по корректировке программы, рекомендации для приня­тия управленческих решений.

Проводя экспертизу по данной технологии, организаторы смогут адекватно задачам выбрать вид экспертизы, подобрать экспертов, вы­брать критерии и спланировать ее ход. В целом организовать процеду­ру экспертизы необходимо таким образом, чтобы именно гуманитар­но ориентированные по содержанию образовательные проекты были одобрены и рекомендованы практикам.

Важнейшее условие эффективности и корректности проведения гуманитарной экспертизы заключается в соблюдении ряда принципов, которые задают ее стратегию и определяют тактику. Первую группу образуют принципы, описывающие общие требования к проведению экспертных процедур, на которые должны ориентироваться организа­торы экспертизы и эксперты:

экологичности. Экспертиза не должна наносить никакого вреда участникам образовательного процесса, не должна искажать содержа­ние и естественное течение образовательного процесса, связанного с реализацией образовательной программы, находящейся в поле зре­ния эксперта. Экспертиза содержательного аспекта, а не всего образо­вательного процесса в целом облегчает эту задачу;

диалога и сотрудничества. Эксперты и авторы образовательных программ взаимодействуют непосредственно в общении, только в этом случае экспертам легче понять замысел, смыслы и ценности авторов, то, какой помощи авторы ждут от экспертизы;

добровольного участия в экспертизе. Авторы образовательных про­грамм должны быть мотивированы к диалогу и сотрудничеству, только тогда экспертиза получится полноценной и гуманистической по своим целям и гуманитарной по форме и средствам ее организации.

Основное отличие гуманитарной экспертизы от других методов оценки состоит в том, что для оформления итоговой оценки и заключе­ния решающее значение имеют субъективные оценки и представления эксперта. Поэтому организаторы экспертизы особое внимание должны обратить на проблему подбора экспертов и соблюдать вторую группу принципов, которая во многом определяет их подбор;

междисциплинарности. В идеале каждый эксперт должен быть носителем такого знания о содержании образовательного процесса, в котором целостно должны быть представлены научно-предметная, дидактическая, психологическая, социологическая, философская и другие составляющие любой образовательной программы. Только та­кой подход к анализу и оценке содержания образования на уровне об­разовательной программы может раскрыть его целостную природу и требования к ней. Междисциплинарность экспертизы достигается включением в группу, коллектив экспертов специалистов разных про­филей, так обеспечивается многообразие позиций и диалог разных точек зрения;

практической ориентированности. В экспертном знании сосуще­ствуют теоретические и практические знания, эксперт соединяет в себе теоретическую и практическую позиции. Экспертное изучение возни­кает из запросов образовательной практики и имеет основным крите­рием практическую полезность, но должно опираться на науку и со­временные достижения в области разных наук. Для того чтобы эксперт был компетентен и смог успешно провести такую экспертизу, как со­четание научной и эмпирической оценки, он должен быть знаком с об­разовательной практикой, в которой востребована и применяется ана­лизируемая образовательная программа;

разносторонности и плюрализма. Гуманитарная сфера многознач­на и противоречива, поэтому подбор экспертов с различными «систе­мами координат» в оценке содержания образования допускает поли-парадигмальность экспертизы, которая в таком варианте более полезна.

Третья группа принципов ориентирует экспертов на самореали­зацию в работе с образовательной программой:

креативности. Экспертиза и ее результат создаются неповтори­мым сочетанием целей, задач, зависят от особенностей образователь­ной программы, личностей ее авторов и экспертов;

конструктивности. Экспертиза направлена не на выявление оши­бок, а на поиск путей развития и совершенствования образовательной программы;

незавершенности. Гуманитарную экспертизу образовательной про­граммы можно понимать лишь как этап на пути творческой работы авто­ра в диалоге с экспертами;

личной ответственности. Каждый эксперт выражает свою личную позицию и несет за свои суждения, аналитические и оценочные дей­ствия ответственность, осознавая возможные последствия.

Кроме требований к процедуре экспертизы существуют и требова­ния к образовательным программам, которые подлежат экспертизе. Экспертами оценивается не только грамотность составления такой про­граммы как нормативного документа, но и предполагаемый программой учебный процесс и его результаты. Поэтому главное требование к обра­зовательной программе — максимально полное и развернутое представ­ление, дающее возможность на ее основе представить ход реализации в образовательной практике. Полнота заключается не в длинном много­словном описании содержания программы, а в решении авторами про­грамм следующих задач:

1) определение предметной области соответствующей отрасли зна­ний, ее целостная характеристика;

2) задание модульно-тематической структуры образовательной программы;

3) формулирование требований к уровню усвоения содержания образовательной программы;

4) распределение бюджета учебного времени, отводимого на осво­ение образовательной программы;

5) определение соотношения эмпирического и теоретического ма­териала в содержании. Установление типа соотношения образователь­ной программы и учебной дисциплины: теоретическая или прикладная, обязательная или элективная, общепрофессиональная или специальная. Характеристика системы межпредметных и междисциплинарных свя­зей;

6) характеристика образовательных технологий, которые целесо­образны для реализации образовательной программы;

7) формирование банка контрольно-диагностических заданий, ко­торые будут использованы для установления уровня успешности освоения такой образовательной программы. Формулировка критериев разграни­чения для уровней представления содержания в программе, установление процедур контроля и оценки полноты и качества освоения.

Процедура гуманитарной экспертизы образовательной програм­мы состоит из пяти этапов. На 1-м этапе организаторы экспертизы получают заявку на экспертное исследование образовательной програм­мы. В соответствии с описанными выше принципами авторы образова­тельных программ согласны на проведение экспертизы и готовы непо­средственно контактировать с остальными ее участниками. На этом этапе определяются и уточняются цели экспертизы. Целью может быть:

• получение оценки, признания соответствия программы после­дующему ее распространению, публикации и т.д.;

• получение прогноза и рекомендаций по внедрению программы в практику;

• получение сравнительных оценок двух и более образователь­ных программ для реализации одной из них для использования дан­ных в научных исследованиях.

Возможен выбор не одной, а двух и даже трех целей, однако это усложняет работу экспертов.

На этом этапе можно спрогнозировать, какого вида оценку долж­ны дать эксперты: если при выборе первой и второй цели заказчик экспертизы вполне может ограничиться качественной оценкой обра­зовательных программ, то при выборе третьей цели он ожидает каче­ственную и количественную оценку.

На 2-м этапе происходит отбор экспертной группы. Это один из наиболее сложных и проблемных этапов, так как особенность гумани­тарной экспертизы в том и заключается, что решающее значение для вынесения заключения имеют субъективные оценки и представления экспертов. Технологических вопросов на данном этапе возникает много:

Какая специальность, опыт работы и прочие профессиональные характеристики экспертов необходимы для проведения гуманитарной экспертизы?

Какое количество экспертов необходимо и достаточно?

Каким образом оценивать выраженность необходимых для экс­пертизы характеристик у потенциальных экспертов?

Отвечая на эти вопросы, прежде всего необходимо основываться на принципах практикоориентированности, междисциплинарности, разносторонности и плюрализма. В первую очередь отметим, что каж­дый эксперт должен иметь практический опыт, должен быть знаком с образовательной практикой. Желательно, чтобы он имел такую прак­тику и на момент экспертизы, а не только в отдаленном прошлом. Кроме того, в группе экспертов должны быть представлены специалисты не только разных профилей, но и придерживающиеся разных парадигм. Например, при экспертизе образовательной программы по психоло­гии в качестве экспертов можно пригласить:

• преподавателя психологии, применяющего в основном тради­ционные методы обучения;

• преподавателя психологии, применяющего преимущественно инновационные методы обучения (возможны и другие, сугубо психо­логические различия парадигм) и современные образовательные тех­нологии;

• преподавателя, компетентного в вопросах дидактики (возмож­но, двоих и более педагогов с различными методологическими пози­циями);

• преподавателя, компетентного в вопросах педагогической пси­хологии (также, возможно, двоих и более — с различными методоло­гическими позициями);

• преподавателя, компетентного в вопросах социологии (также, возможно, двоих и более — с различными методологическими пози­циями);

• преподавателя, компетентного в вопросах философии образо­вания (также, возможно, двоих и более — с различными методологи­ческими позициями).

Первичный подбор потенциальных экспертов организаторами экспертизы может осуществляться без непосредственного участия этих экспертов исходя из следующего:

• уровня и качества образования, специализации и опыта рабо­ты в сфере образования;

• научного звания и тематики научных интересов, научных пуб­ликаций и учебно-методических наработок.

Организаторы экспертизы намечают несколько кандидатов на каждую «экспертную роль», причем потенциальный эксперт может быть настолько разносторонен, что будет претендовать одновременно на несколько «ролей», и настолько компетентен в разных перечислен­ных областях, что один будет выполнять две и даже больше «ролей». Таким образом, необходимое и достаточное число экспертов определить не представляется возможным. Необходимым и достаточным является присутствие в составе экспертной группы специалистов перечисленных профилей, возможно, не по одному, с учетом доминирующих парадигм, а нескольким направлениям, касающимся предмета экспертизы.

Организаторы экспертизы составляют анкету для потенциальных экспертов, получают анкетные данные тех из них, которые дали согла­сие участвовать в экспертизе, с указанием ФИО, образования, места работы, ученой степени, ученого звания, занимаемой должности, стажа работы в этой должности, данных о преподавательской деятельности (название учебного заведения, читаемых курсов), сферы научных инте­ресов, публикаций, опыта участия в других экспертизах.

Кроме анкетных показателей компетентности потенциальных экс­пертов необходимо выяснить уровень специфических, специально-экспортных компетенций. Ряд исследователей отмечают, что группы, высо­ко оценивающие свои экспертные способности, ошибаются в своих суж­дениях реже других. Поэтому при подборе экспертов кроме анкетных данных используется самооценка потенциальных экспертов, для чего задаются вопросы с вариантами для выбора ответов. Можно выделить четыре группы характеристик эксперта.

Методологическая грамотность эксперта определяется степенью понимания того, что представляет собой именно гуманитарная экспер­тиза и каковы ее особенности. Гуманитарность является основным кри­терием оценки образовательных программ, и задача организаторов – обеспечить экспертизу такими экспертами, которые произведут оцен­ку программы по данному критерию адекватно. Вывод о методологи­ческой грамотности делается на основе самооценки потенциальным экспертом своего понимания специфики гуманитарной парадигмы, знакомства с принципами гуманитарной экспертизы. Значимым фак­тором при определении методологической грамотности становится опыт участия в других гуманитарных экспертизах.

Мотивационная сфера эксперта обеспечивает его готовность к вы­полнению экспертной деятельности, поддерживает интерес к ней. В процессе гуманитарной экспертизы необходимо будет не раз подой­ти к ней неформально, выполнить работу не механически, проявлять свою личностную позицию, что возможно в полной мере только при признании экспертом своей работы важным и интересным делом, име­ющим определенную ценность. Вывод о мотивационной сфере эксперта делается на основе оценки им важности гуманитарной экспертизы для развития образования, ее цели, влияния результата гуманитарной экс­пертизы на изменение реальных образовательных процессов, возмож­ности саморазвития и роста профессионализма посредством эксперт­ной деятельности.

Профессиональная компетентность эксперта проявляется в опре­деленной сфере. Степень квалификации эксперта в определенной обла­сти знаний определяется на основе плодотворной и продуктивной дея­тельности специалиста, уровня и широты знакомства с достижениями мировой науки, понимания ее современных проблем и перспектив раз­вития. Вывод о профессиональной компетенции эксперта делается на основе данных анкеты об образовании, месте работы, ученой степени, ученом звании, должности, стаже работы в должности, названий читае­мых курсов, сферы научных интересов, публикаций. Кроме того, к ан­кетным данным добавляются результаты самооценки потенциальным экспертом своей теоретической информированности по рассматривае­мой проблеме, опыта практической работы по рассматриваемой проблеме, информированности о работах отечественных и зарубежных ав­торов в контексте проводимой экспертизы и ее объекта.

Способности к экспертной деятельности потенциального эксперта проявляются через индивидуально-психологические особенности лич­ности, которые необходимы для качественного выполнения такой дея­тельности. Исходя из того, что функциональными компонентами экс­пертного исследования являются информационно-аналитический, рефлексивный, прогностический и коммуникативный компоненты, в процессе экспертизы необходимо выбирать в качестве экспертов наи­более способных к этим действиям людей. В противном случае лично­стные особенности экспертов не дадут получить адекватные результа­ты в ходе экспертизы даже при выполнении всех прочих условий. Вывод о способности к экспертной деятельности делается на основе самооцен­ки потенциальным экспертом способностей, обеспечивающих планиро­вание и проведение исследований объекта экспертизы, анализ их ре­зультата:

• способностей к мысленной реконструкции сущности и замыс­ла образовательной программы;

• способностей к созданию прогностических моделей образова­тельного процесса на основе образовательной программы;

• способностей к диалоговому общению, взаимодействию, со­трудничеству со всеми участниками экспертного процесса.

Таким образом, кроме заполнения анкеты потенциальными экс­пертами необходимо предложить им оценить себя по следующим па­раметрам (табл. 5.5).

Таблица 5.5


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.