Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-05-18 | 861 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Сфера деятельности | Признаки качества деятельности | |||
социально-профессиональные | функционально-ролевые | этико-психо-логические | индивидуально-типологические | |
Образовательная (преподавание) | 1. Профессиональная компетентность | 2. Дидактическая техничность | 3. Профессиональная этика | 4. Стиль преподавания |
Научная (научно-исследовательская деятельность, НИР) | 5. Научная активность | 6. Научная продуктивность | 7. Научная корректность | 8. Научный стиль и позиция |
Методическая (научно-методическая, учебно-методическая и организационно-методическая работа) | 9. Целесообразность методических средств | 10. Методическая обеспеченность деятельности | И. Методическая корректность | 12. Методический подход (система) |
Организационно управленческая (руководство структурными подразделениями) | 13. Стратегич-ность | 14. Оперативность | 15. Управленческая эффективность (продуктивность подчиненных) | 16. Стиль управления (руководства) |
Общественная (выполнение общественных поручений, участие в деятельности профобъединений) | 17. Общественная значимость | 18. Добровольность | 19. Социальный такт (тактичность во взаимодействии с сотрудниками) | 20. Адекватность самореализации |
Основаниями для описания уровней качества являются: масштаб (объем) деятельности преподавателя; нормативы должности и звания; удовлетворенность потребителей.
Технология представляет собой программу оценочной деятельности, раскрывающую общие задачи, логику этапов оценки, необходимые условия.
Гуманитарность рассматриваемой технологии определяется ее целью — для решения каких задач предпринимается оценка качества деятельности преподавателей и кто предполагается субъектом оценивания — руководители вуза или конкретных его структурных подразделений, представители органов управления, а также те, кто наделен экспертно-оценочными функциями, сами преподаватели. Важно, что оценка качества деятельности преподавателя фиксирует ее состояние лишь на данный, конкретный момент времени или период работы, т.е. эта оценка дается не навсегда, а только как характеристика состояния деятельности на момент оценки. И если сам преподаватель, чья деятельность оценивалась, неудовлетворен по каким-то причинам оценкой ее качества (у каждого бывают профессиональные неудачи, периоды спада трудовой и другой активности), он получает достаточно ясное представление о том, в каких направлениях улучшения качества собственной профессиональной деятельности ему следует «двигаться».
|
На 1-м этапе проводится самооценка. Задача — оценить степень выраженности показателей качества собственной деятельности в разных сферах с помощью оценочных бланков (см. приложение, формы 1—5).
Инструкция преподавателю. Оценить степень выраженности каждого показателя по предложенной шкале (от 0 до +3), сделав отметку в соответствующей графе бланков, представленных в виде таблицы, (форма 1 — оценка качества преподавания; форма 2 — научно-исследовательской деятельности; форма 3 — методической; форма 4 — организационно-управленческой; форма 5 — общественной работы).
Процедура самооценки должна быть максимально корректна по отношению к преподавателю во всех случаях обращения к ней. Эта корректность предполагает добровольность и доступность инструментария самому преподавателю в случае самооценки. Для самооценки необходимо выделять удобное и достаточное для преподавателя время. Самооценку преподаватель проводит «наедине с собой». При организации самооценки необходимо создавать такие условия, чтобы преподаватели могли проявить откровенность, честность, принципиальность.
|
По результатам самооценки недопустимо применять административные санкции, моральные и психологические воздействия на преподавателей. Не следует также обнародовать эти данные. А вот при анализе результатов самооценок преподавателей при статистической обработке следует учитывать, что оценка может быть не только адекватной, но заниженной или завышенной.
Вывод об уровне качества деятельности преподавателя в каждой из сфер делается при сопоставлении полученных сумм баллов со следующей шкалой:
до 6 баллов — недопустимый;
от 6 до 12 баллов — допустимый;
от 13 до 24 баллов — оптимальный
от 25 до 36 баллов — высокий.
На 2-м этапе проводится экспертная оценка качества деятельности преподавателя с учетом мнения студентов о качестве деятельности преподавателя. Мнение студентов имеет существенное значение при оценке качества преподавания. Для этого студентам предлагается вопросник.
Вопросник
Вам предложены вопросы и задания. Отвечать на вопросы можно, выбрав и поставив один из предложенных четырех вариантов ответа в баллах:
нет (0 баллов);
больше да, чем нет (1 балл);
да (2 балла);
в полной мере да (3 балла).
ФИО преподавателя, о котором пойдет речь в последующих вопросах
Время выполнения________число, месяц, год_____________________
Прочитайте вопросы и задания и дайте оценку качества преподавания по предложенной шкале.
Вопрос | Оценка, балл | |||
1. Всегда ли значима предлагаемая преподавателем информация для оптимальной подготовки к будущей профессиональной деятельности? (1.2) | ||||
2. Достаточно ли информативны и насыщены новой, современной научной и практической информацией учебные занятия у преподавателя? (2.1) | ||||
3. Всегда ли преподаватель логично и ясно излагает материал? Достаточно ли он приводит аргументов и фактов в целях достоверности и доказательности высказываемых суждений или утверждений? (2.2) | ||||
4. Выбор и применение методов, способов и форм работы у преподавателя, на ваш взгляд, всегда ли целесообразны и эффективны? (2.3) | ||||
5. Предлагает ли преподаватель студентам систему своих требований и критерии оценки результатов образовательной деятельности и всегда ли затем последовательно руководству-ется ими, проявляя объективность? (3.1) | ||||
6. Адекватны ли, на ваш взгляд, способы общения и формы взаимодействия преподавателя со студентами? (3.2) | ||||
7. Проявляет ли преподаватель тактичность в процессе взаимодействия со студентами при изменении обстоятельств, ситуаций образовательной деятельности или в процессе поддержания необходимого для конкретного вида учебного заня-тия порядка? (3.3) | ||||
8. Характерна ли для преподавателя профессиональная лексика, свобода и мастерство в регулировании темпа и силы голоса и обеспечивает ли это легкость и доступность понимания предлагаемой информации, возможность не только слушать, но и делать необходимые записи? (4.1) | ||||
9. Можно ли говорить, что преподаватель ориентирует вас на рост учебных достижений и профессионально-личностное развитие? (1.3) | ||||
10. Творчески ли подходит преподаватель к организации вашей научно-исследовательской работы и других видов самостоятель-ной деятельности по преподаваемой дисциплине? (4.2) | ||||
11. Можно ли говорить об индивидуальном стиле препода-вателя и его особой системе преподавания? (4.3) | ||||
12. Удовлетворены ли вы в целом качеством преподавания конкретного преподавателя? (1.1 интегральный признак) | ||||
13. Таким, как ваш преподаватель, вы хотели бы видеть и всех остальных преподавателей в вузе? (1.1) | ||||
Итого |
|
Примечание. В скобках проставлены индексы показателей качества преподавания, соответствующие критериальному описанию. При проведении опроса студентов их надо удалить.
Процедура предполагает количественную и качественную оценку преподавания: а) конкретного преподавателя или б) всех преподавателей, проводивших учебные занятия за указанный период (семестр, учебный год, временной период освоения учебной дисциплины, все годы обучения в вузе). В этом случае студентам предлагается заполнить табл. 5.8. Каждому выбранному ответу на все вопросы (нет; больше да, чем нет; да; в полной мере да) приписывается соответствующий балл (0,1, 2,3) в таблице вопросника.
|
Оценочная карта качества преподавания глазами студента Инструкция
При оценке качества преподавания укажите фамилию, имя и отчество этих преподавателей (или название учебных дисциплин, читаемых преподавателями) в соответствующем столбце оценочной карты. По каждому показателю и для каждого преподавателя вы даете оценку соответствии с выбранным вариантом и ставите число баллов в таблицу.
Варианты ответов для каждого показателя:
Я не согласен с этим утверждением, это далеко не так — 0 баллов.
Действительно, можно согласиться с этим утверждением, хотя оно справедливо не всегда — 1 балл.
Как правило, это так — 2 балла.
Это утверждение в полной мере и всегда справедливо в отношении данного преподавателя — 3 балла.
Таблица 5.8
№ п/п | Показатель качества преподавания | ФИО преподавателя |
Предлагаемая преподавателем информация значима для подготовки к будущей профессиональной деятельности | ||
Четко формулирует цели и план учебной работы в соответствии с учебной программой курса | ||
Своим преподаванием содействует росту образовательных достижений студентов | ||
На учебных занятиях предлагается новая, современная научная информация | ||
Ясно, логично, аргументированно и заинтересованно излагает материал | ||
Применяемые методы, способы и формы работы у преподавателя целесообразны и эффективны | ||
Предлагает и последовательно руководствуется системой своих требований и критериев для оценки результатов образовательной деятельности | ||
Устанавливает необходимый контакт со студентами, использует при этом адекватные способы общения и взаимодействия | ||
Проявляет тактичность в процессе взаимодействия со студентами | ||
Речь преподавателя профессиональна, выразительна, оптимальна по темпу и силе голоса, доступна для понимания, позволяет делать необходимые записи | ||
Стимулирует творчество студентов в самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе | ||
Имеет свой, индивидуальный стиль преподавания, который способствует повышению или закреплению интереса студентов к науке и будущей профессиональной деятельности | ||
Хотели бы вы в дальнейшем встретиться с этим преподавателем (при чтении других курсов, спецкурсов, в качестве научного консультанта, в период прохождения практики, при выполнении курсовой или дипломной работы)? |
Набранные по п. с 1 по 12 баллы вопросника суммируются. Так подсчитывается сумма баллов при оценке студентами степени выраженности показателей качества преподавания у того или иного конкретного преподавателя.
|
На основании полученных результатов определяется уровень качества преподавания в оценках разных студентов по значимым критериям и показателям. Полученная сумма может находиться в рамках одного из уровней качества преподавания. Если эта сумма меньше 6 баллов, то качество преподавания в оценке студентов фиксируется как низкое — ненормативное; если эта сумма меньше 12, но больше 6 баллов, то качество преподавания фиксируется как нормативно допустимое; если полученная сумма меньше 24, но больше 13 баллов, то качество преподавания оценивается студентами как нормативно оптимальное; и, наконец, если полученная сумма меньше 36,.но больше 25 баллов, то студенты очень высоко оценивают качество преподавания. Анализ ответов на вопрос 13 даст представление о степени удовлетворенности студентов взаимодействием с тем или иным преподавателем.
Результаты оценки качества преподавания всеми студентами определяются по формуле: сумма баллов, полученных в результате обработки вопросников у всех студентов, поделенная на число студентов, принявших участие в оценивании качества преподавания. Полученный результат, попадая в прописанную выше шкалу оценки качества преподавания, укажет усредненный уровень качества преподавания у конкретного преподавателя с позиции студентов.
Экспертная оценка основывается на анализе мнений коллег и руководителей подразделений, в которых работает преподаватель, анализе научной продукции и научно-методических материалов, а также материалов и документов, имеющих отношение к разным видам деятельности конкретного преподавателя; мнения студентов и результаты индивидуальных бесед с преподавателем, посещения его занятий, выполнения студентами тестов или контрольных заданий.
Для проведения экспертной оценки качества профессиональной, деятельности преподавателей приказом ректора (декана или заведующего кафедрой) вуза создается комиссия (не менее трех человек) и определяются сроки для проведения такой экспертизы. Структура экспертной комиссии предусматривает четкое разграничение полномочий по оценке качества преподавания, научно-методического его обеспечения (первая группа экспертов), научной работы преподавателя (вторая группа экспертов), качества выполнения им разных видов организационно-управленческой и общественной работы в вузе и за его пределами (третья группа экспертов). Каждая группа экспертов определяет уровень качества деятельности у преподавателей в соответствующей сфере.
В итоге эксперты выявляют качество этой деятельности в целом с позиции независимых экспертов. Если при оценке качества преподавания и (или) научной работы у преподавателя выявлен ненормативный уровень, то дальнейшая экспертиза нецелесообразна, так как эти две сферы являются системообразующими в профессиональной деятельности преподавателя вуза независимо от занимаемой должности. В остальных случаях выявляется тот или иной уровень качества профессиональной деятельности преподавателя в вузе в целом. При этом уровень качества деятельности в целом оценивается как нормативно допустимый, если уровень преподавания оценен не ниже нормативно оптимального, а научная работа в оценке не ниже нормативно допустимого уровня. Остальные же виды работы могут быть оценены в рамках любых возможных (четырех) уровней, не исключая самого низкого.
Уровень качества деятельности в целом оценивается как нормативно оптимальный для преподавателей, если преподавание и научная работа оцениваются не ниже нормативно оптимального уровня, а методическая работа и организационно-управленческая деятельности осуществляются на уровне нормативно допустимом и выше.
Уровень качества деятельности в целом оценивается как сверхнормативный, если преподавание, научная и методическая работа в своей оценке достигают сверхнормативного уровня.
3-й этап — корреляционная оценка. Для получения корреляционной оценки качества деятельности преподавателей на уровне факультета или всего вуза необходимо: во-первых, провести сопоставление данных самооценки, экспертной оценки и мнения студентов и установить степень их согласованности в отношении каждого преподавателя. Процедура предполагает не только количественную и качественную обработку результатов, но и верификацию (установление истинности, выявление лживых, завышенных и заниженных самооценок). После этого определяется коэффициент корреляции (р). О соответствии самооценки и оценки экспертов свидетельствует коэффициент корреляции от 0,4 до 0,6. В случае значительного несоответствия требуются дополнительные данные и более тщательное изучение деятельности преподавателя по тому или иному показателю.
4-й этап — обобщение результатов. Процедура получения обобщающей оценки качества деятельности преподавателя включает следующее:
• обобщение всех видов оценки и проведение сравнительного анализа на уровне факультета: а) по кафедрам, б) по категориям преподавателей;
• обобщение всех видов оценки на уровне вуза и сравнительный анализ: а) по факультетам, б) по категориям преподавателей.
Результаты обобщающей оценки представляются в форме:
•качественной оценки состояния осуществляемой преподавателем профессиональной деятельности в вузе (с обозначением того или иного уровня качества);
• тенденций изменения этого качества у преподавателей вуза в разные временные периоды его аттестации;
• прогноза возможностей и имеющегося потенциала для роста качества профессиональной деятельности у конкретных преподавателей;
• оценки условий и причин, которые способствуют повышению или снижению качества деятельности преподавателей в конкретном вузе.
По итогам оценочной деятельности экспертная комиссия составляет отчет и высказывает свое мнение о соответствии или несоответствии результатов самоанализа, оценок отдельных экспертов и мнения студентов реальному, с их точки зрения, положению дел. Это мнение экспертной комиссии будет выражено через установление того или иного уровня качества профессиональной деятельности у конкретных преподавателей. При соблюдении вышеобозначенных условий можно определить уровень качества деятельности преподавателя в вузе в целом.
Кроме того, полученные данные позволят уточнить реальную структуру профессиональной деятельности преподавателя. Они дадут основания для принятия решений о соответствии занимаемой преподавателем должности, выявить его реальный потенциал, а также спрогнозировать возможность или невозможность его профессионального роста в конкретной сфере деятельности (преподавании, научной работе, методической деятельности, организационно-управленческой деятельности).
|
Таблица 5.9
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!