Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Критерии качества деятельности преподавателя

2017-05-18 861
Критерии качества деятельности преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Сфера деятельности Признаки качества деятельности
    социально-профессио­нальные функцио­нально-ролевые этико-психо-логические индивиду­ально-типоло­гические
Образовательная (преподавание) 1. Профессио­нальная компе­тентность 2. Дидактиче­ская технич­ность 3. Профессио­нальная этика 4. Стиль преподавания
Научная (научно-иссле­довательская деятельность, НИР) 5. Научная активность 6. Научная продуктивность 7. Научная корректность 8. Научный стиль и позиция
Методическая (научно-методи­ческая, учебно-методическая и организаци­онно-методиче­ская работа) 9. Целесообраз­ность методи­ческих средств 10. Методиче­ская обеспе­ченность деятельности И. Методиче­ская коррект­ность 12. Методиче­ский подход (система)
Организационно управленческая (руководство структурными подразделе­ниями) 13. Стратегич-ность 14. Оператив­ность 15. Управленче­ская эффектив­ность (продук­тивность подчиненных) 16. Стиль управления (руководства)
Общественная (выполнение общественных поручений, участие в дея­тельности проф­объединений) 17. Обществен­ная значимость 18. Доброволь­ность 19. Социальный такт (тактич­ность во взаимо­действии с сотрудниками) 20. Адекват­ность самореа­лизации

 

Основаниями для описания уровней качества являются: масштаб (объем) деятельности преподавателя; нормативы должности и звания; удовлетворенность потребителей.

Технология представляет собой программу оценочной деятельно­сти, раскрывающую общие задачи, логику этапов оценки, необходи­мые условия.

Гуманитарность рассматриваемой технологии определяется ее целью — для решения каких задач предпринимается оценка качества деятельности преподавателей и кто предполагается субъектом оцени­вания — руководители вуза или конкретных его структурных подраз­делений, представители органов управления, а также те, кто наделен экспертно-оценочными функциями, сами преподаватели. Важно, что оценка качества деятельности преподавателя фиксирует ее состояние лишь на данный, конкретный момент времени или период работы, т.е. эта оценка дается не навсегда, а только как характеристика состояния деятельности на момент оценки. И если сам преподаватель, чья деятель­ность оценивалась, неудовлетворен по каким-то причинам оценкой ее качества (у каждого бывают профессиональные неудачи, периоды спа­да трудовой и другой активности), он получает достаточно ясное пред­ставление о том, в каких направлениях улучшения качества собствен­ной профессиональной деятельности ему следует «двигаться».

На 1-м этапе проводится самооценка. Задача — оценить степень вы­раженности показателей качества собственной деятельности в разных сферах с помощью оценочных бланков (см. приложение, формы 1—5).

Инструкция преподавателю. Оценить степень выраженности каж­дого показателя по предложенной шкале (от 0 до +3), сделав отметку в соответствующей графе бланков, представленных в виде таблицы, (форма 1 — оценка качества преподавания; форма 2 — научно-иссле­довательской деятельности; форма 3 — методической; форма 4 — орга­низационно-управленческой; форма 5 — общественной работы).

Процедура самооценки должна быть максимально корректна по отношению к преподавателю во всех случаях обращения к ней. Эта корректность предполагает добровольность и доступность инстру­ментария самому преподавателю в случае самооценки. Для само­оценки необходимо выделять удобное и достаточное для преподава­теля время. Самооценку преподаватель проводит «наедине с собой». При организации самооценки необходимо создавать такие условия, чтобы преподаватели могли проявить откровенность, честность, принципиальность.

По результатам самооценки недопустимо применять администра­тивные санкции, моральные и психологические воздействия на преподавателей. Не следует также обнародовать эти данные. А вот при анали­зе результатов самооценок преподавателей при статистической обра­ботке следует учитывать, что оценка может быть не только адекватной, но заниженной или завышенной.

Вывод об уровне качества деятельности преподавателя в каждой из сфер делается при сопоставлении полученных сумм баллов со сле­дующей шкалой:

до 6 баллов — недопустимый;

от 6 до 12 баллов — допустимый;

от 13 до 24 баллов — оптимальный

от 25 до 36 баллов — высокий.

На 2-м этапе проводится экспертная оценка качества деятельно­сти преподавателя с учетом мнения студентов о качестве деятельности преподавателя. Мнение студентов имеет существенное значение при оценке качества преподавания. Для этого студентам предлагается во­просник.

 

Вопросник

Вам предложены вопросы и задания. Отвечать на вопросы мож­но, выбрав и поставив один из предложенных четырех вариантов отве­та в баллах:

нет (0 баллов);

больше да, чем нет (1 балл);

да (2 балла);

в полной мере да (3 балла).

 

ФИО преподавателя, о котором пойдет речь в последующих вопросах

Время выполнения________число, месяц, год_____________________

Прочитайте вопросы и задания и дайте оценку качества препода­вания по предложенной шкале.

Вопрос     Оценка, балл
       
1. Всегда ли значима предлагаемая преподавателем информа­ция для оптимальной подготовки к будущей профессиональной деятельности? (1.2)        
2. Достаточно ли информативны и насыщены новой, совре­менной научной и практической информацией учебные занятия у преподавателя? (2.1)        
3. Всегда ли преподаватель логично и ясно излагает материал? Достаточно ли он приводит аргументов и фактов в целях досто­верности и доказательности высказываемых суждений или утверждений? (2.2)        
4. Выбор и применение методов, способов и форм работы у преподавателя, на ваш взгляд, всегда ли целесообразны и эффективны? (2.3)        
5. Предлагает ли преподаватель студентам систему своих требований и критерии оценки результатов образовательной деятельности и всегда ли затем последовательно руководству-ется ими, проявляя объективность? (3.1)        
6. Адекватны ли, на ваш взгляд, способы общения и формы взаимодействия преподавателя со студентами? (3.2)        
7. Проявляет ли преподаватель тактичность в процессе взаимодействия со студентами при изменении обстоятельств, ситуаций образовательной деятельности или в процессе под­держания необходимого для конкретного вида учебного заня-тия порядка? (3.3)        
8. Характерна ли для преподавателя профессиональная лекси­ка, свобода и мастерство в регулировании темпа и силы голоса и обеспечивает ли это легкость и доступность понимания пред­лагаемой информации, возможность не только слушать, но и делать необходимые записи? (4.1)        
9. Можно ли говорить, что преподаватель ориентирует вас на рост учебных достижений и профессионально-личностное развитие? (1.3)        
10. Творчески ли подходит преподаватель к организации вашей научно-исследовательской работы и других видов самостоятель-ной деятельности по преподаваемой дисциплине? (4.2)        
11. Можно ли говорить об индивидуальном стиле препода-вателя и его особой системе преподавания? (4.3)        
12. Удовлетворены ли вы в целом качеством преподавания конкретного преподавателя? (1.1 интегральный признак)        
13. Таким, как ваш преподаватель, вы хотели бы видеть и всех остальных преподавателей в вузе? (1.1)        
Итого        

 

Примечание. В скобках проставлены индексы показателей качества преподавания, соответствующие критериальному описанию. При проведении опроса студентов их надо удалить.

Процедура предполагает количественную и качественную оцен­ку преподавания: а) конкретного преподавателя или б) всех препода­вателей, проводивших учебные занятия за указанный период (семестр, учебный год, временной период освоения учебной дисциплины, все годы обучения в вузе). В этом случае студентам предлагается запол­нить табл. 5.8. Каждому выбранному ответу на все вопросы (нет; боль­ше да, чем нет; да; в полной мере да) приписывается соответствующий балл (0,1, 2,3) в таблице вопросника.

Оценочная карта качества преподавания глазами студента Инструкция

При оценке качества преподавания укажите фамилию, имя и отчество этих преподавателей (или название учебных дисциплин, читаемых преподавателями) в соответствующем столбце оценочной карты. По каждому показателю и для каждого преподавателя вы даете оценку соответствии с выбранным вариантом и ставите число баллов в таблицу.

 

Варианты ответов для каждого показателя:

Я не согласен с этим утверждением, это далеко не так — 0 баллов.

Действительно, можно согласиться с этим утверждением, хотя оно справедливо не всегда — 1 балл.

Как правило, это так — 2 балла.

Это утверждение в полной мере и всегда справедливо в отноше­нии данного преподавателя — 3 балла.

 

 

Таблица 5.8

№ п/п Показатель качества преподавания ФИО преподавателя
  Предлагаемая преподавателем информация значима для подготовки к будущей профессиональной деятельности  
  Четко формулирует цели и план учебной работы в соот­ветствии с учебной программой курса  
  Своим преподаванием содействует росту образовательных достижений студентов  
  На учебных занятиях предлагается новая, современная научная информация  
  Ясно, логично, аргументированно и заинтересованно излагает материал  
  Применяемые методы, способы и формы работы у препо­давателя целесообразны и эффективны  
  Предлагает и последовательно руководствуется системой своих требований и критериев для оценки результатов образовательной деятельности  
  Устанавливает необходимый контакт со студентами, использует при этом адекватные способы общения и взаимодействия  
  Проявляет тактичность в процессе взаимодействия со студентами  
  Речь преподавателя профессиональна, выразительна, оптимальна по темпу и силе голоса, доступна для понима­ния, позволяет делать необходимые записи  
  Стимулирует творчество студентов в самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе  
  Имеет свой, индивидуальный стиль преподавания, который способствует повышению или закреплению интереса сту­дентов к науке и будущей профессиональной деятельности  
  Хотели бы вы в дальнейшем встретиться с этим препода­вателем (при чтении других курсов, спецкурсов, в качестве научного консультанта, в период прохождения практики, при выполнении курсовой или дипломной работы)?    

 

 

Набранные по п. с 1 по 12 баллы вопросника суммируются. Так подсчитывается сумма баллов при оценке студентами степени выра­женности показателей качества преподавания у того или иного конк­ретного преподавателя.

На основании полученных результатов определяется уровень ка­чества преподавания в оценках разных студентов по значимым крите­риям и показателям. Полученная сумма может находиться в рамках од­ного из уровней качества преподавания. Если эта сумма меньше 6 баллов, то качество преподавания в оценке студентов фиксируется как низкое — ненормативное; если эта сумма меньше 12, но больше 6 баллов, то качество преподавания фиксируется как нормативно допустимое; если полученная сумма меньше 24, но больше 13 баллов, то качество препода­вания оценивается студентами как нормативно оптимальное; и, нако­нец, если полученная сумма меньше 36,.но больше 25 баллов, то студен­ты очень высоко оценивают качество преподавания. Анализ ответов на вопрос 13 даст представление о степени удовлетворенности студентов взаимодействием с тем или иным преподавателем.

Результаты оценки качества преподавания всеми студентами оп­ределяются по формуле: сумма баллов, полученных в результате обра­ботки вопросников у всех студентов, поделенная на число студентов, принявших участие в оценивании качества преподавания. Получен­ный результат, попадая в прописанную выше шкалу оценки качества преподавания, укажет усредненный уровень качества преподавания у конкретного преподавателя с позиции студентов.

Экспертная оценка основывается на анализе мнений коллег и ру­ководителей подразделений, в которых работает преподаватель, ана­лизе научной продукции и научно-методических материалов, а также материалов и документов, имеющих отношение к разным видам дея­тельности конкретного преподавателя; мнения студентов и результа­ты индивидуальных бесед с преподавателем, посещения его занятий, выполнения студентами тестов или контрольных заданий.

Для проведения экспертной оценки качества профессиональной, деятельности преподавателей приказом ректора (декана или заведующего кафедрой) вуза создается комиссия (не менее трех человек) и оп­ределяются сроки для проведения такой экспертизы. Структура экс­пертной комиссии предусматривает четкое разграничение полномочий по оценке качества преподавания, научно-методического его обеспе­чения (первая группа экспертов), научной работы преподавателя (вто­рая группа экспертов), качества выполнения им разных видов органи­зационно-управленческой и общественной работы в вузе и за его пределами (третья группа экспертов). Каждая группа экспертов опре­деляет уровень качества деятельности у преподавателей в соответству­ющей сфере.

В итоге эксперты выявляют качество этой деятельности в целом с позиции независимых экспертов. Если при оценке качества препода­вания и (или) научной работы у преподавателя выявлен ненорматив­ный уровень, то дальнейшая экспертиза нецелесообразна, так как эти две сферы являются системообразующими в профессиональной дея­тельности преподавателя вуза независимо от занимаемой должности. В остальных случаях выявляется тот или иной уровень качества про­фессиональной деятельности преподавателя в вузе в целом. При этом уровень качества деятельности в целом оценивается как нормативно допустимый, если уровень преподавания оценен не ниже нормативно оптимального, а научная работа в оценке не ниже нормативно допусти­мого уровня. Остальные же виды работы могут быть оценены в рамках любых возможных (четырех) уровней, не исключая самого низкого.

Уровень качества деятельности в целом оценивается как норма­тивно оптимальный для преподавателей, если преподавание и науч­ная работа оцениваются не ниже нормативно оптимального уровня, а методическая работа и организационно-управленческая деятельно­сти осуществляются на уровне нормативно допустимом и выше.

Уровень качества деятельности в целом оценивается как сверх­нормативный, если преподавание, научная и методическая работа в своей оценке достигают сверхнормативного уровня.

3-й этап — корреляционная оценка. Для получения корреляцион­ной оценки качества деятельности преподавателей на уровне факульте­та или всего вуза необходимо: во-первых, провести сопоставление дан­ных самооценки, экспертной оценки и мнения студентов и установить степень их согласованности в отношении каждого преподавателя. Про­цедура предполагает не только количественную и качественную обра­ботку результатов, но и верификацию (установление истинности, выяв­ление лживых, завышенных и заниженных самооценок). После этого определяется коэффициент корреляции (р). О соответствии самооценки и оценки экспертов свидетельствует коэффициент корреляции от 0,4 до 0,6. В случае значительного несоответствия требуются дополни­тельные данные и более тщательное изучение деятельности преподавателя по тому или иному показателю.

4-й этап — обобщение результатов. Процедура получения обобща­ющей оценки качества деятельности преподавателя включает следую­щее:

• обобщение всех видов оценки и проведение сравнительного ана­лиза на уровне факультета: а) по кафедрам, б) по категориям препо­давателей;

• обобщение всех видов оценки на уровне вуза и сравнительный анализ: а) по факультетам, б) по категориям преподавателей.

Результаты обобщающей оценки представляются в форме:

•качественной оценки состояния осуществляемой преподавате­лем профессиональной деятельности в вузе (с обозначением того или иного уровня качества);

• тенденций изменения этого качества у преподавателей вуза в разные временные периоды его аттестации;

• прогноза возможностей и имеющегося потенциала для роста качества профессиональной деятельности у конкретных преподавате­лей;

• оценки условий и причин, которые способствуют повышению или снижению качества деятельности преподавателей в конкретном вузе.

По итогам оценочной деятельности экспертная комиссия состав­ляет отчет и высказывает свое мнение о соответствии или несоответ­ствии результатов самоанализа, оценок отдельных экспертов и мне­ния студентов реальному, с их точки зрения, положению дел. Это мнение экспертной комиссии будет выражено через установление того или иного уровня качества профессиональной деятельности у конкретных препо­давателей. При соблюдении вышеобозначенных условий можно опре­делить уровень качества деятельности преподавателя в вузе в целом.

Кроме того, полученные данные позволят уточнить реальную струк­туру профессиональной деятельности преподавателя. Они дадут основа­ния для принятия решений о соответствии занимаемой преподавателем должности, выявить его реальный потенциал, а также спрогнозировать возможность или невозможность его профессионального роста в кон­кретной сфере деятельности (преподавании, научной работе, методической деятельности, организационно-управленческой деятельности).

 

 

Персональная карточка преподавателя ФИО преподавателя Занимаемая должность, ученая степень, ученое звание кафедра, факультет, вуз возраст, общий стаж работы в вузе стаж работы на данной кафедреи в данном вузе число, месяц и год заполнения названия учебных дисциплин, запланированных в учебной нагрузке (на момент оценки)

 

 


Таблица 5.9


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.