История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Технологическая карта составления портфолио

2017-05-18 1672
Технологическая карта составления портфолио 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Возможные источники информации - учебная, справочная, художественная, научная литература; материалы СМИ; иллюстратив­ный, статистический материал; интервью со специалистом; аудиови­зуальные источники; интернет-ресурсы.

Алгоритм действий

1. Объяснить свой выбор темы портфолио (можно в виде эссе и дать название своей работе.

2. Выбрать рубрики будущего портфолио и придумать им оригинальные названия.

3. Найти соответствующий материал и систематизировать его представив в виде конспекта, схемы, кластера, интеллект-карты, таб­лицы.

4. Подобрать отрывки из художественной литературы.

5. Составить словарь терминов и понятий на основе справочной литературы.

6. Прочитать дополнительную научную литературу по теме и на' писать тезисы.

7. Найти статьи в газетах и журналах и составить к ним аннота­ции.

8. Найти интернет-ресурсы и сделать их краткое описание (пол­ный адрес, чем интересен и полезен ресурс, дата последнего посеще­ния).

9. Подобрать статистический материал, представить его в графи­ческом виде, сделать выводы.

10. Подобрать иллюстративный материал (рисунки, фото) с под­писями — что изображено.

11. Составить план исследования и провести его, обработать ре­зультаты, представить в графическом виде.

12. Составить вопросы для интервью со специалистом, провести ин­тервью и сделать выводы.

13. Дать краткое содержание и привести свои выводы по материа­лу радио-, телепередачи на тему (указать дату, название программы).

14. В кратком виде изложить, чем был полезен информационный поиск, чему удалось научиться, что особенно удивило и заинтересовало.

15. Проверить, есть ли в портфолио выводы, ссылки на источники информации.

Оценка работ школьников или студентов в рамках портфолио. Этот вопрос достаточно сложен. Во-первых, возникает проблема обя­зательного минимума и необязательного максимума элементов для оценки;

во-вторых, распределения «веса» оценки между различными элементами портфолио: какой элемент более значим в общей оценке, какой — менее весом;

в-третьих, возникает противоречие между направленностью порт­фолио на качественно-количественную оценку и требованием государ­ственного образовательного стандарта или образовательной про­граммы.

В качестве возможного варианта решения этой проблемы содер­жание учебного портфолио рекомендуется разбить на следующие ка­тегории:

• обязательные: промежуточные и итоговые письменные само­стоятельные и контрольные работы;

• поисковые: выполнение сложных проектов (как индивидуаль­ных, так и в малых группах), исследование сложной проблемы, реше­ние нестандартных задач повышенной сложности;

• ситуативные: приложение изученного материала в практиче­ских ситуациях, для решения прикладных задач, выполнения графи­ческих и лабораторных работ;

• описательные: ведение дневника, написание рефератов, сочи­нений, тезисов и др.;

• внешние: отзывы преподавателей, однокурсников, родителей, а также проверочные листы, результаты тестов и других видов конт­рольных работ.

Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам внутри каждой категории. Примерное распределение общей оценки может выглядеть следующим образом: обязательная категория — 40%, поисковая — 30%, ситуативная — 15%, описательная — 10%, внешняя — 5%. Вполне оче­видно, что в каждом конкретном опыте приведенные выше катего­рии и процентное распределение общей оценки будут варьироваться. Наша задача в данном случае заключается в том, чтобы задать ориен­тир и показать примерный вариант того, как это можно сделать на прак­тике.

Критериями оценки могут быть:

• уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);

• сформированность умения решать типичные задачи;

• сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решать прикладных задач и т.д.);

• степень развития коммуникативных умений (умение работав в малых группах, выступать с докладами);

• умение четко и аргументированно излагать свою мысль;

• грамотность в оформлении текстов и решений задач, умелой использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.;

• сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).

Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии. Здесь так же, как и в случае с процентным распределением общей оценки, нет жестких рецептов, а, напротив, есть простор для творческой инициативы и педагогической импровизаций с точки зрения итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему.

Самый высокий уровень. Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью реализации основных категория и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о приложении больших усилий и очевидном прогрессе субъекта образовав тельного процесса по уровню развития его мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к процессу освоения учебной программы. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.

Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения субъекта образовательного процесса, но в отличие от предыдущего в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность, отсутствовать творческий элемент в оформле­нии текстов.

Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент делается на оценке обязательной части. Поэтому могут отсут­ствовать свидетельства развития творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке конк­ретной дисциплины (как устном, так и письменном).

Слабый уровень. Это портфолио, по которому трудно сформировать общее представление об учебных достижениях субъекта. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, дельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.

Существуют другие варианты оценки портфолио:

• оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;

• оцениваются по заданным критериям только части портфолио (обязательные рубрики);

• оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее ариф­метическое;

• оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;

• портфолио не оценивается; субъект сам выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену или формой проведения зачета или экзамена;

• оценивается не только портфолио, но и качество его презента­ции.

 

Запуск портфолио

1. Мотивация: каждому субъекту должно быть понятно, зачем нужно выполнять портфолио.

2. Определение вида портфолио (может быть задан или выбран по желанию).

3. Сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, в библиотеке, на практике.

4. Общее количество рубрик, сколько из них обязательных.

5. Критерии оценивания.

6. Способы оценивания.

 

Возможные рубрики

«Теоретический монолог» — основные теоретические положения.

«Что бы это значило?» — понятийно-терминологический словарь.

«Размышления на тему...» — рефлексивный анализ по теме порт-Фолио.

«Письменные работы».

«Вредные советы».

«Статистика». «График-органайзер». «Цитаты и афоризмы». «Стимул к учебе: из личного опыта». «Мои открытия». «Творчество товарищей». «Где и когда я смогу использовать». «Банк гипотез».

«Диверсант» — аргументы и контраргументы на заданную «Девиз темы», «Эмблема темы», «Реклама темы». «Курьезы». «Исследования».

«Параллельные миры» — межпредметные связи. На какие вопросы необходимо ответить преподавателю перед началом работы с портфолио?

1. Каковы цели использования портфолио:

• сопровождает студента в течение всего обучения (от курс к курсу);

• элементы портфолио сопровождают студента в течение всего обучения (от курса к курсу);

• останется у студентов после составления;

• связано только с одной предметной областью;

• используется для возможной аттестации;

• используется студентом для рефлексии и саморазвития;

•используется студентом для самооценки;

• используется в работе с организациями, направляющими учебу или предоставляющими место для практики;

• оцениваются отдельные компоненты портфолио до завершения работы над целым;

• будет общая оценка портфолио состоять из оценок входящих него частей?

2. Из каких компонентов будет состоять портфолио: включать все изучаемые студентом темы; включать в портфолио только завершенные работы; выбирать для портфолио только лучшие работы; включать в портфолио все работы;

студенты сами или вместе с преподавателем определяют состав портфолио;

• должны в портфолио содержаться комментарии преподавате­лей;

• могут студенты взаимно помогать друг другу при отборе со­держания и структуры портфолио?

3. Каковы специфические компоненты, которые должны быть включены в портфолио:

• все виды самостоятельной работы;

• результаты проверочных работ, тестов, итоговых работ;

• результаты групповой работы (черновики, схемы и др.);

• результаты взаимопроверки;

• дневники;

• сценарии выступления на семинарах;

• печатные работы;

• описание процесса решения учебных задач;

• проекты;

• эссе;

• результаты информационного поиска;

• заметки, связанные с ходом выполнения учебных, научно-ис­следовательских, учебно-профессиональных работ;

• аудио- и видеоматериалы;

• схемы, рисунки, таблицы, диаграммы;

• авторские рисунки;

• картографический материал;

• результаты моделирования;

• вопросы студента к преподавателю;

• анкеты и результаты их обработки;

• отчеты об интервью;

• листы наблюдений;

• элементы самооценки;

• письма преподавателю, директору предприятия, другим лицам, архивные запросы, связанные с содержанием портфолио;

• наполнение содержания темы по выбору;

• сценарии дебатов;

• ситуационные задания и объемные кейсы (созданные студен­том или решенные им);

• веб-квесты;

• компьютерные программы;

• описание лабораторных экспериментов;

• материалы полевых, педагогических и иных практик;

• грамоты, сертификаты, гранты и т.д.?

4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио:

• периодическое проведение мини-конференций по портфолио

в течение обучения;

• оценка портфолио целиком на основании критериев, сформу­лированных преподавателем;

• оценка частей портфолио, отобранных преподавателем;

• периодическая презентация студентом процесса работы над портфолио в течение семестра;

• предъявление частей или целого портфолио и их оценивании в следующем семестре;

• использование портфолио при приеме студента на работу;

• самооценка портфолио самим студентом?

5. Как будет выглядеть портфолио:

• требования к оформлению;

• соответствие содержания оглавлению, выбору рубрик;

• объяснение выбора темы портфолио;

• письменное введение в каждую часть, рубрику, главу и выводы по каждой части;

• самооценка портфолио самим студентом по особому плану или без него;

• оценка полезности произведенной студентом деятельности по подготовке портфолио;

• письмо студенту от преподавателя, руководителя практики, других студентов с рекомендациями, пожеланиями, оценкой, поддержкой, обратной связью?

6. Как будет происходить обсуждение портфолио:

студент - преподаватель;

студент - студент;

студент - малая группа;

студент одного курса — студент другого курса;

студент — представитель организации, фирмы, предприятия;

студент - значимое лицо;

студент — социальное окружение;

организованная защита портфолио;

выставка портфолио;

конференция по портфолио;

дистанционная Конференция?

 

Варианты использования портфолио

в образовательном процессе

1. Отдельное занятие — презентация (защита) портфолио. Про­водится в конце семестра; портфолио является проблемным, может быть выполнено на определенную тему, раскрывать сущность экспери­мента, иллюстрировать процесс практики, содержать рефлексивные эле­менты. Зашита портфолио может быть формой итоговой аттестации студента.

2. Семинар с использованием элементов портфолио. Выставка непродолжительное обсуждение портфолио.

3. Занятие с использованием кейс-технологии, портфолио может создаваться по конкретному кейсу, включать как решение кейса, так и дополнительный материал, необходимый для его решения, весь кейс

полностью.

4. Занятие с использованием технологии «Дебаты» — создаются и используются портфолио команд и отдельных игроков (спикеров).

5. Дистанционное обучение. Портфолио выполняется при непо­средственном участии преподавателя, является результатом обучения.

6. Лекционное занятие. Портфолио может содержать материалы наблюдений, примеры, конспекты различных источников, к которым преподаватель будет направлять студентов в ходе лекции.

Основные преимущества портфолио

1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет пре­подавание, учение и оценивание, портфолио органически интегриру­ет эти три составляющие процесса обучения.

2. Позволяет объединить количественную и качественную оцен­ку учебных достижений посредством анализа разнообразных продук­тов его образовательной деятельности.

3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль субъектов образовательного про­цесса.

4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и ученика, преподавателя и студента с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в ходе освоения программы учебной дисциплины.

5. Портфолио дает возможность непрерывной оценки и самооцен­ки в условиях школьного или вузовского образования, которая сме­щает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям альтернативной оценки.

6. Портфолио легко интегрируются в профессиональные и слу­жебные системы оценки, что дает возможность раннего формирова­ния профессионально значимых умений студентов и способствует раз­витию их самостоятельности.

7. Портфолио показывают возможные направления обновления традиционной системы оценивания в школе и вузе.

 

Основные недостатки портфолио

1. Внедрение данной технологии требует большой систематиче­ской работы по повышению квалификации преподавателей, форми­рованию их готовности одобрить и принять эту новацию.

2. Внедрение портфолио требует как от преподавателя, так и школьников и студентов новых организационных и познавательных умений.

3. Портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания образовательных достижений.

4. Высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса проверки и оценки.

5. Возможность формализма в оценке и самооценке образовательных достижений.

6. Организационные трудности, связанные с необходимость дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио.

Приведем примерный план долгосрочного портфолио (портфолио достижений и рефлексии) преподавателя.

Портфолио преподавателя Фамилия Имя Отчество. Общие сведения о преподавателе (резюме): ФИО; дата рождения; образован: специальность; степень, звание; стаж работы; педагогический ста награды.

 

Содержание портфолио

1. Документы, регламентирующие работу преподавателя.

2. Творческое резюме.

2.1. Направление, тема научных исследований.

2.2. Совершенствование педагогического и методического мастерства (курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, внут­рифирменное обучение).

2.3. Учебно-методическая деятельность (курсы, темы, программы, материалы к отдельным занятиям).

2.4. Авторские методики, освоение и реализация инновационных подходов к преподаванию конкретной дисциплины.

2.5. Публикации, доклады, участие в конференциях и выступления на них.

3. Диагностика у спешности преподавателя (материалы по анализу, оценке и самооценке преподавателя).

3.1. Предпочитаемые стили педагогической деятельности.

3.2. Особенности педагогического общения.

3.3. Качество образовательного процесса (анализ работы за пять лет: итоги аттестации студентов, учебная нагрузка, программный банк; использование современных технологий; результаты проектной дея­тельности студентов и т.д.).

4. Отзывы.

4.1. Отзывы коллег, руководства, студентов о преподавательской деятельности.

4.2. Рецензии на статьи, экспертные заключения.

4.3. Заключение о качестве выполненной работы (научной, иссле­довательской, методической).

5. Воспитательная деятельность преподавателя.

5.1. Работа вне сетки обязательных занятий.

5.2. Индивидуальная работа со студентами. Научное руководство, тьюторство.

5.3. Использование новых технологий в воспитательной деятель­ности.

6. Итог (оценивание портфолио независимыми экспертами или самим преподавателем).

6.1. Интересные моменты портфолио.

6.2. Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказа­тельнее, глубже).

6.3. Перспективы и направления дальнейшей деятельности.

6.4. Оценка портфолио.

6.5. Главный вывод по всему портфолио.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с конкретным портфолио. Оцените его при использо­вании любого из приведенных далее шаблонов трансфертного листа.

1)

Я считаю, что... Особенно удачным является...
В то же время я посоветовал бы... Не кажется ли вам, что...
2)
положительно советы вопросы
       

 

3)

мнение уточнение вопросы
   
Интересные впечатляющие моменты Темы, которые наиболее хорошо раскрыты Общие советы Главные выводы
         

 

2. Разработайте свое портфолио по любой теме; выберите не менее пяти рубрик. Объем портфолио — не более семи страниц текста (13-й шрифт, полуторный интервал).

 

Литература

1. Идиатуллина ЭД. Портфолио учителя // Справочник руководителя ОУ. 2004. № 6.

2. Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые 8-е изд. М., 2005.

3. Пейн СДж., Чошанов М. Учебные портфолио — новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. 2000. № 1.

 

ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ

Портфолио — это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе.

Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у студентов навыков методической работы с различными вида­ми учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии.

В портфолио могут входить разные виды информации:

• одноплановые (контрольные работы, тесты);

• разноплановые (домашние работы и тесты, сочинения, лабо­раторные работы, видео- или аудиозаписи, проекты и т.д.).

Функции портфолио в образовательном процессе:

1) диагностическая — позволяет показать те аспекты развития студента, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении;

2) целеполагания — развивает у студента умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность;

3) мотивационная — способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету за счет включения разнообразных учебных заданий (творческих, инновационных, юмористических);

4) информационная — помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по изучаемой теме, создать целостное представление об изучаемом пред­мете;

5) оценивания — дает возможность получения обратной связи и включения процессуальной оценки, раскрывающей не только резуль­тат, но и характер его достижения;

6) контролирующая — позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом.

В ходе создания портфолио формируется не только профессио­нальная, но и методическая компетентность. Портфолио способствует Организации студентом собственной учебной деятельности, развитию навыков самообучения, оценке перспективы профессионального роста, определению динамики учебно-познавательной деятельности, опреде­лению трудностей в усвоении учебного материала по изучаемому пред­мету.

Портфолио можно использовать на разных этапах обучения в вузе.

На начальных этапах обучения (1—2-й курсы) в высшей школе, когда происходит становление понятийного аппарата и овладение фун­даментальными основами профессионального знания, при создании портфолио акценты расставляются на работе со справочной литерату­рой, монографиями, создании рубрик, направленных на проработку различных научных концепций и их терминологического поля.

На старших курсах (3—5-й курсы) создание портфолио имеет больше практическую направленность. Здесь основное содержание представляет работа с эмпирическими данными, со способами и тех­нологиями решения проблем.

Наилучшие результаты по внедрению портфолио в структуру образовательного процесса дает обучение преподавателей технологии его создания. Подобный семинар, рассчитанный на четыре часа, рас­крывает процедуру создания портфолио, его содержание, процедуру оценивания. Он позволяет преподавателям осознать место и значение технологии портфолио среди других обучающих средств.

Работа на семинаре может быть организована поэтапно. В конце каждого этапа предусматриваются практические задания для препо­давателей.

 

Этапы обучающего семинара

«Технологии создания портфолио»

 

Й этап — ориентационный.

Цель — знакомство с видами портфолио, их содержанием.

В настоящее время в педагогической литературе различают не­сколько видов портфолио: документов; процесса; показательное (пре­зентационное); рабочее (работ); оценочное; тематическое, проблемное.

Знание и понимание различных видов портфолио дает возмож­ность расставить образовательные акценты в обучении студентов.

Портфолио документов содержит портфель сертифицированных (документированных и оцененных) индивидуальных образовательных достижений. Он представляет собой систематизированный набор ат­тестационных работ студента по данному курсу. Создается в течение всего периода изучения дисциплины и представляется преподавателю перед итоговым оцениванием.

Преимущества: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга студента. Ограничения: дает представление только о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития студента, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. а

Портфолио процесса отражает все фазы и этапы обучения, включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки в ходе выполнения какого-либо учебного задания.

Преимущества: способствует развитию навыков профессиональной рефлексии. Ограничения: сложность в выработке объективны:, критериев оценивания предоставляемых работ.

Показательное портфолио включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения студентом и преподавателем. Обязательным требованием является полная и всесторонняя презен­тация работы. Входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотогра­фии, электронные версии работ.

Преимущества: демонстрация творческих способностей студен­тов. Ограничения: отсутствует возможность проследить динамику про­цесса.

Рабочее портфолио включает коллекцию работ, собранных за

определенный период обучения, для демонстрирования прогресса сту­дента в какой-либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики. В него могут быть включены различные творческие и проектные работы студента, а так­же описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участия в научных конференциях, конкурсах, семинарах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортив­ных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, ориентированности на выбранный курс и др. Он оформ­ляется в виде своеобразной «творческой книжки» студента с прило­жением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Преимущества: дает широкое представление об учебной динамике по изучаемому предмету. Ограничения: представляет широкий массив информации, который трудно систематизировать и оценить, в связи с чем требует четкой регламентации и уточнения целей, процедуры и критериев оценивания.

Оценочное портфолио включает в себя характеристики, отражающие отношение студента к учебной деятельности. В его состав могут ходить тексты заключений (о качестве выполненной работы), резюме ("подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений), эссе, рецензии (на статью), рекомендательные письма, отзывы (о выступлении на научно-практической конференции), напи­санные как самим студентом, так и преподавателем или однокурсни­ками.

Преимущества: дает возможность студенту осознать качество вы­полняемой учебной деятельности и наметить пути для саморазвития. Ограничения: сложность учета собранной информации.

Тематическое портфолио включает в себя материалы, которые отражают цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы. В него входят работы студентов в рамках той или иной темы курса (модуля).

Преимущества: дает возможность глубокой и детальной проработ­ки отдельной темы. Ограничения: дискретность предоставляемой ин­формации, ее выпадение из общего контекста курса. Чем более кон­кретной теме посвящено портфолио, тем больше происходит его трансформация в кейс.

Практическое задание для преподавателей. Выбрать один из ви­дов портфолио, который можно дать студентам в рамках преподавае­мой дисциплины, и придумать варианты тем для его содержания. Об­суждение происходит в группе. Каждый член группы дает экспертную оценку использования данного вида портфолио в своей учебной дис­циплине.

Й этап — запуск портфолио.

Цель — рассмотреть процедуру включения портфолио в учебный процесс.

Запуск портфолио включает в себя несколько шагов. Вначале происходит подробное обсуждение со студентами новой формы учеб­ной работы и процедуры его создания: Каковы цели использования портфолио? Из каких компонентов оно будет состоять? Какие спе­цифические моменты должны быть отражены в нем? Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Как оно будет выгля­деть? Как будет происходить его обсуждение и оценивание?

Определить вид создаваемого портфолио, сроки его сдачи и вре­мя работы над ним, общее количество рубрик, критерии и способы оценивания.

В ходе обсуждения возможно согласование организационных форм оценивания портфолио: студент — преподаватель, студент — студент, организованная «защита» портфолио, выставка портфолио, конференция портфолио, интернет-конференция.

В качестве усиления мотивации студентов рекомендуется введение бонусов и рейтинга по результатам работы, которые будут учитываться на итоговых зачетных занятиях.

Далее студентам дается ориентировочная основа для формирования портфолио, которая оговаривает его структуру — три обязатель­ных для каждого портфолио элемента:

• сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания документа;

• содержание или оглавление;

• самоанализ и взгляд в будущее.

Более подробный состав портфолио зависит от его вида. Тем не менее преподавателю следует заранее продумать возможные рубрики, варианты учебных и творческих работ, которые являются обязательными и дополняющими. В связи с этим следует обсудить со студентами конкретные компоненты портфолио.

1. Нужно ли включать работы по всем изучаемым темам курса?

2. Нужно ли включать в портфолио все работы (и удачные и - не очень?) Или выбирать только лучшие работы?

3. Нужно ли включать в портфолио только работы, имеющие законченный вид?

4. Насколько свободен состав документов портфолио, можно ли определять его самостоятельно или придерживаться содержания, заданного преподавателем?

5. Могут ли студенты давать друг другу советы относительно со-.1 держания и структуры портфолио?

Нужно далее перечислить студентам возможные рубрики портфолио; оговорить их общее количество, выделить обязательные и дополнительные; кратко отметить, какое именно содержание должно быть в них представлено. Затем объясняется примерный перечень работ, которые могут войти в портфолио. К ним относят следующее.

Органайзер (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гис­тограммы), который систематизирует как теоретический (сравнитель­ный анализ концепций и подходов к изучаемой проблеме, «дерево по­нятий» по теме и т.д.), так и практический (результаты исследований, примеры решений профессиональной задачи и т.д.) материал.

Лист наблюдений (за какими-либо процессами, которые произошли за время работы).

Рефлексивные журналы (описание процесса решения учебных задач, краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ, рефлексия общих закономерностей своего обучения).

Дневник обучения в ходе изучаемого курса, предмета, семестра. Постановка и обоснование целей обучения по данному курсу. Результаты групповой работы в ходе семинаров (черновики, схемы).

Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудио-фрагменты.

Схемы индивидуальных и групповых проектов.

Курсовые проекты.

Письменные работы.

Описание лабораторных экспериментов.

Самооценка по итогу выполненной работы.

Анкеты (об отношении к какой-либо теме и пр.).

Отчеты об интервьюировании других.

Творческие тематические задания.

Публикации (статьи, тезисы).

Вопросы, возникающие у студента в процессе учебной работы.

Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов.

Видеофрагменты.

Компьютерные программы.

Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.

Практическое задание. Разработать и составить рубрики для пор­тфолио в рамках преподаваемой дисциплины. Обсуждение проходит в парах, где каждый из партнеров обменивается придуманными руб­риками и оценивает возможность выполнения данного вида заданий.

3-й этап — создание и оформление портфолио.

Цель — раскрыть последовательность выполнения заданий для портфолио, определить форму организации материалов и их оформ­ление.

Традиционно портфолио оформляется в виде пластиковой папки с прозрачными файлами, в каждый из которых вкладывается информа­ция из отдельного информационного источника. В ходе создания порт­фолио студенты должны пользоваться разнообразными источниками.

Примерная стратегия разработки материалов для портфолио выглядит следующим образом:

1) сделать вырезки из газет и журналов по теме;

2) произвести выборку из статей интернет-сайтов, научных жур­налов;

3) прочитать монографию, сделать ее конспект, тезисы;

4) составить словарь научных понятий (пользуясь справочной литературой);

5) прочитать рекомендуемую литературу к курсу и составить опорный конспект;

6) подобрать иллюстративный материал (графики, диаграммы) коротко описать их;

7) предоставить статистический материал исследований, его анализ;

8) составить вопросы и провести интервью со специалистом, представить его текст;

9) составить анкету (десять вопросов), провести опрос, составить и обработать результаты, представить в графической форме;

10) выписать отрывок из художественной литературы, обосновать выбор;

11)запись и конспектирование теле- и радиопередачи или дру­гих аудио- и видеоматериалов, составление аннотации к ним.

Практическое задание: содержательный разбор материалов порт-фолио. Микрогруппам (три-четыре человека) раздаются готовые портфолио, которые подробно анализируются. Составляется краткая рецензия каждого портфолио. Группа знакомит остальных слушателей с результатами изучения портфолио.

4-й этап — оценивание портфолио.

Цель заключительного этапа — знакомство с критериями оценки материалов портфолио.

Преподаватель должен дать точные критерии, по которым будет происходить аттестация выполненной работы. Кроме того, возможен вариант, когда система оценки создается совместно со студентами.

При оценивании следует учитывать, что есть «традиционные»» требования к портфолио и специфические, отражающие характер подачи материала. В качестве общих критериев выступают следующие:

1. Раскрытие темы курса.

2. Разнообразие методологических, праксиологических, теоретических конструкций в качестве основы решения учебно-познавательных задач.

3. Глубина анализа материала при решении профессиональных задач.

4. Уровень систематизации и интеграции изучаемого явления в единую профессиональную схему.

5. Наличие в работе собственных идей и перспектив развития конкретной профессиональной задачи в других профессиональных областях.

6. Обоснованность выбранной концепции и собственной точки зрения в выполненной работе.

7. Собственная позиция при решении профессиональных задач.

8. Доказательность утверждений.

9. Оценка эффективности выполнения работы. Специфическими критериями оценивания являются:

• качество презентации (степень обоснованности материала, до­казательности выводов и заключений, способ подачи материала (язык, стиль и др.), соответствие правилам оформления работы);

• использование исследовательских методов работы;

• наличие обязательных рубрик.

Портфолио оценивается целиком, хотя каждая из частей может иметь свой аттестационный рейтинг, который характеризует общий вес рубрики п


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.388 с.