Схема этапов психодиагностического процесса — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Схема этапов психодиагностического процесса

2017-05-18 582
Схема этапов психодиагностического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этапы психодиагностического процесса в своей совокупности образуют «модель общего способа решения типовых проблемных ситуаций», которая в самом общем виде отражает структурную целостность процесса диагностики путем явного задания всех взаимодействующих компонентов этого процесса.

1. Этап описания состояния объекта психодиагностики на феноме­нологическом уровне, куда входит:

а) ознакомление с запросом; б) определение соответствия данного конкретного случая компетенции специалиста; в) сбор данных с целью уточ­нения жалоб, проблем, запроса; г) создание феноменологического описания объекта психодиагностики; д) оценка функционального состояния системы объекта психодиагностики и формулировка проблемной ситуации.

Формулирование проблемной ситуации достигается за счет сбора и си­стематизации разнообразной информации о человеке и истории развития про­блемы в его собственном понимании, которая включает:

• описание затруднений, противоречий, конфликтов и процесса их воз­никновения — проблемный анамнез;

• детальное выяснение внутрисемейных отношений, ролевых позиций членов семьи, лидерства родителей, их воспитательных установок, определе­ние типа воспитания в семье и т.д. — семейный анамнез;

• представление о себе, своих психических состояниях, свойствах и процессах, влияющих (или способных влиять) на характер внешних прояв­лений, историю их становления и развития (например, особенности рожде­ния, развития в раннем, школьном, подростковом возрасте и т.д.), — личный анамнез;

• информацию о внешних проявлениях деятельности, которая в дан­ный момент времени для диагностируемого выступает в качестве ведущей или значимой относительно обсуждаемого вопроса (проблемы), — учебный, иг­ровой, профессиональный анамнез.

Основными методами сбора и систематизации информации выступают свободный рассказ, наблюдение и расспрос.

2. Выдвижение гипотез о психологических причинах, вызвавших ус­тановленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.

Наибольшая трудность этого этапа состоит в том, что он разворачивает­ся в самом начале диагностического поиска, в условиях существенной непол­ноты информации, а часто и при отсутствии четко обозначенных специфи­ческих признаков (симптомов) рассматриваемого явления.

Основой для выдвижения гипотез служат знания о типичных особенно­стях функционирования психической системы, имеющиеся у специалиста до проведения диагностики. Информация, сообщенная родителями, воспитате­лями и даже учителями на житейском уровне, переводится в профессиональ­ную систему понятий. Таким образом, на этом этапе психодиагностического процесса происходит так называемое субъективное «перекодирование». На­ступает как бы переломный момент: если раньше рассуждения шли от след­ствия к причинам, то теперь — от возможных причин к следствию, проверке гипотез.

Этап выдвижения гипотез представляет собой момент превращения те­оретических знаний о сущности психической системы и феноменологической специфике ее индивидуального функционирования в действия по эмпиричес­кой проверке предполагаемых психологических оснований возникшей про­блемы.

3. Этап проверки гипотез, который включает в себя:

а) выбор средств для проверки гипотез(ы), например психодиагности­ческих методик или анализ продуктов деятельности; б) процедуру измерения и оценки актуального состояния психической системы или ее различных элементов; в) интерпретацию результатов психологического обследования с точки зрения нормы.

Стратегия, с помощью которой осуществляется проверка выдвинутых гипотез и накопление диагностческой информации, имеет два варианта.

Первый вариант предполагает применение батареи психодиагно­стических методик в виде некоторого стандартного (привычного для специа­листа) набора. Этот способ позволяет, с одной стороны, получить общую кар­тину психологического развития, в соответствии с которой возможно проведение последующей верификации выдвинутых гипотез, а с другой — вы­делить не только предполагаемые причины возникших нарушений, но и другие особенности, которые не были учтены на предыдущем этапе как психологи­ческие детерминанты проблемы. Его недостаток — в громоздкости. Он требу­ет значительного количества времени, не гарантируя адекватности результа­тов проверки.

Второй вариант — подбор диагностических процедур в строгом соот­ветствии с выдвинутыми гипотезами.

Разумеется, возможен и промежуточный вариант, включающий элемен­ты обеих стратегий.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.