Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-05-18 | 427 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рассказ клиента очерчивает круг проблем и «мишеней», требующих дополнительного анализа. У нас возникают предположения о психических причинах возникшего благополучия и направление, в котором следует двигаться, чтобы прийти к диагностическому решению, поскольку уже на этом этапе мы имеем признаки, характеризующие проблему.
Теперь мы можем их уточнить и выявить так называемые отрицательные признаки, которые хоть и отсутствуют, но являются характерными для рассматриваемой проблемы. Для этого используется процедура расспроса.
Расспрос представляет собой осмысленное и целенаправленное выявление максимально возможного количества признаков, способных подробно и содержательно описать изучаемую проблему или явление. Это еще один шаг для формирования субъективного образа реальной проблемы.
Необходимость расспроса связана с установлением взаимосвязей с различными факторами, способными повлиять на возникновение проблемной ситуации (семья, биографические данные, события в жизни и т.п.), поскольку также взаимосвязи показывают, что каждая проблема не может находиться вне времени и пространства, т.е. всегда существуют ситуации, служащие актуализацией проблемы.
Основное ограничение, связанное с расспросом, — формулирование прямых подсказок и вопросов, так или иначе связанных с причинными основаниями проблемы, волнующей человека. Например: «...и обычно в этой ситуации вы реагируете агрессивно?.. чувствуете раздражение и обиду... стараетесь уйти от проблемы?», т.е. таких вопросов, которые могут внушить ощущение и переживание, на самом деле не имевшее места и нетипичное для человека. В этом случае диагност оказывается в плену собственных вопросов и заблуждений клиента.
|
Избежать подобных ошибок поможет позиция «активного слушания» и владение различными видами вопросов, позволяющих развернуть диагностический процесс.
Упражнение 7. Учимся слушать и слышать.
Примечание для тренера. Обычно аудитория, для которой организуется тренинг диагностического мышления, является достаточно информированной о «позиции активного слушания». Но на практике большая часть имеет только представления и мало опыта. Правильно, если каждый участник перед практикой расспроса потренируется в активизации данной техники. Это не только настроит аудиторию на диагностический диалог, но и выступит основой его безопасности в дальнейшем.
Перед началом работы в парах необходимо организовать демонстрацию, в ходе которой тренер помогает поддерживать «консультанту» позицию «активного слушания».
Разобьемся на пары. Определитесь, кто в вашей паре консультант, а кто — клиент. Тема для обсуждения, с которой начинается диалог: «Из опыта своих родителей я научился...» Алгоритм диалога:
1-й шаг — «послание». Партнер высказывается на заданную тему. Когда он закончит, проверьте точность услышанного. Консультант: «Ты сказал(а)... (повторяет сказанное). Я правильно услышал(а) тебя? Что-нибудь еще?».
2-й шаг — «получение». Клиент подтверждает (не подтверждает). В случае необходимости изменяет, дополняет сообщение. Консультант снова проверяет точность услышанного.
Второй шаг повторяется до тех пор, пока на вопрос «Что-нибудь еще?» клиент не ответит, что больше ему добавить нечего, и не подтвердит правильность услышанного.
3-й шаг — «резюме». Консультант подводит итог всему, что услышал. «Проверим, все ли я услышал. Ты сказал(а), что... (резюмируется сказанное). Это так? Я все услышал(а)?»
Клиент проверяет точность: «Да, ты все услышал правильно!» В случае необходимости еще раз уточняет то, что пропустил консультант, повторяя 3-й шаг.
|
4-й шаг — «придание смысла сообщению». Консультант: «То, что ты сказал, очень важно (имеет смысл, основание и т.д.), поскольку...».
Консультант ориентируется на вербальные и невербальные сигналы партнера, подтверждающего, что тот смысл, который консультант вкладывает в понимание услышанного, соответствует его позиции.
5-й шаг — «сопереживание». Консультант: «Я представляю, что ты чувствовал(а) (ты чувствовал(а), что тебя критикуют, тебе было волнительно, обидно, тяжело, больно, трудно говорить об этом и т.д.)... Это так?»
Если конгруэнтность чувств не была установлена, партнер сам рассказывает о своих чувствах.
Примечание для тренера. После демонстрации сначала партнеры обсуждают свои впечатления, затем вся группа. Работа в парах также заканчивается общим обсуждением и самооценкой результатов и выражением своих впечатлений.
Упражнение 8. Стратегия правильного расспроса (беседы, интервью) — главная предпосылка диагностики.
Когда проблема сформулирована, необходимо уточнить содержание актуального конфликта. Для этого существует несколько видов вопросов.
Прямые — «Ты боишься боли?» (помогают четко определить проблемную зону, но не включают элемент беседы, они могут прерывать диалог).
Косвенные — «Что ты делаешь, когда бывает больно?».
Проективные (отнесение к группе и идентификация) — «Что напоминает тебе эта ситуация?».
Вопросы движения вперед — «И что ты делаешь дальше?», «И когда ты стоишь, что происходит вокруг (с тобой), кто находится рядом, что ты хочешь сделать с этим?».
Стратегия расспроса включает в себя: а) анализ условий проблемной ситуации; б) анализ поведения человека в этой ситуации (идентификация факторов). Ее реализация может происходить на основе различных технологий. Некоторые технологии построения диагностической беседы приведены в приложении 2.
В ходе расспроса мы получаем широкий спектр признаков, которые необходимо идентифицировать в соответствии со сформулированным ранее противоречием. Дополнительная информация должна либо подтвердить, либо опровергнуть сформулированную проблему и подвести к выдвижению гипотез психологических причин возникшего неблагополучия.
Возвращаемся в пары.
Обсудите, исходя из сформулированного вчера противоречия, план расспроса. Уточните, используя необходимые техники, проблему более глубоко, разберитесь в имеющихся и необходимых признаках. Продолжите рассказ расспросом.
Выясните проблемные способы поведения, проблемные чувства, дисфукциональные мысли, стереотипы, установки.
Когда работа завершится, поднимите руку, я подойду (идет обсуждение того, что происходило).
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!