Я часть. Учимся собирать информацию. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Я часть. Учимся собирать информацию.

2017-05-18 427
Я часть. Учимся собирать информацию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассказ клиента очерчивает круг проблем и «мишеней», требующих дополнительного анализа. У нас возникают предположения о психиче­ских причинах возникшего благополучия и направление, в котором сле­дует двигаться, чтобы прийти к диагностическому решению, поскольку уже на этом этапе мы имеем признаки, характеризующие проблему.

Теперь мы можем их уточнить и выявить так называемые отрица­тельные признаки, которые хоть и отсутствуют, но являются харак­терными для рассматриваемой проблемы. Для этого используется про­цедура расспроса.

Расспрос представляет собой осмысленное и целенаправленное выявление максимально возможного количества признаков, способных подробно и содержательно описать изучаемую проблему или явле­ние. Это еще один шаг для формирования субъективного образа реаль­ной проблемы.

Необходимость расспроса связана с установлением взаимосвязей с различными факторами, способными повлиять на возникновение проблемной ситуации (семья, биографические данные, события в жиз­ни и т.п.), поскольку также взаимосвязи показывают, что каждая про­блема не может находиться вне времени и пространства, т.е. всегда су­ществуют ситуации, служащие актуализацией проблемы.

Основное ограничение, связанное с расспросом, — формулирова­ние прямых подсказок и вопросов, так или иначе связанных с причин­ными основаниями проблемы, волнующей человека. Например: «...и обычно в этой ситуации вы реагируете агрессивно?.. чувствуете раз­дражение и обиду... стараетесь уйти от проблемы?», т.е. таких вопросов, которые могут внушить ощущение и переживание, на самом деле не имев­шее места и нетипичное для человека. В этом случае диагност оказыва­ется в плену собственных вопросов и заблуждений клиента.

Избежать подобных ошибок поможет позиция «активного слуша­ния» и владение различными видами вопросов, позволяющих развер­нуть диагностический процесс.

Упражнение 7. Учимся слушать и слышать.

Примечание для тренера. Обычно аудитория, для которой организу­ется тренинг диагностического мышления, является достаточно информи­рованной о «позиции активного слушания». Но на практике большая часть имеет только представления и мало опыта. Правильно, если каждый учас­тник перед практикой расспроса потренируется в активизации данной тех­ники. Это не только настроит аудиторию на диагностический диалог, но и выступит основой его безопасности в дальнейшем.

Перед началом работы в парах необходимо организовать демон­страцию, в ходе которой тренер помогает поддерживать «консультан­ту» позицию «активного слушания».

Разобьемся на пары. Определитесь, кто в вашей паре консультант, а кто — клиент. Тема для обсуждения, с которой начинается диалог: «Из опыта своих родителей я научился...» Алгоритм диалога:

1-й шаг — «послание». Партнер высказывается на заданную тему. Когда он закончит, проверьте точность услышанного. Консультант: «Ты сказал(а)... (повторяет сказанное). Я правильно услышал(а) тебя? Что-нибудь еще?».

2-й шаг — «получение». Клиент подтверждает (не подтверждает). В случае необходимости изменяет, дополняет сообщение. Консультант снова проверяет точность услышанного.

Второй шаг повторяется до тех пор, пока на вопрос «Что-нибудь еще?» клиент не ответит, что больше ему добавить нечего, и не подтвер­дит правильность услышанного.

3-й шаг — «резюме». Консультант подводит итог всему, что услы­шал. «Проверим, все ли я услышал. Ты сказал(а), что... (резюмируется сказанное). Это так? Я все услышал(а)?»

Клиент проверяет точность: «Да, ты все услышал правильно!» В слу­чае необходимости еще раз уточняет то, что пропустил консультант, по­вторяя 3-й шаг.

4-й шаг — «придание смысла сообщению». Консультант: «То, что ты сказал, очень важно (имеет смысл, основание и т.д.), поскольку...».

Консультант ориентируется на вербальные и невербальные сигна­лы партнера, подтверждающего, что тот смысл, который консультант вкладывает в понимание услышанного, соответствует его позиции.

5-й шаг — «сопереживание». Консультант: «Я представляю, что ты чувствовал(а) (ты чувствовал(а), что тебя критикуют, тебе было вол­нительно, обидно, тяжело, больно, трудно говорить об этом и т.д.)... Это так?»

Если конгруэнтность чувств не была установлена, партнер сам рас­сказывает о своих чувствах.

Примечание для тренера. После демонстрации сначала партнеры обсуждают свои впечатления, затем вся группа. Работа в парах также заканчивается общим обсуждением и самооценкой результатов и вы­ражением своих впечатлений.

 

Упражнение 8. Стратегия правильного расспроса (беседы, интер­вью) — главная предпосылка диагностики.

Когда проблема сформулирована, необходимо уточнить содержа­ние актуального конфликта. Для этого существует несколько видов вопросов.

Прямые — «Ты боишься боли?» (помогают четко определить про­блемную зону, но не включают элемент беседы, они могут прерывать диалог).

Косвенные — «Что ты делаешь, когда бывает больно?».

Проективные (отнесение к группе и идентификация) — «Что на­поминает тебе эта ситуация?».

Вопросы движения вперед — «И что ты делаешь дальше?», «И ког­да ты стоишь, что происходит вокруг (с тобой), кто находится рядом, что ты хочешь сделать с этим?».

Стратегия расспроса включает в себя: а) анализ условий проблемной ситуации; б) анализ поведения человека в этой ситуации (идентификация факторов). Ее реализация может происходить на основе различных технологий. Некоторые технологии построения диагностической беседы приве­дены в приложении 2.

В ходе расспроса мы получаем широкий спектр признаков, кото­рые необходимо идентифицировать в соответствии со сформулирован­ным ранее противоречием. Дополнительная информация должна либо подтвердить, либо опровергнуть сформулированную проблему и под­вести к выдвижению гипотез психологических причин возникшего неблагополучия.

Возвращаемся в пары.

Обсудите, исходя из сформулированного вчера противоречия, план расспроса. Уточните, используя необходимые техники, пробле­му более глубоко, разберитесь в имеющихся и необходимых призна­ках. Продолжите рассказ расспросом.

Выясните проблемные способы поведения, проблемные чувства, дисфукциональные мысли, стереотипы, установки.

Когда работа завершится, поднимите руку, я подойду (идет обсуж­дение того, что происходило).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.