По совершенствованию процесса запоминания — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

По совершенствованию процесса запоминания

2017-05-18 332
По совершенствованию процесса запоминания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тренинговые задания

Задание 1. Приступая к запоминанию текста, необходимо четко сформулировать цель.

Например: запомнить текст целиком, от начала до конца; запом­нить конкретные фрагменты, общий смысл, основные понятия в тек­сте, описание конкретных фактов, последовательность фактов и др.

Используйте разные формулировки цели и практически проверьте влияние четко сформулированной цели на качество содержания усво­енного материала.

Задание 2. Любой запоминаемый материал необходимо связать с имеющимися интересами и потребностями. Изучая материал, реко­мендуется отчетливо представить себе ситуацию, в которой этот мате­риал будет использоваться.

Попытайтесь связать изучаемую информацию с имеющимися у вас интересами и потребностями, например, связанными с бытовой жизнью, специальными интересами. Проведите трехминутную медитацию, пред­ставляя, например, как вы сообщаете данную информацию своим сокур­сникам и как при этом растет ваше самоуважение.

Задание 3. Читая текст, старайтесь сразу же выделять главное и второстепенное. Затем внутри главного материала четко зафиксируйте: имеет место развитие одной мысли или параллельно приводится не­сколько мыслей; как они соотносятся — как взаимодополнения или про­тивопоставления? Аналогично выделяйте и значение второстепенного материала: это пример, это конкретизация, это отступление и др. Даже такая простая градация улучшает запоминание.

Проведите анализ изучаемого текста в соответствии с методичес­кими рекомендациями.

Задание 4. Определите, к какому типу относится изучаемый вами текст: объяснительному, описательному, повествовательному. Каждо­му из этих видов текста присуща специфическая структура, и знание этой структуры, выявление ее в изучаемом тексте заметно повысят его запоминание.

Объяснительный текст направлен на доказательство или пояснение какой-либо закономерности или теории. Его структура включает:

• постановку проблемы (о чем идет речь);

• значение проблемы (для чего необходимо ее решение);

• описание предшествующих подходов (какими гранями выступила проблема и какие ее аспекты не исследованы);

• описание ранее использованных методов исследования (что с их помощью было исследовано ранее, а по каким вопросам методо­логия исследования не разработана);

• исходные положения (на чем основывается теория);

• выделение нового знания и его аргументация;

• описание и разворачивание нового знания (какие новые аспекты в связи с ним обнаруживаются);

• ограниченность подхода и перспективы его развития.

Задание. Прочитайте объяснительный текст и перескажите его, опираясь на приведенный выше план, выделите те пункты плана, по которым вы затруднились в изложении. Проведите анализ объяснительного текста по указанному плану. Графически изобразите струк­туру объяснительного текста, выделив как основные информационные единицы теоретические положения и то, что составило их аргументацию, на основе сочетания исходных положений. Научитесь схематизировать изучаемую информацию. Снова перескажите текст, руководствуясь планом и схемой. Проведите самооценку эффективности вашего I усвоения материала до и после анализа текста.

 

Описательный текст дает анализ какого-либо явления путем развернутого описания его видов, признаков, свойств, функций и т.д. В случае когда дается характеристика его видов, мы имеем дело с клас­сификацией. При запоминании такого текста необходимо, во-первых, выделить соотношение (соподчиненность или рядоположность) различ­ных видов явления и, во-вторых, четко зафиксировать отличительный. признак (или признаки) каждого его вида. Типичными ошибками при работе с подобными текстами являются нечеткое соотношение между информацией, относимой к разным видам, и неточная фиксация отли­чительных признаков каждого подвида.

Задание. При чтении описательного текста выделите основные информационные единицы, содержащие характеристики, признаки, | свойства, функции, этапы развития, а также факторы, способствующие их развитию или тормозящие его, взаимодействия факторов. Выделен­ные в тексте информационные единицы необходимо классифицировать сосредоточиться (ввести в вербализуемую цель запоминания) на конкретных информационных единицах и их связях (учитывать комфорт­ность объема запоминания в связи с индивидуальными особенностями памяти) и воспроизвести по памяти. Графически изобразите структуру описательного текста с учетом классов информации и их взаимосвя­зей. Сформулируйте вопросы по изучаемому тексту, в которых отражаются характеристики, свойства и т.д., позволяющие воспроизвести изучаемую информацию.

 

Повествовательный текст содержит информацию о различных действиях, событиях, преобразованиях «объекта». Рекомендуется по­следовательность преобразований «объекта» схематически располо­жить в естественной хронологии, несмотря на то, что в самом тексте информация может быть представлена в другом порядке (например, по степени ее важности или начиная с конца). Четкое построение схе­мы динамики развития позволяет выделить причинно-следственные связи между блоками информации.

Задание. Определите, сколько сюжетных цепочек отражено в по­вествовательном тексте, каковы их взаимосвязи и динамика развития. При анализе конкретного явления или события, отраженного в тексте, последовательно выделите то, что обнаружите в тексте: причины по­явления, вызванные им следствия, условия развития, этапы, что пред­шествовало, что препятствовало и т.д. Таким образом, подробно вы­стройте сюжетную цепочку. Если в тексте содержится несколько различных, связанных или не связанных между собой цепочек, то, про­следив каждую из цепочек, определите содержание их взаимосвязей. При анализе необходимо иметь в виду, что между информационными цепочками могут быть различные соотношения. Информации могут быть параллельно-несвязанными (косвенные взаимосвязи могут быть связа­ны с условиями развития событий, временем, местом и др.), параллель­но-связанными. Определение сути этих отношений обеспечивает ис­ключительно прочную фиксацию информации в памяти.

Примечание. На первых этапах освоения данной техники запоми­нания учебной информации на построение схем может уходить много времени. При этом рекомендуется возвращаться к чтению и анализу текста три-четыре раза. Однако после двух-трех недель такой деятель­ности выработается опыт схематизации информации, и вы обнаружи­те, что уже нет необходимости графически выполнять схему, схемати­зация будет происходить спонтанно по ходу чтения текста. Это и будет вашим эффективным инструментом для улучшения усвоения учебной Информации и общей тренировки памяти.

Рекомендованная техника в большей мере результативна для людей с преимущественно левополушарной стилистикой восприятия и обработки информации, т.е. с категориальной стилистикой работы с ин­формацией.

Облегченным вариантом составления схемы при изучении инфор­мации может быть составление плана. Это бывает полезным, если текст недостаточно связан, состоит из разнородных фрагментов. В тех слу­чаях, когда нет необходимости глубоко и точно запоминать текст, а вполне достаточно ограничиться знанием узловых моментов, целе­сообразно составить план.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.