Влияние типа детско-родителъских отношений на психическое развитие дошкольника. Работа психолога — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Влияние типа детско-родителъских отношений на психическое развитие дошкольника. Работа психолога

2017-06-13 389
Влияние типа детско-родителъских отношений на психическое развитие дошкольника. Работа психолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

дошкольного образовательного учреждения по оптимизации детско-родителъских отношений

Типы личности родителей:

1) пассивные;

2) избегающие проблем;

3) агрессивно-недовольные;

4) надменный интеллектуал.

Влияние типов личности родителей на психическое развитие де­тей. Проблема детско-родительских отношений в трудах представи­телей зарубежных и отечественных психологических школ (К. Род­жерс, В. В. Столин, А. Я. Варга, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер).

Выделяются 2 параметра влияния детско-родительских от­ношений на личность ребёнка:

1) отношение к ребёнку;

2) способность воздействия на ребёнка.

Родительская позиция как совокупность эмоционального ро­дительского отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителями и

способа поведения с ним.

Неадекватная родительская позиция как направленность на ускорение развития своего ребёнка, пассивность в плане собственно­го участия в его развитии, игнорирование его возрастных и индиви­дуальных возможностей.

Три плана взаимодействия с детьми (по А. С. Спйваковской), их сущность:

1) эмоциональный;

2) познавательный;

3) поведенческий.

Типы неблагополучных семей (по А. С. Спйваковской), их влияние на ребёнка:

1) семья - крепость;

2) семья - санаторий;

3) семья - третий лишний.

Типы детско-родительских отношений, их сущность, влияние на психическое развитие детей дошкольного возраста:

1) принятие - отвержение;

2) кооперация;

3) симбиоз;

4) авторитарная гиперсоциализация;

5) маленький неудачник. Иерархия семейных отношений:

1) супружеские;

2) детско-родительские;

3) детско-детские;

4) родственные.

Эти отношения оформляют тип семьи и её психологический климат.

Работа педагога-психолога по оптимизации детско-родительских отношений в ДОУ. Основные принципы данной рабо­ты. Комплексное использование психологом ДОУ методов и приёмов организации коррекционно-развивающей работы в процессе решения проблемы детско-родительских отношений.

Сущность и специфика проведения индивидуальной и группо-иой работы с родителями (конфиденциальность, психологическое просвещение, консультации, родительские и детско-родительские тренинги).

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 15.1. Виды психологического консультирования

Виды психологического консультирования (по Э. Шостром):

1) семейное консультирование;

2) консультирование по проблемам человеческих отношений на производстве и в сфере управления (деловое консультирование);

3) консультирование детей и их родителей (психо лого-педагогическое консультирование);

4) консультирование по проблемам ценностей.

Ограничение на ведение психологического консультирова­ния: не следует проводить психологическое консультирование спе­циалисту, имеющему проблемы в данной области или не имеющему самому опыт в этом аспекте жизнедеятельности.

Семейное консультирование

Общие законы формирования семьи и развития семейных взаи­моотношений:

1) в начале семейной жизни - идеализация друг друга, далее -взаимное охлаждение супругов;

2) временное взаимное охлаждение во взаимоотношениях суп­ругов после рождения первого ребенка (2-3 годы жизни) и восстанов­ление прежних отношений с 3-4-летнего возраста ребенка;

3) возникновение разногласий между супругами - норма, выход из разногласий — взаимные уступки (компромиссы), если этого нет, то конфликты усугубляются и способ их оптимального разрешения -развод;

4) каждый член семьи имеет одинаковые права, что влечет за собой принятие равного объема обязанностей (формат европейской семьи); ограничение прав или увеличение объема обязанностей ведет к напряжению и психологическому неблагополучию;.

5) знание специфических зон конфликтов в семье позволяет супругам достичь устойчивого баланса отношений, укрепляющего брак:

 

а) финансы — незрелость в распоряжении финансами одним или

двумя членами семьи;

б) социальная жизнь — ощущает ли один из супругов, что другой недостаточно понимает его социальные потребности;

в) отношения отцов и детей - испытывает ли один из супругов ревность из-за большей близости, существующей между другим суп­ругом и ребенком;

г) родственники супруга - являются ли супруги достаточно зре­лыми, чтобы отстаивать собственную независимость;

в) внебрачные отношения - какие потребности стремятся удов­летворить во внебрачных отношениях;

е) разный культурный уровень — осознание общего и общности

этой пары.

Деловое консультирование, или консультирование по проблемам человеческих отношений на производстве и сфере управления

Консультируя клиента, психолог должен сам хорошо знать дело, по поводу которого он консультирует клиента (например, производ­ственные конфликты в образовательных учреждениях). Если подоб­ный жизненный опыт отсутствует, то такой опыт надо приобрести до того, как приступить к проведению психологического консультиро­вания (посетить место работы клиента, ознакомиться с особенностя­ми производства в сходном по типу учреждении).

При отсутствии такой возможности следует открыто, не стесня­ясь, признаться, что в особенностях его профессии психолог разбира­ется недостаточно хорошо, а помощь в проведении данной консуль­тации окажут вопросы, которые он адресует клиенту:

1. Расскажите, пожалуйста, в самых общих чертах о своей работе.

2. Чем Вы конкретно занимаетесь?

3. В какие деловые связи и отношения по работе Вы обычно вступаете с окружающими людьми?

4. Как складываются Ваши личные взаимоотношения с теми людьми, с которыми Вы уже находитесь в самых тесных деловых свя-

зях?

5. Как Вы реально, официально и неофициально, зависите по работе от окружающих людей? Кому Вы непосредственно подчиняе­тесь? Кто находится в вашем личном подчинении?

6. Какие у Вас имеются служебные, официальные и неофици­альные возможности оказания влияния на людей? Каким образом Ваши коллеги по работе могут оказать на вас влияние?

7. Есть ли какие-либо правила, нормы поведения и взаимоотно­шений, которые давно сложились и более или менее строго соблюда­ются в Вашем трудовом коллективе? Если они есть, то в чем они со­стоят и кто их особенно активно поддерживает?

Деловому консультированию должен соответствовать и дело­вой характер взаимоотношений между психологом и клиентом: в практике проведения делового консультирования сам психолог-консультант должен вести себя как деловой человек. Тогда клиент сможет многому научиться на личном примере консультанта. Дело­вое поведение психолога-консультанта повысит доверие к нему со стороны клиента, который сам является деловым человеком и ценит соответствующие качества у других людей.

Деловой подход к проведению психологического консультиро­вания означает, что еще до начала консультации с клиентом должны быть полностью оговорены ее условия: время, место, ожидаемые ре­зультаты, стоимость.

Психолого-педагогическое консультирование, то есть консуль­тирование детей и родителей по проблемам коммуникации, обуче­ния, воспитания и развития

Психолог-консультант не имеет права проявлять свой негати­визм по отношению к клиенту, в особенности это касается подрост­ков и их родителей, обратившихся в психологическую консультацию.

При консультировании по психолого-педагогическим вопросам следует иметь в виду, что полностью и добросовестно выполнять ре­комендации психолога-консультанта не всегда будут именно те люди, кому персонально адресуются. Так, родителям часто приходится да-

вать рекомендации, которые на самом деле касаются их детей, а де­тям - советы, которые больше относятся к поведению их родителей (возможные реакции детей на педагогически неадекватное поведение их родителей по отношению к ним).

За консультацией к психологу может обратиться подросток с проблемой, которая порождена не им самим, а в общении с ним ок­ружающими его взрослыми людьми: родителями и учителями. Тогда проведение психологической консультации только с самим ребенком не сможет всерьез изменить сложившуюся ситуацию. Во-первых, подросток может еще не настолько глубоко понять, принять и пра­вильно реализовать в общении с взрослыми людьми те рекоменда­ции, которые ему дает психолог-консультант. Во-вторых, взрослые люди, неправильным поведением создающие проблему в общении с подростком, не всегда готовы прислушиваться к его мнению, особен­но если инициатива в исправлении сложившегося неблагополучного положения дел принадлежит подростку.

Для успешного решения проблемы необходимо системное, или многоканальное, психологическое консультирование, где практиче­ские рекомендации со стороны психолога получают все участники конфликтной или проблемной ситуации, и каждый из них знает, кто и какие рекомендации получил. В результате создается ситуация, в ко­торой каждый участник может не только следить за собой и другими, но и помогать им в выполнении полученных рекомендаций.

Ограничение: исключение - дети до младшего школьного воз­раста включительно как субъект психолого-педагогического воздей­ствия, когда практические рекомендации от психолога-консультанта получают взрослые: родители, учителя или воспитатели ребенка. Консультирование по проблемам ценностей Конфликты убеждений - источник многих тревог клиента. Ве­ра в Бога - одна из тем во многих вариациях консультирования. При отчуждении этой идеи в силу трагических обстоятельств клиента преследует мысль, как Он допустил такое? Попытка приближения и возвращения человека к Богу есть один из путей решения проблемы.

Разочарование в смысле и ценности жизни. Метод лбготерапйи помогает разочаровавшимся клиентам (Э. Шостром), так как челове­ческие затруднения решаются самостоятельно в процессе рассужде­ний и методами самораскрытия (психоанализ).

Помощь консультанта в вопросе о религиозных убеждениях клиента:

1) определить значимость религиозных чувств и убеждений для личностного развития конкретного клиента;

2) консультанту следует знать, как справляться с собственными религиозными проблемами, которые могут быть выявлены при реше­нии проблем клиента;

3) осознавать собственное вероисповедание;

4) рассматривать проблемы религиозных убеждений по анало­гии с любой другой (например, касающейся брака, работы, самовос­приятия);

5) если консультант находит, что его техники и взаимоотноше­ния не соответствуют потребностям клиента, тогда он может реко­мендовать обратиться к другому консультанту.

Проблемы привязанности

Привязанность включает высокую степень интимности: близ­кую дружбу, товарищество, брак. Из этого перечня лишь брак обес­печивает удовлетворение потребности в привязанности, так как в браке есть еще один человек, который заботится о самости другого. Однако многие мужчины и женщины чувствуют, что они должны де­лать выбор между семьей и работой. Консультанту нужно подчерки­вать необходимость оптимальной пропорциональности между рабо­той и семьей, ведущей к максимальному удовлетворению и продук­тивности клиента во всех этих сферах.

Тесно связанной с проблемой привязанности оказывается про­блема деперсонализации. В этой ситуации любящие люди оказыва­ются объектами манипулирования, купли и продажи, торговли, со­блазнения или использования. Консультант может помочь таким кли­ентам через обучение способам взаимоотношений, в которых клиент

может яснее видеть механизмы психологической защиты, что будет менее склонен рассматривать других людей в качестве объектов ма­нипулирования.

Моральные проблемы в широком смысле определяются как виды поведения, противоречащие установленным традициям общест­венного строя. Основные подходы консультанта в решении вопросов в области морали касаются преодоления чувства вины, связанного с аморальным поведением и защитной функцией, которая формируется у человека в связи с аморальным поведением.

Практический психолог в работе с моральной проблемой не об­ращается к дихотомии «хорошее» — «плохое», которая оказывает дав­ление на поведение человека, заинтересованного в реабилитационном подходе. В поле профессиональной деятельности консультанта не входит вопрос защиты клиента и тех, кто мог оказаться под воздейст­вием его разрушающего поведения.

Виды психологического консультирования (по Р. С. Немову):

1) по содержанию:

а) интимно-личностное;

б) семейное;

в) психолого-педагогическое;

г) деловое;

2) по целям:

а) направляющее: указывающее оптанту, с чего начать работу по

разрешению проблемы;

б) стимулирующее: подсказывающее оптанту катализаторы и стимуляторы активности в реализации стратегии и тактики решения

проблемы;

в) эмоционально-регулирующее: демонстрирующее оптанту различные эмоциональные способы отреагирования на ситуацию или

проблему;

г) обучающее: обучающее оптанта каким-либо действиям или эмоциональным реакциям непосредственным, прямым образом;

Д) организующее: подсказывающее и демонстрирующее оптан­ту, как решать проблему; 3) по форме:

а) тренинг жизненных навыков и межличностных взаимоотно­шений;

б) развитие общих и специальных способностей;

в) психологическая поддержка в личностном развитии и самопо­знании.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.