Управленческого труда. Модель современного менеджера — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Управленческого труда. Модель современного менеджера

2017-06-13 696
Управленческого труда. Модель современного менеджера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие концепции профессионального здоровья в отечествен­ной науке связано прежде всего с психологическим обеспечением профессиональной деятельности лиц опасных профессий или про­фессий, сопряженных с воздействием экстремальных факторов. Кон­цепция профессионального здоровья имеет гуманистический ха­рактер и акцентирована на обеспечение безопасности профессио­нальной деятельности, высокого уровня физического и психического здоровья, а также профессионального долголетия.

Профессиональное здоровье - это обобщенная характеристика здоровья индивида, рассматриваемая в конкретных условиях его профессиональной деятельности, а также процесс сохранения и раз­вития регуляторных свойств организма, его физического, психиче­ского и социального благополучия. Именно профессиональное здоро­вье является одним из основных показателей качества профессио­нальной жизни, а также важным условием эффективности трудовой деятельности. Под эффективностью профессиональной деятельно­сти подразумевается не только высокая производительность и каче­ство труда, но и их соотношение с теми усилиями, которые человек затратил на их достижение. Хотя ситуация, когда ценой профессио­нального успеха становится здоровье, не может считаться нормой со­временной жизни.

Профессиональная деятельность менеджеров отличается от дру­гих категорий труда постоянным нервно-психическим и эмоциональ­ным напряжением, обусловленным как содержанием управленческой работы, так и специфической обстановкой, в которой она осуществ­ляется. Поэтому проблема сохранения и.укрепления их профессио­нального здоровья приобретает сегодня особую актуальность.

Психологическое обеспечение профессионального здоровья ме­неджеров ориентировано на поддержание и укрепление физического и психического здоровья руководителя на всех этапах его профессио­нального становления, начиная с профессионального самоопределе­ния и заканчивая выходом на пенсию. Для этого выделяются основ­ные факторы профессионального риска, или стрессоров.

В психологии стресса начиная с 60-х годов широко исследуется поведение А, или стресс-коронарное поведение. Концепция пове­денческого фактора риска, или поведения типа А (Туре а ЪеЬауюг ра1-1егп), предложена кардиологами Фридманом и Розенманом.

Под поведением типа А принято понимать четко проявляю­щийся поведенческий синдром или образ жизни, характеризующийся стремлением к достижению успеха и состязательности, напористо­стью, агрессивностью, постоянным ощущением нехватки времени, стремлением доминировать в коллективе, деятельностью «на износ», желанием добиться успеха во многих сферах деятельности одновре­менно, стремлением контролировать поступки других людей, неуме­нием отдыхать, быстрой громкой речью, порывистыми движениями, повышенной возбудимостью. Такое поведение часто встречается у руководителей высшего звена и быстро выдвигающихся молодых ме­неджеров, так как эти особенности поведения являются для них про­фессионально важными.

Многочисленные экспериментальные исследования подтвер­ждают наличие высокого уровня сердечно-сосудистых заболеваний в данной профессиональной группе (особенно среди менеджеров муж­чин). Установлено, что профессиональные стрессы (например, де­фицит времени и постоянное нервное напряжение) усиливают у ме­неджеров проявления поведенческих реакций по типу А. Негативно сказываются на состоянии психического здоровья руководителей особенности профессиональной среды, снижающие их уровень кон­троля над ситуацией.

Основным препятствием в изменении рисунка поведения ме­неджеров является то, что в современных экономических условиях тгот тип поведения чаще приводит к стремительному продвижению но карьерной лестнице. Поэтому задача здоровых людей с поведени­ем типа А состоит не в том, чтобы изменить свой стиль жизни (что не исегда возможно), а в том, чтобы приобрести привычки, которые сни­зят неблагоприятные воздействия их типа поведения на здоровье (от­каз от курения, регулярные занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание). Таким образом, при разработке программ первичной профилактики профессионального здоровья особое внимание необходимо уделять проблемам ранней диагностики и психологической коррекции поведения типа А.

Для диагностики поведения типа А разработана методика струк­турированного интервью (Фридман, Розенман), состоящая из 21 во­проса и карты оценки поведения обследуемого. Данный метод в ос­новном используется в клинической практике для оценки поведенче­ского фактора риска возникновения ишемической болезни сердца. Наибольшую популярность в научных исследованиях получил оп­росный метод, разработанный Дженкинсом (1епктз Ас1шгу 8игуеу -.1АЗ). В настоящее время в отечественной практике наиболее надеж­ным и достоверным диагностическим инструментом выявления пове­дения типа А является шкала, разработанная С. Д. Положенцевым и Д. А. Рудневым (1990).

Специфические особенности управленческого труда:'

- умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: ор­ганизационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

- опосредует создание материальных благ и оказание услуг че­рез труд других работников;

- предметом труда является информация;

— средство труда - организационная и вычислительная техника;

- результат труда - управленческое решение. Модель современного менеджера

Знания и умения менеджера. В современном мире менеджер воспринимается как эффективный инновационный руководитель: он должен знать закономерности функционирования рыночной эконо­мики, теорию и практику современного менеджмента, формы и мето­ды мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации, действующее законо­дательство и основы правового регулирования менеджмента в раз­личных отраслях народного хозяйства и его сферах.

Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необ­ходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовы­вать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, про­гнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; владеть собой.

Личные качества менеджера:

широкий кругозор;

— профессионализм и творческий подход к работе;

- инициативность, изобретательность;

- уверенность в себе, целеустремленность;

- коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом;

- самообладание, стрессоустойчивость;

- психологическая способность влиять на людей;

- ответственность, моральная надежность;

- внутренняя потребность к саморазвитию;

- вера в свои способности и успех.

Этические нормы менеджера. Слово «этика» в переводе с гре­ческого означает «привычка, обычай, правила поведения». Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправиль-

ное поведение. Этика подразделяется на теоретическую (философ­скую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обос­новывает нравственные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы менеджера оказывает влияние два рода факторов: 1) связан­ные с корпорацией (традиции корпорации, школы менеджмента, ус­тав и положения компании, законодательство); 2) связанные с осо­бенностями социума (традициями страны, материальной и духовной культурой общества, общественным мнением, социальными норма­ми).

Менеджер в своей деятельности руководствуется также обще­принятыми правилами и нормами:

- следовать методам честной конкуренции;

- не использовать «грязные деньги»;

- выполнять данные обещания и следовать сказанному слову;

— не манипулировать людьми;

- быть требовательным, но не оскорблять достоинство;

— проявлять воспитанность и хорошие манеры. Навыки и способности эффективно управлять:

способность управлять собой;

- упор на постоянный личностный рост;

- способность принимать непопулярные, но оправданные по си­туации решения;

- навыки и упорство в решении профессиональных проблем;

- способность влиять на окружающих;

- способность обучать и развивать подчиненных. Ограничения саморазвития менеджера:

неумение управлять собой;

— нечеткие личные цели и ценности;

- недостаточность навыков решать проблемы;

- недостаток творческого потенциала;

- неумение влиять на людей, обучать их;

- недопонимание особенностей и процессов управления. Современная экономика характеризуется нарастанием и услож­нением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борь-

бой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, стрессами и неопреде­ленностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных цен­ностей. Поэтому от современного менеджера требуются способности.эффективно управлять собой и своим временем, прояснять личные ценности и цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать профессиональные проблемы, гибко реагиро­вать на изменение ситуации, использовать современные управленче­ские приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способных быстро становиться изобретательными в работе.

Поэтому в современных школах бизнеса кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать компетент­ность:

- в понимании природы управленческих процессов, знание ос­новных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;

— в четком представлении об ответственности менеджера, рас­пределение ответственности по уровням управления;

- в использовании способов повышения эффективности управ­ления;

- в знании информационной технологии и средств коммуника­ции, необходимом в управлении персоналом, умение письменно и устно выражать свои мысли;

— в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, спо­собность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоот­ношений среди подчиненных;

- в знании особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;

- в способах управлять ресурсами;

— в способности планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники; "

- в способности к самоконтролю и самооценке собственной дея­тельности, умение делать выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем.

 

 

7. 9. Стенли Холл и его концепция педологии

Стенли Холл (1844-1924) - основатель педологии.

Педология - комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изуче­ния ребенка и формирования целостного представления об особенно­стях его жизни и психического развития.

В основе педологии лежит идея педоцентризма, то есть идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, антропо­логов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

В своих исследованиях С. Холл вывел следующие законы и идеи, ставшие центральными в его науке педологии.

1. Ребенок в своем развитии проходит все стадии филогенети­ческого развития психики человека.

2. Последовательность прохождения и содержание этих стадий имеют генетическую природу, и поэтому общие для всего человече­ского вида в целом. Это утверждение легло.в основу созданной С. Холлом теории рекапитуляции, где ведущим тезисом стало: он­тогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

3. Создание на основе теории рекапитуляции периодизации психического развития ребенка (Гетчинсон), где ведущим критери­ем изучения на каждом этапе является способ добывания ребенком пищи, при этом каждая стадия развития имеет соответствующий он­тогенезу, то есть общему развитию человека, способ добывания пи­щи.

4. Обучение должно проходить в точном соответствии с каж­дым возрастным этапом, не забегая вперед, но и не отставая, так как организм самостоятельно подготавливает необходимую основу для успешного психического развития ребенка.

5. Прохождение каждой из этих стадий обязательно в строго отведенное для нее природой время, и застревание на какой-либо стадии ведет к различным отклонениям от нормального развития и может плохо повлиять на общее психическое и умственное состояние ребенка.

6. Механизмом успешного перехода от одной стадии развития к другой является игра, в которой и происходит освобождение ре­бенка от инстинктов, мешающих его успешному развитию.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.