Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Стандартизация, норма, надежность, валидность

2017-06-13 902
Стандартизация, норма, надежность, валидность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Диагностические методы отлич-ся от исследовательских тем, что они стандартизированы.

Стандартизация-единообразие процедуры проведения и оценки выпол-я теста. Два плана стандартизации: выработка еди­ных требований к процедуре эксперимента, определение единого кри­терия оценки результатов. Основные этапы осуществления стан­дартизации: унификация инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, вы­бор критерия по сравнению результатов.

Статистическая норма-точка отсчета. Выборка стандартизации-стандартизация диагностич.методики, ориентированной на норму,кот-я осущ-ся путем ее проведения на большой репрезентативной выборке того типа, для которого данная методика предназначена.

Критерии оценки качества психодиагностических методик: надежность, валидность. Большой вклад этих понятий внесли зарубежные психологи А. А. Анастази, Р. Торндайк и Е. Хаген. Ими были разработаны формально-логический и математико-статистич-й аппараты (корреляционный метод и факторный анализ) обоснования степени соотв-я методик отмеченным критериям.

Понятие «надежность» - критерий, который говорит о точности психол-х измерений. Степень надежности методик зависит от многих причин, факторов, снижающих точность измерений. Класси­фикация факторов надежности (нестабильность диагностируемого свойства, несовершенство диагностических методик(небрежно составлена инструкция,разнородный хар-р заданий), меняющаяся си­туация обследования(разное время дня, разная освезенность), различия в манере поведения(по-разному предъявляет инструкции, стимулирует выпол-е заданий), колебания в функциональном состоянии испытуемого(в одном экспер-те-хорошее самочувствие, в др.-плохое), элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов(протоколир-е ответов испыт-х, оценка ответов по степени полноты, оригинальности)).

Средства повышения надежности психодиагностической ме­тодики:

1) единообразие процедуры обследования;

2)строгая регламентация;

3) одинаковые условия работы;

4) однотипный характер инструкций.

Валидность (А. Анастази)-понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (какова ее эффективность). Валидизация-проверка валидности методики. Виды валидизации: теоретическая(валидность измерит. инструмента, интерес к свойству,измеряемому методикой) и прагматическая(измеряемое имеет связь с опред-ми областями практики,цель использ-я, эффект-ть). Показатели валидности: измерение опред.свойства,эффект-ть,действенность.

8. 3. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования

Психодиагностические методы -методы, кот-е позволяют получать точные колич-е и качеств-е хар-ки изучаемых психол-х свойств. Метод - (греч. - путь исследования, учения) - способ достиже­ния какой-либо цели.

Методика - конкретное воплощение метода.

Классификация психодиагностических методов:

1. методы психодиагностики на основе наблюдения;

2. опросные психодиагностические методы;

3. объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;

4. экспериментальные методы психодиагностики;

Первая группа методов - диагностика на основе наблюдения.

1. Наблюдение - это целенаправленное и планомерное воспри­ятие явлений, результаты которого фиксируются.

В деят.психолога могут применяться различные виды объективного наблюдения. Требования:Постановка цели наблюдения, объекта, предмета и ситуации наблюдения(что наблюдать?). Выбор способа наблюдения, наименее влияющий на исследоват.объект и наиболее обеспечивающий сбор необход.инф-и(как наблюдать?). Выбор регистрации наблюдаемого(как вести запись?). Могут возникнуть трудности наблюд-й при исслед-и комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций.После провед-я основных наблюд-й происходит обработка и интерпретация полученных данных(каков рез-т?).

2. Методы психодиагностики через процедуру опроса осно­ваны на допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных во­просов.

Разновидности этой группы методов: анкета, опросник, беседа.

Анкета - методическое средство для получения первичной со­циологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации; представляет собой набор вопросов, каж­дый из которых логически связан с центральной задачей исследова­ния.

Опросники - это совокупность методических средств для изу­чения и оценки отдельных свойств и явлений личности, представ­ляющие собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых исследуемый может либо со­гласиться, либо нет.

Вопросы бывают: закрытые(предполагают стандартизир-й ответ или серию ответов, из числа кот-х испыт-й должен выбрать, кот-й более всего подходит ему), открытые(ответ, давемый в относит-но свободной форме, избираемый испыт-м); прямые(отвечая на кот-е испыт-й сам хар-ет и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие того или иного психол. качества), косвенные(вопросы, в ответах на кот-е не содержится прямых оценок испыт-м изучаемого свойства,но по кот-м косвенно можно судить об уровне психич.развития).

Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседа – стандартизированная(точно сформулир-е вопросы для всех опрашиваемых) и нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме). Кри­терии успешности беседы: степень подготовленности, искренность даваемых ответов(наличие доверит-ти, такта психолога). Основные приемы установления контакта: де­ловые, естественные взаимоотношения, учет интересов и потребно­стей собеседника, учет событий, имеющих характер. Основные приемы ведения беседы: не торопить собеседника, помогать наво­дящими вопросами, искренность ответов, поощрение собеседника на взаимность. Анализ беседы.

Требо­вания к беседе: цель беседы, план, подготовка «поддерживающих» вопросов, способы регистрации, создание обстановки, наличие кон­такта, атмосфера доверия, умение владеть собой, поведение собесед­ника, фиксация результатов беседы.

3. Одним из методов психодиагностики через анализ резуль­татов деятельности является контент-анализ, при котором содержа-

тельному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тесты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности.

4. Эксперимент - один из основных методов психодиагности­ческого исследования.

Требования к методу эксперимента: активная позиция исследователя, создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего, требования к возрасту, здоровью, мотиву участия, ведение протокола.

Проверка достоверности гипотезы достигается при многократном повторении опытов либо за счет достаточного количества испыт-х, с последующей матем.обработкой. Результаты обследования записыв-ся в протоколе, где фиксир-ся общие сведения об испыт-х, время опыта, задача, количественные и качественные результаты эксперимента, особен­ности поведения испытуемых.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.