Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

И механизмы обучения и научения. Соотношение обучения,

2017-06-13 507
И механизмы обучения и научения. Соотношение обучения, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Научения и развития

Психология обучения — раздел педагогической психологии, ко­торый изучает закономерности процесса обучения.

Обучение - образовательный процесс, инициирующий целена­правленную, последовательную передачу общественно-исторического и социокультурного опыта ребенку в специально организованных ус­ловиях ДОУ, школы, вуза, осуществляемый педагогом, научение, це--ленаправленное учение, осуществляемое обучаемым.

Научение — самое общее понятие, обозначающее процесс и ре­зультат приобретения индивидуального опыта человеком. Научение как результат обучения. Виды научения: викарное, действенное и вербальное.

Учение - активность субъекта как деятельность и фактор пси­хического развития, ведущий к системным изменениям личности че­ловека. В научении важна активизация механизмов знаково-символического структурирования и смыслообразования, социализа­ции формы общественного управления образовательными системами ценностного формирования и самоопределения личности, присвоения общественных норм, правил и ценностей управления по каналам

прямых и обратных связей; нейрогуморальных механизмов выработ­ки условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятель­ности (концентрации и иррадиации возбуждения и торможения, до­минанты), с точки зрения физиологии; механизмов формирования ло­гического мышления, выработки обобщенных механизмов (логиче­ского упорядочивания учебного материала, оптимизации организации учебного процесса).

Развитие - прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, речевые, личностные, поведенческие, деятельностные изменения личности.

Обучение - условие, основа и средство психического и лично­стного развития.

Соотношение обучения и развития: развитие = обучение (Дж. Уотсон, У. Джеймс, К. Коффка); обучение идет перед или за развитием в зонах ближайшего и актуального развития. (Л. С. Выгот­ский); развитие не зависит от обучения (Ж. Пиаже).

Свойства развития: необратимость, направленность и законо­мерность.

Движущие силы психического развития: противоречия между потребностями и обстоятельствами, возрастающими способностями и старыми формами деятельности, новыми потребности и возможно­стями их удовлетворения, новыми требованиями деятельности и не­сформированными умениями (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Социальная ситуация развития (Л. С. Выготский) - отноше­ние ребенка к социальной действительности и реализация этого от­ношения через конкретные виды ведущей деятельности; система от­ношений ребенка и социальной среды, определяющей содержание и направленность процесса развития.

Условия обучения и научения: социальная среда, обучающая среда, биогенетические факторы, оптимальные методики, учет кри­тических и литических периодов развития личности ребенка.

Различные подходы к определению учения:

Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн учение рассматривали как процесс приобретения з'наний, умений и навыков.

П. Я. Гальперин определяет учение как усвоение знаний на ос­нове совершаемых субъектом действий.

А. Н. Леонтьев учение рассматривал как тип ведущей деятель­ности, которая не только занимает большой период времени, но в ее русле формируется также сама личность ученика, более частичные виды деятельности.

К. К. Платонов определял учение как «вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность».

Различные подходы к определению научения

Научение - устойчивое целесообразное из физической и психи­ческой деятельности поведение, которое протекает благодаря пред­шествующей деятельности (или поведению). Вызывается непосредст­венно физиологическими функциями организма (Л. Б. Ительсон).

Научение «...является самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологи­ческой системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли)» (И. А. Зимняя). Это «результат обу­чения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемой личности» (К. К. Платонов).

В зарубежной психологии термин «научение» употребляется как эквивалент учения. В отечественной психологии его принято исполь­зовать применительно к животным. Аналог той деятельности, кото­рую мы называем учением у человека, у животных называем науче­нием (Н. Ф. Талызина). Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной дея­тельности (Р. С. Немов).

Основные направления разработки проблемы обучения и развития:

1. Выявление действий, при которых обучение становится раз­вивающим.

2. Определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей. Решающее значение при­дается изменению содержания обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давы­дов).

Условия повышения эффективности усвоения — изменение способов умственной деятельности (Н. А. Менчинская, Д. И. Богояв­ленский, Е. И. Кабанова-Миллер).

Исследование воздействия разных методов обучения на разви­тие личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, Ляудис В. Я.). Раз­вивающий эффект обучения посредством усовершенствования обу­чения (Л. В. Занков). Исследование влияния поэтапного формирова­ния умственных действий на интеллектуальное развитие (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Исследование роли проблемно­го обучения (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин).

Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития

У. Джеймс, Ж. Пиаже, 3. Фрейд:

- психологическое развитие как самостоятельный, независимый процесс, который имеет свои собственные внутренние закономерно­сти;

— развитие ребенка как процесс, подчиненный природным зако­нам и протекающий по мере созревания;

- обучение и развитие как два независимых друг от друга про­цесса;

- обучение оказывает влияние лишь на внешние особенности развития, несколько ускоряет или задерживает сроки появления его закономерных стадий, не изменяя их последовательности и психоло­гических особенностей.

Б. Г. Ананьев:

- психическое развитие как результирующая определенного взаимодействия природно-наследственных, социальных и воспита­тельных факторов;

- обучение и воспитание выполняют роль регуляторов связей между психологическими функциями и свойствами личности, управ­ляют их коррелятивными зависимостями, имеющими свои характе­ристики и уровни.

П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальпе­рин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов:

- психическое развитие - процесс, имеющий конкретно-историческую социальную природу;

- воспитание и обучение выступают как всеобщая и необходи­мая форма психического развития детей;

- стадии интеллектуального развития и их психологические особенности в конечном счете определяются системой организации и способами передачи индивиду общественно-исторического опыта; все формы и особенности мыслительной деятельности имеют объек­тивные общественно задаваемые образцы, которые усваиваются че­ловеком в процессе общения;

- выявление действий, при которых обучение становится разви­вающим;

- определение конкретных форм обучения, обеспечивающих бо­лее высокое умственное развитие детей; решающее значение прида­ется изменению содержания обучения Д. Б. Элькониным, В. В. Давы­довым.

 

5. 3. Периодизации психического развития в онтогенезе


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.