Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Современное состояние системы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями «развитии

2017-06-13 929
Современное состояние системы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями «развитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Здоровье детского населения на современном этапе обществен­ного развития в Российской Федерации представляет серьезную со­циальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характе­ризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличе­нием частоты хронических заболеваний. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены отклонения в состоянии здоровья.

Ведущими являются: нарушения опорно-двигательного аппа­рата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллерги­ческие проявления. У 12-19% детей дошкольного возраста диагно­стируются выраженные формы психических расстройств, а 30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений.

В дошкольном возрасте от 25% до 45% детей требуют создания специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20-30% детей нуждаются в специальной психолого-педагогической по­мощи, а свыше 60% - относятся к группе риска. Увеличивается коли­чество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя с достаточной однозначностью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

В современной России отмечаются негативные тенденции, ха­рактеризующиеся увеличением количества детей с различными про­блемами и отклонениями в физическом и психическом развитии. Эти дети испытывают существенные трудности в адаптации к условиям в дошкольном и школьном учреждениях, не осваивают на нормативном уровне образовательные программы и требуют пристального внима­ния врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с уче­том проблем и потребностей каждого ребенка.

Виды отклонений в развитии детей. В нормативно-правовой документации используется несколько понятий, определяющих кон­тингент детей, относимых к системе специального образования. Это: «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофи­зическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоро­вья», «дети с особыми образовательными потребностями».

Дети с нарушениями в развитии (нуждающиеся в специальном образовании) - это дети, имеющие отставание (искажение) в психо­физическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательно­го, речевого), а также вследствие органического поражения цен­тральной нервной системы (ЦНС).

Дети с отклонениями в психофизическом развитии (с преиму­щественными нарушениями в психофизическом развитии функцио­нального характера) — это дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их воз­можности в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в пси­хофизическом развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья («проблемные дети») - это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, то есть позволяют поль­зоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной тер­минологии таких детей раньше называли детьми-инвалидами.

Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфи­ческих методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошколь­ного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Дошкольная коррекционная психология и педагогика решает вопросы изучения, воспитания и обучения детей с нарушениями развития следующих категорий (по классификации В. В. Лебедин­ского):

1) общее стойкое недоразвитие: характеризуется незрелостью мозговых систем и ранним наступлением поражения;

2) задержанное развитие: замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах;

3) поврежденное развитие: характеризуется патологическим воздействием на мозг на более поздних этапах дизонтогенеза;

4) дефицитарное развитие: характеризуется нарушением в ра­боте отдельных анализаторных систем;

5) искаженное развитие: сложное сочетание общего недораз­вития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдель­ных психических функций;

6) дисгармоничное развитие: характеризуется диспропорцио­нальностью психического развития в эмоционально-волевой сфере.

Механизм аномального развития. Современная отечественная специальная психология базируется на позициях общественно-исторического происхождения психики. На ее развитие огромное влияние оказали идеи Л. С. Выготского. Обосновывая положения об общности законов нормального и аномального развития, Л, С. Выгот­ский подчеркивал, что общим для них является социальная обу­словленность психического развития. Социальное, в том числе пе­дагогическое воздействие, составляет источник формирования выс­ших психических функций как в норме, так и при нарушенном разви­тии. Идея Л. С. Выготского о системном строении дефекта позволила выделить в аномальном развитии две группы явлений: первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического харак­тера болезни, и вторичные нарушения, возникающие в ходе соци­ального развития ребенка, его взаимодействия с окружающим миром. Аномальное развитие определяется временем возникновения первич­ного нарушения и тяжестью его выраженности. Механизм формиро­вания вторичных нарушений может быть различным, но существен­ную роль в нем всегда играет социальный фактор. Отклонения, воз­никающие вследствие поражения органов зрения, слуха, или тех и

иных структур головного мозга, различны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории детей с нарушениями развития. Общим для всех этих случаев является то, что наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ре­бенка.

Проблемы психолого-педагогической помощи детям с от­клонениями в развитии. Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного об­разования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.

В соответствии с рассмотренной концепцией нарушенного раз­вития, для детей с нарушениями развития в нашей стране до 90-х го­дов XX века существовала дифференцированная система обучения и воспитания, то есть были открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них созданы специальные образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие таких детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию предусматривает использование специаль­ных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, сочетание обучения с необходи­мыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприя­тиями, определенные социальные услуги, материально-техническую базу специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение.

В настоящее время в стране существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений. Наряду со специали­зированными дошкольными образовательными учреждениями и спе-

циальными (коррекционными) школами I - VIII видов, в которые де­ти поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализу­ются специальные образовательные программы, утвержденные Ми­нистерством образования РФ, открыты негосударственные учрежде­ния, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и тому подобные, в которых находятся дети с разными нарушениями, часто — разного возраста, в силу чего реализация единой образова­тельной программы становится невозможной и возрастает роль инди­видуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Комплексная система помощи детям с отклонениями в разви­тии включает в себя:

• диагностику;

• коррекционно-развивающую работу;

• реабилитацию и адаптацию детей в общество. Этапы диагностики:

1-й этап — скрининг-диагностика — выявление детей с различ­ными отклонениями и нарушениями развития в условиях массовых образовательных учреждений и в популяции и определение спектра проблем ребенка.

2-й этап - дифференциальная диагностика отклонений в развитии для определения направления обучения, ведущая роль в ко­торой отводится психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

3-й этап - феноменологический - выявление индивидуальных особенностей ребенка и разработка индивидуальной коррекционной работы с ним. Ведущая роль принадлежит ПМПК образовательного учреждения.

Середина 90-х годов XX в.: в отечественной коррекционной пе­дагогике наметилась тенденция к интегрированному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в России развиваются две формы интеграции: ин­тервальная и экстернальная.

Интернальная интеграция — это интеграция внутри системы специального образования. Экстернальная интеграция предполага-

ет взаимодействие специального и массового образования. Концеп­ция интегрированного обучения и воспитания является в нашей стра­не ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе. Совместное обучение и воспитание дает многое как здоровым детям, так и детям с нарушениями в развитии. Инте­грация способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувства взаи­мопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями совместное обучение и воспитание ведет к формиро­ванию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала разви­тия и обучения.

Виды интеграции на современном этапе:

1. полная (1-2 ребенка, соответствуют нормальным детям по уровню своего психофизического состояния);

2. частичная (1-2 ребенка воспитываются со здоровыми детьми

неполный день);

3. временная (1-2 раза в месяц для проведения различных ме­роприятий);

4. комбинированная (1-2 детей, приближенных к норме, вос­питываются в массовых группах и получают помощь различных спе­циалистов - логопеда, дефектолога и т. д.).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.