Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-13 | 391 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
-Эмоционально-практическая (3-4 года)-Соучастие и самовыражение детей
-Ситуативно-деловая (4-6 лет)- Деловое сотрудничество, потребность в признании и уважении сверстника, «чистое общение», освобожденное от ситуации, предметов и действий с ними.
5. 12. Особенности развития мышления дошкольника
Мышление как детерминанта всего психического развития дошкольника. Субъективный характер мышления. Наглядно-образная форма мышления. Внеситуативность мышления.
Появление рассуждений в дошкольном возрасте. Самостоятельность и независимость мышления (рассуждения вслух, обобщение, анализ). Формирование первичной картины мира и зачатков мировоззрения. Начало развития понятийного мышления.
Возникновение планирующей функции речи. Этапы ее становления: 1) манипуляции с предметами; 2) рассуждения вслух; 3)
планирование решения в уме; 4) выполнение задачи в наглядно-действенном плане.
Развитие мыслительных операций. Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение.
Итог дошкольного развития мышления - зачатки словесно-логической формы мышления, предпосылки самостоятельности, гибкости и пытливости ума.
5. 13. Особенности развития воображения дошкольников на разных этапах детства
Понятие о воображении. Речь и воображение. Воображение как результат психического и речевого развития. Степень сложности воображения дошкольника (связь с представлениями о жизни, собственный опыт ребенка).
Этапы развития воображения: 1) воображение -> предмет-опора;
2) воображение —^выполнение роли;
3) интериоризация воображения в двух планах: а) игровое действие с предметом, которого в действительности нет; б) игровое действие с предметом в уме;
|
4) мечты о будущем.
Особенности воображения: познание окружающего мира, поиск решения, выхода из ситуации, обогащение опыта дошкольника.
Реализм воображения. Произвольность воображения. Освоение средств и приемов воображения. Прием анропоморфизации. Прием агглютинации. Смещение величины образа. Синтез образов.
Функции воображения в дошкольном возрасте:
— познавательная — воссоздание объективной реальности, получение новых впечатлений;
— аффективная - утверждение и защита своего «Я».
5. 14. Психологическая готовность к школьному обучению
Кризис 6-7 лет: утрата детской непосредственности (Л. С. Выготский). Интеллектуальный момент в поведении ребенка. Произвольность и опосредованность психической жизни дошкольника.
Главное новообразование - способность и потребность в социальном функционировании. Фазы кризиса: предкритическая, собственно критическая, посткритическая.
Готовность как определенный набор элементов жизнедеятельности. Психологическая готовность: мотивационная (личностная), волевая, интеллектуальная, социально-психологическая. *
Личностная (мотивационная) готовность -стремление к новой социальной позиции школьника (отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе). «Внутренняя позиция школьника». Принятие учения как новой деятельности. Умение учиться.
Волевая готовность (способность подчиняться правилам и требованиям взрослых). Самоорганизация. Планирование деятельности (постановка цели, принятие решения, разработка плана действий, его реализация).
Интеллектуальная готовность (умственная активность ребенка, познавательные интересы, аналитическое мышление, кругозор, запас конкретных знаний)
Социально-психологическая готовность (потребность в общении, коммуникативные способности, умения и навыки).
6. 1. Психологическая служба в системе образования, ее задачи. История развития. Особенности работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении
|
Психологическая служба образования существует во многих странах, охватывает всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы.
Психологическая служба образования - интегральное явление, представляющее собой единство четырех аспектов: научного, прикладного, практического и организационного.
Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата; 4) оказание своевременной психологической помощи как детям, так и их родителям, воспитателям, педагогам.
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит себя в различные позиции по отношению к процессу образования, в связи с чем в настоящее время выделяются 5 моделей работы практического психолога образования. Первая модель: психолог консультирует учеников, родителей по их обращению; не ставит своей задачей оказывать влияние на учебно-воспитательный процесс и сферу сложившихся отношений. Вторая модель: психолог проводит диагностику детей по запросам администрации образовательного учреждения; посещает занятия с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными детьми. Третья модель: психолог проводит обучающие семинары и тренинги с детьми, родителями и педагогами; ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации педагога с детьми; на групповых занятиях формирует у детей соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, характерные для детей определенного возраста. Четвертая модель: включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога; психолог оказывает влияние на профессиональное сознание педагогов и администрации образовательного учреждения в направлении формирования целостной педагогической позиции. Пятая модель: осуществление практико-ориентированных исследований; объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс, организуемый в соответствии с декларируемыми целями и задачами.
Функциональные обязанности, почасовой режим работы и количество присутственных дней определяется договором между администрацией образовательного учреждения и практическим психологом.
|
Психологическая служба наиболее представлена в США, где она начала развиваться с начала 1880-х гг. А в XX в. и по настоящее время является наиболее действенным направлением в современной психологии. Основной функцией практического психолога становится отбор детей для обучения по специальным программам. Широко применяется практика тестирования, прежде всего тестов на определение К).
Отцом французского психологического образования считается А. Бине. В 1897 г. вышла его работа, посвященная проблемам начальной школы.
В России первые попытки практического использования психологии в обучении возникли в русле педологии (Х1Х-ХХ вв.). В 30-е гг. педагоги-педологи увлекались измерением психического развития детей (Н. К. Крупская, К. Н. Корнилов, Л. С. Выготский, М. Я. Басов, А. Б. Залкинд). В 1936 г. педология была закрыта как наука и только в конце 60-х годов у нас возобновляется активный поиск форм практического участия психологов в образовании. В 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы СССР.
Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования РФ, который про-
шел в Москве в 1994 г. Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному; переориентировало образование на индивидуальное развитие личности.
Виды работы психолога в ДОУ: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция, работа по развитию и формированию личности ребенка.
В обязанности педагога-психолога ДОУ входит:
- организация психологического кабинета (рабочие зоны специалиста: пространство взаимодействия с детьми и пространство взаимодействия с родителями и педагогами);
- сбор психологического инструментария; подготовка коррективной документации; подготовка специальной документации (выписки, психологические характеристики, психологические заключения, коррекционные карты, карты (истории) развития ребенка);
|
- подготовка организационно-методической документации (хронометраж рабочего времени педагога-психолога, график работы педагога-психолога, годовой план, дифференц-план, журнал психологических запросов, итоговый отчет).
6. 2. Этические нормы работы психолога. Основные виды деятельности практического психолога образования
Практическая психология как профессия управляется следующими принципами: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к оптанту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели.
Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности.
При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.
Психологи не должны использовать превосходство по отношению к клиенту, которое дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
В письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям.
Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов.
Профессиональная компетенция и отношения с другими профессионалами. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии, независимости служебного положения в организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.
Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.
Все психологические данные (результаты обследования, сведения о вмешательстве) должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.
Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее
|
взаимодействие.
Психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, должны проявлять уважение к тем шко-
лам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.
Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.
Интервенция (вмешательство). Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить необходимую информацию об основных проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.
Не должна быть ограничена свобода клиента в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.
Психологи не должны пользоваться условиями или платой, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах. Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.
В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.
Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.
Основные виды деятельности практического психолога образования
I. Психологическое просвещение - приобщение взрослых:
воспитателей, учителей, родителей - и детей к психологическим знаниям.
Смысл психологического просвещения:
1) ознакомление взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;
3) формирование потребностей в психологических знаниях;
Формы психологического просвещения: лекции, беседы, семинары, выставки, подборки психологической литературы, выступления на родительских собраниях, педагогических всеобучах, педагогических советах, где необходимо показывать то, что психологические знания имеют прямое отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.
II. Психологическая профилактика. Малоразработанный вид деятельности практического психолога.
Психопрофилактика - специальный вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах детства.
Задачи психопрофилактики:
а) нести ответственность за соблюдение в ДОУ психологических действий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
б) своевременно выявлять особенности ребенка, которые могут привести к развитию способностей;
в) предупреждать возможные осложнения в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
III. Психологическое консультирование. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. При этом необходимо: 1) уточнить, осмыслить проблему, найти средства ее решения; 2) после чего пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.
Центральный момент консультации — процесс взаимодействия психолога с клиентом, установление доверительных взаимоотношений между ними. Консультация основывается на добровольных началах.
Специфика психологического консультирования в ДОУ — в процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению задач психологической службы образования. Проблемы администрации образовательных учреждений, педагогического коллектива, родителей рассматриваются только в связи с проблемами детей.
IV. Психологическая диагностика. Задачи:
1) дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей;
2) установить закономерности психического развития;
3) выявить причины конкретных психологических явлений;
4) осуществить контроль динамики психического развития детей;
5) установить правильное направление развития детей, обнаруживающих особые способности.
V. Единство диагностики и коррекции. Д. Б. Эльконин о необходимости диагностики с целью коррекции обнаруживаемых отношений.
6. 3. Наблюдение и беседа в работе педагога-психолога
Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются.
В деятельности педагога-психолога могут применяться различные виды объективного наблюдения. Обследование с помощью метода наблюдения требует особой подготовки психолога. Он должен
иметь предварительный опыт проведения наблюдения. Психолог должен понимать цель наблюдения (для чего, с какой целью). Требования к проведению беседы психолога:
— на основе наблюдения выбрать объект, предмет, ситуацию наблюдения;
- психолог должен выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбрать способ обследования с помощью метода наблюдения, желательно провести тренировочное наблюдение.
Беседа - метод сбора фактов психических явлений в процессе личного общения по специально составленной программе. Психолог применяет беседу:
а) при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, интересов;
б) для получения дополнительных данных;
в) при первоначальном знакомстве. Успешность беседы зависит:
а) от степени ее подготовленности;
б) от искренности даваемых ответов. Требования к проведению беседы:
- сформулировать цель беседы;
- составить план;
- создать благоприятный психологический климат, атмосферу доверия;
— определить способы регистрации;
- фиксировать результат беседы;
Основные приемы установления контакта с ребенком:
- позиция «на равных», естественные или деловые отношения;
— учет интересов и потребностей ребенка, собеседника;
- учет событий, имеющих эмоциональный характер. Основные приемы ведения беседы:
- не торопить ребенка, собеседника, дать высказаться;
— помогать наводящими вопросами;
— искренность ответов проверять соответствующими вопросами; - слушать дружелюбно.
Вопросы беседы могут быть: прямые, косвенные, проективные.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!