Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Учение о деятельности. Структура деятельности.

2017-06-13 812
Учение о деятельности. Структура деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Ведущие виды деятельности. Осознание и автоматизированные

Компоненты деятельности

Деятельность — форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преоб­разование окружающего мира.

Учение о деятельности базируется на теориях А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, основанных на зависимости протекания и разви­тия различных психических процессов от содержания и структуры деятельности.

Деятельность человека:

- носит продуктивный, творческий, созидательный характер;

- связана с предметами материальной и духовной культуры;

- преобразует его самого;

- есть продукт истории;

- обеспечивает сознание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

— является сферой реализации человеком своего личного потен­циала, достижения жизненных целей, успехов;

— создает условия для самореализации в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов, обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

Структура деятельности состоит из 2-х сфер: потребностно-мотивационной и операционально-исполнительной.

Мотивами называются те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают её к определенной деятельно­сти.

Виды мотивов:

-материальные;

-социальные;

— духовые;

— органические.

Потребности - это предпосылка психической активности, воз­никающая в результате рассогласования реального состояния инди­вида, социальной общности с оптимальными для них состояниями; испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как биологи­ческого существа, индивида и личности.

Потребности классифицируют по двум основаниям:

1) по происхождению:

- естественные потребности - потребности, связанные с необхо­димостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомст­ва;

— культурные потребности — потребности, в которых выражается зависимость активной жизни человека от продуктов человеческой культуры;

2) по характеру предмета:

- материальные потребности - потребности, в которых выявля­ется зависимость человека от материальной культуры;

- духовные потребности — потребности, в которых выявляется зависимость человека от продуктов общественного мнения.

Структура деятельности воплощена в ее основных составляю­щих: действиях и операциях. Это относительно законченные элемен­ты деятельности, направленные на достижение промежуточных це­лей, которые подчинены общему мотиву.

Действия подразделяются на следующие виды: — материальные (реальное преобразование объекта с целью ус­тановления его свойств);

- рецептивные (идеальное преобразование реальных или зна-ково-символических объектов в плане восприятия); речевые; умст­венные (действия во внутреннем плане).

В каждом действии выделяются его компоненты: моторные (двигательные); центральные (мыслительные); сенсорные (чувстви­тельные).

Компоненты действий выполняют функции исполнения, регу­лирования, контроля действий.

Способы осуществления действий называются операциями, ко­торые зависят от личности субъекта деятельности, от условий ее вы­полнения, от имеющихся у человека инструментов и средств осуще­ствления действий. В качестве средства осуществления деятельности человеком могут быть использованы инструменты. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего дея­тельность становится более продуктивной.

Ведущие виды деятельности

В процессе своего индивидуального развития каждый человек включается в следующие виды социальной активности (деятельно­сти): общение, игра, учение и труд.

Общение - это вид деятельности, в котором люди обменивают­ся информацией, проявляют отношение друг к другу и выстраивают взаимодействие.

Игра — вид непродуктивной деятельности человека, целью ко­торой может выступать усвоение социального опыта. Игры имити­руют реальные ситуации, включают их участников в игровые отно­шения.

Учение - специфический вид человеческой деятельности, целью которого является творческое усвоение человеком знаний, умений и навыков.

Труд - вид организованной деятельности человека, целью кото­рой является создание предметов материальной и духовной культуры, усовершенствование орудий труда, преобразование условий деятель­ности.

Компоненты деятельности

Любая деятельность имеет внутренние и внешние компоненты. К внутренним компонентам деятельности относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, психические процессы и со­стояния, участвующие в управлении и регуляции деятельностью со стороны центральной нервной системы.

К внешним компонентам деятельности можно отнести разно­образные движения, связанные с практическим выполнением дея­тельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов не яв­ляется постоянным: по мере развития деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Этот процесс называется интериоризацией. Существует и обратный про­цесс — экстериоризация, суть которой в том, что сокращенные авто­матизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются из внутреннего плана во внешний, сознательно контролируе­мый.

В качестве компонентов деятельности выступают умения, на­выки и привычки. Умения являются сознательно контролируемыми ее частями, которые позволяют человеку добиваться целей деятельности с максимальной эффективностью. Умения включают автомати­зированные, реализуемые на уровне бессознательного контроля на­выки. Умения и навыки могут быть познавательными, теоретически­ми и практическими, а их формирование происходит путем система­тических упражнений. Непродуктивный элемент деятельности -привычка выполняется человеком механически и не имеет сознатель­ной цели. В отличие от навыка привычка может в некоторой степени сознательно контролироваться, а в отличие от умения — не всегда предстает как полезная.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.