Особенности и задачи психодиагностического — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности и задачи психодиагностического

2017-06-13 347
Особенности и задачи психодиагностического 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обследования дошкольников

Психодиагностическое обследование детей имеет некоторые особ-ти, обусловленные спецификой возраста, влияние ведущего для того или иного возраста вида деят., уровнем развития индивидуально-типологических характеристик, отраж-х соц.адаптированность в среде, коммуникативные способ-ти. Дети дошк.возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание кот-х необходимо для того, чтобы получать достоверные рез-ты в процессе их психодиагност.исслед-я К этим особ-ям относится сравнит-но низкий уровень сознания и самосознания. Приобретение произвольности в процессе познават.деят. начинается у ребенка с 3-4хлетнего возраста и завершается к концу подросткового. Поэтому следует иметь в виду, что тестовые задания для детей дошк. Возр-а не должны требовать от реб-а высокоразвитого произвольного управ-я своими познават.процессами. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом реб-ом, необ-мо тестовые задания подбирать так,чтобы они были одновременно рассчитаны как на произвольный, так и на непроизв-й уровень регуляции когнитивной сферы. Психодиагностика должна быть направленной на детальное изучение разв-я природных, непроизв-х познават. Процессов и на своевременное обнаружение и точное описание произвол-х когнитивных действий и реакций. Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4хлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, кот-е ориентированы на самосознание реб-а и предполагают с его стороны оценку собств-х личностных качеств. Детям от 4до 6 лет можно уже предлагать личностные и поведенческие опросники, кот-е ориентированы на адекватную самооценку, но данные возмож-ти реб-а все еще не безграничны.

Задачи психодиагностического обследования: получение данных, нужных для диагностики, необходимость изучения динамики психического развития, хар-р психич. развития, степень выраж-ти уиств-й отсталости или психич. дефекта в связи с перенесенным психич. заболев-ем; научная цель психодиагностического обсле­дования (для анализа еще недостаточно изученных психич.новообразований детей; статистич.достоверность полученных данных).

 

11.1 Ситуация успеха и алгоритм ее создания.

Приемы формирования оптимального психолого-педагогического

Климата в учебной группе

Ситуация успеха: субъективное проживание ребенком лично­стных достижений в контексте персональной жизнедеятельности; со­поставление реальных результатов и сегодняшних усилий ребенка с результатами вчерашних усилий и перспективных завтрашних пози­ций его самореализации.

Назначение ситуации успеха:

- активизация и амплификация развития личности ребенка;

- оптимизация развития личности ребенка (нахождение наибо­лее благоприятных, необходимых и достаточных условий для само­раскрытия);

- максимальное развитие общих и специальных способностей, физических и духовных сил личности ребенка.

Условия создания ситуации успеха:

- доброжелательность к ребенку с целью снятия у него психо­физического напряжения;

- снижение уровня тревожности и страха средствами субъ-ектности взаимодействия, открытой педагогической позиции (кине-сики тела, пластики, мимики, пантомимики, жестики, такесики, кон­такта глаз, праксемики);

- скрытое инструктирование в выполнении учебных действий и реализации взаимодействия с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастных категорий;

- авансирование задатков, способностей и личностных ка­честв, которые ребенок «еще не успел проявить» с использованием механизмов функции возвышения в педагогическом общении;

— подчеркивание персональной исключительности ребенка в выполнении учебных действий и общественно-полезных поручений;

- педагогическая суггестия, направленная на формирование в ребенке уверенности в собственных силах, способностях и возможно­стях самореализации средствами вербалики и кинесики;

- высокая оценка качества продуктов учебной и внеучебной деятельности;

- поощрение проявлений субъектности ребенка в индивиду­альной и групповой деятельности.

Субъектность как способность личности:

- осознавать индивидуализированную свободу выражения соб­ственных чувств, мыслей, потребностей, желаний, воли, социализи­рованных отношений;

- принимать на себя ответственность за собственные действия и поступки;

- осмысленно взаимодействовать с миром людей и миром ве­щей.

Формирование субъектности ребенка: «Я» — сообщение —»• «Мы» - сообщение —» рефлексия действий —> оценка действий —> планирование новых.

Выражение педагогом чувств по отношению к ребенку как условие моделирования ситуации успеха:

- «Я» - высказывание чувств в культуросообразной форме;

- констатирующее последовательное описание действий ребен­ка, воодушевленная безоценочная позитивная констатация личност­ных достижений ребенка;

- установление границ взаимодействия ребенка с другими людьми и предметами учебной деятельности;

- отражение чувств ребенка в ответных поведенческих и вер­бальных реакциях; «да - да» или «ага» — общение, поддерживающее потребность ребенка во взаимодействии с взрослым;

- эмпатийное слушание, отражающее актуальные чувства и пе­реживания ребенка;

- адаптивное активное слушание - перифраз (пересказ). Принципы формирования субъект-субъектных отношений в

ситуации успеха:

- диалогизации психолого-педагогического взаимодействия (позиция соучастия, совоспитания и сотрудничества);

- проблематизации (актуализация исследовательской активно­сти ребенка, самостоятельного обнаружения и постановки познава­тельных проблем), создание условий для нравственного самосовер­шенствования);

- персонализации (ролевое взаимодействие, корректирующее стереотипные ролевые ожидания и нормативы);

- индивидуализации (в развитии и выявлении общих и специ­альных способностей ребенка, выборе природе- и культуросообраз-ных содержания, форм и методов его обучения и развития).

Влияние учебной группы на развитие личности ребенка:

- создает поле эмоционального заражения;

- создает поле интеллектуального напряжения;

- предоставляет возможность накопления сценариев поведенче­ских реакций;

- создает предпосылки и возможности индивидуализированного проявления себя в поступке.

Функции оптимизации групповой учебной деятельности:

1) достижение предметного результата (намеченной цели);

2) формирование отношенческого результата (ценностной зна­чимости);

3) активизация осознанности ребенком собственной деятельно­сти (субъектности).

Операции, обеспечивающие оптимальный психолого-педагогический климат в учебной группе:

1) определение целей деятельности, исполнителей, времени, объема, ограничение ее пространства;

2) мотивирование деятельности в рамках аксиологического (ценностного) подхода к ней, рефлексия социальной значимости дан­ной деятельности, позитивная интерпретация групповой учебной дея­тельности, объективирование ценностного отношения как оптималь­ной нормы жизни;

3) активизация личностно-значимого смысла деятельности, дифференциация и индивидуализация социальных и учебных ролей каждого из участников групповой деятельности, групповая рефлексия актуализированных и прогнозирование последующих этапов дея­тельности.

Приемы формирования оптимального психолого-педагогического климата в учебной группе:

осознание системы отношений в учебной группе (к Человеку, выполняемому делу, к группе в целом, к самому себе, к событиям, происходящим в группе, к педагогу, к социальным, этическим и нравственным нормам и частным отношениям);

— признание системы отношений как динамического поля груп­пы;

— формирование у детей чувства защищенности и принятия в группе, понимания возможности активно проявлять свое «Я», вступая и деятельность и общение с детьми и педагогом;

- создание и поддержание атмосферы, соответствующей целям обучения, воспитания и развития личности детей;

- высказывание и демонстрация через действие или поступок педагогом и детьми ценностного отношения к возникающим в учеб­ной аудитории ситуациям

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.