Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Психология усвоения знаний. Мотивы учения

2017-06-13 454
Психология усвоения знаний. Мотивы учения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Понятие «знание» подразумевает часть сознания, общее в отражении пред­метного мира, способ упорядочивания действительности, способ вос­произведения в сознании познаваемого объекта. Познание как про­цесс отражения знаний обыденных, научных и учебных

Учебное знание - преднамеренное изменение, реорганизация -научного знания, упрощение или сокращение предметного разнооб­разия с учетом психологических возможностей обучаемых.

Основная функция учебного познания -приобретение опре­деленного уровня общей и профессиональной квалификации. Поэто­му учебно-познавательная деятельность осуществляется с помощью специальных учебных умений, приемов и действий.

Учебное знание существует в трех формах: в форме научной дисциплины, в виде учебного текста и в форме учебной задачи; адап­тированная форма научного знания образует учебную дисциплину, включающую в себя предметную область и знание закономерностей познавательной деятельности.

Знание усваивается только в процессе познавательной активно­сти субъекта. Поэтому процесс усвоения знаний имеет следующие

этапы:

1) восприятие объекта и выделение его существенных свойств;

2) осмысление существенных вне- и внутрисубъектных связей и

отношений;

3) процесс запоминания выделенных свойств и отношений в ре­зультате их многократного восприятия и фиксации;

4) активное воспроизведение существенных свойств и отноше­ний;

5) преобразование вновь воспринятого опыта и включение его в структуру прошлого опыта или для выведения нового знания.

Уровни усвоения знаний: различение или распознание предме­та; запоминание; понимание; применение (по И. Я. Конфедератову и В. П. Симонову).

Мотив учения - источник активности и система побудителей учебной деятельности, «опредмеченная потребность» в учении (по А. Н. Леонтьеву). В мотивационную сферу в широком смысле вклю­чены аффективная и волевая сферы и переживание удовлетворения потребности, притязаний, социальных ожиданий.

Учебная мотивация определяется: образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъектными особенностя­ми обучающихся, субъектными особенностями педагога и его систе­мой отношения к делу и детям, спецификой учебного предмета. Учебная мотивация системна и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

По содержанию мотивы делятся на:

1) учебно-познавательные, связанные с содержанием изучаемого материала и процессом учения;

2) широкие социальные, связанные с системой жизненных от­ношений учащихся: чувство долга, потребность в достижении, само­совершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, избе­гание неудач.

В учебно-познавательном компоненте мотивов учения у младших школьников важную роль играет занимательность материа­ла, в социальном — мотивы выбора профессии и самосовершенство­вания, далее — мотивы долга, ответственности, желание получать хо­рошие оценки.

По состоянию мотивы учения дифференцируются как мера осознанности мотивов, побуждающих к учению, понимание их зна­чимости, мера их действенности.

 

4. 2. Общая характеристика психологии младшего школьника. Новообразования возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с пе­риодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению соци­альной ситуации развития ребенка. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе общест­венных отношений людей: у него появляются постоянные обязанно­сти, связанные с учебной деятельностью. Выполнение этих обязанно­стей получает общественную оценку. Младший школьник - общест­венный субъект.

Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с но­выми требованиями.

Ведущий вид деятельности — учебная деятельность, в рамках которой складываются психологические новообразования.

Переход к систематическому обучению — основа для развития новых познавательных потребностей, активного интереса к окру-

жающей действительности, к овладению новыми знаниями, умения­ми.

Младший школьный возраст - период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они ста­новятся осознанными, произвольными и приобретают опосредован­ный характер (развивается словесно-логическое, понятийное мышле­ние, «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие ду­мающим» (Эльконин Д. Б.).

Этот возраст — период становления произвольной регуляции поведения и появления нового типа отношений с окружающими (взрослыми, сверстниками). Ребенок учится действовать в соответст­вии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей, про­должает развивать рефлексию на себя и других.

Центральные новообразования младшего школьного возраста:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия;

— становление основных мыслительных действий (сравнение, анализ, внутренний план действий);

- развитие нового познавательного отношения к действительно­сти;

- ориентация на группу сверстников.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познава­тельных интересов и потребностей;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, саморегуляции и самооргани­зации;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

— усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.