Становление психологии как науки — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Становление психологии как науки

2017-06-13 260
Становление психологии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Становление психологии как науки

Первые воззрения о душе были разнообразны. Вершиной антич­ного учения является трактат Аристотеля «О душе», где выделяются пять основных органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Демокрит считал, что психика материальна и состоит из атомов; утверждал, что познание мира происходит через органы чувств.

В эпоху Возрождения Р. Декарт определяет интроспекцию (са­монаблюдение) как основной метод психологии. Вводится термин «психология». К концу XVIII века в качестве ведущего направления выделяется эмпирическая, или опытная, психология.

XVIII век в истории научной психологии связан с развитием ас­социативного учения. Психология выделяется в самостоятельную науку. В 1879 году в Лейпциге В. Вундтом была основана экспери­ментальная психологическая лаборатория, психология становится экспериментальной областью научного знания.

В России И. М. Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» заложил основы новой эмпирической психологии. И. П. Павлов открыл условный рефлекс как механизм научения. Ко­нец XIX века — кризис психологической науки. Возникшие проблемы различными направлениями науки решались по-разному (бихевио­ризм - Дж. Уотсон; гештальтпсихология - М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер; глубинная психология — К. Юнг, А. Адлер). Эти направле­ния разрабатывались в начале XX в. Во второй половине XX в. в пси­хологии стали применяться методы математики, кибернетики, ин­форматики.

Современная психология в XXI в. развивается в русле решения прикладных задач общества, что привело к идее создания разветв­ленной психологической службы в образовательной системе.

Наряду с психологами-учеными появляются практические пси­хологи. Они работают в образовании, на предприятиях, в армии, в медицине, в спорте. Практические психологи используют новые ме­тоды психокоррекционной работы: аутотренинг, методы индивиду­альной психокоррекции, психоанализ, методы групповой психокор­рекции, методы арттерапии. В соответствии с этим выделяется круг решаемых ими проблем:

1) решение практических задач, поставленных современным обществом;

2) создание психологических служб;

3) повышение уровня психологической образованности людей разных профессий и сфер деятельности;

4) специализация на узкую направленность деятельности профессиональных практических психологов.

 

Учение о деятельности. Структура деятельности.

Ведущие виды деятельности. Осознание и автоматизированные

Компоненты деятельности

Деятельность — форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преоб­разование окружающего мира.

Учение о деятельности базируется на теориях А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, основанных на зависимости протекания и разви­тия различных психических процессов от содержания и структуры деятельности.

Деятельность человека:

- носит продуктивный, творческий, созидательный характер;

- связана с предметами материальной и духовной культуры;

- преобразует его самого;

- есть продукт истории;

- обеспечивает сознание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

— является сферой реализации человеком своего личного потен­циала, достижения жизненных целей, успехов;

— создает условия для самореализации в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов, обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

Структура деятельности состоит из 2-х сфер: потребностно-мотивационной и операционально-исполнительной.

Мотивами называются те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают её к определенной деятельно­сти.

Виды мотивов:

-материальные;

-социальные;

— духовые;

— органические.

Потребности - это предпосылка психической активности, воз­никающая в результате рассогласования реального состояния инди­вида, социальной общности с оптимальными для них состояниями; испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как биологи­ческого существа, индивида и личности.

Потребности классифицируют по двум основаниям:

1) по происхождению:

- естественные потребности - потребности, связанные с необхо­димостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомст­ва;

— культурные потребности — потребности, в которых выражается зависимость активной жизни человека от продуктов человеческой культуры;

2) по характеру предмета:

- материальные потребности - потребности, в которых выявля­ется зависимость человека от материальной культуры;

- духовные потребности — потребности, в которых выявляется зависимость человека от продуктов общественного мнения.

Структура деятельности воплощена в ее основных составляю­щих: действиях и операциях. Это относительно законченные элемен­ты деятельности, направленные на достижение промежуточных це­лей, которые подчинены общему мотиву.

Действия подразделяются на следующие виды: — материальные (реальное преобразование объекта с целью ус­тановления его свойств);

- рецептивные (идеальное преобразование реальных или зна-ково-символических объектов в плане восприятия); речевые; умст­венные (действия во внутреннем плане).

В каждом действии выделяются его компоненты: моторные (двигательные); центральные (мыслительные); сенсорные (чувстви­тельные).

Компоненты действий выполняют функции исполнения, регу­лирования, контроля действий.

Способы осуществления действий называются операциями, ко­торые зависят от личности субъекта деятельности, от условий ее вы­полнения, от имеющихся у человека инструментов и средств осуще­ствления действий. В качестве средства осуществления деятельности человеком могут быть использованы инструменты. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего дея­тельность становится более продуктивной.

Ведущие виды деятельности

В процессе своего индивидуального развития каждый человек включается в следующие виды социальной активности (деятельно­сти): общение, игра, учение и труд.

Общение - это вид деятельности, в котором люди обменивают­ся информацией, проявляют отношение друг к другу и выстраивают взаимодействие.

Игра — вид непродуктивной деятельности человека, целью ко­торой может выступать усвоение социального опыта. Игры имити­руют реальные ситуации, включают их участников в игровые отно­шения.

Учение - специфический вид человеческой деятельности, целью которого является творческое усвоение человеком знаний, умений и навыков.

Труд - вид организованной деятельности человека, целью кото­рой является создание предметов материальной и духовной культуры, усовершенствование орудий труда, преобразование условий деятель­ности.

Компоненты деятельности

Любая деятельность имеет внутренние и внешние компоненты. К внутренним компонентам деятельности относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, психические процессы и со­стояния, участвующие в управлении и регуляции деятельностью со стороны центральной нервной системы.

К внешним компонентам деятельности можно отнести разно­образные движения, связанные с практическим выполнением дея­тельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов не яв­ляется постоянным: по мере развития деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Этот процесс называется интериоризацией. Существует и обратный про­цесс — экстериоризация, суть которой в том, что сокращенные авто­матизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются из внутреннего плана во внешний, сознательно контролируе­мый.

В качестве компонентов деятельности выступают умения, на­выки и привычки. Умения являются сознательно контролируемыми ее частями, которые позволяют человеку добиваться целей деятельности с максимальной эффективностью. Умения включают автомати­зированные, реализуемые на уровне бессознательного контроля на­выки. Умения и навыки могут быть познавательными, теоретически­ми и практическими, а их формирование происходит путем система­тических упражнений. Непродуктивный элемент деятельности -привычка выполняется человеком механически и не имеет сознатель­ной цели. В отличие от навыка привычка может в некоторой степени сознательно контролироваться, а в отличие от умения — не всегда предстает как полезная.

 

 

Классификация способностей

Общие способности - способности, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности. Они связаны с развитием ин­теллекта и определенных особенностей личности (готовность к труду, высокая работоспособность; черты характера - внимательность, на­блюдательность, целенаправленность; развитие творческого мышле­ния, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности). Общие способности выступают как социально-психологическая ос­нова развития специальных способностей к определенному виду дея­тельности (преподавательской, инженерной, музыкальной и т. п.).

Специальные способности - способности, отвечающие более уз­кому кругу требований данной конкретной деятельности (например,

математические, конструктивно-технические, музыкальные, художе­ственные, организаторские, педагогические).

Раннее проявление способностей выражается в детской одарен­ности.

Одаренность — это совокупность ряда способностей, обуславли­вающих особенно усиленную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц.

Более позднее проявление способностей в определенной дея­тельности, выражающееся в оригинальности и новизне подхода, со­провождающееся достижениями наиболее высоких результатов, на­зывают талантом.

Гениальность - это высшая степень одаренности, позволяющая достигать выдающихся результатов, которые являются достижениями эпохи.

 

1. 12. Восприятие как психический процесс: свойства, виды, законы и закономерности. Восприятие пространства и времени,

Виды восприятий

1) В зависимости от форм отражения:

- восприятие пространства — представляет собой отражение формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся;

- восприятие времени — отражение объективной действительно­сти, скорости и последовательности явлений действительности;

— восприятие движений - отражение изменения положения, ко­торое объект занимает в пространстве.

2) В зависимости от цели:

- преднамеренное — характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель; оно связано с волевыми усилиями человека;

— непреднамеренное — восприятие, при котором окружающие предметы воспринимаются без специально поставленной задачи, ко­гда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

3) В зависимости от организации:

— организованное — целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира;

- неорганизованное - обычно непреднамеренное восприятие ок­ружающей действительности.

4) В зависимости от преобладающей роли того или иного анали­затора: зрительное, обонятельное, слуховое и т. д.

5) В зависимости от особенности воспринимаемого объекта: че­ловек-человеком.

Ощущения — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздейст­вующих на его органы чувств. Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора, который состоит из: а) рецепторов, воспринимающих раздражения нервных аппаратов, находящихся на периферии цен­тральной нервной системы; б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждения, возникаю­щие в рецепторах, передаются в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга; в) центральных и корковых от­делов анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, по­ступающих от рецепторов.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель дол­жен иметь определенную величину интенсивности.

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва за­метное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощуще­ния.

Верхний абсолютный порог ощущения - максимальная величи­на раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезно­вение ощущения или болевое ощущение.

Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощу­тимое минимальное различение в силе двух однотипных раздражите­лей.

Классификации ощущений

По контакту с раздражителем:

- дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные);

- контактные (кожные, вкусовые, органические).

По распределению рецептора:

— интроцептивные (ощущения боли, равновесия, ускорения); - проприоцептивные (мышечно-двигательные ощущения);

— экстероцептивные (зрительные, обонятельные, вкусовые, слу­ховые, тактильные).

Интроцептивные ощущения отражают состояния внутренних органов: болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и явля­ются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущение равновесия обеспечивает вертикальное положение тела. Ощущение ускорения - ощущение, отражающее развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

Проприоцептивные ощущения отражают состояния движения тела. С помощью мышечно-двигательных операций человек получает информацию о положении тела в пространстве, взаимном располо­жении его частей, сокращений, растяжений, расслаблений мышц.

Экстероцептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений окружающего мира. С помощью зрительных ощущений че­ловек способен различать свет, цвет. С помощью слуховых ощуще­ний человек воспринимает речь других людей, различные звуки. С помощью вкусовых определяет качественные особенности принимаемой пищи и находится в зависимости от чувства голода. С помо­щью обонятельных ощущений различает распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого че­ловек отражает качественные особенности предметов: гладкость, плотность.

Свойства ощущений

Качество - основная особенность ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида.

Интенсивность — количественная характеристика ощущения, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность - временная характеристика ощущения, опреде­ляется функциональным состоянием органов чувств, но главным об­разом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация — пространственный анализ, основанный дистантными рецепторами, дает человеку сведения о ло­кализации раздражителя в пространстве.

Взаимодействие ощущений

Адаптация - изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Виды адаптации:

— адаптация как полное исчезновение ощущений;

— притупление ощущения под влиянием действия сильного раз­дражителя; повышение чувствительности под влиянием действия сла­бого раздражителя.

Взаимодействие ощущений — изменение чувствительности под влиянием раздражителей других органов чувств.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с возбудимостью головного мозга под влиянием одновремен­ной деятельности других анализаторов.

Синестезия - возникновение под влиянием раздражителя пер­вого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

 

Воспитательных технологий

Понятие воспитания в педагогической психологии: в широ­ком смысле — социализация, процесс и результат усвоения и транс­ляции человеком опыта предшествующих поколений во взаимодейст-вии с другими людьми, природной и социальной средой, накопления социального опыта; в узком смысле - процесс систематического и целенаправленного воздействия педагога или воспитывающего на ре­бенка или воспитываемого с целью адаптации второго к окружающей его природно-социальной среде и формирования у. него качеств, со­ответствующих социальному заказу общества и, как следствие, вы­двигаемым целям и задачам воспитания.

Сущность воспитания: целостность, целенаправленное, орга­низованное взаимодействие субъектов деятельности (ведущего — ве­домого, воспитателя — воспитанника), направленное на формирование гармоничной индивидуализированной личности воспитуемого, субъ­екта деятельности, принимающего на себя ответственность за качест­во жизни и труда.

Проблемы психологии воспитания:

1) выявление механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирование мировоззрения, убеждений, ценностных установок в условиях учебной и воспита­тельной деятельности субъектов образования;

2) соотношение и разграничение воспитания, обучение и социа­лизации;

3) зависимость формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

4) структурирование детских и юношеских коллективов и их ро­ли в формировании личности ребенка;

5) формирование мотивационной сферы ребенка, ее направлен­ности и нравственных установок;

6) условия и последствия социальных и эмоциональных депри-ваций.

Междисциплинарный подход к воспитанию в различных на­учных областях:

- в социологии: рассматривает структуру и содержание деятель­ности различных социальных групп и институтов, которые выполня­ют воспитательные функции.

- в педагогике: рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также со­держание воспитания.

- в психологии: рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.

- в философии: рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в общест­ве.

- в истории: изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержания и методов воспита­ния в различные исторические эпохи.

Формы усвоения нравственных норм, становления мировоззре­ния и убеждений: 1) непосредственно-эмоциональное общение; 2) предметно-манипулятивная деятельность; 3) игровая деятельность; 4) учебная деятельность; 5) общественно-полезная деятельность; 6) собственно трудовая деятельность.

Соотношение воспитания, формирования, социализации и ста­новления личности ребенка

Воспитание - целенаправленный процесс формирования лично­сти с помощью педагогических воздействий в соответствии с опреде­ленным социально-педагогическим идеалом.

Формирование - процесс изменения личности в ходе взаимо­действия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Социализация - процесс формирования личности в определен­ных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает соци­альный опыт.

Становление - термин, обозначающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоя­тельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и про­изводить относительно устойчивый выбор.

Принципы воспитания: 1) аксиологический, формирующий иерархию социально-культурных ценностей воспитанника; 2) субъект-ности, инициирующий свободу самовыражения, осмысленный выбор жизненно важных решений; 3) другодоминантности, выстраивающий позицию принятия ребенка как данности, уважения истории его пер­сональной жизнедеятельности.

Способы влияния в воспитании: 1) убеждение - через систему доводов, пожеланий и предложений; 2) внушение (суггестия) - через снятие психологических фильтров по отношению к новой информа­ции; 3) подражание - через инициацию следования примеру или об­разцу; 4) заражение - через значимое эмоционально привлекательное поведение (бессознат., невольная подверженность).

Юношеского возраста

Психологи расходятся в определении возрастных границ юно­сти.

В западной психологии: 12-14-25 лет. В отечественной науке

юность определяется в границах 14-18 лет. Возраст 15-17 лет назы­вают юношеским (возрастом ранней юности). В юношеском возрасте

в основном:

- завершается физическое развитие организма;

— заканчивается половое созревание.

Особенности психического развития во многом связаны со спе­цификой социальной ситуации развития. Возможно существова­ние, как минимум, двух ведущих деятельностей.

Социальной перцепции

Социальная перцепция - процесс восприятия социальных объ­ектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенности социальной перцепции: активность, целостность, мотивированность.

Социальная перцепция проявляется как:

1) восприятие членами группы (другой группы, членов другой группы);

2) восприятие человеком (самого себя, своей группы, «чужой группы»);

3) восприятие группой (своего человека, членов другой группы);

4) восприятие группой другой группы.

Процесс социальной перцепции представляет собой деятель­ность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психо­логических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируют­ся определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

Факторы успешности (точности) социального восприятия зави-гят от:

1) личностных качеств субъектов восприятия:

- психологической чувствительности;

- знания возможностей, трудностей восприятия другого челове­ка;

- навыков и умений восприятия и наблюдения;

- условий, в которых осуществляется социальная перцепция.

2) особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов:

— веры в «первый взгляд»;

- прислушивания к мнению других людей;

— психологического состояния;

- упрощения.

Функции социального восприятия: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, установление эмоциональных отно­шений, организация совместной деятельности.

Механизмы социального восприятия:

1) стереотипия (стереотипизация) - понимается устойчивый образ или представление, о каких-либо явлениях или людях, свойст­венное представителям той или иной социальной группы;

2) идентификация - социально-психологический процесс по­знания личностью или группой других людей в ходе непосредствен­ных или опосредованных контактов с ними;

3) эмпатия - эмоциональное сопереживание другому человеку;

4) аттракция — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему;

5) рефлексия - механизм самопознания в процессе взаимодей­ствия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению;

6) каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека; схемы причинности: личностная атрибу­ция, обстоятельственная атрибуция, стимульная атрибуция.

 

Обследования дошкольников

Психодиагностическое обследование детей имеет некоторые особ-ти, обусловленные спецификой возраста, влияние ведущего для того или иного возраста вида деят., уровнем развития индивидуально-типологических характеристик, отраж-х соц.адаптированность в среде, коммуникативные способ-ти. Дети дошк.возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание кот-х необходимо для того, чтобы получать достоверные рез-ты в процессе их психодиагност.исслед-я К этим особ-ям относится сравнит-но низкий уровень сознания и самосознания. Приобретение произвольности в процессе познават.деят. начинается у ребенка с 3-4хлетнего возраста и завершается к концу подросткового. Поэтому следует иметь в виду, что тестовые задания для детей дошк. Возр-а не должны требовать от реб-а высокоразвитого произвольного управ-я своими познават.процессами. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом реб-ом, необ-мо тестовые задания подбирать так,чтобы они были одновременно рассчитаны как на произвольный, так и на непроизв-й уровень регуляции когнитивной сферы. Психодиагностика должна быть направленной на детальное изучение разв-я природных, непроизв-х познават. Процессов и на своевременное обнаружение и точное описание произвол-х когнитивных действий и реакций. Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4хлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, кот-е ориентированы на самосознание реб-а и предполагают с его стороны оценку собств-х личностных качеств. Детям от 4до 6 лет можно уже предлагать личностные и поведенческие опросники, кот-е ориентированы на адекватную самооценку, но данные возмож-ти реб-а все еще не безграничны.

Задачи психодиагностического обследования: получение данных, нужных для диагностики, необходимость изучения динамики психического развития, хар-р психич. развития, степень выраж-ти уиств-й отсталости или психич. дефекта в связи с перенесенным психич. заболев-ем; научная цель психодиагностического обсле­дования (для анализа еще недостаточно изученных психич.новообразований детей; статистич.достоверность полученных данных).

 

11.1 Ситуация успеха и алгоритм ее создания.

Климата в учебной группе

Ситуация успеха: субъективное проживание ребенком лично­стных достижений в контексте персональной жизнедеятельности; со­поставление реальных результатов и сегодняшних усилий ребенка с результатами вчерашних усилий и перспективных завтрашних пози­ций его самореализации.

Назначение ситуации успеха:

- активизация и амплификация развития личности ребенка;

- оптимизация развития личности ребенка (нахождение наибо­лее благоприятных, необходимых и достаточных условий для само­раскрытия);

- максимальное развитие общих и специальных способностей, физических и духовных сил личности ребенка.

Условия создания ситуации успеха:

- доброжелательность к ребенку с целью снятия у него психо­физического напряжения;

- снижение уровня тревожности и страха средствами субъ-ектности взаимодействия, открытой педагогической позиции (кине-сики тела, пластики, мимики, пантомимики, жестики, такесики, кон­такта глаз, праксемики);

- скрытое инструктирование в выполнении учебных действий и реализации взаимодействия с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастных категорий;

- авансирование задатков, способностей и личностных ка­честв, которые ребенок «еще не успел проявить» с использованием механизмов функции возвышения в педагогическом общении;

— подчеркивание персональной исключительности ребенка в выполнении учебных действий и общественно-полезных поручений;

- педагогическая суггестия, направленная на формирование в ребенке уверенности в собственных силах, способностях и возможно­стях самореализации средствами вербалики и кинесики;

- высокая оценка качества продуктов учебной и внеучебной деятельности;

- поощрение проявлений субъектности ребенка в индивиду­альной и групповой деятельности.

Субъектность как способность личности:

- осознавать индивидуализированную свободу выражения соб­ственных чувств, мыслей, потребностей, желаний, воли, социализи­рованных отношений;

- принимать на себя ответственность за собственные действия и поступки;

- осмысленно взаимодействовать с миром людей и миром ве­щей.

Формирование субъектности ребенка: «Я» — сообщение —»• «Мы» - сообщение —» рефлексия действий —> оценка действий —> планирование новых.

Выражение педагогом чувств по отношению к ребенку как условие моделирования ситуации успеха:

- «Я» - высказывание чувств в культуросообразной форме;

- констатирующее последовательное описание действий ребен­ка, воодушевленная безоценочная позитивная констатация личност­ных достижений ребенка;

- установление границ взаимодействия ребенка с другими людьми и предметами учебной деятельности;

- отражение чувств ребенка в ответных поведенческих и вер­бальных реакциях; «да - да» или «ага» — общение, поддерживающее потребность ребенка во взаимодействии с взрослым;

- эмпатийное слушание, отражающее актуальные чувства и пе­реживания ребенка;

- адаптивное активное слушание - перифраз (пересказ). Принципы формирования субъект-субъектных отношений в

ситуации успеха:

- диалогизации психолого-педагогического взаимодействия (позиция соучастия, совоспитания и сотрудничества);

- проблематизации (актуализация исследовательской активно­сти ребенка, самостоятельного обнаружения и постановки познава­тельных проблем), создание условий для нравственного самосовер­шенствования);

- персонализации (ролевое взаимодействие, корректирующее стереотипные ролевые ожидания и нормативы);

- индивидуализации (в развитии и выявлении общих и специ­альных способностей ребенка, выборе природе- и культуросообраз-ных содержания, форм и методов его обучения и развития).

Влияние учебной группы на развитие личности ребенка:

- создает поле эмоционального заражения;

- создает поле интеллектуального напряжения;

- предоставляет возможность накопления сценариев поведенче­ских реакций;

- создает предпосылки и возможности индивидуализированного проявления себя в поступке.

Функции оптимизации групповой учебной деятельности:

1) достижение предметного результата (намеченной цели);

2) формирование отношенческого результата (ценностной зна­чимости);

3) активизация осознанности ребенком собственной деятельно­сти (субъектности).

Операции, обеспечивающие оптимальный психолого-педагогический климат в учебной группе:

1) определение целей деятельности, исполнителей, времени, объема, ограничение ее пространства;

2) мотивирование деятельности в рамках аксиологического (ценностного) подхода к ней, рефлексия социальной значимости дан­ной деятельности, позитивная интерпретация групповой учебной дея­тельности, объективирование ценностного отношения как оптималь­ной нормы жизни;

3) активизация личностно-значимого смысла деятельности, дифференциация и индивидуализация социальных и учебных ролей каждого из участников групповой деятельности, групповая рефлексия актуализированных и прогнозирование последующих этапов дея­тельности.

Приемы формирования оптимального психолого-педагогического климата в учебной группе:

осознание системы отношений в учебной группе (к Человеку, выполняемому делу, к группе в целом, к самому себе, к событиям, происходящим в группе, к педагогу, к социальным, этическим и нравственным нормам и частным отношениям);

— признание системы отношений как динамического поля груп­пы;

— формирование у детей чувства защищенности и принятия в группе, понимания возможности активно проявлять свое «Я», вступая и деятельность и общение с детьми и педагогом;

- создание и поддержание атмосферы, соответствующей целям обучения, воспитания и развития личности детей;

- высказывание и демонстрация через действие или поступок педагогом и детьми ценностного отношения к возникающим в учеб­ной аудитории ситуациям

 

 

Этноцентризм и национализм

Этноцентризм: ключевое понятие самосознания, социальная форма эгоцентризма, восприятие и интерпретация поведения членов других этно­сов через призму «своей» культуры; оценка различий между этниче­скими группами по типу «мы лучше, они хуже», использование стан­дартов «своей» этнической группы для оценки «других» групп (У. Самнер, 1906г.).

Содержательный аспект этноцентризма (по Д. Кемпбеллу): естественность и правильность происходящего в «своей» этнической культуре, универсальность и верность обычаев, норм, социальных ролей, ценностей «своей» группы, предпочтение образа жизни «сво­ей» группы всем остальным, чувство неприязни, дистанцированность по отношению к «внешним» группам, стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к более широкой социальной общности (групповая аффилиация).

Коррекция проявлений этноцентризма: осознание собствен­ной этноцентрической позиции; принятие ограниченности современ­ных знаний об историческом прошлом «своей» и инокультур, попыт­ки проверить данные эмпирических исследований и теорий в рамках «других» этнических культур, формирование этнической толерантно­сти, умения ценить лучшее из созданного человеческой цивилизацией вне зависимости от этнической принадлежности создателя Национализм: идеология, политика, система ориентации и чувств.

Источники национализма:

- протест против национального неравноправия в условиях политэтнических государств имперского типа (XIX в. - Австро-Венгрия,

- реакция на возможность утраты реально достигнутого уровня автономии внутри политэтнического государства, реальная или воображаемая опасность потери независимого этноса;

- осознание ущерба в сфере экономики, использования ресур­сов, территории, культуры страны другими государствами, метропо­лиями, народами (использование ресурсов Якутии Центром России, борьба за территорию между осетинами и ингушами);

- разжигание националистических чувств политическими ли­дерами в ходе их борьбы за доступ к власти или удержание во власти;

- социальный компонент - конкуренция за рабочие места в престижных сферах деятельности между представителями домини­рующей этнической группы и другими.группами как в самом госу­дарстве, так и с иммигрантскими группами;

— особо высокий экономический статус некоторых диаспор-ных групп

- ситуации социальной и экономической депривации

- отсутствие собственных положительных идентичностей и целевых установок у этнической группы

— психология маргинальных групп при отсутствии у членов этносов, имеющих признаваемые в обществе статус и достоинство (диффузный, пассивный тип национализма, принимающий агрессив­ную форму в стрессовых ситуациях);

- политический национализм, связанный с авторитарными и консервативными государственными ориентациями

Типы национализма

Гражданский (государственный, территориальный) отождеств­ляется с патриотизмом

Этнический национализм: политический и культурный. Поли­тический этнонационализм как м


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.