Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Педагогическое общение, его особенности. Стили

2017-06-13 463
Педагогическое общение, его особенности. Стили 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Педагогического общения. Трудности и недостатки

Педагогического общения

Подходы к определению педагогического общения.

Педагогическое общение - это профессиональное общение

преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения воспитания), имеющее определенные педагогические функции и на­правленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание бла­гоприятного психологического климата, а также на другого рода пси­хологическую оптимизацию учебной деятельности, отношений меж­ду педагогом и учащимся внутри ученического 'коллектива

(А. Н. Леонтьев).

Под «педагогическим общением» обычно понимают профессио­нальное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные функции и направленное на соз­дание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимо­отношений между педагогом и учащимися» (А. А. Реан, Я. Л. Коло-минский).

Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности, в учебно-воспитательном процессе. (С. С. Степанов).

Стили педагогического общения (основные стили руководства

педагогом учащимися):

- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом обучающихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критиче­ские замечания, педагог последовательно предъявляет к обучающим­ся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

- авторитарный (властный) стиль руководства допускает воз­можность для обучающихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете при­нимает педагог в соответствии со своими установками;

— демократический стиль предполагает внимание и учет педа­гогом мнений обучающихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

— игнорирующий стиль характеризуется тем, что педагог стре­мится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучаю­щихся, устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется, когда пе­дагог устраняется от руководства учебной группой либо идет на по­воду ее желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль — педагог в зависимо­сти от внешних обстоятельств и собственного эмоционального со­стояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя/^ студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

Стили педагогического общения по В. А. Кан-Калику:

1) общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) по пятам ходят!»; в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессио­нальными интересами, особенно на профилирующих кафедрах;

2) общение на основе дружеского расположения: оно предпо­лагает увлеченность общим делом, где педагог выполняет роль на­ставника, старшего товарища, участника совместной учебной дея­тельности; однако при этом следует избегать панибратства (особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликт­ные ситуации);

3) общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения, во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизнен­ный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение «учитель — ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать

учителя как сверстника;

4. общение-устрашение - негативная форма общения, антигу­манная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегаю­щего к нему преподавателя;

5.общение-заигрывание - характерно для молодых педагогов, стремящихся к популярности; такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Классификация стилей педагогического общения М. Тале и а по основанию «выбор роли педагогом на основании собственных по­требностей, а не потребностей учащихся».

«Сократ». Это педагог с репутацией любителя споров и дискус­сий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за посто­янной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных по­зиций, учатся их отстаивать.

«Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установле­ние сотрудничества между обучающимися, отводя себе роль посред­ника, для которого поиск демократического согласия важнее резуль­тата дискуссии.

«Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, под­лежащий безусловному копированию и, прежде всего, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

«Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, всегда и во всем прав, а ученик должен беспрекословно

подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педаго­гической практике.

«Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикаль­но ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффек­тивной деятельности учебной группы, поощрением ее инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым обу­чающимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

«Тренер». Атмосфера общения в учебной группе пронизана ду­хом корпоративности. Обучающиеся подобны игрокам одной коман­ды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, бле­стящий успех, победа.

«Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.