Психология внимания: его структура и формирование — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психология внимания: его структура и формирование

2017-06-13 571
Психология внимания: его структура и формирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внимание — это направленность психической деятельности че­ловека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Изучением данного психического процес­са занимались П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.

Внимание всегда включено в практическую деятельность и в по­знавательные процессы, является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности деятельности, са­мовыражения личности.

Функции внимания: регулирует активизацию и торможение пси­хологических и физиологических процессов, способствует организо­ванному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями организма, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической актив­ности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Для перцептивных процессов внимание выступает своеобраз­ным усилителем, позволяющим различать детали изображения.

Для памяти внимание — это фактор, способный удержать нуж­ную информацию в кратковременной и оперативной памяти, это обя­зательное условие перевода запоминаемого материала в долговре­менную память.

Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, преду­преждению и своевременному разрешению межличностных кон­фликтов.

Современная психологическая наука классифицирует внимание на виды:

1) Природное и социально обусловленное внимание.

Природное внимание дано человеку с рождения в виде врож­денной способности избирательно реагировать на те или иные внеш­ние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информаци­онной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания. Оно связано с волевой регуля­цией поведения и сознательным избирательным реагированием на объект.

2) Непосредственное и опосредованное внимание.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме объ­екта, на который оно направлено и который соответствует актуаль­ным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специаль­ных средств (слов, жестов, предметов, указательных знаков).

3) Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внима­ние.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли и не тре­бует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать внимание на объекте.

Произвольное внимание - сознательно регулируемое сосредо­точение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Послепроизвольное внимание — сосредоточение на объекте в си­лу его ценности для личности. При этом снижается волевое напряже­ние, необходимое при сосредоточении.

Свойства внимания: объем, распределение, переключаемость, концентрация, устойчивость.

Объем измеряется количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени.

Распределение внимания выражается в том, что при любой дея­тельности человек может удержать в центре внимания одновременно несколько объектов.

Переключаемость внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.

Концентрация внимания — состояние сознания, необходимое для того, чтобы включиться в деятельность, сосредоточиться на задаче.

Устойчивость внимания — это длительность привлечения внима­ния к одному и тому же объекту или задаче.

Развитие внимания в онтогенезе прослеживал Л. С. Выготский в русле культурно-исторической концепции его формирования. Он ука­зывал, что история внимания ребенка есть история развития органи­зованности его поведения. Произвольное внимание возникает изтого, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенку те средства, с помощью которых он впоследствии сам овладевает своим вниманием». При помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусст­венных стимулов - средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Вместе с посте­пенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание об­ращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя. Первоначально процессы произвольного внимания, на­правляемые речью взрослого, являются для ребенка скорее процесса­ми его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепен­но, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отно­шению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведе­нием, то есть к произвольному вниманию.

Опираясь на идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьев указывает, что с возрастом внимание ребенка улучшается, но развитие внешне опосредованного внимания происходит быстрее, чем его развитие в целом. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, характеризуемый тем, что первоначально внешне опосредованное внимание постепенно переходит во внутренне опосредованное. Раз­личия в характеристиках произвольного и непроизвольно внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию, из чего следует, что в процессе своего развития систе­ма действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.