Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фарби) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фарби)

2017-06-13 456
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фарби) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Стадии элементарной сенсорной психики: а) низший уровень - чувствительность, раз­дражимость (четкие реакции - элементарные движения, неспособность реагировать на нейтральные свойства среды)- простейшие, низшие многоклеточные,живу­щие в водной среде.

б) высший уровень — наличие ощущений, появление челюсти и возможности манипулировать; способность к элементарным условным рефлексам(четкие реакции на биологически нейтральные раздражители, способность избегать неблагоприятные условия среды, индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль, главное значение в поведении имеют жесткие врожденные формы)- черви, моллюски.

2. Стадия перцептивной психики:

а) низший уровень - от­ражение внешней дей­ствительности в форме образов предметов(формиров-е двигат-х навыков-активный поиск положит-х раздраж-й и избегание отрицат-х)-рыбы,низшие позвоночные насекомые;

б) высший уровень -элементарные формы мышления(высокоразвитые инстинктивные формы поведения,способ-ть к научению)-высшие позвоночные-птицы и млекопитающие.

в) наивысший уровень -выделение ориентиро­ванно-исследовательской дея­тельности, способности решать одну и ту же за­дачу разными методами. Перенос принципов в новые условия для соз­дания и использования в деятельности примитивных орудий(выделение специаль­ных органов манипули­рования: лап и рук. Раз­витие исследователь­ских форм поведения с использованием ранее приобретенных знаний, умений, навыков-обезьяны и некоторые другие высшие позво­ночные (собаки, дель­фины)

Существенное отличие человека от животных — способность рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о прошлом и буду­щем, разрабатывая и реализуя планы и программы, что связано с че­ловеческим сознанием.

Сознание - свойственная человеку высшая форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, которая позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, целенаправленно строить свои отношения с окружающим миром.

Психологические характеристики сознания:

1) рефлексивная способность, то есть готовность сознания к по­ниманию других психических явлений и самого себя;

2) мысленное представление и воображение действительности, которые тесно связаны с волей;

3) способность к коммуникациям, то есть передаче другим ли­цам того, что осознает человек, при помощи языка и других знаковых систем;

4) главное условие возникновения и развития человеческого сознания - совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей, то есть деятельность, требующая общения и взаимодействия людей друг с другом.

Главное направление развития сознания - расширение сферы осознаваемого человеком в себе и в окружающем мире, а это связано с совершенствованием средств материального и духовного производ­ства.

Сознание - не единственный уровень, где представлены психи­ческие процессы, свойства и состояния человека. Есть и бессозна­тельное. Это явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на психические, но актуально человеком не рефлексируются, то есть не осознаются. Бессознатель­ное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и тому подобное, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Бессознательные явления:

- ошибочные действия (оговорки, описки);

- непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, со­бытий прямо или косвенно связанных с неприятными переживания­ми);

- представления, связанные с восприятием, памятью, воображе­нием (сновидения, грезы, мечты).

Для расшифровки бессознательного требуется специальная ин­терпретация, осуществляемая в настоящее время на уровне психоана­лиза.

В свете имеющихся научных данных вопрос об отношении соз­нательного и бессознательного не решается однозначно, поскольку различные типы психических явлений по-разному соотносятся с соз­нанием.

Типы бессознательного:

1) бессознательные психические явления из области подсозна­ния, то есть факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание (бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки);

2) ранее осознанные человеком явления, но со временем ушед­шие в сферу бессознательного (ходьба, речь, умение цисать, пользо­ваться различными инструментами);

3) личностное бессознательное, выделенное 3. Фрейдом — это желание, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы че­ловеческого сознания в результате столкновения разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали, мотивационных явлений.

 

1. 8. Темперамент, его психологическиеи физиологические свойства. Типы темпераментаи их психологическая характеристика

Темперамент — комплекс врожденно обусловленных динамиче­ских особенностей психики индивида, проявляющихся в интенсивно­сти, скорости и темпе протекания его психической деятельности.

Данное понятие было введено Гиппократом (древнегреч. врач, 460-379 гг. до н.э.), который полагал, что все люди делятся по своим природно-обусловленным особенностям на четыре группы в зависи­мости от преобладания в их организме одной из следующих жидко­стей: крови - сангвиники, желтой желчи - холерики, слизи - флегма­тики, черной желчи — меланхолики (такое деление составляет основу гуморальной теории темперамента).

Э. Кречмер, устанавливая связь между свойствами темперамента и конституцией человека, выделил и описал четыре конституционных типа: 1) астеник — человек высокого роста, хрупкого телосложения с уменьшенными поперечными размерами, плоской грудной клеткой, вытянутым лицом; 2) пикник — человек среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, большим животом, широким лицом с мел­кими чертами; 3) атлетик — человек высокого или среднего роста, пропорционально крепкого телосложения, с широкими плечами, хо­рошей мускулатурой; 4) диспластик — человек неправильного тело­сложения, плохо сформировавшийся. С данными типами Э. Кречмер соотнес три типа темперамента: 1) шизотимик (для данного типа ха­рактерны астеническое телосложение, замкнутость, склонность к ко­лебаниям эмоций, упрямость, трудности в приспособляемости к ок­ружению); 2) иксотимик (для данного типа характерны атлетическое телосложение, спокойствие, маловпечатлительность, негибкое мыш­ление; при расстройствах психики иксотимик обнаруживает склон­ность к эпилепсии); 3) циклотимик (для данного типа характерно плотное телосложение, реалистичность во взглядах, отзывчивость, легкая контактность с окружающими; при расстройствах психики циклотимик обнаруживает склонность к маниакально-депрессивному психозу) (конституционная теория темперамента). И. П. Павлов указывал, что темперамент - это генотип, то есть прирожденная, природная особенность нервной системы. Он выделил ряд свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) и описал типы следующим образом: сангвиник — сильный, уравнове­шенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможе­ния), подвижный (процессы возбуждения и торможения легко сме­няют друг друга); холерик - сильный, неуравновешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения), подвижный; флегматик — сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбу­ждения и торможения мало подвижны); меланхолик - слабый (нерв­ная система не выдерживает большой и длительной нагрузки), не­уравновешенный (данное деление составляют основу физиологиче­ской теории темперамента).

Виды темпераментов и их характеристика. Для сангвиника характерно: приподнятое расположение духа, быстрое и эффективное мышление, гибкое приспособление к новым условиям, общительность, выразительная и подвижная мимика. При отсутствии серьёзных целей, глубоких мыслей, творческой деятельно­сти у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной впечатлительностью, возбу­димостью, повышенной эмоциональностью, резкими и порывистыми движениями. У людей с общественными интересами данные характе­ристики проявляются в инициативности, энергии, принципиальности; при отсутствии данных интересов холерический темперамент может проявляться отрицательно: в раздражительности, аффективности.

Для флегматика характерно спокойствие, тихая удовлетворен­ность окружающим, отсутствие склонности к аффектам; новые фор­мы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. В зависимости от условий у флегматика могут возникнуть положитель­ные черты: выдержка, глубина мысли — или отрицательные: вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолик отличается стесненностью в движениях, колеба­ниями и осторожностью в принятии решений; сильные воздействия

вызывают продолжительную тормозную реакцию. В нормальных ус­ловиях жизни меланхолик — человек глубокий, содержательный; при неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замк­нутого, боязливого, тревожного человека.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.