Возможности использования компьютерных технологий в учебно-тренировочном процессе спортсменов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Возможности использования компьютерных технологий в учебно-тренировочном процессе спортсменов

2017-05-16 423
Возможности использования компьютерных технологий в учебно-тренировочном процессе спортсменов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бойченко К. Ю.

Запорожский национальный университет, Украина

 

На сегодняшний день выступления спортсменов на соревнованиях и турнирах различного уровня не всегда характеризуются высокими спортивными результатами и только единицы из них становятся призерами. Это, как считают специалисты в области физической культуры и спорта, в существенной степени связано с эффективностью подготовки и качеством управления тренировочным процессом. В свою очередь, учебно-тренировочный процесс нуждается в научном подходе к компонентам управления, как спортивной подготовкой, так и контролем и коррекцией за тренировочными нагрузками и состоянием организма спортсменов.

Сложности управления тренировочным процессом и спортивной подготовкой спортсменов связаны с отсутствием научно обоснованных рекомендаций об использовании инновационных технологий, оценивающих переносимость тренировочных нагрузок организмом, их оптимальность и соответствие индивидуальным возможностям спортсменов. Отсутствие данной информации у тренера существенно сдерживает и затрудняет реализацию на практике теоретически разработанных логических систем управления подготовкой спортсменов.

До настоящего времени в научной и методической литературе во многих видах спорта не уделяется должного внимания оценке функциональных возможностей организма и выяснению их влияния на спортивную деятельность. Научные исследования автора работы вносят вклад в теорию и практику тренировочного процесса практически во всех видах спорта, так как акцент при подготовке спортсменов делается на необходимость пересмотра сложившихся представлений о второстепенности оценки индивидуальных функциональных возможностей различных систем организма спортсменов и обязательности систематического контроля в процессе тренировки.

Для этого нами предложен современный подход оценки функционального состояния, функциональной подготовленности и функциональных возможностей организма спортсменов в условиях тренировочной деятельности на основе использования компьютерной диагностической экспресс-методики для последующего использования определяемых уровней как биологической основы для других сторон спортивной подготовки и как фактора первостепенной значимости, оптимизирующего подготовку спортсменов и повышающего его квалификацию.

При этом объектом исследования стал учебно-тренировочный процесс на этапе спортивного совершенствования.

Предметом исследования была оценка научной информативности использования диагностических компьютерных экспресс-технологий за подготовленностью спортсменов и их связь со спортивными результатами.

Целью исследования – обосновать возможность использования в учебно-тренировочном процессе инновационной диагностической компьютерной программы для оптимизации управления подготовкой спортсменов высокой квалификации.

Методы исследования,применяемые в нашей работе были направлены на решение поставленной цели для чего использовали: анализ научной и методической литературы; педагогические исследования (наблюдения, описание, эксперимент) с оценкой точности выполнения технических действий; медико-биологические методы: антропометрические измерения (регистрировали длину тела, см и массу тела, кг) и субмаксимальный велоэргометрический тест PWC170 (регистрировали частоту сердечных сокращений после первой и второй нагрузки). Затем производилась оценка уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы, а также уровня функциональной подготовленности организма гандболистов по разработанной нами компьютерной программе «Спорт-экспресс: Комплексная экспресс-оценка функционального состояния и функциональной подготовленности организма»; статистический анализ с обработкой полученных данных проводился непосредственно с помощью программы «Спорт-экспресс» с расчетом: М (средней арифметической); d (среднеквадратического отклонения); m (ошибки средней арифметической).

Программа «Спорт-экспресс» условно подразделена на три взаимосвязанных между собой блока: 1-й блок предназначен для определения и оценки уровня функциональной подготовленности людей различного пола, возраста, тренированности, спортивной квалификации и специализации; 2-й блок предназначен для определения и оценки функционального состояния ведущих физиологических систем (сердечно-сосудистой и внешнего дыхания) организма указанных выше категорий людей; 3-й блок предназначен для определения типа телосложения человека. В зависимости от задач исследования медико-биологическое обследование испытуемых может проводиться как отдельно по каждому блоку, так и по трем подпрограммам в целом.

На основе 10-минутного субмаксимального велоэргометрического теста непрямым расчетным методом оценивались практически все параметры функциональной подготовленности организма. Необходимо отметить, что расчет величин аPWC170, оPWC170, аМПК и оМПК производится по общеизвестным формулам, тогда как определение значений алактатной, лактатной (АЛАКм и ЛАКм) анаэробной мощности и емкости (АЛАКе и ЛАКе), порога анаэробного обмена (ПАНО), частоты сердечных сокращений на уровне ПАНО (ЧССпано) и общей метаболической емкости (ОМЕ) производится в соответствии с разработанными авторами эксклюзивными формулами с применением уравнений множественного регрессионного анализа. Необходимо отметить, что при разработке формул учитывались результаты специальных клинических и биохимических исследований, позволивших констатировать высокую степень корреляционной зависимости между показателями, определенными экспериментальным и расчетным способами.

В соответствии с алгоритмом обследования делается общий вывод о функциональном состоянии организма спортсмена в соответствии со следующими функциональными классами: «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего» и «высокий» (как и при определении уровня функциональной подготовленности организма для интегральной оценки функционального состояния аппарата кровообращения и внешнего дыхания используется бальная методика).

Предложенная авторами программы «Спорт-экспресс» форма интерпретации полученных данных относительно функционального состояния и уровня функциональной подготовленности испытуемых позволяет существенно облегчить ее анализ врачами и тренерами непосредственно сразу же после проведения контрольного тестирования, а, при использовании предусмотренной программой функции «Архив», в динамике учебно-тренировочного процесса.

Результаты апробации предложенной компьютерной программы свидетельствуют о ее высокой эффективности, удобстве, легкости практического использования. При проведении исследования доказано, что своевременное применение на тренировочных занятиях компьютерной диагностики в подготовительном и предсоревновательном периодах позволяет выявлять индивидуальные особенности функциональной подготовленности организма спортсменов в этих периодах подготовки и вносить коррективы в тренировочные программы, тем самым, предупреждать перенапряжение организма и добиваться повышения квалификации.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.