Научный руководитель – Беляева Анастасия Викторовна — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Научный руководитель – Беляева Анастасия Викторовна

2019-06-06 190
Научный руководитель – Беляева Анастасия Викторовна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музыканты-исполнители и студенты, которые обучаются в различных музыкальных образовательных учреждениях, непременно связаны в профессиональной деятельности с публичным выступлением на сцене и сталкиваются с проблемой сценического волнения. Одна из задач профессионального развития музыканта-исполнителя – это подготовка к концертному выступлению. В связи с этим обстоятельством, в нашем исследовании была поставлена цель: изучить причины волнения и возможные пути решения этой проблемы.

К размышлениям о природе и сущности волнения, возникающего у человека, который делает что-то «прилюдно», на глазах у многочисленной аудитории, обращались многие педагоги и психологи. По мнению Т.Ф.Ефремовой, «волнение – это возбуждение, вызванное ожиданием, страхом, тревогой, радостью» [2; 83]. Формулировка А. Готсиндера схожа с предыдущей: «Волнение – одна из форм психического состояния личности, вызванного ожиданием, страхом, тревогой»[1]. Волнение сопутствует любой деятельности, протекающей во времени и подразумевающей предъявление концентрированного результата этой деятельности, который подготавливался длительное время, на коротком отрезке. Волнение бывает настолько сильным, что может совершенно исказить и почти нивелировать результаты огромной работы. Самочувствие многих людей, испытавших эстрадное волнение, таково, что его сравнивают с ощущениями в самых жизненно опасных ситуациях. Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди робкие и стеснительные. На самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Но, как показывает практика, может проявляться по-разному.

Композитор Н.А. Римский-Корсаков часто говорил, что «чем хуже выучено произведение, тем больше волнение». Нам стало интересно, какие чувства и ощущения испытывают студенты нашего колледжа перед выходом на сцену. Была проведена анкета, в которой приняли участие 22 студента 2 и 4 курсов специальности «музыкальное образование».

На первый вопрос «Испытываете ли вы волнение перед выходом на сцену» 72% опрошенных ответило, что всегда волнуются перед выходом на сцену,18% иногда испытывают волнение и 10% не испытывают этого чувства. На вопрос «Какие чувства вы переживаете перед выходом на сцену?» 46% испытывают тревогу перед выходом на сцену, 23% испытывают ужас и потерянность, 13% из опрошенных испытывают счастье перед выходом на сцену, 4% испытывают счастье и волнение одновременно и только 4% относится безразлично к выступлению. С чувством волнения пытаются справиться 41%, а 14% не знают, как им справится с чувством эстрадного волнения.

Таким образом, анкетирование показало, что 90 % студентов испытывают эстрадное волнение и не всегда могут с ними справиться. Но перед выходом на сцену могут быть как отрицательные, так и положительные чувства. Положительные эмоции необходимо закреплять, а над отрицательными работать. Наиболее часто встречающиеся отрицательные проявления: дрожь, забывчивость текста, комок в горле, заикание, учащение пульса и другие. Среди причин исследователи выделяют психофизиологические, возрастные, частоту выступлений, степень уверенности в исполняемом тексте или произведении, условия выступления (время и аудитория).

Учитывая особенности эстрадного состояния, можно сделать вывод, что задачей любого выступающего является такая подготовка, которая должна способствовать преодолению негативных последствий эстрадного волнения. Интересен совет, основанный на парадоксальном наблюдении, который давал свои ученикам М. Л. Ростропович. Его ученица, выдающаяся виолончелистка Н. Шаховская, вспоминала: «…Знаете, какой психологически важный урок преподал мне Ростропович? Все музыканты-исполнители всегда волнуются на концертной сцене. Порой это сценическое волнение душит весь процесс общения с музыкой. Мой великий учитель был тем единственным человеком, который в один прекрасный момент как бы вылил на меня ушат холодной воды… Слава сказал: «Ну конечно, все на эстраде волнуются. Но, вы знаете, все дело в том, что вы музыкой заняты меньше, чем собой»… И я поняла, что он, действительно, прав. Я погружаюсь в свое волнение и забываю, что это – моя работа. Это – музыка, в которую я должна быть вовлечена вся, до последнего нерва. И когда ты этим занята, сценическое волнение – хоть и остается – не носит такого катастрофического характера. Нужно найти это плодотворное состояние».

Таким образом, изучив литературу по данному вопросу, мы определили причины сценического волнения и наметили пути решения важной проблемы, в том числе, подготовив специальные материалы, которые помогут в решении этой проблемы.

Библиографический список

1. Готсдинер, А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (к вопросу об эстрадном волнении) [Текст] / А. Готсдинер // Методические записи по вопросам музыкального образования. Вып. 3. – М., Музыка, 1991. – С. 187- 188.

2. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка [Текст]/ Т.Ф.Ефремова. – М.: Русский язык. – 2000.

3. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст] / Ю.А.Цагарелли. – Издательство «Композитор • Санкт-Петербург». – 2008. – 208 с.

4. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/10/12/preodolenie-stsenicheskogo-volneniya-u-yunykh

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.