Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-06-06 | 231 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Сила традиций и сила творчества в их сочетании –
животворящий источник всякой культуры».
Петр Савицкий
Глобализация вызвала «обратный» эффект – эффект «этнического возрождения», увеличение значимости этнокультурных ценностей.
Наша работа рассматривает узкое направление этнодизайна – использование сакрального образа птицы финоугорской мифологии в оформлении помещений, одежды и других предметов современной жизни.
Выбранная нами тема очень актуальна в современном мире. Так как дизайн – это неотъемлемая часть современного общества.
Цельданной работы – выявить примеры использования образа птицы в предметах современной жизни города Сыктывкар.
Достижение намеченной цели планируется через решение следующих задач:
2. Собрать и систематизировать материал об образе птицы в финно- угорской мифологии.
3. Изучить информацию об этнофутуризме, содержащуюся в различных источниках, в том числе встретиться для интервьюирования с художником.
4. Собрать и систематизировать материал о применении этнодизайна в жизни нашего города.
Таким образом, объектом исследования являются предметы современной жизни человека, в дизайне которых применяется этнофутуризм.
В основу работы положен исследовательский метод отбора, описания, систематизации, классификации и анализа явления.
Методы исследования:
1. Анализ литературы и интернет – источников по заявленной теме.
2. Интервьюирование, беседы с художниками и дизайнерами.
3. Экскурсия в этнографический отдел Национального музея Республики Коми, в фирму «Город на Сысоле», ресторан «Жаков».
4. Анализ и обобщение собранной информации.
Гипотеза, выдвинутая нами, следующая. Предметы современной жизни, выполненные при помощи дизайна, который опирается на этнокультурные мотивы, делает акцент на национальном своеобразии, достаточно прочно присутствуют в жизни современного сыктывкарца, помогают «наполнить» предметы, которые нас окружают, духовным началом и народным духом, укрепляет любовь и уважение к родной культуре.
|
Исследование включало в себя три этапа:
- На первом подготовительном этапе были определены цели и задачи исследования.
- На втором реализационном этапе шло выполнение плана работы по сбору материалов (изучение литературы и интернет источников, экскурсия в этнографический отдел Национального музея Республики Коми, ресторан «Жаков», встреча с целью интервьюирования с художником – Ю. Лисовским, менеджерами фирмы «Город на Сысоле»).
- На третьем, аналитическом этапе, произошло обобщение результатов, написание работы и выполнение презентации.
Предполагаемый результат: систематизированный материал, в том числе фотоматериал, иллюстрирующий использование образов (в том числе птицы) финоугорской мифологии в этнодизайне предметов современной жизни.
Живительная сакральная связь человека и природы («плоть – земля, кровь – вода, волосы – растения» составляла саму суть существования финно-угорских народов [3, с. 14]. Орнитоморфная символика занимала существенное место в традиционном мировоззрении коми – зырян и коми – пермяков. В представлении древних людей водоплавающие птицы имели особые сверхъестественные способности, потому что могли свободно существовать в трех отличных друг от друга стихиях: вода, земля и воздух. Вместе с Великой Матерью (Родовой богиней), птица у финно-угорских народов олицетворяла женское начало природы [4, с. 87]. Образ птицы у многих народов часто ассоциировался с душой. Анализируя и сравнивая приведенные в литературе примеры, можно прийти к выводу об устоявшихся веками общих композиционных решениях, ставших традиционными для финно-угорского народа: птица с расправленными крыльями, имеющая одну или три головы с размещенной на уровни груди женской «личиной».
|
Предметно – бытовое окружение современного человека, отличается от устоявшихся веками традиций финно – угорской культуры. Формирование смыслового наполнения современных предметов является важной задачей современного декоративно – прикладного искусства и дизайн – проектирования. Использование этнодизайна в оформлении повседневных вещей может стать золотой серединой между прошлым и настоящим.
Многие считают, что все самое интересное и передовое происходит только в столичных городах, но и в наших краях есть художники, чье творчество покоряет сегодня мир. Творчество этнофутуриста, Юрия Лисовского, еще не стало историей. В отличие от многих советских мигрантов, равнодушных к прошлому тех мест, куда забросила их судьба, Лисовский пытается обрести связь с новой почвой. Полотна Лисовского ассоциативны, все они вызваны северным миром и мифологией. Например, графическая серия «Кад изки» («Жернова времени»). В ее основу легли изобразительные системы северных петроглифов и древнепермского бронзового литья. Конкретным артефактом, повлиявший на этот цикл работ, является древний коми промысловый календарь. Он отлит в виде бронзового круга с изображением различных животных, символизирующих времена года и периоды охоты.
Художник успешно сотрудничает с творческой мастерской «Город на Сысоле». Цель компании: современная подача истории, культуры коми народа, родного города в обычных вещах, в одежде. В Сыктывкаре есть еще один пример использования этнической тематики в повседневной жизни – ресторан «Жаков». Лисовский расписывал стены вручную. Деревья и птицы оживали под кистью мастера. Лисовский отмечает: «Деревья в виде галактик, деревья как символ связи божественного и земного. Птица, рожденная на дереве, улетая, всегда возвращается обратно. В мифологии Коми птица – символ верхнего мира, мира духовного. Я думаю, что человек, стоящий крепко на земле, всегда обращает свой взор в верхние миры».
Юрий Лисовский, мастерская «Город на Сысоле» своей деятельностью помогают «наполнить» предметы, которые нас окружают, духовным началом и народным духом.
Подводя итоги работы, мы можем сказать, что достигли той цели, которую поставили в ее начале. Мы собрали и систематизировали материал, в том числе фотоматериал, иллюстрирующий использование образов (в том числе птицы) финно – угорской мифологии в энодизайне предметов современной жизни нашего города.
|
Библиографический список
1. Бортникова Н.В. Традиционная проектная культура удмуртов с позиции современного дизайна // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2
2. Виноградов С.Н. Развитие традиционных изобразительных мотивов удмуртов // Вестник Удмуртского университета. – Изд-во Удм. Унив-та. – 1994. – №5.
3. Голубкова О.В. Орнитоморфные представления о душе у коми-зырян // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 3
4. Достучаться до небес/ Художник Юрий Лисовский и студенты факультета искусств СГУ предлагают по – новому взглянуть на историю и современность.//Газета Республика №150-14 августа 2007.
5. Зыков С.Н. Сакральный образ птицы в предметах финно – угорской тематики// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-8. URL:http://www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=35159 (дата обращения: 09.03.2019).
6. Кухта М.С. Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур. //Журнал «Вестник тувинского государственного университета».- РФ, Томск. 2015. Режим доступа: http://tuvsu.ru.
7. Постыка Н.И. Этнодизайн – важная составляющая константа проектной культуры и консолидации российского общества. //Студенческий научный форум. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru.
8. Сидоров А. С. Идеология древнего населения коми края.- Труды ИЯЛИ КФАН, № 13. Этнография и фольклор коми. Сыктывкар, 1972.
9. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире: Общий взгляд // Очерки истории естественно – научных знаний в древности. – М.: Наука, 1982.
10. Тихомирова О.М. Методы освоения этнодизайна в процессе подготовки специалистов в области дизайна. //Журнал «Вестник Бурятского государственного университета», 2012. Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
11. ФазылзяноваГ. И. Этнокультурный центр как объект общественного партнерства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!