Научные руководители – Миллер Евгения Андреевна, преподаватель, Латушка Алла Леонидовна, преподаватель — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Научные руководители – Миллер Евгения Андреевна, преподаватель, Латушка Алла Леонидовна, преподаватель

2019-06-06 231
Научные руководители – Миллер Евгения Андреевна, преподаватель, Латушка Алла Леонидовна, преподаватель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Сила традиций и сила творчества в их сочетании –

животворящий источник всякой культуры».

Петр Савицкий

Глобализация вызвала «обратный» эффект – эффект «этнического возрождения», увеличение значимости этнокультурных ценностей.

Наша работа рассматривает узкое направление этнодизайна – использование сакрального образа птицы финоугорской мифологии в оформлении помещений, одежды и других предметов современной жизни.

Выбранная нами тема очень актуальна в современном мире. Так как дизайн – это неотъемлемая часть современного общества.

Цельданной работы – выявить примеры использования образа птицы в предметах современной жизни города Сыктывкар.

Достижение намеченной цели планируется через решение следующих задач:

2. Собрать и систематизировать материал об образе птицы в финно- угорской мифологии.

3. Изучить информацию об этнофутуризме, содержащуюся в различных источниках, в том числе встретиться для интервьюирования с художником.

4. Собрать и систематизировать материал о применении этнодизайна в жизни нашего города.

Таким образом, объектом исследования являются предметы современной жизни человека, в дизайне которых применяется этнофутуризм.

В основу работы положен исследовательский метод отбора, описания, систематизации, классификации и анализа явления.

Методы исследования:

1. Анализ литературы и интернет – источников по заявленной теме.

2. Интервьюирование, беседы с художниками и дизайнерами.

3. Экскурсия в этнографический отдел Национального музея Республики Коми, в фирму «Город на Сысоле», ресторан «Жаков».

4. Анализ и обобщение собранной информации.

Гипотеза, выдвинутая нами, следующая. Предметы современной жизни, выполненные при помощи дизайна, который опирается на этнокультурные мотивы, делает акцент на национальном своеобразии, достаточно прочно присутствуют в жизни современного сыктывкарца, помогают «наполнить» предметы, которые нас окружают, духовным началом и народным духом, укрепляет любовь и уважение к родной культуре.

Исследование включало в себя три этапа:

- На первом подготовительном этапе были определены цели и задачи исследования.

- На втором реализационном этапе шло выполнение плана работы по сбору материалов (изучение литературы и интернет источников, экскурсия в этнографический отдел Национального музея Республики Коми, ресторан «Жаков», встреча с целью интервьюирования с художником – Ю. Лисовским, менеджерами фирмы «Город на Сысоле»).

- На третьем, аналитическом этапе, произошло обобщение результатов, написание работы и выполнение презентации.

Предполагаемый результат: систематизированный материал, в том числе фотоматериал, иллюстрирующий использование образов (в том числе птицы) финоугорской мифологии в этнодизайне предметов современной жизни.

Живительная сакральная связь человека и природы («плоть – земля, кровь – вода, волосы – растения» составляла саму суть существования финно-угорских народов [3, с. 14]. Орнитоморфная символика занимала существенное место в традиционном мировоззрении коми – зырян и коми – пермяков. В представлении древних людей водоплавающие птицы имели особые сверхъестественные способности, потому что могли свободно существовать в трех отличных друг от друга стихиях: вода, земля и воздух. Вместе с Великой Матерью (Родовой богиней), птица у финно-угорских народов олицетворяла женское начало природы [4, с. 87]. Образ птицы у многих народов часто ассоциировался с душой. Анализируя и сравнивая приведенные в литературе примеры, можно прийти к выводу об устоявшихся веками общих композиционных решениях, ставших традиционными для финно-угорского народа: птица с расправленными крыльями, имеющая одну или три головы с размещенной на уровни груди женской «личиной».

Предметно – бытовое окружение современного человека, отличается от устоявшихся веками традиций финно – угорской культуры. Формирование смыслового наполнения современных предметов является важной задачей современного декоративно – прикладного искусства и дизайн – проектирования. Использование этнодизайна в оформлении повседневных вещей может стать золотой серединой между прошлым и настоящим.

Многие считают, что все самое интересное и передовое происходит только в столичных городах, но и в наших краях есть художники, чье творчество покоряет сегодня мир. Творчество этнофутуриста, Юрия Лисовского, еще не стало историей. В отличие от многих советских мигрантов, равнодушных к прошлому тех мест, куда забросила их судьба, Лисовский пытается обрести связь с новой почвой. Полотна Лисовского ассоциативны, все они вызваны северным миром и мифологией. Например, графическая серия «Кад изки» («Жернова времени»). В ее основу легли изобразительные системы северных петроглифов и древнепермского бронзового литья. Конкретным артефактом, повлиявший на этот цикл работ, является древний коми промысловый календарь. Он отлит в виде бронзового круга с изображением различных животных, символизирующих времена года и периоды охоты.

Художник успешно сотрудничает с творческой мастерской «Город на Сысоле». Цель компании: современная подача истории, культуры коми народа, родного города в обычных вещах, в одежде. В Сыктывкаре есть еще один пример использования этнической тематики в повседневной жизни – ресторан «Жаков». Лисовский расписывал стены вручную. Деревья и птицы оживали под кистью мастера. Лисовский отмечает: «Деревья в виде галактик, деревья как символ связи божественного и земного. Птица, рожденная на дереве, улетая, всегда возвращается обратно. В мифологии Коми птица – символ верхнего мира, мира духовного. Я думаю, что человек, стоящий крепко на земле, всегда обращает свой взор в верхние миры».

Юрий Лисовский, мастерская «Город на Сысоле» своей деятельностью помогают «наполнить» предметы, которые нас окружают, духовным началом и народным духом.

Подводя итоги работы, мы можем сказать, что достигли той цели, которую поставили в ее начале. Мы собрали и систематизировали материал, в том числе фотоматериал, иллюстрирующий использование образов (в том числе птицы) финно – угорской мифологии в энодизайне предметов современной жизни нашего города.

 

Библиографический список

1. Бортникова Н.В. Традиционная проектная культура удмуртов с позиции современного дизайна // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2

2. Виноградов С.Н. Развитие традиционных изобразительных мотивов удмуртов // Вестник Удмуртского университета. – Изд-во Удм. Унив-та. – 1994. – №5.

3. Голубкова О.В. Орнитоморфные представления о душе у коми-зырян // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 3

4. Достучаться до небес/ Художник Юрий Лисовский и студенты факультета искусств СГУ предлагают по – новому взглянуть на историю и современность.//Газета Республика №150-14 августа 2007.

5. Зыков С.Н. Сакральный образ птицы в предметах финно – угорской тематики// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-8. URL:http://www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=35159 (дата обращения: 09.03.2019).

6. Кухта М.С. Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур. //Журнал «Вестник тувинского государственного университета».- РФ, Томск. 2015. Режим доступа: http://tuvsu.ru.

7. Постыка Н.И. Этнодизайн – важная составляющая константа проектной культуры и консолидации российского общества. //Студенческий научный форум. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru.

8. Сидоров А. С. Идеология древнего населения коми края.- Труды ИЯЛИ КФАН, № 13. Этнография и фольклор коми. Сыктывкар, 1972.

9. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире: Общий взгляд // Очерки истории естественно – научных знаний в древности. – М.: Наука, 1982.

10. Тихомирова О.М. Методы освоения этнодизайна в процессе подготовки специалистов в области дизайна. //Журнал «Вестник Бурятского государственного университета», 2012. Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

11. ФазылзяноваГ. И. Этнокультурный центр как объект общественного партнерства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.