Упражнения, способствующие развитию чувства ритма — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Упражнения, способствующие развитию чувства ритма

2019-05-27 239
Упражнения, способствующие развитию чувства ритма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

— отстукивание или похлопывание заданного ритма;

— ходьба с хлопками в различном темпе;

— ходьба в различном темпе звучащего музыкального ак­компанемента;

—- ходьба с акцентом на первый счет;

— выполнение элементарных движений под музыку на каж­дый первый счет;

— выполнение движений в заданном темпе после прекра­щения музыкального сопровождения;

— движение в одном ритме с проговариванием слов (считал­ки, речевки), в частности: «Я мечтаю стать атлетом и встаю без лишних слов, чтоб всегда зимой и летом был я весел и здоров!» и т. п.;

— выполнение движений и остановка соответственно на чет­ный и нечетный счет;

— ходьба с замедлением, ускорением, переходом на бег;

— передвижение в соответствии с характером музыки; понятие о первой, второй и третьей позициях;

— выдвижение ноги в сторону, вперед из первой позиции;

— парные, групповые упражнения под музыку;

— полуприседания в первой, второй, третьей позициях;

— прыжки в первой позиции;

— движение галопа и полька по кругу;

— выполнение упражнений под музыку вальса, польки, марша;

— переменный шаг в сторону и вперед;

— поточное выполнение общеразвивающих упражнений под музыку, звучащую в различном темпе;

- прыжки со сменой положения ног, с поворотом ни W 180°;

— сочетание движений, выполняемых в различном тем. и ритме;

— сочетание шагов польки, галопа, переменных шагов;

— шаги вальса вперед и назад с поворотом кругом;

— прыжки с короткой скакалкой;

— прыжки на одной и обеих ногах в заданном темпе и ритм

— бег в различном темпе и ритме;

— вращение обруча в соответствии с характером музык

— дриблинг баскетбольного мяча в определенном ритм

— синхронное ведение двух баскетбольных мячей;

— подбивание мяча для настольного тенниса ракеткой t данном ритме и т. д.

Задания ни коррекцию общей моторики (1—4 классы)

Упражнение с мячом (диаметр мяча не менее 15 см).

— пружинящие полуприседания, броски мяча вверх одной рукой, ловля другой; 5—6 — с выпадом вправо удар мяча правой рукой перед собой; 7—8 — то же в другую сторону.

— пружинящие полуприседания, перебрасывание мяча справа налево и слева направо; 5—6 — горизонтальный выкрыт правой рукой перед собой; 7—8 — горизонтальный вы­крут правой рукой над головой («восьмерка»).

Повторить все элементы упражнения 2—3 раза.

Упражнения с лентой (длина ленты 4—6 м, ширина — до 6 см; длина палочки 50—60 см).

I. 1—4 — боковые круги лентой, передавая из правой руки в левую с приседанием на двух; 5—8 — четыре шага бегом, «змейка» лентой за головой.

II. 1—4 — поворот переступанием направо на 360", верти­кальная «спираль» лентой; 5—8 — переднее равновесие, го­ризонтальная «змейка» справа и переход в наклон назад.

Повторить все элементы упражнения 2—3 раза.

Упражнение со скакалкой. И.п. — стойка на носках, ска­калка сзади.

I-1—4 — беге правой, вращая скакалку вперед; 5—6 — прыж­ки на двух, чередуя вращение скакалки вперед и скрестно.

И- 1—4 — шаг галопа в сторону, вращая скакалку вперед; ~8 — одноименный поворот на 360°, горизонтальный круг сложенной скакалкой над головой с передачей сзади в другую руку.

Повторить все элементы упражнения 2—3 раза.

Игра на ковре

Цель: Развитие моторики рук и пальцев рук. Совершенстание слухового восприятия.

Описание: Причем, после того, как последний член этой команды выпол­нит указанное движение, первый игрок предлагает другое за­дание и т. д. Участники же команды из малого круга, сидя друг к другу спиной и закрыв глаза, слушают создаваемые шумы и определяют их принадлежность. Игра продолжается до тех пор, пока не будут завершены все запланированные упражнения по коррекции, в частности мо торики рук и пальцев рук, а именно: к примеру, хлопанье в ладони; щелканье пальцами рук; хлопанье ладонями по ко­леням; трение ладонями; перевирание пальцев рук; постуки­вание кулаком и ладонью по ковру и т. п. В итоге побеждает тот игрок, кто сумеет точно определить на слух характер ма­нипуляций со стороны играющих из внешнего круга. Наконец, после объявления результатов учащиеся меняются ролями, и игра возобновляется.

Упражнения для развития функции равновесия

1. Равновесие на двух ногах в стойке на носках с закрыты­ми глазами.

2. Равновесие на одной ноге с различными положениями другой. Туловище держать вертикально. В дальнейшем усложнить упражнения, поднимаясь на носок.

3. Равновесие с наклоном вперед, в сторону, назад, в стойке на двух и на одной ноге.

4. Удержание равновесия после нескольких быстрых пово­ротов в вертикальном положении туловища и в наклоне. Усложнять упражнения, закрыв глаза.

5. Комбинации с использованием вариантов равновесия:

а) высокое (или вертикальное) равновесие — туловище в вертикальном положении, слегка прогнуто в груд­ной части, свободная нога отведена назад;

б) переднее (горизонтальное) равновесие - туловище на­клонено вперед в прогнутом положении, свободная нога отведена максимально назад, руки в различных положениях;   

в) равновесие в круглом приседе на одной ноге, а свобод­ную ногу вперед согнуть;

г) задние равновесия — структурные антиподы преды­дущих равновесий.

Упражнения для развития устойчивости после выполнения поворотов и прыжков

(элементы художественной гимнастики)

Повороты. Это вращательные движения вокруг вертикаль­ной оси с сохранением устойчивости в стойках на одной или обеих ногах.

1. Поворот переступанием на 180", 360" и более, руки в сто­роны или на поясе. Переступание выполнять на полупальцах. Следить за осанкой.

2. Скрестный поворот. Упражнение выполняется из стойки на правой ноге, левая нога скрестно перед ней, согнута в коле­не. Выпрямляя левую ногу и поднимаясь на полупальцы, вы полнить поворот на 90", 180", 360" и т. д.

3. Одноименный поворот. Выполняется на правой ноге ни право или на левой ноге налево, шагом на носок или спружи­нивая на всю стопу с поворотом на 90", 180°, 360" и т. д. Руки и свободная нога могут быть в любом положении.

4. Разноименный поворот. Выполняется на правой ноге на лево или на левой ноге направо. Руки и свободная нога в лю­бом положении.

Прыжки. Данные упражнения, являясь одним из наиболее сложных видов движений, служат в основном для развития пры­гучести, координации, устойчивости и др. Занимающиеся в фа­за полета принимают положение, которое соответствует форме прыжка. На занятиях необходимо добиваться мягкого призем­ления в полуприсед с последующим выпрямлением ног.

1. Прыжок выпрямившись. Осуществляется толчком двух ног на месте и с продвижением вперед, назад, с поворотами в фазе полета туловище максимально выпрямлено, ноги сомкнуты, носки оттянуты.

2. Прыжок «ноги врозь» толчком двумя ногами. Туловище вертикально, ноги разводятся под одинаковым углом к поверхности

3. Скачок. Шагом и прыжком на одной ноге, согнуть дру­гую вперед. Руки: разноименная маховой ноге вперед другая— в сторону.

4. Закрытый прыжок. Сгибая туловище и поднимая согну­тую маховую ногу вперед, сделать взмах руками вперед

5. Открытый прыжок. Прогнуться, отвести маховую вы­прямленную ногу назад, руки в стороны—назад. Приземление на толчковую ногу.

6. Прыжок со сменой ног впереди. Как маховая, так и толч­ковая ноги поднимаются на одну высоту, приземление на ма­ховую ногу.

7. Прыжок шагом (выполняется с разбега). После отталки­вания свободная нога посылается вперед—вверх (как через пре­пятствие). Приземление на маховую ногу.

8. Перекидной прыжок. Маховый прыжок с поворотом кру­гом и сменой положения ног в полете. Приземление на махо­вую ногу.

Упражнения на расслабление

1. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Чередовать напря­жение мышц всего тела (кисти сжаты в кулаки, носки оттяну­ты, держать 4 счета) с расслаблением. То же, поднимая руки вверх и поворачиваясь налево и направо.

2. Приставной шаг вперед в стойку на носках, сильно про­гнуться, пальцы сжаты в кулаки, затем, одновременно расслаб­ляя мышцы всего тела, присесть.

3. В стойке ноги врозь наклонить туловище вперед, руки от­вести вправо, затем — влево.

4. Выпад в сторону, энергичный взмах рукой в сторону— вверх. Расслабляя мышцы, опустить руку вниз.

5. После стремительного бега резкая остановка в стоике на носках, руки вверх. Расслабляя предплечья и кисти, опустить их на плечи, голову откинуть назад.

Танцевальные упражнения

При прохождении темы «Танцевальные шаги» можно ре­комендовать изучение вальсового шага (в качестве музыкального сопровождения следует использовать вальс музыкальный размер — 3/4)-

Вальсовый шаг вперед: 1 - из стойки на носках перекат­ный шаг правой; 2 — шаг левой на носок; 3 — шаг правой на носок То же повторить с левой ноги.

Вальсовый шаг назад. В вальсовом шаге назад перекатный шаг прелой выполняется назад и немного вправо; перекатный шаг левой — назад и немного влево.

Вальсовый шаг в сторону: 1 — из стойки на носках перекат­ный шаг правой в сторону, небольшой наклон туловища и по­ворот головы в сторону движения; 2 — встать на левый носок скрестно за правой; 3 — приставить правую к левой в стойку на носках. То же с левой ноги влево.

Вальсовый шаг в сторону с поворотом на 360° (выполняется на 2 такта):

1 — из стойки на носках перекатный шаг правой в сторону;

2 — с поворотом направо шаг левой на носок;

3 — с поворотом направо приставить правую к левой в стой­ку на носках.

1 — перекатный шаг левой в сторону;

2 — с поворотом направо шаг правой назад на носок;

3 — с поворотом направо приставить левую к правой в стой­ку на носках.

Шаги вальса и повороты выполнять слитно, мягко, в мед­ленном темпе.

После выбора и изучения отдельных элементов их целесо­образно соединить в связку (комбинацию). Ниже предлагают­ся примерные комбинации.

I. Комбинация us танцевальных шагов (музыкальное сопри вождениевальс 3/4; счет по тактам. И.п.о.с):

1 вальсовый шаг вперед, руки мягко вперед и вверх;

2 — вальсовый шаг назад, руки в стороны;

3 — вальсовый шаг вправо с «волной» правой рукой; ' ~ вальсовый шаг влево с «волной» левой рукой;

 7 шагом правой ноги, переднее (горизонтальное) рав­новесие на ней, руки в стороны;15 — одноименный поворот на правой на 360", свобод, нога согнута вперед, руки вверх;

16 — шагом левой ноги стойка на ней, правая рука ми в сторону, смотреть направо.

II. Комбинация из танцевальных шагов (музыкально, провождение - песня В. Шаинскога.Дважды два - четыре» I-

И.п. — стоя по кругу, левым боком к центру, III позиция ног, правая впереди, руки на пояс: 1—6 — три шага полька вперед; 7 — шаг левой вперед; 8 — притоп правой у левой-9—10 — два шага галопа к центру круга, начиная с левой но­ги; 11 — шаг левой в сторону; 12 — притоп правой у левой; 13 — 14 два шага галопа от центра, начиная с правой; 15 — шаг правой в сторону; 16 — притоп левой у правой. Упражне­ние можно повторить несколько раз.

Танец «Летка-енка»

Для выполнения этого танца дети строятся в колонну по два (четыре) на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга. И.п. — руки на поясе впереди стоящего. 1—2-е такты — два прыжка на левой ноге с одновременным взмахом правой ногой вперед—назад; 3—4 — повторить 1—2-е такты, но на правой ноге; 5—6 — не­большой прыжок вперед—назад на обеих ногах и три прыжка вперед; 7—8 — повторить 5—6-е такты, но с продвижением в конце их влево и вправо.

Последующие танцевальные движения начинают в такой же последовательности, только меняя направление продвижения (можно образовать круг).

«Танец конькобежца»

Танец состоит из двух фигур, каждую выполняют на 8 так­тов; музыкальный размер '/,. темп умеренно быстрый.

Учащиеся строятся парами по кругу, лицом против часо­вой стрелки (девочки с правой стороны), руки соединены, левая рука девочки сверху, ноги в III позиции, правая

1-2-е такты - дети движутся вперед двойным скользящим шагом, начиная с правой ноги; 3-4 - в том» направлении с продвижением вперед они выполняют четыре простых танцевальных шага; 5—8 — повторить 1—4-е такты, но в конце 8-го такта пары разъединяют руки внизу, пово­рачиваются друг к другу лицом (мальчики спиной к центру круга) и вместо четвертого шага принимают III позицию (пра­вая нога впереди). фигура. 9-й такт — танцующие, слегка повернув ту­ловище вправо, делают в ту же сторону двойной скользящий шаг, начиная движение с правой ноги (расходятся), смотрят влево; 10 — развернувшись слегка влево, учащиеся выполня­ют скользящий двойной шаг (приближаясь к партнеру), смот­рят вправо; 11 — 12 — простыми танцевальными шагами, начиная с правой ноги, пары меняются местами (проходят воз­ле партнера боком) лицом друг к другу; 13—14 — повторить 9—10-е такты; 15—16 — повторить 11 — 12-е такты. Заканчи­вая фигуру, учащиеся возвращаются на свои места, занимают исходное положение и танец начинается сначала.

 

Ритмическая гимнастика

Весомыми аргументами в пользу ритмической гимнасти­ки являются ее доступность, эффективность и эмоциональность. Доступность ритмической гимнастики в первую очередь в том, что ее содержание базируется на знакомых всем учителям физической культуры общеразвивающих упражне­ниях. Эффективность ритмической гимнастики заключает­ся в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат (ОДА), сердечно-сосудистую и двигательную системы. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкаль­ным сопровождением, создающим положительный эмоцио­нальный фон. Работа в составе группы, стремление согласовать свои действия с действиями товарищей, возможность демон­стрировать хорошо отработанные движения также оживляют занятия ритмической гимнастикой.

Ритмическую гимнастику в учебном процессе можно ис­пользовать в двух направлениях. Первое — урочные формы: рименение ритмической гимнастики во вводной, основной заключительной части урока физкультуры. Второе — неурочые формы: секционные занятия (организация и методика    достаточной степени освещена в методической

литературе), а также использование элементов ритмической гимнастики в процессе физкультурно-оздоровительных меро­приятий в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физ­культурные минутки, *час здоровья»).

В первую очередь речь пойдет о практике использования ритмической гимнастики на уроках физической культуры. По­этому вначале имеет смысл представить некоторые варианты постановки ритмико-гимнастических движений (РГД).

Пример постановки РГД (счет 1—4):

На 1-ю музыкальную фразу — шаг галопа влево, на 2-ю —

шаг галопа вправо; на 3-ю — хлопки в ладоши с шагами вперед; на 4-ю — шаги назад, на конец предложения — приставить но­гу; повторить сначала, окончание периода обозначить прыжком.

Пример постановки простого упражнения на отсроченное движение:

Учащиеся, построившись по окружности малого и большо­го кругов, выполняют задания на отсроченное движение (см. табл. 8).

Таблица 8 Ритмика

Такт музыки Внутренний круг Внешний круг
1—4-й Взявшись зя руки, идут по кругу влево Стоят на месте
5—8-й Идут обратно вправо Начинают движение по кру­гу влево, взявшись за руки
9—12-й Учащиеся хлопают в ладо­ши на сильные доли, а на слабые притопывают на мес­те правой ногой (т. е. пооче­редно) Идут обратно вправо
13 —16-й Взявшись за руки, идут по кругу влево (т. е. повторение 1—4 такта) Хлопают в ладоши на силь­ные доли, притоптывая на месте правой ногой на сла­бые доли (т. е. поочередно)
17—20-й

Продолжают движение в том же порядке, притоптывая в конце периода другой ногой

После усвоения учащимися отдельных РГД под музыку рекомендуется разучивать целые комплексы упражнении. Так, в этой связи целесообразны, например, следующие упражне­ния комплекса с элементами ритмической гимнастики:

Полуприседания с движениями туловища.

  0 n Стоя ноги вместе, руки вниз. Движения плечами попеременно вверх—вниз, приседая и выпрямляясь (рис. 13).

2. И.п. — стоя ноги вместе, руки на пояс. Повороты тулови­ща влево и вправо (рис. 14 а, б).

3. И.п. — стоя ноги вместе, руки на пояс (рис. 15). Поочеред­ные выпрямления рук вниз (о) и вверх (б) с наклоном тулови­ща в сторону.

Ходьба с попеременной опорой на пальцы.

4. И.п. — о.с. Ходьба на месте с движением рук и с поворо­том на 360" (рис. 16).

5. И.п. — стоя ноги вместе. Руки на пояс (рис. 17). Ходьба на месте и с продвижением вперед и назад, поднимая и опус­кая плечи.

6. И.п. — стоя ноги вместе, руки на пояс. Круговые движе­ния туловища влево—вправо (рис. 18).

Полуприседания с движениями головой.

7. И.п. — ноги на ширине плеч, руки на пояс (рис. 19). Чере­дование наклонов головы к левому и правому плечу (о), с на­клонами вперед и назад (б).

8. И.п. — ноги на ширине плеч, руки на пояс (рис. 20). Чере­дование наклонов головы влево—вправо (а) с поворотом в ту же сторону (б).

9. И.п. — ноги на ширине плеч, руки на пояс. Полукруговое движение головы к левому и правому плечу (рис. 21).

Подъемы на носках с полуприседаниями.

10. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вниз (рис. 22). Под­нимание (а) и опускание (б) плеч.

11. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вниз (рис 23). На­клоны туловища в сторону (а), поочередно влево-вправо через положение (б). Чередование упражнений

.

12. Бег на месте, чередуя сгибание рук к плечам (рис. 24) о выпрямлением вверх (а) и вниз (в)

13. Бег на месте (рис. 25) с чередованием трех перекрест-пых движении выпрямленных рук перед грудью (а) с хлопка- Движения руками.

14. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вниз (рис. /о). Чере­дование движений руками по кругу в левую и правую сторону (можно добавить полуприседания).

Наклоны туловища.

15. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх (рис. £ (). Чере­дование трех пружинящих наклонов в сторону (а) с выпрям­лением и опусканием рук вниз—скрестно (б).

16. И.п. — ноги на ширине плеч, руки на пояс (рис. 28). По­очередные наклоны туловища влево (а), вперед (б), вправо (в), назад (г). Повороты в обратном направлении: вправо, вперед, влево, назад.

Вращение туловища.

17. И.п. — ноги на ширине плеч, руки на пояс (рис. 29). Кру­говые движения туловища (влево и вправо).

Наклоны туловища.

18. И.п. — то же. Чередование наклонов (рис. 30) прогнув­шись (а) с выпрямлением au. n. t c наклонами — руки на бедрах (б).

Махи.

19. И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Мах со­гнутой левой ногой вперед (рис. 31) с одновременным полупри­седанием (а), и.п. (б). То же правой ногой.

Повороты.

20. И.п. — стоя ноги вместе, руки в стороны. Скручивание нижней части туловища (рис. 32) с поочередным (а, б) сгиба­нием ног, вытягивая носки.

Махи.

21. И.п. — стоя ноги вместе, руки перед грудью, левая свер­ху (рис. 33). Мах согнутой ногой назад с одновременным полу­приседанием и разведением рук в стороны (а), и.п. — правая сверху (в).

Повороты.

22. И.п. — стоя ноги вместе, руки на пояс (рис. 34). Шаг с поочередными поворотами на 180° вправо (а), влево (б).

Прыжки.

23. Поочередные прыжки на одной ноге (рис. 35), сгибая (а) " разгибая (6) свободную ногу.

Опускание пяток.

24. И.п. — сед, руки сзади, ноги согнуты (рис. 36). Не отры­вая носков ног от поли, опускание и поднимание пяток вместе (а) и поочередно (в)    выдувание упражнений аи б. Наклоны туловища.

25. И.п. — сед с опорой сзади на выпрямленные руки (рис. 37). Чередование наклонов туловища вперед (а) с выпрямлением, одновременно поднимая руку вверх—назад (б).

Движения руками.

26. И.п. — сед, ноги прямые, руки в стороны. Движения ру­ками в противоположном направлении (рис. 38).

Малые махи.

27. И.п. — лежа на спине с опорой на предплечья (рис. 39). Чередование небольших махов, лежа на спине (а) и в сторону — лежа на боку (б).

Большие махи.

28. И.п. — лежа на спине с опорой на предплечья (рис. 40). Два маха выпрямленной левой ногой вперед (а), и.п., далее, сги­бая ее, коснуться носком пола за опорной правой (б), затем выпрямляя левую махом вперед—вверх в и.п. Упражнение вы­полняется сначала левой, потом правой ногой.

29. И.п. — лежа на правом боку с опорой на предплечье пра­вой руки, левая рука прямая вверх (рис. 41). Мах левой в сто­рону с одновременным опусканием руки вниз (а), обратным движением в и.п. {б).

Упражнения для мышц живота.

30. И.п. — сед, ноги прямые, руки вперед—вверх (рис. 42). Наклон туловища вперед (<з), и.п., не отрывая ног от пола, лечь на спину (б), поднять руки вверх, и.л. (в), опустить их вниз за голову.

31. И.п. — лежа на спине, руки за головой (на затылке), но­ги прямые (рис. 43). Попеременные сгибания и разгибания ног вначале в медленном, затем — в быстром темпе.

Сгибание ног в коленях.

32. И.п. — лежа на животе с опорой на предплечья (рис. 44). Поочередные сгибания и разгибания (правой, левой) ног в ко­ленях с согнутыми (а) и вытянутыми (б) носками.

Отжимание.

33. И.п. — лежа на животе с опорой на согнутые руки (рис. 45). Отталкиваясь руками от пола, сесть на пятки (а), встать на ко­лени, руки вверх (б), далее сесть на пятки (а), и.п.

Пыжки.

. И.п. — стоя йоги вместе, руки вниз (рис. 46). Чередование  прыжков на обеих (а) с попеременным подниманием

. 35. И.п. - то же (рис. 47). Чередование прыжков на (ногах (а) с попеременными выпадами вперед (левой, пр, руки в стороны (б).

36. И.п. — то же (рис. 48). Чередование прыжков «1 врозь» (а) с прыжками «ноги и руки скрестно» {б).

37. И.п. — стоя ноги на ширине плеч, руки вниз (рис. 49). 38. И.п. — лежа на спине, руки в стороны (рис. 50). Скрестны.' движения руками перед грудью, с разведением рук в стороны-

Теперь остановимся на вопросах использования элементов ритмической гимнастики при проведении вводной, основной и заключительной частей урока.

I. Вводная часть урока.

Основные задачи — повышение эмоционального уровня учащихся и функциональная подготовка организма к нагруз­кам основной части урока.

Средства — упражнения, выполняемые стоя на ногах. Комплекс продолжительностью 8—10 мин может включать 10— 15 упражнений. Последовательность упражнений опреде­ляется необходимостью постепенного возрастания нагрузки. Для этого комплекс начинается с преимущественным участием в работе мелких и средних мышечных групп: руки, плечевой пояс, шея. Затем последовательно и постепенно включаются упражнения для мышц туловища, упражнения на растягива­ние и широкую амплитуду. Заканчивается комплекс беговой, прыжковой или танцевальной серией. ЧСС к концу комплек­са при выполнении общеразвивающих упражнений 120— 130 уд./мин, а при выполнении беговой, прыжковой или тан­цевальной серии — 140—160 уд./мин.

Методические указания к проведению вводной части уро­ка с использованием элементов ритмической гимнастики:

1. Нагрузка должна быть не выше средней, так как боль­шие нагрузки будут в основной части занятия. Количество по­вторений может быть 4, 8, 16 раз. Упражнения выполняют в медленном и среднем темпе.

2. Для лучшей подготовки к нагрузкам мышц рук и живота можно дать упражнения, выполняемые в партере (сидя, лежа на полу). Количество упражнений должно быть не более 2—3, поскольку партерная серия упражнений, помимо этого, реша-3. В комплекс надо включить упражнения, по структуре на­правленные на подготовку к предстоящей работе тех мышеч­ных и суставных групп, которые будут нести основную нагрузку в основной части занятия. Так, например, если это легкоатле­тический урок с беговой направленностью, необходимо вклю­чить больше упражнений для мышц и суставов нижней части тела, а при проведении уроков спортивных игр, гимнастики надо подготовить мышцы и суставы как нижней, так и верх­ней части тела.

4. Учащихся необходимо подвести как в психологическом отношении, так и в физическом плане к выполнению комплек­са упражнений поточным способом под музыку. Для этого ре­комендуется следующая схема: выполнение упражнений на месте раздельным способом (разучивание комплекса) — серий­ным — поточным — за проводящим без музыки — за проводя­щим с музыкой. При хорошей подготовке учеников не обя­зательно следовать этой схеме. Упражнения, применяемые в комплексе, должны быть хорошо изучены учащимися. При выполнении упражнений надо следить за осанкой занимаю­щихся и качеством выполнения движений.

II. Основная часть урока с использованием элементов рит­мической гимнастики.

Основные задачи — повышение функциональных возмож­ностей организма, развитие физических качеств.

Средства — упражнения, выполняемые в стойке на ногах, с включением партерной серии упражнений (упражнения, вы­полняемые в упоре присев, седе, упоре лежа, лежа на спине, животе, лежа на боку с опорой на предплечье, упоре на коле­нях, стоя на коленях и т. д.).

Методические указания. Целесообразно в основной части урока элементами ритмической гимнастики целенаправленно развивать отдельные мышечные и суставные группы или со­вершенствовать физические качества, т. е. применять специа­лизированные комплексы продолжительностью до 10 мин. Это могут быть комплексы, направленные на укрепление «мы­шечного корсета», развитие гибкости и подвижности суставов или способствующие повышению выносливости.

Заканчиваются такие комплексы обычно беговой, прыжко­вой или танцевальной серией. Комплексов, направленных на развитие отдельных мышечных и суставных групп, может 1ть значительно больше, и применять их следуеосновной части урока. ЧСС при выполнении комплексов -правленных на укрепление «мышечного корсета» и III. Заключительная часть урока с использованием элемел-тов ритмической гимнастики.

Основные задачи — снизить нагрузку, успокоить организм учащихся, подготовить его к последующей деятельности.

Средства — применяются упражнения на расслабление дыхательные упражнения, упражнения, способствующие ак­тивному протеканию восстановительных процессов в организ­ме занимающихся.

Методические указания. Необходимо предусмотреть. включение ряда упражнений, выполняемых с закрытыми гла­зами, помогающих снять напряжение и способствующих пол­ному расслаблению. Комплекс состоит из 3 — 5 упражнений продолжительностью до 3 мин. После выполнения упражне­ний необходимо организованно закончить урок (построение, подведение итогов, домашнее задание).

Предлагаем доступные комплексы упражнений для прове­дения отдельных частей урока физической культуры.

Комплексы упражнений

Для вводной части урока 5—8 классы

1. И.п. — руки вниз, пальцы переплетены. 1 — руки вверх ладонями кверху; 2 — полуприсед, потянуться руками вверх, наклон головы назад; 3 — руки вверх ладонями кверху; 4 и.п.

2. И.п. - узкая стойка ноги врозь. 1-2 - полуприсед с поочередным подниманием и опусканием плеч; 3 4 ил,

3. И п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - полунаклон вперед; 2 - поворот головы вправо; 3 - то же влево; 4 1 «£

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - округлить спину, локти вперед; 2 и.п.                                          

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью пальцы в замок. 1-2 - наклон вперед прогнувшись, руки вверх. 3—4 — и.п. 6. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — наклон вперед к правой ноге; 2 — наклон вперед; 3 — наклон к левой; 4 — и.п.; 5—8 — то же с наклоном к левой ноге.

7. И.п. — стойка ноги врозь. 1—8 — выполняя скрестные движения руками, руки вверх, наклон назад; 1—8 — то же на­клоняясь вперед прогнувшись.

8. И.п. — широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 — по­тянуться вправо; 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

9. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — полуприсед, наклон впра­во, хлопок ладонями вверху; 2 — выпрямиться, хлопок вни­зу; 3—4 — то же влево.

10. И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон впе­ред прогнувшись; 2 — наклон вправо; 3 — наклон назад; 4 — наклон влево; 5—8 — то же с наклоном влево.

11. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — поворот туловища вправо, хлопок ладонями вперед выше головы; 2 — и.п.; 3—4 — то же с поворотом влево.

12. И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — поворот ту­ловища вправо, левую руку вперед ладонью вперед; 2 — и.п.; 3—4 — то же с поворотом влево.

13. И.п. — ох. 1 — мах согнутой правой ногой, коленом дос­тать локоть согнутой левой руки; 2 — и.п.; 3—4 — тоже левой.

14. Бег на месте 30 с. Бег по кругу: на 8 счетов вправо, затем на 8 счетов влево. 1 мин.

15. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания. В качестве примера приводим одно упражнение. И.п. — узкая стойка ноги врозь. 1—2 — поднимаясь на носки, руки вверх (вдох); 3—4 — руки вниз с небольшим наклоном вперед (вы­дох). В конце каждого комплекса выполнить упражнение на расслабление и восстановление дыхания.

Для основной части урока

1. Комплекс упражнении для развития гибкости и поОвиж

\пи суставов.

. И.п. — о.с. 1 — упор присев на левой ноге, правая в на носок; 2 — упор стоя согнувшись; 3 — упор прш* |- и.п.; 5—-8 — то же на правой ноге.

,. И.п. — о.с. 1 — выпад вправо, наклон вперед, руки в и с поворотом в плечевых суставов, ладони кверху; 2 — u- i 3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 ~ полуповорот вправо, мах согнутой левой ногой назад, руки вверх; 2 — и п.- 3

3 — подняться на носки, руки в стороны, ладони в стороны' 1

4и.п.; 5—8 — то же влево.

4. И.п. — широкая стойка ноги врозь, рукиза спину. 1—2 — повторные выпады вправо; 3—4 — то же влево.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 — полуприсед, поворот туловища влево; 2 — и.п.; 3 — полуприсед; 4 — и.п

5 — полуприсед, поворот туловища вправо; 6 — и.п.; 7—8-"' повторить счет 3—4.

6. И.п. — сед руки вперед. 1—2 — поочередные сгибании и разгибания ног в голеностопных и рук в лучезапястных сус­тавах, голову вправо—влево.

7. И.п. — упор сидя с опорой на предплечья. 1 — мах пра­вой ногой; 2 — согнутую правую ногу поставить скрестно пе­ред левой; 3 — лечь на спину, мах правой; 4 — и.п.; 5—8 — то же левой.

8. И.п. — лежа на левом боку с опорой на предплечье. 1—2 — отвести правую ногу вперед; 3—4 — отвести правую ногу назад.

9. И.п. — то же, что в упражнении 8, правая рука вверх. 1 — мах правой ногой в сторону, дугой наружу рука вниз; 2 — и.п.

В упражнениях 8—9 после выполнения движений на одном боку повторить их лежа на другом.

10. И.п. — лежа на животе, руки вверх. 1—2 — поднять ту­ловище, прогнуться, развести ноги, дугами наружу руки вниз; 3—4 — и.п.

11. И.п. — о.с. Поочередные прыжки на одной ноге с вынесе­нием другой вперед, назад, в стороны. 30 с.

12. Свободная импровизация из современных танцевальных движений. 1—2 мин.

13. Упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

П. Комплекс упражнений для укрепления «мышечного корсета».

1. И.п. — упор сидя. 1 — согнуть правую ногу в сторону; 2 — им.; 3—4 — то же левой; 5 — отвести правую в сторону; 6 — и.п.; 7—8 — то же левой ногой.

4. И.п. — упор сидя. 1—2 — упор сидя углом согнув ноги; 3—4 — выпрямить ноги; 5—6 — повторить счет 1—2; 7—8 — упор сидя с поднятыми и разведенными ногами. То же, выпол­няя на каждый счет.

§ и П- _ лежа на левом боку с опорой на предплечье. 1—2 — поднять согнутые ноги в сторону; 3—4 и.п.

6. И.п. — то же, что в упражнении 5. 1 — согнуть правую ногу; 2-е поворотом таза влево коснуться коленом правой ноги пола; 3 — повторить счет 1; 4 — и.п.

7. И.п. — упор стоя на коленях. 1—2 — сгибая руки, проги­бая спину, потянуться плечами вперед, выпрямиться; 3—4 — сгибая руки, округляя спину, вернуться в и.п.

8. И.п. — упор стоя на коленях, голени приподняты над по­лом. 1 — поворот таза и ног вправо, голова вправо; 2 — и.п.; 3—4 — то же влево; 5 — сесть на правое бедро, руки влево; 6 — выпрямиться, руки вперед; 7—8 — то же влево, и.п.

9. И.п. — сед руки вверх. 1 — наклон вперед; 2 — и.п.; 3 —лечь на спину, руки вниз; 4 — и.п.

10. И.п. — лежа на спине. 1 — сед, с поворотом туловища вправо, согнуть правую ногу, локтем согнутой левой руки кос­нуться колена; 2 — и.п.; 3—4 — то же с поворотом влево.

11. И.п. — лежа на спине, ноги подняты, согнуты. 1—2 — перекатом вправо положить ноги на пол; 3—4 — то же влево.

12. И.п. — лежа на спине, ноги подняты и разведены. 1—2 — перекатом положить ноги на пол вправо; 3—4 — то же влево.

13. И.п. — лежа на животе. Прогнуться, выполняя скрест­ные движения руками и ногами.

14. И.п. — то же, что в упражнении 13. 1—2 — прогнуться, поднять ноги; 3—4 — и.п.

15. Бег на месте 30 с. Бег по «восьмерке», бег с хлопками. 1 мин.

16. Свободная импровизация из танцевальных движений. 1 мин.

17. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

III. Комплекс упражнений для развития выносливо- < (аэробный комплекс).

1. Бег на месте. 2 мин.

Для заключительной части урока

1. Я.л. — упор лежа на согнутых руках. 1 — выпрямить ру­ки, прогнуться; 2 — опираясь на правое колено, сесть на пят­ку, левая нога скользит назад; 3—4 — прогнуться с опорой на правую руку; левая вверх; 5—8 — в обратном порядке вернуть­ся в и.п.

2. И.п. — сидя на пятках, наклон вперед, руки сзади на по­лу. 1—2 — подняться на колени, руки вверх — вдох; 3—4 — и.п. — выдох.

3. И.п. — упор сидя. 1—2 — согнуть ноги, захватить руками голени — группировка; 3—4 — руки вверх и дугами назад, ил.

4. И.п. — стойка ноги врозь. 1—2 — подняться на носки, руки вверх — вдох; 3—4 — руки вниз с небольшим наклоном вперед — выдох.

Как уже указывалось ранее, ритмическая гимнастика мо­жет быть использована и в кружковой работе по физическому воспитанию детей-логопатов. Причем, как и на уроках физ­культуры, основным содержанием данной разновидности оздоровительно-развивающего направления в гимнастике, яв­ляются обычные общеразвивающие упражнения - движения руками, ногами, туловищем, головой, комбинированные уп­ражнения. Широко применяются беговые и прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных звеньев тела. Особую эмоциональность и привлекательность этим занятиям придают элементы хореографии и танцевальные движения, которые нередко используются в виде тематических двигательных миниатюр.

Как правило, многие упражнения ритмической гимнасти­ки и сопровождающие их музыкальные ритмы строятся на чередовании различных музыкальных сигналов. Например, громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий «кошачий шаг»); чередование темпа (быстрое или медленное хлопанье); различение по высоте тона (движение в противоположных на­правлениях) и т. п. В таких упражнениях у детей вместе с вос­питанием наблюдательности и внимания развивается быстрота реакции, совершенствуются способности дифференцировок.

Кружок ритмической гимнастики в речевой школе рекомен­дуется проводить 2 раза в неделю. Продолжительность секци­онного занятия может варьироваться от 30 до 60 мин в зави­симости от возраста и подготовленности учащихся. Исходя из поставленных задач, предлагаются комплексы упражнений ритмической гимнастики для начинающих, первый из кото­рых рассчитан на 25 мин, а второй — на 45 мин.

Комплексы составлены с учетом постепенного возрастания нагрузки, поэтому осваивать движения нужно поочередно, начиная с более легких. Занятия должны проходить живо, эмо­ционально, при различных построениях (в колонну, круг, ше­ренгу), на месте и в движении. На начальном этапе освоения движений наиболее удобно построение в шахматном порядке. Прежде чем приступить к выполнению комплекса в целом, необходимо разучить его по частям, сериям без музыки, а за­тем, когда движения прочно усвоены, — с музыкальным сопро­вождением. При разучивании упражнений следует применять фронтальный метод, и только после того как компл


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.