Особенности психофизического развития учащихся школ V вида — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности психофизического развития учащихся школ V вида

2019-05-27 290
Особенности психофизического развития учащихся школ V вида 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обозначим основные аспекты психологической характеристики воспитанников речевой школы. Для персонального об­следования необходимо обязательно учитывать индивидуаль­ные особенности личности: уровень психического развития, его анатомические и физиологические возрастные изменения, разновидность речевой патологии, а также тип ВНД, харак­тер, род занятий и др. При этом необходимо выделить и систе­матизировать основные аспекты по разделам психического, психомоторного и личностного развития индивидуума.

I. Уровень развития познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения):

1. Недостаточность мышечно-суставного чувства.

2. Несформированность вестибулосенсорных реакций

3. Низкий уровень зрительного восприятия:       

а) плохое развитие цветового ощущения (у младших школьников);                        

б) слабое развитие глубинного (объемного) зрения (особенно у младших школьников);

в) ослабление наружных и внутренних мышц глаза и др.

4. Нарушение зрительно-пространственной ориентации.

5. Низкий уровень тактильного восприятия.

6. Неудовлетворительное состояние слухового восприятия.

7. Неумение объективно ощущать процессы времени и про­странства.

8. Механическая память преобладает над логической памя­тью (особенно у младших школьников).

9. Низкий уровень абстрактного мышления (особенно у младших школьников).

10. Недостаточная способность осуществлять мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).

Неадекватное использование таких механизмов воображе­ния, как гиперболизация, миниатюризация, агглютинация,  схематизация, обобщение образов, акцентирование и др.

11. Недостаточный уровень развития внимания:

а) объема внимания;

б) быстроты переключаемости внимания;

в) распределения внимания;

г) быстроты сосредоточенности (концентрированности) внимания;

д) устойчивости внимания.

 

II. Состояние регуляторных функций психики - волевых и эмоциональных процессов

 

Волевые процессы

(наиболеераспространенные особенности):

1. Недостаточный уровень развития волевых качеств:

а) дисциплинированности;

б) смелости;

в) настойчивости.

 

2. Динамика проявления воли:

а) недостаточный уровень возбудимости воли по направ­лению к вызову действия; прежде всего это относится к школьникам с флегматическим и меланхолическим типом ВИД;

б) недостаточный уровень возбудимости воли по направ­лению к прекращению деятельности; в большей степе­ни это характерно для холериков и флегматиков;

в) недостаточный уровень глубины волевого усилия; осо­бенно слабый показатель у учащихся с меланхоличе­ским типом ВНД;

г) недостаточный уровень устойчивости волевого уси­лия; в первую очередь это свойственно сангвиникам.

Эмоциональные процессы

(наиболее распространенные особенности):

1. Состояние эмоциональных процессов:

а) повышенная эмоциональная возбудимость (особенно в подростковом возрасте);

б) низкий уровень эмоциональной устойчивости, само­обладания, выдержки и др.

2. Динамика проявления эмоций и чувств:

а) высокий уровень возбудимости эмоций и чувств; в меньшей степени это является типичным для лого­патов-флегматиков;

б) недостаточный уровень силы эмоций; более всех это применительно к учащимся с меланхолическим ти­пом ВНД;

в) низкий уровень глубины эмоций и чувств; особенно слабый показатель у меланхоликов;

г) нестабильная устойчивость эмоций и чувств; в первую очередь это свойственно сангвиникам.

Уровень мотивации:

1. Отсутствие стремления к познавательной деятельности.

2. Избирательность при выполнении деятельности (спор­тивной, трудовой, учебной).

3. Несформированность мотивации к занятиям физической культурой и спортом как средству подготовки к будущей деятельности (работе, службе в армии и др.).

Показатели личностного развития (уровень притязаний, самоанализ, самообслуживание, самооценка и др.):

1. Низкий уровень притязаний, стремлений к более трудным целям.                                     2. Отсутствие умения анализировать планировать свою деятельность.                                

3. Недостаточный уровень инициативности и творческого подхода к решению задач, преодоления трудное время выполнения деятельности (спортивной, трудовой, учебной).                                                    

4. Отсутствие привычки к трудовому усилию.

5.Невысокий уровень самостоятельности, целеустремлен­ности, организованности.

6. Отсутствие чувства долга и ответственности.

7. Частное игнорирование самообслуживания.

8. Отсутствие навыка самоконтроля и адекватной оценки своей работы.

III. Особенности речи (в зависимости от индивидуального уровня психического развития, разновидности речевой пато­логии и др.):

1. Нарушение семантической, или смысловой, стороны речи:

а) слов;

б) грамматических форм слов;

в) фразеологизмов;

г) словосочетаний;

д) предложений.

2. Расстройство звукопроизношения.           _

3. Нарушение просодической, или динамической, стороны речи:

а) темпа и ритма речи;

б) паузации;

в) интонационной выразительности;

г) фонетических ударений;

д) логических ударений.

4. Расстройство или отсутствие фонации.

а) нарушение высоты голоса;

б) нарушение силы голоса;

в) нарушение тембра голоса;

г) отсутствие голоса (афония) и др.

Показатели психомоторного развития:

1. Недостаточное умение сохранять равновесие тела. Этот показатель характеризует как произвольную, так и не­произвольную сферу саморегуляции.

2. Низкий общий уровень развития произвольного управ­ления своими движениями.

Особенно слабое умение ученика подчинять свои движения основной двигательной задаче, т. е. выполнять осмысленные движения.

3. Недостаточное умение тонко регулировать изменения своих движений по отдельным параметрам:

а) усилию (тонкой дифференциации);

б) пространственной характеристике (амплитуде);

в) времени (продолжительности, темпу, ритму дви­жений).

4. Неумение координировать сложные одновременные дви­жения.

5. Слабая двигательная память.

От уровня развития этого показателя психомоторного раз­вития зависит быстрота и прочность запоминания значитель­ного числа последовательных движений (как простых, так и сложнокоординированных), длительность сохранения их, оперативность использования в необходимых случаях (при реализации двигательных программ, хранящихся в памяти).

6. Низкий уровень двигательного воображения.

Если от двигательной памяти зависит успешность воспро­изведения (репродуцирования) хранящейся в ней двига­тельной программы реально выполненного движения, то от двигательного воображения — успешность реализации еще никогда не выполнявшихся двигательных действий. Двига­тельное воображение проявляется в умениях импровизировать новые движения и их комбинации.

7. Неумение предвосхищать двигательные действия.

По существу, такие умения представляют наглядно-дейст­венное мышление в структуре психомоторных действий. Эти умения вызваны к жизни ограниченностью физических воз­можностей человека в решении достаточно широкого класса двигательных задач.

Основные особенности ВНД:

1. Инертность, медлительность и пониженная переключае-мость психических процессов (особенно в младшем школьном возрасте).

2. Быстрая утомляемость коры головного мозга (КГМ), ко­торая проявляется в низкой работоспособности учащих­ся (особенно в младшем школьном возрасте).

3. Явное преобладание первой сигнальной системы над вто­рой сигнальной системой (у младших школьников).

4. Повышенная нервная возбудимость (особенно у подро­стков).

5. Процессы возбуждения преобладают над процессами тор­можения (особенно у подростков).

6. Недостаточность отдельных корковых функций.

7. Неадекватность ответных реакций характеру раздраже­ний, приводящая к генерализации возбуждения, кото­рая, в свою очередь, выражается массой дополнительных движений ног, рук, туловища (особенно в подростковом возрасте).

8. Вторая сигнальная система преобладает над первой сиг­нальной системой (у старших школьников).

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить огромную роль своевременной коррекции имеющихся и профилактики возможных нарушений развития двигательной сферы школь­ника. В первую очередь это предполагает учет индивидуаль­ных особенностей личности ребенка, а также взаимосвязь и преемственность в работе специалистов образовательных учреждений V вида.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

СПЕЦИАЛЬНЫХ

(КОРРЕКЦИОННЫХ)

ШКОЛ V ВИДА

Известно, что аномалия речи приводит к недоразвитию мно­гих иных функциональных систем, в том числе ко вторичной ЗПР, двигательным нарушениям и многим другим. И в то же время коррекция речевых нарушений способствует повыше­нию качества функций организма. Таким образом, образуется замкнутый круг системной взаимосвязи, что обусловливает не­обходимость современной концепции физического воспитания детей-логопатов. С этой точки зрения весьма перспективна концептуальная разработка (см. схему 1).

Имеет смысл дать некоторые пояснения относительно ком­петентности блоков, указанных в вышеизложенной концеп­ции. Так, блок диагностики и классификации рассматривается как этап первичного изучения двигательного развития ребен­ка, а блок индивидуализации и программирования, — как спо­соб, позволяющий запрограммировать развитие личности с учетом его индивидуальных особенностей (возрастных, по­ловых, морфофункциональных, психологических). Что каса­ется секции стыковки, то ее главное предназначение — это обеспечение взаимодействия с другими специалистами, а имен­но: логопедом, дефектологом, психологом, психиатром, соци­альным педагогом и др.

Кроме непосредственно конструктивного решения по обес­печению взаимообогащения компонентов обозначенной ассо­циации (движениеречь) требуется целевая структура воз­действия на детей с речевой патологией. Причем, такая структура может гарантировать положительный эффект лишь при осуществлении всего комплекса, мероприятий специальной программы социального обеспечения.

ёВключая первую и вторую сигнальные системы в предлагаемой программе физическому воспитанию (ФВ) и коррекционному физическому воспитанию (КФВ). При этом следует учитывать анатомо-физиологические компоненты организма ребенка и особенности развития его систем, а в целом - состояния здоровья, оценка которого базируется на четы важнейших критериях.

1) уровень и гармоничность физического, биологического и нервно-психического развития;

2) функциональное состояние основных систем организма (ЦНС, двигательной, ССС, дыхательной и др.);

3) наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии);                                        

4) резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям).

В этой связи, прежде чем решать задачи по укреплению здоровья логопатов полезно знать их стартовые (исходные) возможности с точки зрения физического развития и функционального состояния основных систем организма (см. табл. 1  и 2). Причем, особенно актуальна оценка данного аспекта исследований с позиций сравнительного анализа, а также ме­тода корреляции.

Таблица 1

Показатели физического развития заикающихся и нормально говорящих к моменту поступления в школу (усредненные показатели детей 6—7-летнего возраста)

 

Показатели

Испытуемые

Рост (см) Вес (кг) Окружность грудной клетки (см)
мальчики Заикающиеся 122 23.8 56,7
мальчики Нормально говорящие 124,5 24,2 59,6
девочки Заикающиеся 118 22,8 55,4
девочки говорящие 121 22.9 57,6

 

Приведенный пример наглядно демонстрирует, что потен­циальные ученики подготовительного и первого классов рече­вой школы изначально уже отстают по обозначенным парамет­рам от нормально говорящих сверстников. К сожалению, это далеко не полный перечень проблем. Так, следует отметить и другие серьезные недостатки физического развития логопа­тов: дефекты осанки, плоскостопие, недостаточное развитие грудной клетки, аномалии в строении артикуляционного ап­парата, дисплазия и др.

Далее имеет смысл сопоставить усредненные показатели уровня функционального состояния важнейших систем организма заикающихся и нормально говорящих детей 67-летнего возраста к моменту поступления в школу.

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.