Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-05-27 | 290 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Обозначим основные аспекты психологической характеристики воспитанников речевой школы. Для персонального обследования необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности личности: уровень психического развития, его анатомические и физиологические возрастные изменения, разновидность речевой патологии, а также тип ВНД, характер, род занятий и др. При этом необходимо выделить и систематизировать основные аспекты по разделам психического, психомоторного и личностного развития индивидуума.
I. Уровень развития познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения):
1. Недостаточность мышечно-суставного чувства.
2. Несформированность вестибулосенсорных реакций
3. Низкий уровень зрительного восприятия:
а) плохое развитие цветового ощущения (у младших школьников);
б) слабое развитие глубинного (объемного) зрения (особенно у младших школьников);
в) ослабление наружных и внутренних мышц глаза и др.
4. Нарушение зрительно-пространственной ориентации.
5. Низкий уровень тактильного восприятия.
6. Неудовлетворительное состояние слухового восприятия.
7. Неумение объективно ощущать процессы времени и пространства.
8. Механическая память преобладает над логической памятью (особенно у младших школьников).
9. Низкий уровень абстрактного мышления (особенно у младших школьников).
10. Недостаточная способность осуществлять мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).
Неадекватное использование таких механизмов воображения, как гиперболизация, миниатюризация, агглютинация, схематизация, обобщение образов, акцентирование и др.
|
11. Недостаточный уровень развития внимания:
а) объема внимания;
б) быстроты переключаемости внимания;
в) распределения внимания;
г) быстроты сосредоточенности (концентрированности) внимания;
д) устойчивости внимания.
II. Состояние регуляторных функций психики - волевых и эмоциональных процессов
Волевые процессы
(наиболеераспространенные особенности):
1. Недостаточный уровень развития волевых качеств:
а) дисциплинированности;
б) смелости;
в) настойчивости.
2. Динамика проявления воли:
а) недостаточный уровень возбудимости воли по направлению к вызову действия; прежде всего это относится к школьникам с флегматическим и меланхолическим типом ВИД;
б) недостаточный уровень возбудимости воли по направлению к прекращению деятельности; в большей степени это характерно для холериков и флегматиков;
в) недостаточный уровень глубины волевого усилия; особенно слабый показатель у учащихся с меланхолическим типом ВНД;
г) недостаточный уровень устойчивости волевого усилия; в первую очередь это свойственно сангвиникам.
Эмоциональные процессы
(наиболее распространенные особенности):
1. Состояние эмоциональных процессов:
а) повышенная эмоциональная возбудимость (особенно в подростковом возрасте);
б) низкий уровень эмоциональной устойчивости, самообладания, выдержки и др.
2. Динамика проявления эмоций и чувств:
а) высокий уровень возбудимости эмоций и чувств; в меньшей степени это является типичным для логопатов-флегматиков;
б) недостаточный уровень силы эмоций; более всех это применительно к учащимся с меланхолическим типом ВНД;
в) низкий уровень глубины эмоций и чувств; особенно слабый показатель у меланхоликов;
г) нестабильная устойчивость эмоций и чувств; в первую очередь это свойственно сангвиникам.
Уровень мотивации:
1. Отсутствие стремления к познавательной деятельности.
2. Избирательность при выполнении деятельности (спортивной, трудовой, учебной).
|
3. Несформированность мотивации к занятиям физической культурой и спортом как средству подготовки к будущей деятельности (работе, службе в армии и др.).
Показатели личностного развития (уровень притязаний, самоанализ, самообслуживание, самооценка и др.):
1. Низкий уровень притязаний, стремлений к более трудным целям. 2. Отсутствие умения анализировать планировать свою деятельность.
3. Недостаточный уровень инициативности и творческого подхода к решению задач, преодоления трудное время выполнения деятельности (спортивной, трудовой, учебной).
4. Отсутствие привычки к трудовому усилию.
5.Невысокий уровень самостоятельности, целеустремленности, организованности.
6. Отсутствие чувства долга и ответственности.
7. Частное игнорирование самообслуживания.
8. Отсутствие навыка самоконтроля и адекватной оценки своей работы.
III. Особенности речи (в зависимости от индивидуального уровня психического развития, разновидности речевой патологии и др.):
1. Нарушение семантической, или смысловой, стороны речи:
а) слов;
б) грамматических форм слов;
в) фразеологизмов;
г) словосочетаний;
д) предложений.
2. Расстройство звукопроизношения. _
3. Нарушение просодической, или динамической, стороны речи:
а) темпа и ритма речи;
б) паузации;
в) интонационной выразительности;
г) фонетических ударений;
д) логических ударений.
4. Расстройство или отсутствие фонации.
а) нарушение высоты голоса;
б) нарушение силы голоса;
в) нарушение тембра голоса;
г) отсутствие голоса (афония) и др.
Показатели психомоторного развития:
1. Недостаточное умение сохранять равновесие тела. Этот показатель характеризует как произвольную, так и непроизвольную сферу саморегуляции.
2. Низкий общий уровень развития произвольного управления своими движениями.
Особенно слабое умение ученика подчинять свои движения основной двигательной задаче, т. е. выполнять осмысленные движения.
3. Недостаточное умение тонко регулировать изменения своих движений по отдельным параметрам:
а) усилию (тонкой дифференциации);
б) пространственной характеристике (амплитуде);
в) времени (продолжительности, темпу, ритму движений).
|
4. Неумение координировать сложные одновременные движения.
5. Слабая двигательная память.
От уровня развития этого показателя психомоторного развития зависит быстрота и прочность запоминания значительного числа последовательных движений (как простых, так и сложнокоординированных), длительность сохранения их, оперативность использования в необходимых случаях (при реализации двигательных программ, хранящихся в памяти).
6. Низкий уровень двигательного воображения.
Если от двигательной памяти зависит успешность воспроизведения (репродуцирования) хранящейся в ней двигательной программы реально выполненного движения, то от двигательного воображения — успешность реализации еще никогда не выполнявшихся двигательных действий. Двигательное воображение проявляется в умениях импровизировать новые движения и их комбинации.
7. Неумение предвосхищать двигательные действия.
По существу, такие умения представляют наглядно-действенное мышление в структуре психомоторных действий. Эти умения вызваны к жизни ограниченностью физических возможностей человека в решении достаточно широкого класса двигательных задач.
Основные особенности ВНД:
1. Инертность, медлительность и пониженная переключае-мость психических процессов (особенно в младшем школьном возрасте).
2. Быстрая утомляемость коры головного мозга (КГМ), которая проявляется в низкой работоспособности учащихся (особенно в младшем школьном возрасте).
3. Явное преобладание первой сигнальной системы над второй сигнальной системой (у младших школьников).
4. Повышенная нервная возбудимость (особенно у подростков).
5. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения (особенно у подростков).
6. Недостаточность отдельных корковых функций.
7. Неадекватность ответных реакций характеру раздражений, приводящая к генерализации возбуждения, которая, в свою очередь, выражается массой дополнительных движений ног, рук, туловища (особенно в подростковом возрасте).
8. Вторая сигнальная система преобладает над первой сигнальной системой (у старших школьников).
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить огромную роль своевременной коррекции имеющихся и профилактики возможных нарушений развития двигательной сферы школьника. В первую очередь это предполагает учет индивидуальных особенностей личности ребенка, а также взаимосвязь и преемственность в работе специалистов образовательных учреждений V вида.
|
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ)
ШКОЛ V ВИДА
Известно, что аномалия речи приводит к недоразвитию многих иных функциональных систем, в том числе ко вторичной ЗПР, двигательным нарушениям и многим другим. И в то же время коррекция речевых нарушений способствует повышению качества функций организма. Таким образом, образуется замкнутый круг системной взаимосвязи, что обусловливает необходимость современной концепции физического воспитания детей-логопатов. С этой точки зрения весьма перспективна концептуальная разработка (см. схему 1).
Имеет смысл дать некоторые пояснения относительно компетентности блоков, указанных в вышеизложенной концепции. Так, блок диагностики и классификации рассматривается как этап первичного изучения двигательного развития ребенка, а блок индивидуализации и программирования, — как способ, позволяющий запрограммировать развитие личности с учетом его индивидуальных особенностей (возрастных, половых, морфофункциональных, психологических). Что касается секции стыковки, то ее главное предназначение — это обеспечение взаимодействия с другими специалистами, а именно: логопедом, дефектологом, психологом, психиатром, социальным педагогом и др.
Кроме непосредственно конструктивного решения по обеспечению взаимообогащения компонентов обозначенной ассоциации (движение — речь) требуется целевая структура воздействия на детей с речевой патологией. Причем, такая структура может гарантировать положительный эффект лишь при осуществлении всего комплекса, мероприятий специальной программы социального обеспечения.
ёВключая первую и вторую сигнальные системы в предлагаемой программе физическому воспитанию (ФВ) и коррекционному физическому воспитанию (КФВ). При этом следует учитывать анатомо-физиологические компоненты организма ребенка и особенности развития его систем, а в целом - состояния здоровья, оценка которого базируется на четы важнейших критериях.
1) уровень и гармоничность физического, биологического и нервно-психического развития;
2) функциональное состояние основных систем организма (ЦНС, двигательной, ССС, дыхательной и др.);
3) наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии);
|
4) резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям).
В этой связи, прежде чем решать задачи по укреплению здоровья логопатов полезно знать их стартовые (исходные) возможности с точки зрения физического развития и функционального состояния основных систем организма (см. табл. 1 и 2). Причем, особенно актуальна оценка данного аспекта исследований с позиций сравнительного анализа, а также метода корреляции.
Таблица 1
Показатели физического развития заикающихся и нормально говорящих к моменту поступления в школу (усредненные показатели детей 6—7-летнего возраста)
Показатели Испытуемые | Рост (см) | Вес (кг) | Окружность грудной клетки (см) | |
мальчики | Заикающиеся | 122 | 23.8 | 56,7 |
мальчики | Нормально говорящие | 124,5 | 24,2 | 59,6 |
девочки | Заикающиеся | 118 | 22,8 | 55,4 |
девочки | говорящие | 121 | 22.9 | 57,6 |
Приведенный пример наглядно демонстрирует, что потенциальные ученики подготовительного и первого классов речевой школы изначально уже отстают по обозначенным параметрам от нормально говорящих сверстников. К сожалению, это далеко не полный перечень проблем. Так, следует отметить и другие серьезные недостатки физического развития логопатов: дефекты осанки, плоскостопие, недостаточное развитие грудной клетки, аномалии в строении артикуляционного аппарата, дисплазия и др.
Далее имеет смысл сопоставить усредненные показатели уровня функционального состояния важнейших систем организма заикающихся и нормально говорящих детей 6 — 7-летнего возраста к моменту поступления в школу.
Таблица 2
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!